ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-25409/17 от 30.07.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Город Омск

02 августа 2018 года

Дело № А46-25409/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2018 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6052/2018) Омской таможни на решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2018 по делу № А46-25409/2017 (судья Яркова С.В.)

по заявлению закрытого акционерного общества «АВТОБАУ» (ИНН 7728732852, ОГРН 1107746298967)

к Омской таможне (ИНН 5504030483, ОГРН 1025500973090)

о признании недействительными решений по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.09.2017 №№10610000-17/000078, 10610000-17/000079,10610000-17/000080

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя: Салимулин Алексей Борисович по доверенности от 20.06.2018 сроком действия один год; Егоров Владимир Алексеевич по доверенности № 3 от 09.01.2018 сроком действия по 31.12.2018;

от заинтересованного лица: Бабаев Павел Анатольевич по доверенности № 05-39/44 от 26.07.2018 сроком действия по 31.12.2018; Жаборовская Анна Александровна по доверенности № 05-39/02 от 09.01.2018 сроком действия по 31.12.2018;

установил:

Закрытое акционерное общество «АВТОБАУ» (далее - заявитель, ЗАО «АВТОБАУ», общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконными и отмене решений Омской таможни (Омская таможня, заинтересованное лицо, таможенный орган) по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.09.2017 №№10610000-000078, 10610000-17/000079, 10610000-17/000080, 10610000-17/000081.

Решением Арбитражного суда Омской области от 19.04.2018 по делу №А46-25409/2017 было удовлетворено требование ООО «АВТОБАУ» и признаны незаконными решения Омской таможни от 25.09.2017 №№10610000-000078, 10610000-17/000079, 10610000-17/000080, 10610000-17/000081.

Кроме того, суд первой инстанции взыскал с Омской таможни в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в сумме 12 000 руб.

В обоснование решения суд указал, чтоучитывая конструктивные особенности компактора мусоропрессовочного последний предназначен для выгрузки из контейнеров и переработки (прессования) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора и представляет собой механическое устройство. Таким образом, даже в случае обязательного крепления компактора на шасси грузового автомобиля, он подлежит классификации в товарной позиции 8479.

В апелляционной жалобе Омская таможня просит отменить оспариваемый судебные акт и отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку на основании пояснений «б» и «в» к товарной позиции 8479 ТН ВЭД рассматриваемые товары не могут классифицироваться в указанном товарной позиции, так как включаются в более конкретно поименованную товарную позицию 8707 ТН ВЭД, т.е. могут быть отнесены к другой товарной позиции в соответствии с их описанием, принципом действия, типом.

В отзыве на апелляционную жалобу заявитель, соглашаясь с решением суда, указывает, что к товарной позиции 8479 относятся машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в т.ч. оборудование для общественных работ (8479 10). К товарной позиции 8707 относятся части и принадлежности к моторным транспортным средствам - Кузова (включая кабины). Таким образом, если товар представляет собой оборудование для общественных работ, имеющее индивидуальные функции, то в отношении него подлежит применению вышеуказанное примечание.

Кроме того, заявитель указывает, что декларируя данный товар учитывал, что по данному правилу в отношении компакторов мусоропрессовочных было принято 23 предварительных классификационных решений, которые не были признаны незаконными.

Представитель Омской таможни в заседании суда поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заявителя просил оставить решение без изменения, в связи с его законностью и обоснованностью.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее установил следующие обстоятельства. В период с 27.06.2017 по 25.09.2017 Омской таможней на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза проведена камеральная таможенная проверка в отношении общества по вопросу контроля достоверности заявления сведений о классификационном коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товаров: «компактор мусоропрессовочный предназначен для переработки (прессования) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора и выгрузки прессованных отходов», продекларированных по декларациям на товары (ДТ) №10610080/060516/0006216, №10610080/060516/0006218, №10610080/160516/0006603, №10610080/281016/0015359.

В ходе камеральной проверки было установлено, что ЗАО «АВТОБАУ» 14.08.2015 заключило контракт №14-08-2015 с компанией «НIDRО-МАК MAKINA OTOMOTIV SANAYI ITHAIAT IHRACAT VA PAZARIAMA LTD.STI» (Турция). Во исполнение данного контракта общество осуществило таможенное декларирование на Омском таможенном посту (Центре электронного декларирования) в соответствии с заявленной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» с применением технологии удаленного выпуска (фактически товары находились в регионе деятельности таможенного поста Рославльский Смоленской таможни) следующих товаров:

- ДТ №10610080/060516/0006216 «компактор мусоропрессовочный предназначен для переработки (прессования) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора и выгрузки прессованных отходов, не для работы во взрывоопасных средах».

Мусоропрессовочный компактор - контейнер, оборудованный камерой загрузки, подъемниками для разгрузки мусорных контейнеров различного типа и встроенным гидравлическим прессом для уплотнения отходов, мусоропрессовочный компактор устанавливается на шасси грузового автомобиля SCANIA P250LB/4*2 3900ММ (в комплект поставки не входит), мусоропрессовочный компактор, модель SCK-15.5, серийный номер 7819, в частично разобранном виде для удобства транспортировки, корпус емкостью 15,5+1,5 куб. м с задней загрузкой; тип корпуса: с профилями; корпус из стали ST-52, 4 мм; механизм подъема контейнеров нового типа рассчитан па подъем металлического контейнера объемом 1.1 куб. м (1 100 л) + 0,8 куб. м (800 л) и 120-240-1100 литровых пластиковых контейнеров; прижимная планка полностью закрывает зубья захвата; автоматическая (электрическая) система; механизмом прессования и загрузки можно управлять в ручном режиме с помощью 4 рычагов в трубе; расстояние между рычагами, не менее 100 мм; минимальное расстояние между рычагами в нижнем положении и защитной коробкой контрольной панели - 10 см; ручное управление механизмом загрузки и портала; пол заднего борта (загрузочного бункера), части, которые вступают в контакт с бытовыми отходами, сделаны из HARDOX 400, 6мм гидравлическая система для тандемного насоса; насос: без; гидроклапаны: WALVOIL; с камерой заднего вида с монитором; крепежные элементы подкрылков мусоропрессовочного компактора (со съемными болтами); HANSA FLEX (HD108) гидравлические шланги: включено; с портальным механизмом, расстояние между руками не менее 2 100 мм; подножки: без; гидравлическое масло: без; шасси: без; уплотнительная плита будет накрыта стальным листом; кронштейны для веника и лопаты: включены; корпус не окрашен, только загрунтован. Изготовитель: HIDRO-MAK DAMPER VE HIDROLIK MAKINALAR SANAYI VE TICARET A.S, товарный знак: HIDRO-MAK, артикул: SCK-15.5, модель: SCK-15.5, количество: 1 шт., стоимостью 62 120,00 турецких лир.

- ДТ №10610080/060516/0006218 «компактор мусоропрессовочный предназначен для переработки (прессования) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора и выгрузки прессованных отходов, не для работы во взрывоопасных средах».

Мусоропрессовочный компактор - контейнер, оборудованный камерой загрузки, подъемниками для разгрузки мусорных контейнеров различного типа и встроенным гидравлическим прессом для уплотнения отходов, мусоропрессовочный компактор устанавливается на шасси грузового автомобиля газ (в комплект поставки не входит), мусоропрессовочный компактор, модель SCK-6, серийный номер 8477, в частично разобранном виде для удобства транспортировки, корпус емкостью 6+1 куб. м с задней загрузкой, тип корпуса: без профилей, внутренняя высота корпуса: 1 550 мм; внутренняя ширина корпуса: 1 900 мм; внутренняя длина корпуса: 2 500 мм; корпус из стали ST-52, 4 мм; механизм подъема контейнеров по стандартам DIN: нового типа рассчитан на подъем металлического контейнера объемом 1.1 куб. м (1 100 л) + 0,8 куб. м (800 л) и 120-240-1100 литровых пластиковых контейнеров; зубы для подъема русских контейнеров 0,8 куб. приварены на руках; уклон механизма подъема контейнеров регулируемый; прижимная планка полностью закрывает зубья захвата; автоматическая (электрическая) система; механизмом прессования и загрузки можно управлять в ручном режиме с помощью 4 рычагов в трубе, без датчика; расстояние между рычагами, не менее 100 мм; минимальное расстояние между рычагами в нижнем положении и защитной коробкой контрольной панели - 10 см; пол заднего борта (загрузочного бункера), части сделаны из ST-52, 6 мм; гидравлическая система для тандемного насоса; насос: без; гидроклапаны: AKON; без камеры заднего вида с монитором; с баком для фильтрата; с алюминиевой боковой защитой (3 мм); HANSA FLEX (HD108) гидравлические шланги: без; без портального механизма; подножки: без; задние ручки на болтах; гидравлическое масло: без; шасси: без; уплотнительная плита будет накрыта стальным листом; корпус не окрашен, только загрунтован, изготовитель: HIDRO-MAK DAMPER VE HIDROLIK MAKINALAR SANAYI VE TICARET A.S, товарный знак: HIDRO-MAK, артикул: SCK-6, модель: SCK-6, количество: 1 шт., страна происхождения Турция; стоимостью 31 500,00 турецких лир;

- ДТ №10610080/160516/0006603 «компактор мусоропрессовочный предназначен для переработки (прессования) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора и выгрузки прессованных отходов, не для работы во взрывоопасных средах».

Мусоропрессовочный компактор - контейнер, оборудованный камерой загрузки, подъемниками для разгрузки мусорных контейнеров различного типа и встроенным гидравлическим прессом для уплотнения отходов, мусоропрессовочный компактор устанавливается на шасси грузового автомобиля (в комплект поставки не входит), мусоропрессовочный компактор, модель SCK-8, серийный номер 8400, в частично разобранном виде для удобства транспортировки, корпус емкостью 8+1 куб. м с задней загрузкой, тип корпуса: без профилей, внутренняя высота корпуса: 1 550 мм; внутренняя ширина корпуса: 2 000 мм; внутренняя длина корпуса: 3 200 мм; корпус из стали ST-52, 4 мм; механизм подъема контейнеров по стандартам DIN: нового типа рассчитан на подъем металлического контейнера объемом 1.1 куб. м (1 100 л) + 0,8 куб. м (800 л) и 120-240-1100 литровых пластиковых контейнеров; зубы для подъема русских контейнеров 0,8 куб. приварены на руках; уклон механизма подъема контейнеров регулируемый; прижимная планка полностью закрывает зубья захвата; автоматическая (электрическая) система; механизмом прессования и загрузки можно управлять в ручном режиме с помощью 4 рычагов в трубе, без датчика; расстояние между рычагами, не менее 100 мм; минимальное расстояние между рычагами в нижнем положении и защитной коробкой контрольной панели - 10 см; пол заднего борта (загрузочного бункера), части сделаны из HARDOX 400, 6 мм; гидравлическая система для тандемного насоса; насос: без; гидроклапаны: WALVOIL; с камерой заднего вида с монитором; с баком для фильтрата; с алюминиевой боковой защитой (3 м); HANSA FLEX (HD108) гидравлические шланги: без; без портального механизма; подножки: без; задние ручки на болтах; гидравлическое масло: без; шасси: без; уплотнительная плита будет накрыта стальным листом. Изготовитель: HIDRO-MAK DAMPER VE HIDROLIK MAKINALAR SANAYI VE TICARET A.S, ТОВАРНЫЙ ЗНАК: HIDRO-MAK, артикул: SCK-8, модель: SCK-8, количество: 1 шт.", страна происхождения Турция; стоимостью 40 120,00 турецких лир.

- ДТ №10610080/281016/0015359 «компактор мусоропрессовочный предназначен для переработки (прессования) твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора и выгрузки прессованных отходов, не для работы во взрывоопасных средах».

Мусоропрессовочный компактор - контейнер, оборудованный камерой загрузки, подъемниками для разгрузки мусорных контейнеров различного типа и встроенным гидравлическим прессом для уплотнения отходов, мусоропрессовочный компактор устанавливается на шасси грузового автомобиля (в комплект поставки не входит), мусоропрессовочный компактор, модель SCK-8, серийный номер 8401, в частично разобранном виде для удобства транспортировки, корпус емкостью 8+1 куб. м с задней загрузкой, тип корпуса: без профилей, внутренняя высота корпуса: 1 550 мм; внутренняя ширина корпуса: 2 000 мм; внутренняя длина корпуса: 3 200 мм; корпус из стали ST-52, 4 мм; механизм подъема контейнеров по стандартам DIN: нового типа рассчитан на подъем металлического контейнера объемом 1.1 куб. м (1 100 л) + 0,8 куб. м (800 л) и 120-240-1100 литровых пластиковых контейнеров; зубы для подъема русских контейнеров 0,8 куб. приварены на руках; уклон механизма подъема контейнеров регулируемый; прижимная планка полностью закрывает зубья захвата; автоматическая (электрическая) система; механизмом прессования и загрузки можно управлять в ручном режиме с помощью 4 рычагов в трубе, без датчика; расстояние между рычагами, не менее 100 мм; минимальное расстояние между рычагами в нижнем положении и защитной коробкой контрольной панели - 10 см; пол заднего борта (загрузочного бункера), части сделаны из HARDOX 400, 6 мм; гидравлическая система для тандемного насоса; насос: без; гидроклапаны: WALVOIL; с камерой заднего вида с монитором; с баком для фильтрата; с алюминиевой боковой защитой (3 м); HANSA FLEX (HD108) гидравлические шланги: без; без портального механизма; подножки: без; задние ручки на болтах; гидравлическое масло: без; шасси: без; уплотнительная плита будет накрыта стальным листом. Изготовитель: HIDRO-MAK DAMPER VE HIDROLIK MAKINALAR SANAYI VE TICARET A.S, товарный знак: HIDRO-MAK, артикул: SCK-8, модель: SCK-8, количество: 1 шт., страна происхождения Турция; стоимостью 40 120,00 турецких лир.

В графе 33 указанных деклараций на товары декларантом заявлены коды товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарной подсубпозиции 8479 89 970 8 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины - 0%).

По результатам камеральной проверки 25.09.2017 заинтересованным лицом приняты решения по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС №№РКТ-10610000-17/000078, РКТ-10610000-17/000079, РКТ-10610000-17/000080, РКТ-10610000-17/000081.

Согласно указанным решениям по классификации товары, продекларированные ЗАО «АВТОБАУ» в ДТ №№10610080/060516/0006216, 10610080/060516/0006218, 10610080/160516/0006603, 10610080/281016/0015359, классифицированы Омской таможней в подсубпозиции 8707 90 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС («Кузова (включая кабины) для моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, прочие»).

Указанное означает необходимость уплатить обществу 559 194,17 руб. без учета пени.

Заявитель, полагая, что решения Омской таможни не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают его права и интересы в сфере экономической деятельности, обратился в суд за защитой нарушенного права.

Суд 1 инстанции удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Означенное решение обжалуется заявителем в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение по делу подлежащим отмене, а апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению исходя из следующего.

Товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В соответствии с пунктом 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (действовавшего в период принятия решения) в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.

Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В силу части 1 статьи 51 Таможенного кодекса Таможенного союза товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 №54 утвержден Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС) - свод ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Евразийского экономического союза из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, разделом 3 которого определен порядок применения основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД).

Положением о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 №522, определено, что ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определённой классификационной группировке, кодируемой на определенном уровне, применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно.

Согласно ОПИ ТН ВЭД 1 и 6 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам.

В соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Кроме того, при классификации товара по ТН ВЭД ТС применяются пояснения к ТН ВЭД ТС, содержащие толкование позиций номенклатуры, термины, краткие описания товаров и области их возможного применения, классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых их тех или иных позиций, методов определения различных параметров товаров и другую информацию, необходимую для однозначного отнесения конкретного товара к определенной позиции ТН ВЭД ТС.

Таким образом, при классификации товара по ТН ВЭД последовательно должны применяться ОПИ ТН ВЭД, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания и тексты товарных позицийноменклатуры, что не исключает возможность при возникновении сомнений в спорных ситуаций использовать Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС, содержанию толкование позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения позиций, терминов и другой информации, необходимой для однозначного отнесения конкретного товара в определенной позиции номенклатуры.

Как указывалось ранее, ЗАО «АВТОБАУ» классифицировало ввезенные
товары в разделе
XVI «Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности», группе 84 «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части». товарной позиции - 8479 «Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные или не включенные», субпозиции 8479 89 «прочие», в подсубпозиции 8479 89 970 8 «прочие».

Вместе с тем, заявителем и судом первой инстанции не учтены правила интерпретации товаров к данной товарной позиции.

Так, согласно пояснениям к товарной позиции 8479 ТН ВЭД, в данную товарную позицию включаются машины, имеющие индивидуальные функции, которые:

а) не исключаются из данной группы примечаниями к любому другому
разделу или группе; и

б) не включаются более конкретно ни в одну из товарных позиций
любой другой группы Номенклатуры; и

в) не могут быть отнесены ни кодной другой конкретной товарной
позиции дайной группы, поскольку:

i) они не входят ни в одну товарную позицию в соответствии с их принципом действия, описанием или типом; и

ii) они не входят ни в одну товарную позицию в соответствии с их применением или отраслью промышленности, в которой они используются: или

iii) они могли бы в равной степени включаться в две (или более) другие такие товарные позиции (машины общего назначения).

Следовательно, одним из принципов отнесения товара к данной товарной позиции является принцип отсутствия конкретности, иначе говоря, к данной группе товар не может быть отнесен, если в другой группе товаров он назван более конкретно.

На основании пояснений «б» и «в» к товарной позиции 8479 ТН ВЭД рассматриваемые товары не могут классифицироваться в указанном товарной позиции, так как включаются в более конкретно поименованную товарную позицию 8707 ТН ВЭД в соответствии с их описанием, принципом действия, типом как «Кузова (включая кабины) для моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705, прочие».

Спорный товар в соответствии с представленной документацией и письмом Государственного научного центра Российской Федерации Федерального государственного унитарного предприятия «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно - исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ.»» является кузовом, предназначенным для установки на моторные транспортные средства - автомобили-мусоровозы, и не может выполнять свою функцию отдельно и независимо от какой-либо другой машины или устройства (автомобильного шасси, на которое они устанавливаются), не может выполнять свою функцию до тех пор, пока не будут смонтированы на автомобильные шасси.

Как верно указываете Омская таможня, в соответствии с определением термина «кузов», приведенном в Политехническом словаре, «кузов автомобиля» - это часть автомобиля или прицепа, предназначенного для размещения груза, пассажиров или специального оборудования. По типу кузова грузовые автомобили и прицепы разделяют на автомобили и прицепы общего назначения (с кузовами в виде борчовой платформы) и специализированные (самосвалы, фургоны, цистерны и др.) (Политехнический словарь М. «Советская энциклопедия», 1989 г.).

Исходя из определения кузова, содержащегося в Толковом словаре по автомобильному транспорту, «кузов» - часть автомобиля, предназначенная обычно для размещения водителя, пассажиров, грузов или специального оборудования (Ю.И. Егоров, А.П. Нарбут, Толковый словарь по автомобильному транспорту, М, «Русский язык», 1989).

Из описания товара, содержащегося и ДТ, документов, представленных при таможенном декларировании, а также сведений, содержащихся в актах таможенных досмотров следует, что продекларированные товары «компакторы мусоропрессовочные», представляют из себя кузова-контейнеры, предназначенные для сборки, прессования, перевозки и в дальнейшем для выгрузки мусора и устанавливаются на шасси грузовых автомобилей.

Спорные товары состоят из следующих основных узлов:

ДТ № 10610080/060516/0006216:контейнер емкостью 15,5 м3 + 1,5 м\ оборудованный камерой загрузки;подъемники для разгрузки мусорных контейнеров различного типа; гидравлический пресс для уплотнения отходов;

ДТ№ 10610080/060516/0006218: контейнер емкостью 6 м3 + 1 м3, оборудованный камерой загрузки; подъемники для разгрузки мусорных контейнеров различного тина; гидравлический пресс для уплотнения отходов;

ДТ №10610080/160516/0006603: контейнер емкостью 8 м3 + 1 м3, оборудованный камерой загрузки; подъемники для разгрузки мусорных контейнеров различного типа; гидравлический пресс для уплотнения отходов;

ДТ№ 10610080/281016/0015359: контейнер емкостью 8м3 + 1 м*, оборудованный камерой загрузки; подъемники для разгрузки мусорных контейнеров различного типа; гидравлический пресс для уплотнения отходов.

Таким образом, из описания основных узлов видно, что у всех компакторов имеются контейнеры различной емкости, предназначенные для перевозки груза (мусора). Контейнеры имеют такие характеристики, как объем (15,5 м3, 6 м3\ 8 м3\ 8 м3) данный показатель характеризует количество перевозимого груза (мусора).

Наличие таких механизмов как камеры загрузки, подъемники для разгрузки мусорных контейнеров, гидравлические прессы для уплотнения отходов не является определяющим при определении функционального назначения спорного товара, так как функции загрузки, разгрузки и прессования являются вспомогательными, служат только для механизации (облегчения, ускорении) загрузки, разгрузки и уплотнения перевозимого груза (мусора).

Как следует из пункта 3 примечаний к Разделу XVI Единого таможенного тарифа, комбинированные машины, состоящие из двух или более машин, соединенных вместе для образования единого целого, и другие машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, должны классифицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию, если в контексте не оговорено иное.

В данных примечаниях термин «машина» означает любую машину, оборудование, механизм, агрегат, установку, аппарат или устройство, входящее в товарные позиции группы 84 или 85 (пункт 5 примечаний к Разделу XVI).

Согласно пункту 7 примечаний к Разделу XVI Единого таможенного тарифа машина, которая используется более чем для одной цели, при классификации должна рассматриваться так, как если бы ее основное назначение являлось единственным.

Поскольку, как было выше сказано, основной функцией компакторов является сбор и перевозка мусора, а загрузки, разгрузки и уплотнения перевозимого груза (мусора) - функцией вспомогательной, постольку заявленный товар, прежде всего, относится к виду кузовов (конкретная позиция), а не к «машинам и механическим устройствам, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованным или не включенным».

Кроме того, согласно части 7 статьей 52 Таможенного кодекса Таможенного союза в целях обеспечения единообразия толкования Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности на основании предложений таможенных органов Комиссия таможенного союза принимает и публикует решения и разъяснения по классификации отдельных видов товаров.

В соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя их оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 ТК ТС решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.12.2016 №173 «О классификации компактора мусоропрессовочного в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза», принятым в соответствии с пунктом 7 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза, компактор мусоропрессовочный, устанавливаемый на шасси грузового автомобиля, представляющий собой кузов-контейнер с выталкивающей плитой, задним бортом с уплотняющим механизмом, устройством для выгрузки мусора из контейнеров, системой автоматического управления механизмами, гидравлическим приводом, приводимым в действие от двигателя транспортного средства, и предназначенный для погрузки, прессования, транспортировки и выгрузки твердых бытовых отходов, в соответствии с Основным правилом интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности 1 классифицируется в товарной позиции 8707 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

Не принимается судом апелляционной инстанции во внимание довод заявителя о том, что, декларируя данный товар, он учитывал, что по данному правилу в отношении компакторов мусоропрессовочных было принято 23 предварительных классификационных решений, которые не были признаны незаконными.

Порядок принятия предварительных решений об интерпретации товаров предусмотрен Федеральным законом от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 108 данного закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по запросу заинтересованного лица принимают предварительные решения по классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в соответствии со статьями 53 - 56 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно пункту 5 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы принимают предварительные решения по классификации товаров в соответствии с главой 6 Таможенного кодекса Таможенного союза.

В силу пункта 3 статьи 53 Таможенного кодекса Таможенного союза предварительное решение принимается таможенным органом того государства - члена Таможенного союза, в котором будет осуществляться выпуск товаров, и является обязательным при декларировании товаров на территории государства - члена Таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение.

Предварительное решение принимается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию (пункт 4 статьи 53 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Предварительное решение действует в течение 3 (трех) лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено, в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 55 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Таким образом, принятие предварительного решения предусмотрено исключительно для определенного заявителя по конкретному товары и не может быть применено к иным лицам, ввозящим аналогичный товар.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности принятых таможенным органом решений по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.09.2017 №№10610000-000078, 10610000-17/000079, 10610000-17/000080, 10610000-17/000081.

На основании сказанного выше, апелляционная жалоба Омской таможни подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2018 по делу №А46-25409/2017 - отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по результатам рассмотрения заявления по существу возлагаются на заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктами 1, 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Омской таможни удовлетворить. Решение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2018 по делу № А46-25409/2017 – отменить.

Принять новый судебный акт. В удовлетворении заявленных акционерным обществом «АВТОБАУ» требований о признании недействительными решений Омской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 25.09.2017 №№10610000-17/000078, 10610000-17/000079,10610000-17/000080 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

Л.А. Золотова

А.Н. Лотов