ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А46-60/16 от 05.10.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

12 октября 2017 года

Дело № А46-60/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2017 года

Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2017 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шаровой Н.А.,

судей Бодунковой С.А., Зориной О.В.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бойченко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11612/2017) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области на определение Арбитражного суда Омской областиот 25 июля 2017 года по делу № А46-60/2016 (судья МакароваН.А.), вынесенное по заявлению финансового управляющего индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО2 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об истребовании сведений, в рамках дела о признании индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>; СНИЛС № <***>) несостоятельным (банкротом),

при участии в судебном заседании:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области – представитель ФИО3, доверенность от 29.12.2016, срок действия доверенности до 31.12.2017;

от финансового управляющего индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО2 – представитель не явился, извещена;

от индивидуального предпринимателя ФИО1 – представитель не явился, извещен,

установил:

определением Арбитражного суда Омской области от 20.07.2016 (резолютивная часть от 14.07.2016) в отношении ФИО1 (далее - ФИО1, должник) введена процедура реструктуризации долгов гражданина сроком на четыре месяца, финансовым управляющим должника утверждена ФИО2, назначено судебное заседание на 22.11.2016.

Опубликование сообщения о введении процедуры реструктуризации долгов гражданина в отношении ФИО1 в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), состоялось в официальном печатном издании - газете «Коммерсантъ» № 132 от 23.07.2016.

Решением Арбитражного суда Омской области от 28.11.2016 (резолютивная часть от 22.11.2016) ФИО1 признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев (до 22.05.2017), финансовым управляющим должника утверждена ФИО2, назначено судебное заседание на 18.05.2017.

Опубликование сообщения о введении процедуры реализации долгов гражданина в отношении ФИО1, в соответствии со статьей 28 Закона о банкротстве, состоялось в официальном печатном издании - газете «Коммерсантъ» № 225 от 03.12.2016.

Определением Арбитражного суда Омской области от 10.03.2017 суд применил к банкротству должника - ИП ФИО1 - правила параграфа 4 «Особенности рассмотрения дела о банкротстве гражданина в случае его смерти» главы X «Банкротство гражданина» Закона о банкротстве.

01.06.2017 финансовый управляющий должника ФИО2 обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра по Омской области) об истребовании следующих сведений:

- зарегистрировано ли право собственности на участки (№ 70, № 331) кадастровый номер 55:36:150956:58 в ЕГРП?

- кто является собственником земельных участков (№ 70, № 331) кадастровый номер 55:36:150956:58 в дп стд Большевичка (ОАО) в настоящее время?

- было ли зарегистрировано право собственности на земельные участки (№ 70, № 331) кадастровый номер 55:36:150956:58 в дп стд Большевичка (ОАО) за ФИО1, и если было зарегистрировано, то в какой период?

Определением Арбитражного суда Омской области от 25 июля 2017 года по делу № А46-60/2016 заявление финансового управляющего ИП ФИО1 ФИО2 удовлетворено.

В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Омской области просит указанное определение отменить, исходя из следующих доводов:

- Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) в статье 62 предоставляет финансовому управляющему право беспрепятственно получать сведения из ЕГРН;

- Управление Росреестра по Омской области не уклонялось от предоставления соответствующих сведений;

- при отсутствии доказательств невозможности получения истребуемых сведений во внесудебном порядке суд первой инстанции в нарушение ст. 66 АПК РФ удовлетворил ходатайство финансового управляющего;

- согласно п. 1.4 Приказа Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 у Управления Росреестра по Омской области в настоящее время отсутствует возможность исполнить обжалуемое определение ввиду передачи полномочий по предоставлению сведений, выписок и справок об объектах недвижимости и зарегистрированных права в ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Омской области.

К апелляционной жалобе приложена копия положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (приложение №57 к Приказу Росреестра от 23.01.2017 № П/0027).

Финансовый управляющий отзыв не направила.

В заседании суда апелляционной инстанции, открытом 05.10.2017, в течение дня объявлялся перерыв. Представитель Управления Росреестра по Омской области поддержал доводы апелляционной жалобы. Пояснил, что в настоящее время Управление обращается в ФГБУ «ФКП «Росреестра» по Омской области за получением сведений и выписок при наличии такой необходимости.

Законность и обоснованность определения Арбитражного суда Омской области от 25 июля 2017 года по делу № А46-60/2016 проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ.

Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены вынесенного определения.

Согласно части 1 статьи 223 АПК РФ и статье 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Абзацем 5 пункта 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве предусмотрено право финансового управляющего получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 20.3 Закон о банкротстве, арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право:

запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну;

Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

В соответствии с пунктом 8 части 13 статьи 62 Закона о регистрации сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, предоставляются арбитражному управляющему, конкурсному управляющему в деле о банкротстве в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, лицам, входящим в состав органов управления должника, контролирующим должника лицам, временной администрации финансовой организации в отношении объектов недвижимости, принадлежащих соответствующему должнику, если соответствующие сведения необходимы для осуществления полномочий арбитражного управляющего, конкурсного управляющего в деле о банкротстве, временной администрации финансовой организации в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Таким образом, Закон о регистрации предусматривает предоставление бесплатной информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним по запросам арбитражного управляющего в деле о банкротстве в отношении принадлежащих соответствующему должнику объектов недвижимого имущества.

В соответствии с частью 4 статьи 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения. При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.

Суд апелляционной инстанции учитывает, что ходатайство финансового управляющего должника не соответствует условиям применения части 4 статьи 66 АПК РФ: о наличии препятствий, учиненных Управлением Росреестра по Омской области, в предоставлении запрошенных сведений не заявлено.

Не указана причина, по которой запрашиваемая информация не могла быть получена финансовым управляющим самостоятельно в порядке ст. 20.3 Закона о банкротстве, статьи 62 Закона о регистрации по обстоятельствам Управления Росреестра по Омской области.

Ходатайство финансового управляющего не мотивировано обстоятельствами, достаточными для реализации способа судебной защиты, предусмотренного ч. 4 статьи 66 АПК РФ.

В соответствии с ч. 3 статьи 3 Закона о регистрации, к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:

1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;

2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;

5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

На основании части 4 статьи 3 Закона о регистрации предусмотренные частью 3 настоящей статьи отдельные полномочия органа регистрации прав, за исключением полномочий, предусмотренных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи, на основании решений федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 настоящей статьи, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение. В целях применения положений настоящего Федерального закона федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями в соответствии с указанными решениями, считается органом регистрации прав. При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

Согласно пункту 1 Приказа Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями (п.п. 1.2-1.4 Приказа Росреестра от 18.10.2016 № П/0515):

1.2. Приему заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, заявлений о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, заявлений об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, заявлений о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и о местоположении на них зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, полученных в результате выполнения комплексных кадастровых работ, и прилагаемых к ним документов, включая выездной прием таких заявлений, в том числе уведомлению в предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) порядке заявителей и правообладателей о приеме таких заявлений, а также переводу в форму электронного документа или электронного образа документа принятых заявлений и прилагаемых к ним документов при их представлении в орган регистрации прав на бумажном носителе.

1.3. Выдаче документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, исправления технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, при принятии решения о возврате документов без рассмотрения, либо об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости, при прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе посредством курьерской доставки при наличии указания на такой способ доставки в заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, а также хранению указанных документов, не полученных заявителями.

1.4. Предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением сведений о содержании правоустанавливающих документов, а также копий документов, помещенных в реестровые дела (тома дел) объектов недвижимости, ведение и хранение которых не осуществляется ФГБУ «ФКП Росреестра» в соответствии с настоящим приказом (далее - документы и сведения, не хранящиеся в ФГБУ), а также приему запросов о предоставлении всех видов сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (включая запросы о предоставлении документов и сведений, не хранящихся в ФГБУ), и выдаче документов по результатам рассмотрения таких запросов.

Как указывает Управление Росреестра по Омской области в отзыве на ходатайство финансового управляющего должника, на территории Омской области полномочия, предусмотренные Приказом Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 с 01.01.2016 осуществляет филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области.

Таким образом, Управление Росреестра по Омской области не является лицом, компетентным предоставлять запрошенную финансовым управляющим информацию. Требования финансового управляющего, даже при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 66 АПК РФ (невозможность самостоятельного получения сведений), обращены к ненадлежащему органу.

Соответствующие доводы были приведены в отзыве Управления, представленного суду первой инстанции.

При изложенных обстоятельствах установленных АПК РФ, законодательством о банкротстве, о государственной регистрации недвижимости оснований для удовлетворения ходатайства финансового управляющего нет.

Определение Арбитражного суда Омской области от 25 июля 2017 года по делу № А46-60/2016 подлежит отмене на основании части 3 статьи 270 АПК РФ.

Апелляционная жалоба удовлетворена.

Руководствуясь п. 2 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу удовлетворить. Определение Арбитражного суда Омской областиот 25 июля 2017 года по делу № А46-60/2016 отменить, принять новый акт.

В удовлетворении заявления финансового управляющего индивидуального предпринимателя ФИО1 ФИО2 отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, обжалованию путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа не подлежит.

Председательствующий

Н.А. Шарова

Судьи

С.А. Бодункова

О.В. Зорина