Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А45-35287/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ишутиной О.В.,
судей Доронина С.А.,
Шаровой Н.А. –
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Айсберг» (далее – общество «Айсберг», кредитор, заявитель) на определение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.05.2023 (судья Белкина Т.Ю.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда
от 24.07.2023 (судьи Сбитнев А.Ю., Апциаури Л.Н., Иванов О.А.) по делу
№ А45-35287/2021 о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск» (630099, город Новосибирск,
улица Октябрьская, дом 42, этаж/офис 2/200, ИНН 5410772955, ОГРН 1125476156211, далее – общество «Экология-Новосибирск», должник, региональный оператор).
Суд установил:
в деле о несостоятельности (банкротстве) должника общество «Айсберг» обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о включении в реестр требований кредиторов должника требований в размере 101 872 480 руб. - суммы неосновательного обогащения, образовавшегося за период с 01.01.2020 по 27.12.2021.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.05.2023, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество «Айсберг» просит отменить состоявшиеся акты судов первой и апелляционной инстанций, принять новый судебный акт об удовлетворении требований общества «Айсберг».
В обоснование кассационной жалобы ее податель сослался на неправильное применение судами двух инстанций действующего законодательства, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам, на доказанность обоснованности требования кредитора.
Отзыв на кассационную жалобу, представленный конкурсный управляющим должником Баряевым Владиславом Александровичем, не приобщен к материалам обособленного спора в связи с отсутствием надлежащих доказательств направления лицам, участвующим в обособленном споре (части 1, 2 статьи 279 АПК РФ).
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в обособленном споре, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность определения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда проверена судом округа.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Новосибирской области от 27.12.2021 принято заявление о признании должника банкротом, определением того же суда от 07.02.2022 в отношении должника введено наблюдение, временным управляющим утвержден Шумкин Евгений Михайлович.
Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 07.10.2022 прекращена процедура наблюдения в отношении должника; в отношении общества «Экология-Новосибирск» введена процедура внешнего управления.
Решением того же суда от 06.03.2023 должник признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
Заявление общества «Айсберг» обосновано следующим.
Между обществом «Экология-Новосибирск» (региональный оператор) и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области от 25.07.2018. Предметом данного соглашения является обеспечение региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области, включающей в себя сбор, в том числе раздельный сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 19 раздела 2 «Обязанности сторон» региональный оператор обязан создавать условия для сбора ТКО на контейнерных площадках, предусмотренных территориальной схемой.
Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), установлено, что в соответствии с условиями договора складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 1156, осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 Правил № 1156).
Согласно подпункту 6 пункта 8 Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Новосибирской области, утвержденных постановлением правительства Новосибирской области от 11.05.2017 № 178-п основной функцией регионального оператора по обращению с ТКО является создание условий для сбора ТКО на контейнерных площадках, предусмотренных территориальной схемой.
Накопление ТКО должно осуществляться в контейнеры на контейнерных площадках, а КГО-в бункеры, что предусматривалось действовавшими в спорный период СанПиН 42-128-4690-88 (п.п.2.2.1. 2.2.2). СанПиН 2.1.7.3550-19 (п.п.2.1, 2.4.). СанПиН 2.1.3684-21 (п.п.3.6).
Согласно пункту 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016
№ 484 (далее - Основы ценообразования), необходимая валовая выручка регионального оператора в том числе включает расходы на приобретение контейнеров и бункеров в размере не более 1 % от необходимой валовой выручки на очередной период регулирования (письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.01.2019 № 12-47/928 «Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 24.12.2019 № П9-68084».
Обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования (письмо Минстроя России от 03.04.2019 «О новой системе по обращению с ТКО»). При этом размер предельных расходов на аренду контейнеров и бункеров для накопления ТКО нормативно не определен.
23.12.2019 между обществом «Айсберг» и должником были заключены договоры на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов № 08/03/19-1, № 08/03/19-3, № 08/03/19-4, № 08/03/19-5, № 08/03/19-6.
Согласно пунктам 1.1 каждого из заключенных договоров, общество «Айсберг» обязалось осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов IV-V классов опасности, отходов потребления на производстве, подобных коммунальным IV-V классов опасности (ТКО), а должник оплачивать такие услуги. Срок оказания услуг по транспортированию – с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно по каждому из договоров.
Общество «Айсберг» во исполнение вышеуказанных договоров установило на контейнерных площадках на территории Новосибирской области мусорные контейнеры в количестве 3 557 ед.
По мнению общества «Айсберг», в период с 01.01.2020 должник фактически пользовался мусорными контейнерами, принадлежащим обществом «Айсберг», не внеся соответствующую плату.
Размер платы за использование мусорными контейнерами, согласно расчету общества «Айсберг», составляет 1 200 руб./мес., в том числе НДС 20 % (200 руб.) за 1 контейнер объемом 0,66 куб. м, 0,77 куб. м и 1 куб. м.
В дальнейшем между должником и обществом «Айсберг» заключен договор аренды движимого имущества (мусорных контейнеров) от 29.04.2022 № 13/А/2020.
Адреса контейнерных площадок, объемы контейнеров и их количество указаны в приложении к договору аренды от 29.04.2022.
Общество «Айсберг» указывает, что установка контейнеров согласно договору от 29.04.2022 № 13/А/2020 произведена по адресам, по которым устанавливались контейнеры и до заключения названного договора, то есть в период с 01.01.2020 по 29.04.2022.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества «Айсберг» в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у регионального оператора обязанности по приобретению контейнеров, о недоказанности фактов использования должником имущества кредитора.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
По итогам рассмотрения кассационной жалобы суд округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
Целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению законных прав и интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
В силу пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Положениями статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками ТКО. По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора.
Основы ценообразования, на которые ссылается заявитель, определяют систему, принципы и методы регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО, критерии их применения. Приобретение региональным оператором контейнеров и бункеров в пределах средств, учтенных в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования, касается вопроса обоснованности установленного тарифа по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с ТКО необходимая валовая выручка (далее – НВВ) регионального оператора определяется, в том числе, с учетом расходов на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание. При этом, такие расходы учитываются в размере, не превышающем 1 % НВВ на очередной период регулирования.
В структуре НВВ при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Новосибирской области (далее - тариф) на 2019 год, утвержденного приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 18.12.2018 № 769-ЖКХ, расходы на приобретение контейнеров для накопления ТКО для потребителей не были предусмотрены.
Судами установлено, что обществом «Экология-Новосибирск» в 2019 году были приобретены контейнеры на сумму 19 258 288,05 руб.
Указанные расходы были в последующем компенсированы органом регулирования в 2021 году (доклад к протоколу заседания правления департамента по тарифам Новосибирской области от 18.12.2021 № 56)
Суммарно на основании приказов департамента по тарифам Новосибирской области расходы общества «Экология-Новосибирск» на приобретение и содержание контейнеров в составе тарифа на 2020 - 2022 годы составили 121 294 тыс. руб., из них за 2020 и 2021 годы суммарно – 44 835 650 руб., а не 73 269 917, 22 руб., как утверждает общество «Айсберг».
Затраты общества «Экология-Новосибирск» на приобретение контейнеров за период 2019 - 2022 годы составили 181 864 514,05 руб., что превышает заложенные в тариф расходы. Всего приобретено 14 050 контейнеров.
Пунктом 13 Правил № 1156 и пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, установлено, что региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил № 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона № 89-ФЗ, а также пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании положений статей 36, 39, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил благоустройства территории г. Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 № 469, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, суды пришли к выводу, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая приобретение контейнеров, их установку, а также обслуживание и очистку контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Контейнеры должны приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, с учетом положения пункта 90 Основ ценообразования, которым допускается (а не возлагается обязанность) приобретение контейнеров и бункеров непосредственно региональными операторами по обращению с ТКО.
Как установили суды, контейнеры кредитором устанавливались в местах накопления по заявлениям потребителей/управляющих организаций, использовались именно потребителями для накопления ТКО (что следует из представленной кредитором переписки).
Заключение договора аренды от 29.04.2022 обусловлено решением, принятым на совещании в Правительстве Новосибирской области 25.04.2022, и не подтверждает довод кредитора о наличии у должника как регионального оператора обязанности оплатить использование потребителями контейнеров в период с 01.01.2020 по 29.04.2022 в размере 101 872 480 руб.
Кредитор до момента подачи в суд заявления о включении в реестр требований кредиторов должника не обращался к должнику с претензиями об оплате пользования контейнерами, не выставлял счета на оплату. Оплата со стороны должника за пользование контейнерами за спорный период не производилась.
По итогам тщательного исследования представленных доказательств суды пришли к выводу о недоказанности кредитором неосновательного обогащения на стороны должника (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации) в результате пользования имуществом кредитора и правомерно отказали в удовлетворении заявления.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выражают несогласие ее подателя с выводами судов двух инстанций об оценке установленных обстоятельств, не указывают на неправильное применение судами положений гражданского законодательства, законодательства о банкротстве и подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287, 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
определение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.05.2023 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2023 по делу № А45-35287/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 АПК РФ.
Председательствующий О.В. Ишутина
Судьи С.А. Доронин
Н.А. Шарова