Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А45-2581/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2018 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Ильина В.И.
Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Полукаровой С.А. рассмотрел кассационную жалобу товарищества собственников жилья «Ласка» на решение от 07.08.2017 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 10.10.2017
Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Скачкова О.А.) по делу № А45-2581/2017 по заявлению товарищества собственников жилья «Ласка» (630075, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Мэрии города Новосибирска (630099, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании постановлений.
Другие лица, участвующие в деле: Государственная жилищная инспекция Новосибирской области; Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Бутенко Е.И.) в заседании участвовали представители:
от товарищества собственников жилья «Ласка» – председатель ФИО1 на основании протокола от 21.07.2016;
от Мэрии города Новосибирска – ФИО2 по доверенности
от 18.12.2017;
от Государственной жилищной инспекции Новосибирской области – ФИО3 по доверенности от 09.01.2018.
Суд установил:
товарищество собственников жилья «Ласка» (далее – товарищество,
ТСЖ «Ласка») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области
с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),
о признании недействительными постановлений Мэрии города Новосибирска (далее – мэрия) от 15.11.2016 № 5185 и от 19.01.2017 № 162 о внесении изменений в постановление мэрии от 08.08.2014 № 7109 «О способе формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных
на территории города Новосибирска» (далее – постановление № 7109),
в части включения многоквартирного жилого дома по адресу: <...> в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Новосибирска, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации
(далее – Жилищный кодекс) срок либо в отношении которых наступили случаи, предусмотренные частью 10 статьи 173, частью 7 статьи 189 Жилищного кодекса.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Государственная жилищная инспекция Новосибирской области (далее – инспекция), Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований Новосибирской области.
Решением от 07.08.2017 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 10.10.2017 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, товарищество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт
об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, в отношении обслуживаемого товариществом МКД решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора принято неправомерно, поскольку у ТСЖ «Ласка» имелась задолженность
по договору займа (для проведения капитального ремонта), погашение которой осуществляется за счет средств специального счета, что исключает перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет регионального оператора.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу
в порядке статьи 279 АПК РФ не представили.
Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, товарищество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <...> (далее – МКД).
На основании общего собрания членов, оформленного протоколом
от 19.08.2013 № 15, ТСЖ «Ласка» является владельцем специального счета
и осуществляет формирование средств для обеспечения проведения капитального ремонта.
В ходе проведенных мероприятий по контролю за формированием фонда капитального ремонта собственниками помещений МКД инспекцией выявлено, что в период с 01.07.2015 по 31.09.2015 размер начисленных взносов составил 70 419,86 руб., размер фактических поступлений взносов собственников помещений на капитальный ремонт составил 9 300 руб.
или 13,21% от размера начисленных взносов на капитальный ремонт собственникам помещений (представленных к оплате счетов за капитальный ремонт); задолженность по оплате взносов по состоянию на 31.09.2015 составила 61 119,86 руб.
Инспекцией 14.12.2015 в адрес ТСЖ «Ласка» направлено уведомление № 6907/48-09 о необходимости погашения задолженности в срок не более чем 5 месяцев.
По истечении указанного срока должностным лицом инспекции составлен акт исследования документов по погашению задолженности
от 27.05.2016, в котором указано, что согласно выписке кредитной организации, представленной ТСЖ «Ласка», по состоянию на 12.10.2016 размер фактических поступлений взносов от собственников помещений составил 9 339 руб. 27 коп.
В целях принятия решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора 23.06.2016 инспекцией
в адрес мэрии направлено письмо № 2959/48-09 с информацией о том,
что размер фактических поступлений взносов собственников помещений
на капитальный ремонт МКД составил менее 50% от суммы представленных к оплате счетов собственникам помещений.
Мэрией 15.11.2016 и 19.01.2017 приняты постановления № 5185 и № 162 «О внесении изменений в постановление мэрии города Новосибирска
от 08.08.2014 № 7109 «О способе формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории города Новосибирска», которыми МКД включен вПеречень многоквартирных домов, расположенных на территории города Новосибирска, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора (далее – Перечень).
Не согласившись с указанными постановлениями мэрии, в части включения МКД в Перечень, ТСЖ «Ласка» обратилось в арбитражный суд
с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой
и апелляционной инстанций пришли к выводу, что оспариваемые постановления мэрии соответствуют действующему законодательству
и не нарушают прав товарищества.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции
и постановление апелляционного суда в обжалуемой обществом части,
суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы
и конкретных обстоятельств дела.
Согласно части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный
счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов
на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения
о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников
помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств
на специальном счете (часть 3 статьи 172 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Новосибирской
области от 05.07.2013 № 360-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных
на территории Новосибирской области» владелец специального счета обязан представлять в областной исполнительный орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, сведения о размере остатка средств на специальном счете
по состоянию на 1 января текущего года – ежегодно в срок не позднее
1 марта года, следующего за отчетным; о поступлении в течение
квартала взносов на капитальный ремонт от собственников помещений
в многоквартирном доме – в срок до 20 числа месяца, следующего
за последним месяцем соответствующего квартала.
В случае если на основании сведений, полученных в соответствии
с частью 3 статьи 172 ЖК РФ, размер фактических поступлений взносов
на капитальный ремонт составляет менее чем пятьдесят процентов
от размера представленных к оплате счетов, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок
не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи
с непогашением задолженности в установленный срок (часть 8 статьи 173 ЖК РФ).
Согласно части 9 статьи 173 ЖК РФ владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора,
не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме
и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности
и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения пятимесячного срока со дня получения уведомления органа государственного жилищного надзора владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
На основании части 10 статьи 173 ЖК РФ, если в течение пяти месяцев
с даты получения названного выше уведомления задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета.
Таким образом, если в течение пяти месяцев со дня получения владельцем специального счета уведомления о наличии задолженности
по взносам на капитальный ремонт собственники помещений
в многоквартирном доме не погасили такую задолженность и не известили
об этом орган государственного жилищного надзора, последний доводит
эту информацию до сведения органа местного самоуправления, который
в свою очередь принимает решение о формировании фонда капитального ремонта по многоквартирному дому на счете регионального оператора.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, судами двух инстанций установлен факт того,
что задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества МКД в размере 61 119,86 руб. в установленный в уведомлении от 14.12.2015 № 6907/48-09 срок (до 22.05.2016) ТСЖ «Ласка» не погашена.
Отклоняя доводы ТСЖ «Ласка» относительно наличия задолженности по договору займа от 21.09.2015 в размере 82 000 руб. на целевые нужды (приобретение ТМЦ для проведение капитального ремонта по замене инженерных сетей электроснабжения и электромонтажные работы), суды указали, что документы по погашению задолженности, подтверждающие наличие займа и (или) кредита за проведенный капитальный ремонт, которые не погашены в сроки, установленные договором займа и погашение которых осуществляются за счет средств, поступающих на специальный счет обществом не представлено.
Ссылка товарищества в подтверждение расходования денежных средств фонда капитального ремонта на договор подряда от 07.08.2015 № 04-2015, обоснованно не принята судами во внимание, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что выполненные работы были оплачены (перечислены) подрядчику за счет средств фонда капитального ремонта.
При таких обстоятельствах арбитражные суды правомерно отказали ТСЖ «Ласка» в удовлетворении заявленных требований, поскольку оспариваемые постановления мэрии являются законными и обоснованными.
Изложенные в кассационной жалобе доводы товарищества подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные
акты приняты с правильным применением норм материального права
и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены
или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Определением от 27.12.2017 Арбитражного суда Западно-Сибирского округа товариществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу.
В соответствии со статьями 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1 500 руб. подлежит взысканию
с ТСЖ «Ласка» в доход федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.08.2017 Арбитражного суда Новосибирской области
и постановление от 10.10.2017 Седьмого арбитражного апелляционного
суда по делу № А45-2581/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья «Ласка» в доход федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Григорьев
Судьи В.И. Ильин
Ю.Н. Киричёк