Арбитражный суд
Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Тюмень Дело № А46-17053/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 24 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Мелихова Н.В.
судей Кадниковой О.В.
Лошкомоевой В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи при ведении протокола помощником судьи Бачуриным Е.Д.кассационную жалобу администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2018 (судья Захарцева С.Г.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 (судьи Грязникова А.С., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу № А46-17053/2017, принятые по заявлению администрации Омского муниципального района Омской области (644009, <...>,
ИНН <***>, ОГРН <***>) к Министерству строительства
и жилищно-коммунального комплекса Омской области (644043, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>) об обязании совершить действия.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, казённое учреждение
Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», министерство финансов Омской области.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Воронов Т.А.) в заседании участвовали представители: администрации Омского муниципального района Омской области ФИО1 по доверенности от 28.12.2017; Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса
Омской области ФИО2 по доверенности от 08.11.2017; Правительства Омской области ФИО3 по доверенности от 14.05.2018.
Суд установил:
администрация Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области
с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ),
к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса
Омской области (далее - Минстрой) об обязании включить в перечень автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Омской области, утверждённый распоряжением Правительства
Омской области от 26.03.2008 № 38-рп «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Омской области», расположенные
на территории Омского района Омской области объекты:
- сооружение дорожного транспорта протяжённостью 882 м, кадастровый номер 55:20:000000:5111, от трассы Омск - Черлак до посёлка Ачаирский;
- межпоселковая дорога протяжённостью 627 м, кадастровый номер 55:20:080401:2732, от трассы Омск - Черлак до деревни Покрово-Иртышское;
- сооружение дорожного транспорта протяжённостью 833,0 м, кадастровый номер 55:20:000000:5144, от трассы Тюмень - Омск до посёлка Магистральный;
- сооружение дорожного транспорта протяжённостью 1 532 м, кадастровый номер 55:20:000000:5105, от Муромцевского тракта до села Петровка;
- автомобильная дорога протяжённостью 4 км от автомобильной дороги Омск - Красноярка (52Н-335) до микрорайона Береговой города Омска.
Заявление органа местного самоуправления на основании статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах
и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -
Закон № 257-ФЗ) мотивировано отнесением к собственности субъекта Российской Федерации автомобильных дорог регионального значения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Правительство Омской области (далее - Правительство), Министерство имущественных отношений Омской области, казённое учреждение
Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», Министерство финансов Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2018
в удовлетворении искового заявления Администрации отказано.
Суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований
для принятия спорных автодорог в собственность субъекта Российской Федерации и, соответственно, их включения в перечень автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Омской области.
Постановлением от 17.05.2018 Восьмой арбитражный апелляционный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции от 22.01.2018.
Суд апелляционной инстанции отклонил утверждение Администрации
о произвольном отказе органов государственной власти Омской области
от осуществления мер по принятию автодорог на обслуживание.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, полностью удовлетворить исковое заявление.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов
об отсутствии правовых оснований для принятия спорных автодорог
в собственность субъекта Российской Федерации и соответственно
их включения в перечень автомобильных дорог общего пользования, относящихся по критериям к собственности Омской области.
По мнению Администрации, подобная ситуация не должна приводить
к произвольному отказу органа исполнительной власти Омской области
от выполнения своих публично-правовых обязанностей.
Министрой в отзыве не согласился с кассационной жалобой Администрации, указав на отсутствие норм права, обязывающих принять спорные автодороги в собственность Омской области.
В судебном заседании представитель Администрации настаивает
на удовлетворении искового заявления; представители Правительства, Министроя поддержали возражения против отмены судебных актов.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции считает,
что кассационная жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждено, что на основании решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 03.09.1992 № 183 зарегистрировано право собственности муниципального образования - Омский муниципальный район Омской области на сооружения дорожного транспорта протяжённостью 882 м (кадастровый номер 55:20:000000:5111), 627 м (кадастровый номер 55:20:080401:2732), 833,0 м (кадастровый номер 55:20:000000:5144), 1 532 м (кадастровый номер 55:20:000000:5105).
На обращение Администрации по вопросу передачи указанных автодорог из собственности Омского муниципального района
в собственность Омской области в письме от 07.11.2016 Минстроя указано
на нецелесообразность в связи с недостаточным финансированием.
При рассмотрении заявления Администрации об обязании
включить в перечень автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Омской области, утверждённый распоряжением правительства Омской области от 26.03.2008 № 38-рп
«О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального
или межмуниципального значения, относящихся к собственности
Омской области», суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Закона № 257-ФЗ, согласно которым (часть 10 статьи 6)
к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования
к автомобильным дорогам общего пользования регионального
или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального
или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (части 8, 10 статьи 5 Закона № 257-ФЗ).
Правительство Российской Федерации в пункта 3 постановления
от 11.04.2006 № 209 «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Российской Федерации» рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвердить показатели определения автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, порядок утверждения перечней автомобильных дорог, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации, а также общий порядок установления муниципальными районами показателей определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения межмуниципального характера.
В постановлении Правительства Омской области от 20.09.2006 № 119-п «О некоторых вопросах, связанных с классификацией автомобильных дорог в Омской области» утверждены показатели определения автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Омской области (приложение № 1); порядок утверждения перечня автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Омской области (приложение № 2); общий порядок установления муниципальными районами Омской области показателей определения автомобильных дорог общего пользования, предназначенных для решения вопросов местного значения межмуниципального характера (приложение
№ 3), а также порядок внесения изменений в перечень автомобильных дорог.
Установленные критерии отнесения дорог к региональному
или межмуниципальному значению имеют диспозитивный характер.
Кроме того, представление предложений о внесении изменений в перечень автомобильных дорог осуществляются с соблюдением определённого административного порядка.
Вместе с тем материалами дела подтверждено и по существу
не оспаривается участвующими в деле лицами, что в данном случае
спорные объекты находятся в границах муниципального образования - Омского муниципального района Омской области, обеспечивают подъезд
от автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения Омской области к административным центрам поселений и населенным пунктам Омской области.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно исходил
из отсутствия законных оснований для возложения на Минстрой обязанности по включению четырёх спорных объектов в перечень автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Омской области.
Кроме того, Администрацией не подтверждено право муниципальной собственности в отношении автодороги протяжённостью 4 км (52Н-335),
что также влечёт отказ в удовлетворении искового заявления.
Суд апелляционной инстанции обоснованно поддержал выводы
суда первой инстанции.
Изложенные заявителем кассационной жалобы доводы относительно возможности применения вещно-правового способа защиты в данных отношениях не могут быть приняты во внимание, поскольку по существу основаны на несогласии с оценкой доказательств и не указывают
на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права к установленным по делу обстоятельствам.
Таким образом, кассационная жалоба заявителя на судебные акты не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 22.01.2018
и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда
от 17.05.2018 по делу № А46-17053/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Омского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий
двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьёй 291.1 АПК РФ.
Председательствующий Н.В. Мелихов
Судьи О.В. Кадникова
В.А. Лошкомоева