Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Тюмень Дело № А46-5122/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Сириной В.В.
Тамашакина С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска
на решение от 29.08.2014 Арбитражного суда Омской области
(судья Ярковой С.В.) и постановление от 25.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П.)
по делу № А46-5122/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Бэйс-Кейтеринг» (644040, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Департаменту архитектуры
и градостроительства администрации г. Омска (644043, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения о невозможности выбора земельного участка и обязании совершить действия по выбору земельного участка.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью «Бэйс-Кейтеринг»
(далее – заявитель, общество) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г. Омска (далее – заинтересованное лицо, департамент)
о признании незаконным отказа департамента в выборе земельного участка, изложенного в письме от 31.12.2013 № 09/15806, и об обязании департамента устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, обеспечить выбор земельного участка, расположенного вблизи строения
№ 1 по проспекту Губкина в Советском административном округе для строительства промышленного объекта и производства, коммунально-складского объекта.
Решением от 29.08.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 25.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе департамент просит принятые судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать.
Заинтересованное лицо, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, указывает, что с момента вступления в законную силу муниципального акта, которым предусмотрено предоставление определенных земельных участков на торгах, они не могут быть предоставлены в ином порядке; согласно постановлению Омского городского Совета от 20.11.2013 № 655 «Об официальном толковании применения во времени Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах»» (далее – постановление № 655) со дня вступления в силу Решения Омского городского Совета от 19.06.2013 № 131 «Об установлении перечня случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах» (далее – решение № 131) в случае поступления
в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка
и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу решения № 131 в уполномоченном органе таких заявлений, независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включенного в утвержденный решением № 131 перечень; законность постановления № 655 проверена Арбитражным судом Омской области в рамках дела № А46-1716/2014.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения.
Суд кассационной инстанции, проверив в порядке статей 284, 286
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
(далее – АПК РФ) правильность применения судами норм материального
и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов.
Из материалов дела следует, что 11.02.2013 общество обратилось
в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе земельного участка, государственная собственность на который
не разграничена на территории города Омска и предварительном согласовании места размещения объекта.
В заявлении общество просило предоставить в аренду на 3 года земельный участок с предполагаемым размером в 2-2,5 га под строительство производственно-складского комплекса, расположенного в 50 метрах восточнее относительно здания бойлерной по адресу: Омская область,
г. Омск, Советский административный округ, проспект Губкина, дом 1 (литер БШШ), в связи с чем приложило схему расположения земельного участка.
18.02.2013 заявитель уточнил ранее поданное заявление, просил изменить площадь испрашиваемого земельного участка с 2-2,5 до 5 га,
в связи с чем приложил новую схему расположения земельного участка.
По результатам рассмотрения обращения комиссией
по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска 21.03.2013 принято решение о возможности использования земельного участка вблизи строения № 1 по проспекту Губкина в Советском административном округе для строительства промышленного объекта и производства, коммунально-складского объекта в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
11.07.2013 распоряжением департамента № 1516-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
31.12.2013 департамент в письме № 09/15806 отказал заявителю
в выборе земельного участка для строительства производственно-складского комплекса, руководствуясь пунктом 6 статьи 31 ЗК РФ, а также пунктами 63, 69 статьи 2 решения № 131, согласно которым строительство производственно-складского комплекса включено в перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно
на торгах.
Полагая, что отказ департамента является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражные суды, принимая оспариваемые судебные акты, исходили из того, что выбор земельного участка по заявлению общества должен был быть обеспечен не позднее шести месяцев с даты обращения, то есть в срок до 11.08.2013, а в срок до 11.09.2013 департаментом должно было быть принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта.
Более того, судами первой и апелляционной инстанций установлено,
что в случае надлежащего исполнения департаментом обязанностей
по обеспечению выбора испрашиваемого земельного участка, акт выбора земельного участка под строительство объекта по заявлению общества должен был быть оформлен задолго до издания решения № 131.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы арбитражных судов, исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство
в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится
в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отношения по распоряжению землями, их охране и использованию
на территории Омской области в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти субъектов Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и иными актами федерального законодательства, регулируются Законом Омской области от 08.02.2006
№ 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области».
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Омской области
«О регулировании земельных отношений в Омской области» орган местного самоуправления Омской области по обращению специально уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка из земель, находящихся в собственности Омской области, оформляемый актом
о выборе земельного участка для строительства, в течение шести месяцев
со дня поступления такого обращения.
Решением Омского городского Совета от 25.09.2013 № 162 статья 2 решения № 131 была дополнена пунктом 69, согласно которому к перечню случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах были отнесены промышленные объекты
и производства, коммунально-складские объекты I, II, III, IV, V классов опасности и промышленные объекты и производства, не требующие создания санитарно-защитных зон.
В соответствии с абзацем 9 постановления № 655 с 04.10.2013 уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае поступления либо наличия заявления
в отношении объектов, которые были дополнены при принятии решения
№ 162.
Однако департаментом не учтено, что согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства
не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Судами установлено и следует из содержания решения № 131,
что указанным муниципальным актом не предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие. Основанием возникновения правоотношений по выбору земельного участка является действие – подача заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Из материалов дела следует и правомерно установлено судами,
что общество обратилось с заявлением в департамент до вступления
в законную силу решения № 131.
Кроме того, суды обосновано отклонили довод департамента о том,
что решение № 131, с учетом постановления № 655, имеет обратную силу, поскольку отношения по выбору земельного участка возникают с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выборе земельного участка,
что соответствует правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 20.07.2011 № 20-П, согласно которой законодатель не вправе придавать обратную силу правовому регулированию, если оно ограничивает субъективные права лица, уже существующие в конкретных правоотношениях.
Более того, судебными актами по делу № 46-1716/2014 Арбитражного суда Омской области установлено, что положения решения № 131, постановления № 655 не изменяют содержание перечня случаев предоставления участков через процедуру торгов, и не распространяют действие соответствующих норм на период, предшествующий дате вступления их в силу. С момента подачи соответствующего заявления
у заявителя появляется право на своевременное его рассмотрение и принятие по нему соответствующего положительного либо отрицательного решения
в установленный законом семимесячный срок.
При таких обстоятельствах выводы арбитражных судов о том,
что департаментом допущено бездействие, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка для строительства производственно-складского комплекса в установленный законом срок, является правомерным. Так, соблюдая разумные сроки, департамент должен был принять соответствующее решение в срок до 11.09.2013, то есть до вступления в силу ограничений указанных в решении № 131 (в редакции решения Омского городского Совета от 25.09.2013 № 162).
С учетом изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения данного спора, исследованы судами обеих инстанций полно, выводы судов соответствуют установленным фактическим обстоятельствам. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии
со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.08.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 25.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-5122/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий Н.В. Орлова
Судьи В.В. Сирина
С.Н. Тамашакин