ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-2738/2021 от 03.03.2022 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-2738/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2022 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шабановой Г.А.

судей Дружининой Ю.Ф.

Черноусовой О.Ю.

при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1
на решение от 13.08.2021 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 26.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Павлюк Т.В., Хайкина С.Н.) по делу № А45-2738/2021 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр согласований» (630004, Новосибирская область, город Новосибирск, Вокзальная магистраль, дом 8А, офис 222, ИНН <***>, ОГРН <***>) к Верхне-Обскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (630087, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) об оспаривании ненормативного правового акта.

Другие лица, участвующие в деле: Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (633162, Новосибирская область, Колыванский район, рабочий <...>, кабинет 23, ИНН <***>, ОГРН <***>), ФИО1, ФИО2, муниципальное предприятие города Новосибирска «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» (630112, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>), Мэрия города Новосибирска (630099, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>).

В заседании приняли участие:

ФИО1 лично и ее представитель – ФИО3 по устному ходатайству,

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Серёдкина Е.Л.)
в
заседании участвовала представитель общества с ограниченной ответственностью «Центр согласований» – ФИО4 по доверенности от 19.07.2021.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Центр согласований» (далее –общество, ООО «Центр согласований») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о признании незаконным решения Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (далее – управление) от 07.12.2020 № 09-09/1294 и обязании зарегистрировать в государственном водном реестре решение министерства о предоставлении водного объекта в пользование от 27.11.2020 № 2020-8/Р.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее – министерство), ФИО1 (далее – ФИО1), ФИО2, муниципальное предприятие города Новосибирска «Модернизация и развитие транспортной инфраструктуры» (ранее – муниципальное унитарное предприятие города Новосибирска «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений», далее – предприятие), Мэрия города Новосибирска (далее – мэрия).

Решением от 13.08.2021 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 26.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ФИО1 просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение.

По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что возведение коллектора ограничивает доступ неопределенному кругу лиц к поверхностному водному объекту – реке Ельцовка 1-я и береговой полосе; помещение реки в трубу приведет к изменению ее водного режима и ликвидации водоохранной зоны, позволит провести застройку земельного участка и причинит вред водному объекту; земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:032950:30 и 54:35:032950:30 были сформированы и предоставлены в аренду с нарушением действующего законодательства; заключение предприятия от 30.06.2021 № 24/07/03279 содержит некомпетентную, абстрактную оценку текущего состояния реки; решение о предоставлении водного объекта в пользование было признано министерством недействительным 14.12.2020, в связи с чем судебные акты являются неисполнимыми.

Отзывы на кассационную жалобу в порядке статьи 279 АПК РФ
не представлены.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела,11.11.2020 общество обратилось в министерство с заявлением о предоставлении в водопользование акватории реки Ельцовка 1-я площадью 0,000961 кв.м с целью строительства линейного объекта – главного водосточного коллектора реки Ельцовка 1-я на срок до 03.05.2024.

Министерство 27.11.2020 приняло решение о предоставлении водного объекта в пользование № 2020-8/Р и 01.12.2020 направило его в управление для регистрации.

В письме от 09.12.2020 № 19117-16/37 министерство сообщило обществу о невозможности предоставления части водного объекта
в пользование по причине того, что управление письмом от 07.12.2020
№ 09-09/1294 направило в адрес министерства отказ в регистрации в государственном водном реестре решения о водопользовании со ссылкой на часть 2 статьи 42 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ).

Не согласившись с решением управления, ООО «Центр Согласований» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения управления, поэтому удовлетворили заявленное обществом требования.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

Водопользованием признается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пункт 14 статьи 1 ВК РФ).

В силу части 1 статьи 9 ВК РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Согласно частям 1 и 3 статьи 11 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование приобретается в целях: строительства и реконструкции гидротехнических сооружений; строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 ВК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 21 ВК РФ в иных случаях, кроме предусмотренных частью 1 настоящей статьи случаев (предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства), предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Во исполнение части 6 статьи 23 ВК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844 утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (далее – Правила № 844).

Из положений частей 1, 2 и 5 статьи 23 ВК РФ, пунктов 7, 8, 22 и 28 Правил № 844 следует, что лица, заинтересованные в предоставлении им водного объекта в пользование, обращаются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, а затем на основании полученных сведений - в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении водного объекта (его части) в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования; в течение 30 дней со дня получения документов уполномоченный орган принимает решение о предоставлении водного объекта или его части в пользование либо направляет заявителю мотивированный отказ; решение о предоставлении водного объекта в пользование подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре и вступает в силу с даты его регистрации.

В рассматриваемом случае отказ управления в регистрации в государственном водном реестре решения министерства № 2020-8/Р о предоставлении водного объекта в пользование мотивирован ссылкой на часть 2 статьи 42 ВК РФ(заключение отдельных участков реки Ельцовка 1-я в закрытый коллектор повлечет за собой изменение водного режима этого водного объекта, которое приведет к нарушению прав третьих лиц).

Частью 2 статьи 42 ВК РФ предусмотрено, что при использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов, которое может привести к нарушению прав третьих лиц.

Водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте;водохозяйственная система - комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений (пункты 5 и 11 статьи 1 ВК РФ).

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:032950:30 предоставлен ООО «Центр согласований» в аренду на основании договора от 04.05.2018 № 130858р (сроком действия до 03.05.2024), вид разрешенного использования земельного участка включает «очистные сооружения, водопроводы, канализацию, иные объекты капитального строительства в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами»; выданным обществу разрешением на строительство от 31.05.2019 № 54-Ru54303000-131-2019 предусмотрено создание инженерного сооружения для пропуска воды длиной 54 метра.

В соответствии с техническими условиями и требованиями на отвод и подключение поверхностных ливневых стоков с земельного участка с кадастровым номером 54:35:032950:30, выданных предприятием 18.06.2018 в отношении объекта общества, необходимо запроектировать и построить переключение существующих коллекторов ливневой канализации Д 500 мм с левого и правого берегов реки Ельцовка-1 в водосточный коллектор; обеспечить технический коридор для эксплуатации водосточного коллектора реки Ельцовка-1, водопропускных труб, обеспечить свободный допуск к камерам на коллекторе; сброс ливневых и талых стоков с территории магазина и примыкающих проездов выполнить закрытым способом в коллектор ливневой канализации Д 500; на основании выданных технических условий и нормативной документации выполнить проект устройства ливневой канализации и согласовать его с предприятием.

Согласно Генеральному плану города Новосибирска и проекту планировки территории в пойме реки Ельцовка-1 предусмотрено строительство водосточного коллектора Д 2000 мм, на берегах реки Ельцовка-1 планируется зона размещения объектов жилой застройки; с учетом внесенных решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.03.2021 № 105 изменений земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:032950:30, 54:35:032950:40 расположены в функциональной зоне смешанной и общественно-деловой застройки; рассматриваемая территория расположена в границах проекта планировки центральной части города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии от 30.10.2013 № 10239.

Из карты градостроительного зонирования, утвержденной решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 № 1288, усматривается, что указанные земельные участки расположены в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения, подзоне делового, общественного и коммерческого назначения с объектами различной плотности жилой застройки (ОД-1.1), территориальной зоне специализированной общественной застройки, подзоне специализированной общественной застройки повышенной этажности (ОД-4.3).

Постановлениями мэрии от 16.12.2020 № 4032- № 4035, № 4045-№ 4048, № 4050-№ 4052 утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов для организации территории общего пользования по улице Кавалерийской в Заельцовском районе с видом разрешенного использования «земельные участки (территории) общего пользования - парки)», земельные участки поставлены на кадастровый учет; земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:032950:30, 54:35:032950:40 в границы указанной территории общего пользования не включены.

В результате проведения кадастровых работ по уточнению границ земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:032950:30, 54:35:032950:40 водный объект - река Ельцовка 1-я, который находится в соответствии со статьей 8 ВК РФ в собственности Российской Федерации, исключен из границ указанных земельных участков, соответствующие изменения внесены в договоры аренды. Согласно ситуационному плану концепции развития территории общественного пространства города Новосибирска поймы реки Ельцовка-1 земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:032950:30, 54:35:032950:40 также не включены в границы благоустройства.

В рамках инвестиционной программы предприятия «Развитие централизованной ливневой системы водоотведения города Новосибирска на 2022-2026 годы» в границах благоустройства парка предусмотрено продление главного водосточного коллектора реки Ельцовка-1 от Красного проспекта в сторону улицы Ипподромская на 245 метров и от улицы Ипподромская в сторону Красного проспекта на 465 метров.

В соответствии с заключением предприятия от 30.06.2021 № 24/07/03279 строительство главного водосточного коллектора на земельных участках с кадастровыми номерами 54:35:032950:30 и 54:35:032950:40 необходимо; при реализации строительства магазина со стоянкой по улице Кавалерийской на земельном участке с кадастровым номером 54:35:032950:30 требуется предусмотреть возможность заезда на парковку с противоположной стороны Красного проспекта; строительство предполагает перенос русла реки на период строительства коллектора на всю протяженность от автомобильной переправы через реку Ельцовку (к гаражному кооперативу «Ельцовский») до оголовка существующего водопропускного коллектора под Красным проспектом; в этом случае целесообразно строительство единого коллектора на всю длину данного участка русла реки, а именно на земельных участках с кадастровыми номерами 54:35:032950:30 и 54:35:032950:40; русло реки Ельцовка-1 по сути является захламленным глубоким оврагом в центре города, находящимся в безобразном состоянии; очень крутые откосы со стороны Красного проспекта и улицы Кавалерийской постоянно грозят обрушением берега и перекрытием главного водосточного коллектора реки Ельцовка-1 под Красным проспектом, что в свою очередь грозит нанесению ущерба (разрушением) перегонных тоннелей метрополитена, проходящих в насыпи под проспектом; владельцам земельного участка с кадастровым номером 54:35:032950:30 уже приходилось в экстренном порядке заниматься берегоукреплением во избежание аварийной ситуации; главный водосточный коллектор реки Ельцовка-1 начали строить в 90-е годы; проект предусматривал коллектор от Нарымской магистрали до улицы Ипподромской, однако финансирование данного проекта прекратилось; строительство коллектора позволит обезопасить Красный проспект, тоннели метро и улицу Ковалерийскую от чрезвычайных ситуаций.

Результаты инженерно-геодезических изысканий для строительства объекта капитального строительства «Главный водосточный коллектор реки Ельцовка-1 от водопропускной трубы под Красным проспектом на ПК 24+54,06 до ПК 26+97,80» соответствуют техническому заданию, программе работ, требованиям технических регламентов и действующим нормативным документам.

При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам о том, что строительство водопропускного коллектора в пойме реки Ельцовка 1-я направлено на сохранение водного объекта и защиту его от загрязнения, укрепление берегов этого водного объекта исключение подтопления близлежащих многоэтажных жилых домов, расположенных вдоль улицы Кавалерийская, а также Красного проспекта и проходящих под ним тоннелей метрополитена и не исключает возможности организации парковой зоны в интересах жителей города.

Кроме того, доказательств, подтверждающих отнесение реки Ельцовка-1я к водохозяйственным системам и изменение водного режима этого водного объекта, в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного арбитражные суды пришли к верному выводу
о несоответствии решения управления от 07.12.2020 № 09-09/1294 части
2 статьи 42 ВК РФ и обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 13.08.2021 Арбитражного суда Новосибирской области
и постановление от 26.11.2021 Седьмого арбитражного апелляционного
суда по делу № А45-2738/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.А. Шабанова

Судьи Ю.Ф. Дружинина

О.Ю. Черноусова