ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А45-6000/2023 от 15.02.2024 АС Западно-Сибирского округа

Арбитражный суд

Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень Дело № А45-6000/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2024 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 марта 2024 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шабановой Г.А.

судей Дружининой Ю.Ф.

ФИО1

при ведении протокола помощником судьи Мейранс А.Г., рассмотрел в судебном заседании с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи кассационные жалобы Прокуратуры Новосибирской области, Правительства Новосибирской области, Мэрии города Новосибирска в лице Управления архитектурно-строительной инспекции, Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области на решение от 19.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Рубекина И.А.) и постановление от 11.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Кривошеина С.В., Павлюк Т.В.) по делу № А45-6000/2023 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Союз» (630501, Новосибирская область, Новосибирский район, рабочий <...> здание БV-1, помещение 43, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Мэрии города Новосибирска (630099, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в лице Управления архитектурно-строительной инспекции (630099, <...>), Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (630099, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) об оспаривании ненормативного правового акта.

Другие лица, участвующие в деле: Правительство Новосибирской области (630007, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>), Прокуратура Новосибирской области (630099, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>).

В судебном заседании присутствовали представители:

от общества с ограниченной ответственностью «Союз» – ФИО2 по доверенности от 05.10.2022, ФИО3 по доверенности от 28.11.2022,

от Мэрии города Новосибирска – ФИО4 по доверенности от 26.12.2023, ФИО5 по доверенности от 27.12.2023,

от Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области – ФИО6 по доверенности от 01.01.2024,

от Правительства Новосибирской области – ФИО7 по доверенности
от 03.08.2021.

Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Морозова Л.Н.) в заседании участвовал представитель Прокуратуры Новосибирской области – Эртель В.А. по доверенности от 29.12.2023.

Cуд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Союз» (далее – общество, ООО «Союз») обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным
в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Мэрии города Новосибирска (далее – мэрия) в лице Управления архитектурно-строительной инспекции (далее – управление), Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее – министерство) о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении от 16.02.2023 № 11/1/11.1-04/00467, и обязании выдать разрешение на строительство объекта капитального строительства «Комплексная застройка по Дачному шоссе в Заельцовском районе города Новосибирска» «Многоквартирные среднеэтажные дома с объектами обслуживания жилой застройки и автостоянками» на земельных участках с кадастровыми номерами 54:35:031855:522, 54:35:031855:523.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Правительство Новосибирской области (далее – правительство).

В порядке части 5 статьи 52 АПК РФ в дело вступила Прокуратура Новосибирской области (далее – прокуратура).

Решением от 19.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 11.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда, решение управления, изложенное в уведомлении от 16.02.2023 № 11/1/11.1-04/00467 об отказе в выдаче разрешения на строительство признано незаконным, на управление
и министерство возложена обязанность совершить действия, направленные на повторное рассмотрение заявления ООО «Союз» от 09.02.2023 в соответствии с действующим законодательством с учетом своей компетенции и выводов судов.

В кассационных жалобах и дополнениях к ним, поданных в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, прокуратура, правительство, министерство, управление просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.

По мнению подателей жалоб, права общества оспариваемым отказом в выдаче разрешения на строительство не нарушены, поскольку осуществление застройки на спорных земельных участках невозможно; вид разрешенного использования земельных участков не предполагает строительство многоквартирных домов; земельные участки общества входят в особо охраняемую природную территорию Новосибирской области – лесной парк «Заельцовский бор» (далее – ООПТ «Заельцовский бор») и не подлежат многоквартирной жилой застройке; отсутствуют сведения о согласии владельца автомобильной дороги, к которой осуществляется примыкание; приведенный обществом в проектной документации расчет необходимого количества мест в образовательных учреждениях не соответствует Проекту планировки территории, ограниченной береговой линией реки Оби, границей <...> границей городских лесов, Дачным шоссе, в Заельцовском районе, утвержденному постановлением мэрии от 21.06.2019 № 2242 (далее – ПТТ), Программе комплексного развития социальной инфраструктуры города Новосибирска на 2017-2030 годы, утвержденной решением Совета депутатов города Новосибирска от 21.12.2016 № 329, и Местным нормативам градостроительного проектирования города Новосибирска, утвержденным Советом депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 № 96 (далее – Местные нормативы).

В отзывах на кассационные жалобы общество просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения.

Общество заявило ходатайство о вынесении частного определения в адрес мэрии.

Рассмотрев указанное ходатайство, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его удовлетворения исходя из положений статьи 188.1 АПК РФ.

Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационных жалобах, отзыве на них и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как следует из материалов дела, ООО «Союз» обратилось с заявлением
от 09.02.2023 № 11.1-03-0406 о получении разрешения на строительство объекта капитального строительства «Комплексная застройка по Дачному шоссе в Заельцовском районе города Новосибирска» «Многоквартирные среднеэтажные дома с объектами обслуживания жилой застройки и автостоянками» на земельных участках с кадастровыми номерами 54:35:031855:522, 54:35:031855:523.

Уведомлением от 16.02.2023 № 11/1/11.1-04/00467 мэрия отказала в выдаче разрешения на строительство объекта, сославшись на следующее:

1) отсутствуют документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и пунктом 2.7 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, утвержденного постановлением мэрии от 26.12.2018 № 4678 (далее – Регламент); в разделе проектной документации шифр 112-19-ПЗУ (схема планировочной организации земельного участка) схемы транспортных коммуникаций, обеспечивающие внешний и внутренний подъезд к объекту, разработаны без получения условий и требований на присоединение земельного участка, предназначенного для строительства, к городской улично-дорожной сети);

2) несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленных для получения разрешения на строительство градостроительных планов земельных участков, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, а именно:

- несоответствие вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:031855:522 и 54:35:031855:523; согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) от 13.02,2023 разрешенное использование данных земельных участков - «общественное питание (4.6) - рестораны, кафе, бары», и не предусматривает строительство жилых домов;

- обеспеченность территории планировочного квартала, в границах которого расположены земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:031855:522 и 54:35:031855:523, социальными объектами в соответствии с ППТ (данная информация направлена в департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска для рассмотрения на рабочей группе).

Не согласившись с данным отказом, ООО «Союз» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности указанных мэрией оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, в связи с чем удовлетворили заявленное обществом требование.

Суд округа, оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с названным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).

Документы и сведения, которые необходимо представлять в уполномоченные органы для получения разрешения на строительство объекта капитального строительства, перечислены в части 7 статьи 51 ГрК РФ.

Согласно части 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 названной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство.

В соответствии с частью 10 статьи 51 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов.

Градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.Источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в ЕГРН, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.В градостроительном плане земельного участка содержится информация, в том числе: о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии); о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с ГрК РФ, иным федеральным законом (части 1-3 статьи 57.3 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать в текстовой части обоснование схем транспортных коммуникаций, обеспечивающих внешний и внутренний подъезд к объекту капитального строительства для объектов непроизводственного назначения (пункт л), в графической части – схему планировочной организации земельного участка с отображением мест размещения существующих и проектируемых объектов капитального строительства, а также существующих и проектируемых сетей инженерно-технического обеспечения с указанием существующих и проектируемых подъездов и подходов к ним.

Судами двух инстанций установлено, что разработанная обществом с ограниченной ответственностью «Гражданпроект» (далее – ООО «Гражданпроект») проектная документация (шифр 112-19 ПЗУ, раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка») предусматривает подъезд к территории проектируемого жилого комплекса по Дачному шоссе (имеется ситуационная схема); 2 въезда-выезда на территорию, основной въезд организован в юго-западной части территории; ширина внутриквартальных проездов к группам жилых домов составляет 6 метров; движение личного автотранспорта на придомовых территориях ограничено; ширина проездов, уклоны, радиусы поворотов отвечают нормативным.

Содержащаяся в проектной документации схема транспортных коммуникаций идентична проекту организации дорожного движения, разработанному обществом с ограниченной ответственностью «Абсолют Инжиниринг» (шифр АИ.1.99-12/22-ТКР); проект был разработан с соблюдением требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также государственных стандартов, предъявляемых к автомобильным дорогам общего пользования; проектная документация получила положительное заключение негосударственной экспертизы общества с ограниченной ответственностью «СЕРТПРОМТЕСТ» от 10.11.2022 № 54-2-1-3-078716-2022.

Выдача согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги местного значения, о котором идет речь в постановлении мэрии от 19.07.2021 № 2497, является самостоятельной административной процедурой, не связанной со стадией архитектурно-строительного проектирования, ее прохождение не требуется для получения разрешения на строительство; истребуемое мэрией согласование не входит в перечень документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 ГрК РФ, подлежащих приложению к заявлению о выдаче разрешения на строительство.

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 28.10.2020 № 15 были внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Новосибирска, в отношении участков ООО «Союз» установлена территориальная зона Ж-3 (зона застройки среднеэтажными жилыми домами); решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.03.2021 № 105 внесены изменения в Генеральный план, которыми впервые с 2007 года (дата принятия Генплана) установлена функциональная зона рекреационного назначения в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:031855:522, 54:35:031855:523; 01.06.2021 мэрией выданы ООО «Союз» градостроительные планы
№ РФ-54-2-03-0-00-2021-0593 на земельный участок с кадастровым номером 54:35:031855:522 и № РФ-54-2-03-0-00-2021-0591 на земельный участок с кадастровым номером 54:35:031855:523, согласно которым участки расположены в территориальной зоне Ж3 (зона застройки среднеэтажными жилыми домами); 30.06.2021 решением Совета депутатов города Новосибирска № 159 внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Новосибирска, в том числе изменена территориальная зона по участкам ООО «Союз» с Ж-3 (зона застройки среднеэтажными жилыми домами) на Р-3 (зона отдыха и оздоровления); вступившим в законную силу решением от 22.10.2021 Новосибирского областного суда по делу № За-75/2021 признано недействующим решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.03.2021 № 105 об отнесении участков общества к функциональной зоне рекреационного назначения; решением от 05.04.2022 Новосибирского областного суда по делу № За12/2022 признано недействующим решение Совета депутатов города Новосибирска от 30.06.2021 № 159
в части отнесения участков ООО «Союз» к территориальной зоне Р-3 (зона отдыха
и оздоровления); 12.05.2022 общество обратилось в управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии Новосибирской области (далее – управление Росреестра) с заявлениями об изменении основных видов разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:031855:522, 54:35:031855:523 с «общественное питание - рестораны, кафе, бары (4.6)» на «среднеэтажная жилая застройка» (2.5), «коммунальное обслуживание» (3.1), «бытовое обслуживание» (3.3), «образование и просвещение» (3.5), «магазины» (4.4), «связь» (6.8); уведомлениями от 24.05.2022 осуществление кадастрового учета приостановлено со ссылкой на нахождение земельных участков в территориальной зоне Р-3 (зона отдыха и оздоровления); 13.07.2022 определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции оставлено без изменения решение Новосибирского областного суда по делу № 3а12/2022 о признании незаконными Правил землепользования и застройки города Новосибирска в части отнесения участков ООО «Союз» к территориальной зоне Р-3 (зона отдыха и оздоровления); 21.07.2022 опубликованы решения Совета депутатов города Новосибирска № 389 и № 391 об отнесении участков ООО «Союз» к новой функциональной зоне рекреационного назначения с индексом 600/2 и территориальной зоне Р-5 (зона объектов лесного парка); 23.08.2022 решениями управления Росреестра отказано в осуществлении кадастрового учета изменений основных видов разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:031855:522, 54:35:031855:523 со ссылкой на территориальную зону Р-3, установление которой при этом уже признано незаконной в судебном порядке, а также на территориальную зону Р-5, которая установлена на участках после начала административной процедуры; постановлением от 07.04.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-28576/2022 признаны незаконными решения управления Росреестра от 23.08.2022 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений основного вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:031855:522, 54:35:031855:523, на Росреестр возложена обязанность повторно рассмотреть заявления ООО «Союз»; по результатам повторного рассмотрения заявлений государственный кадастровый учет приостановлен, а затем в его проведении было отказано; основные виды разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:031855:522, 54:35:031855:523, предусмотренные территориальной зоной Ж-3 и действующими(не отмененным в установленном порядке) градостроительными планами, соответствуют запроектированному и планируемому к строительству объекту капитального строительства.

Заявляя о несоблюдении требований к обеспеченности социальными объектами планировочного квартала, в границах которого планируется строительство, мэрия в оспариваемом отказе не конкретизировала, какие именно правовые акты нарушены обществом; при этом в проектной документации, подготовленной ООО «Гражданпроект» на основании Местных нормативов, произведен расчет мест в детских садах и общеобразовательных школах, необходимых для жителей в проектируемых жилых домах; данный расчет мэрией не опровергнут.

На дату обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:031855:522, 54:35:031855:523 не были включены в ООПТ «Заельцовский бор»; в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения начало процедуры создания особо охраняемой природной территории регионального значения не указано; постановления Правительства Новосибирской области от 13.03.2023 № 82-п, № 83-п на момент оспариваемого отказа не были приняты.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что обжалуемые судебные акты в части возложения обязанности по восстановлению нарушенных прав общества фактически исполнены (министерством рассмотрено заявление общества от 09.02.2023 № 11.1-03-0406 и по нему принято решение от 24.10.2023 № 16962-14/37, которое является самостоятельным предметом спора – дело № А45-788/2024), оснований для удовлетворения кассационных жалоб у суда округа не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 19.07.2023 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление
от 11.10.2023 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А45-6000/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.А. Шабанова

Судьи Ю.Ф. Дружинина

ФИО1