ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-34420/17 от 11.10.2018 АС Западно-Сибирского округа

108/2018-41346(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

 ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-34420/2017 

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 года  Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2018 года 

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шабановой Г.А.  судей Григорьева Д.В.   Черноусовой О.Ю. 

при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г.,

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи)  видеоконференц-связи кассационную жалобу Государственной жилищной  инспекции Новосибирской области на решение от 19.03.2018 Арбитражного  суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление  от 19.06.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи  Бородулина И.И., Колупаева Л.А., Усанина Н.А.) по делу № А45-34420/2017  по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая  компания «Сибирские коммунальные системы» (633010, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>)  к Государственной жилищной инспекции Новосибирской области (630011,  <...>, ОГРН <***>,  ИНН <***>) об оспаривании ненормативного правового акта. 

Другое лицо, участвующее в деле, – ФИО1.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии 


Арбитражного суда Новосибирской области (судья Абаимова Т.В.) в  заседании участвовали представители: 

от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  «Сибирские коммунальные системы» – ФИО2 по доверенности  от 03.06.2016, 

от Государственной жилищной инспекции Новосибирской области – ФИО3 по доверенности от 01.09.2017. 

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания  «Сибирские коммунальные системы» (далее – ООО «УК «СКС», общество)  обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением  о признании недействительным предписания Государственной жилищной  инспекции Новосибирской области (далее – инспекция) от 16.08.2017   № 08-03-003/2976-1. 

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена  ФИО1. 

Решением от 19.03.2018 Арбитражного суда Новосибирской области,  оставленным без изменения постановлением от 19.06.2018 Седьмого  арбитражного апелляционного суда, требование ООО «УК «СКС»  удовлетворено частично, признан недействительным пункт 2 оспариваемого  предписания. 

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное  применение судами обеих инстанций норм материального права, просит  отменить указанные судебные акты в части признания недействительным  пункта 2 предписания от 16.08.2017 № 08-03-003/2976-1 и отказать в  удовлетворении заявленного обществом требования полностью. 

Податель жалобы считает, что до наступления обстоятельств,  предусмотренных частью 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 

 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах  производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской 


Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных  актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее –  Закон № 458-ФЗ), плата за услуги по сбору, вывозу и утилизации  (захоронению) твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) входит в  состав платы за содержание жилого помещения, размер которой должен  определяться общим собранием собственников многоквартирного дома из  расчета на 1 кв.м. площади. 

По мнению инспекции, судами не учтено, что полномочиями по  утверждению нормативов потребления коммунальных услуг наделены  только органы государственной власти субъектов Российской Федерации; с  01.01.2010 и до момента выдачи оспариваемого предписания на территории  города Бердска отсутствовали установленные нормативы по утилизации  твердых бытовых отходов (далее – ТБО); ссылки общества и судов на приказ  Департамента по тарифам Новосибирской области от 22.11.2016 № 283-ЖКХ  несостоятельны, поскольку факт оказания услуг по утилизации отходов  муниципальным унитарным предприятием «СпецАвтоХозяйство» (далее –  МУП «СпецАвтоХозяйство») документально не подтвержден. 

В отзыве на кассационную жалобу ООО «УК «СКС» просит оставить  принятые по делу судебные акты в обжалуемой части без изменения как  соответствующие действующему законодательству. 

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов,  изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях  присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд  кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых  судебных актов. 

Как следует из материалов дела, по обращению ФИО1  (собственник квартиры № 41) инспекцией проведена внеплановая  документарная проверка в отношении ООО «УК «СКС», осуществляющего  управление многоквартирным домом № 53/1 по улице Островского в городе 


Бердске (далее – МКД).  

По результатам проверки обществу выдано предписание от 16.08.2017   № 08-03-036/2976-1, обязывающее его в срок до 15.09.2017 устранить  допущенные нарушения части 7 статьи 156 и части 1 статьи 158 Жилищного  кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), выразившиеся в  начислении по квартире № 41 платы за механизированную уборку снега в  период с января по апрель 2017 года без решения общего собрания  собственников и исходя из фактически понесенных затрат (пункт 1), а также  платы за утилизацию мусора в период с января по июль 2017 года без  решения собрания собственников и исходя из количества проживающих  граждан (пункт 2). 

Не согласившись с указанным предписанием, ООО «УК «СКС»  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. 

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что плата за  утилизацию ТКО начислялась обществом с соблюдением требований  действующего законодательства, в связи с чем признали пункт 2  оспариваемого предписания недействительным. 

Оставляя принятые судебные акты в обжалуемой части без изменения,  суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных  обстоятельств рассматриваемого дела. 

В силу статьи 196 ЖК РФ, статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008   № 294-ФЗ «О защите прав и юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)  и муниципального контроля», статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 

 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае  выявления при проведении лицензионного контроля в отношении  юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих  деятельность по управлению многоквартирными домами на основании  лицензии, нарушений лицензионных требований должностные лица,  проводившие проверку, обязаны выдать лицензиату предписание о  прекращении нарушений обязательных требований, об устранении  выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению 


соблюдения обязательных требований. 

Пункт 3 Положения о лицензировании предпринимательской  деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного  постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110,  относит к числу лицензионных требований соблюдение лицензиатом  требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ (подпункт «а»);  исполнение им обязанностей по договору управления многоквартирным  домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (подпункт «б»). 

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления  многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по  заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном  доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и  (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать  услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего  имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги  собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в  этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей  управления многоквартирным домом деятельность. 

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией  она несет ответственность перед собственниками помещений в  многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ,  которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном  доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических  регламентов и установленных Правительством Российской Федерации  правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за  предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня  благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать  требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил  предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных  услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах  и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ). 

Согласно пункту 2 Правил осуществления деятельности по управлению 


многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства  Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 (далее - Правила № 416), под  деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается  выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных  статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников  помещений в многоквартирном доме. 

В частности, управление многоквартирным домом обеспечивается  организацией и осуществлением расчетов за услуги и работы по содержанию  и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и  работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в  том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с  оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в  многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с  требованиями законодательства Российской Федерации; оформление  платежных документов и направление их собственникам и пользователям  помещений в многоквартирном доме (подпункт «ж» пункта 4 Правил № 416). 

На основании статей 210, 249, пункта 1 статьи 290 ГК РФ, частей 1 и 2  статьи 39, части 1 статьи 153, части 1 статьи 158, части 1 статьи 169 ЖК РФ  собственник помещения в многоквартирном доме несет бремя содержания  принадлежащего ему помещения, а также обязан участвовать в расходах на  содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей  доле в праве общей собственности на это имущество; граждане и  организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое  помещение и коммунальные услуги. 

Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и  коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме  включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в  себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за  содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,  за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в  многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за  коммунальные услуги. 


Перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за  содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также  размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в  котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный  кооператив или иной специализированный потребительский кооператив,  определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с  учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок  не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ). 

Согласно части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги  включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую  энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо  при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение  с ТКО. 

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема  потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов  учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных  услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов  Российской Федерации по тарифам, установленным органами  государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке,  предусмотренном федеральным законом, или органом местного  самоуправления в случае наделения его отдельными государственными  полномочиями (части 1 и 2 статьи 157 ЖК РФ). 

Вместе с тем, частью 8 статьи 23 Закона № 458-ФЗ (в редакции  Федерального закона от 28.12.2016 № 486-ФЗ «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в  силу с 29.12.2016) предусмотрено, что обязанность по внесению платы за  коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения  единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории  соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения  соглашения между органом государственной власти и региональным  оператором по обращению с ТКО, но не позднее 01.01.2019. 

При этом в частях 6 и 7 этой же статьи закреплено, что договоры, 


заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до  заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.  Тарифы на услуги организаций коммунального комплекса, утвержденные в  соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах  регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее –  Закон № 210-ФЗ), применяются до 01.01.2018. 

Из положений статьи 4, статьи 21 Федерального закона от 24.06.1998

 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 161, 162 ЖК РФ,  пункта 17 статьи 2 Закона № 210-ФЗ, подпункта «д» пункта 11 Правил  содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491,  следует, что собственниками ТБО являются граждане, в результате  жизнедеятельности которых они образовались; содержание общего  имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и  жидких бытовых отходов; управляющие организации приобретают у  организаций коммунального комплекса услугу утилизации (захоронения)  ТБО, которая подлежит оплате собственниками (нанимателями) жилых  помещений в составе платы за жилое помещение. 

Поскольку тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и  захоронению ТБО, оказываемые организациями коммунального комплекса,  подлежат регулированию (часть 2 статьи 1 Закона № 210-ФЗ), суды  обоснованно сочли, что установление размера платы за услугу по утилизации  (захоронению) ТБО и вопрос о необходимости ее возмещения управляющей  организации не могут быть решены по правилам, предусмотренным частью 7  статьи 156 ЖК РФ для определения размера платы за содержание жилого  помещения в многоквартирном доме. 

Вопреки позиции инспекции утверждение стоимости услуг по  утилизации (захоронению) ТБО не относится к полномочиям общего  собрания собственников помещений и не может быть предметом соглашения  сторон договора управления многоквартирным домом. 

Судами также верно отмечено, что выставление платы за данную услугу  отдельной строкой в платежном документе не противоречит действующему 


законодательству и само по себе не может расцениваться как нарушение прав  собственников или нанимателей жилых помещений. 

Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле  доказательства, суды двух инстанций установили, что ООО «УК «СКС»  осуществляет управление МКД на основании решения общего собрания  собственников помещений в данном доме (протокол от 10.07.2015) и  заключенного с ними договора управления; перечень выполняемых  (предоставляемых) обществом работ и услуг определен в приложениях № 1 и   № 2 к названному договору. 

Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в МКД  от 25.09.2016 № 16-1 размер платы за содержание жилого помещения  составляет 16,9 руб. с кв.м. Плата за сбор и вывоз ТБО (1,2 руб. с кв.м.)  включена в плату за содержание жилого помещения; утилизация ТБО  указана в договоре управления от 01.07.2015 как коммунальная услуга  (приложение № 2), оплачиваемая по тарифу, установленному органами  государственной власти субъекта Российской Федерации и/или органами  местного самоуправления (пункт 4.2 договора). 

Услуги по вывозу и утилизации ТБО оказывались обществом на  основании заключенного с ООО «ЭкоСервис» договора от 13.08.2014 № 82.  При этом размер платы за утилизацию ТБО, предъявляемый 

ООО «ЭкоСервис» и перевыставляемый ООО «УК «СКС» жителям МКД,  определялся им исходя из норматива, утвержденного Решением Совета  депутатов города Бердска от 02.03.2006 № 43 «О нормативах потребления  коммунальных услуг населением» (1,8 куб/чел/год), количества  проживающих и тарифа на услуги по утилизации ТБО, установленного  приложением № 2 к приказу Департамента по тарифам Новосибирской  области от 22.11.2016 № 283-ЖКХ для МУП «СпецАвтоХозяйство»,  осуществляющего деятельность по захоронению отходов на территории  города Бердска, на 2017 год (48,33 руб. за 1 куб.м.). 

Доказательств, свидетельствующих о том, что фактически услуги по  утилизации отходов жителям МКД не предоставлялись либо оказывались и  предъявлялись к оплате иными лицами, инспекцией не представлено, 


правильность расчета взимаемой платы не опровергнута. 

С учетом изложенного и принимая во внимание конкретные  обстоятельства рассматриваемого дела, арбитражные суды обоснованно  признали недействительным пункт 2 оспариваемого предписания. 

Иное толкование подателем кассационной жалобы положений  действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не  свидетельствуют о неправильном применении судом норм права 

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со  статьей 288 АПК РФ не установлено. 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Западно-Сибирского округа 

постановил:

решение от 19.03.2018 Арбитражного суда Новосибирской области  и постановление от 19.06.2018 Седьмого арбитражного апелляционного суда  по делу № А45-34420/2017 оставить без изменения, кассационную  жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух  месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Г.А. Шабанова 

Судьи Д.В. Григорьев 

 О.Ю. Черноусова