ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-4584/2023 от 30.01.2024 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

пр-кт Ленина, стр. 32, Екатеринбург, 620000

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-9343/23

Екатеринбург

30 января 2024 г.

Дело № А47-4584/2023

Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2024 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе судьи Жаворонкова Д.В.,

рассмотрел материалы кассационной жалобы Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее - фонд, страховщик) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.07.2023, принятое в порядке упрощенного производства по делу № А47-4584/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по указанному делу.

Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 288.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -
АПК РФ).

Фонд обратился в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Горн» (далее – ООО «Горн», общество, страхователь) о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М с типом формы «исходная» за июль, август 2019 года, за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2022 года, по форме СЗВ-М с типом формы «дополняющая»
за январь, февраль, март, апрель, май 2021 года, январь, февраль,
март 2022 года, по форме СЗВ-Стаж с типом формы «исходная» за 2021 год
в размере 12 500 руб.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 АПК РФ.

Решением суда первой инстанции от 17.07.2023 заявленные требования удовлетворены частично. С ООО «Горн» в пользу Фонда взысканы финансовые санкции за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М с типом формы «исходная» январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2022 года, по форме СЗВ-Стаж с типом формы «исходная» за 2021 год в размере 4500 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 09.10.2023 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе фонд просит указанные судебные акты отменить в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявление страховщика о взыскании со страхователя финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М с типом формы «исходная» за июль, август 2019 года, за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года в размере 4000 руб., выражая несогласие с выводами судов о пропуске срока на обращение в суд
с указанными требованиями.

Согласно положениям части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, фондом в ходе проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) по форме СЗВ-М с типом формы «исходная» выявлено, что сведения представлены с нарушением установленного срока, в частности, за июль 2019 года - 14.10.2019, за август 2019 года - 14.10.2019, за июль 2021 года - 22.06.2022, за август 2021 года - 22.06.2022, за сентябрь 2021 года - 22.06.2022, за октябрь 2021 года - 22.06.2022, за ноябрь 2021 года - 22.06.2022, за декабрь 2021 года - 22.06.2022,
за январь 2022 года - 22.06.2022, за февраль 2022 года - 22.06.2022, за март 2022 года - 22.06.2022, за апрель 2022 года - 22.06.2022, за май 2022 года - 13.07.2022, за июнь 2022 года - 05.08.2022, за июль 2022 года - 17.08.2022.

По результатам проверки страховщиком составлены акты и вынесены решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 500 руб. по каждому правонарушению.

Направленные в адрес общества требования об уплате штрафов не исполнены, в силу чего фонд 01.03.2023 обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 06.03.2023 по делу № А47-3047/2023 отказано в выдаче судебного приказа.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения фонда с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Отказывая частично в удовлетворении заявленных требований в части взыскания финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М с типом формы «Исходная» за периоды за июль, август 2019 года,
за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, суды руководствовались выводом о пропуске срока для обращения в суд с данными требованиями.

Суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно статье 15 Закона № 27-ФЗ страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Федеральным законом.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

В соответствии со статьей 17 указанного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

С 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
НК РФ), то есть к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, после 01.01.2017 в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах (определения Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2018 № 301-КГ18-62, 301-КГ18-64,
301-КГ18-430).

В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22.07.2019 № 305-ЭС19-2960, предельный срок взыскания финансовых санкций в сфере индивидуального (персонифицированного) учета необходимо исчислять с учетом установленных в законодательстве предельных сроков на проведение проверки (применительно к пункту 2 статьи 88 НК РФ; на составление акта проверки (применительно к пункту 1 статьи 100 НК РФ); на вручение (направление) акта проверки, на представление возражений на акт проверки проверенным лицом, на рассмотрение материалов проверки, на вручение (направление) решения по результатам проверки, на вступление в силу решения по результатам проверки, на вручение (направление) требования об уплате финансовых санкций, на добровольное исполнение проверенным лицом требования об уплате финансовых санкций (статья 17 Закона № 27-ФЗ); на взыскание в судебном порядке финансовых санкций (применительно к статье 48 НК РФ).

Таким образом, предельный срок взыскания с общества неуплаченных сумм финансовых санкций в судебном порядке включает в себя: 3 месяца на проведение проверки, 10 дней на составление акта, 5 дней на вручение (направление) акта проверки, 6 дней на вручение акта в случае направления акта по почте, 15 дней на представление страхователем возражений, 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц), 10 дней на вступление в силу решения по проверке, 5 дней на вручение (направление) решения по результатам проверки, 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте), 10 дней на направление требования, 6 дней на направление требования, 10 календарных дней на исполнение требования (в настоящем споре страховщиком дан срок на исполнение требования 20 дней), 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение страховщика в суд с заявлением
об их взыскании в судебном порядке.

При этом с учетом положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ, части 19 статьи 17 Закона № 27-ФЗ заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о взыскании предусмотренных названным законом финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей могут быть предъявлены в арбитражный суд при наличии следующих условий: страхователем в установленный срок добровольно не исполнено требование об уплате финансовых санкций, накопленная задолженность страхователя по финансовым санкциям превысила 3000 руб.

Суды, установив, что обществом индивидуальные сведения по форме
СЗВ-М
за июль, август 2019 года, за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года представлены в фонд после истечения установленного законом срока, признали доказанным факт несвоевременного исполнения обществом обязанности по предоставлению необходимых сведений.

Поскольку размер финансовых санкций превысил 3000 руб. по требованию от 16.09.2022 об уплате финансовых санкций, начисленных за несвоевременное предоставление сведений за ноябрь 2021 года, суды пришли к верному выводу о том, что началом течения совокупного срока обращения в суд с заявлением
о взыскании финансовых санкций в рассматриваемом случае является 16.12.2021 - момент истечения установленного срока для предоставления сведений по форме СЗВ-М с типом формы «исходная» за ноябрь 2021 года.

При этом суды обоснованно отметили, что фонду должно было стать известно о совершенных обществом правонарушениях не в момент фактического предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а в момент истечения установленного срока для их предоставления, поскольку именно с этого момента страховщик должен был, как государственный орган, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства об обязательном пенсионном страховании, проверить соблюдение страхователем установленного срока для представления сведений.

Судами установлено, что заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением в части взыскания финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М с типом формы «Исходная» за периоды за июль, август 2019 года, за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2021 года 27.03.2023, т.е. за пределами установленного законом срока.

Суд округа соглашается с выводами судов о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в части взыскания финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М с типом формы «Исходная» за периоды за июль, август 2019 года, за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 года в связи с пропуском установленного законом срока для обращения в суд с данными требованиями.

То обстоятельство, что правонарушения зафиксированы фондом актами, составленными после фактического предоставления страхователем необходимых сведений, а не в момент совершения страхователем правонарушений, не является основанием для исчисления сроков взыскания штрафа в судебном порядке с даты фактического принятия решений, поскольку свидетельствует о нарушении фондом процессуальных сроков проведения проверки, повлекших за собой соответствующее смещение сроков на принятие мер по взысканию санкций.

Несоблюдение сроков проведения проверок влечет нарушение прав страхователя посредством искусственного увеличения срока на взыскание задолженности.

В соответствии с правовой позицией Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 9 Информационного письма Президиума от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», применимой при рассмотрении настоящего спора в связи с тождественностью правового регулирования процедуры взыскания налогов и страховых взносов, пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.

С учетом изложенного суды правомерно отказали фонду о взыскании с общества финансовых санкций за несвоевременное представление последним сведений по форме СЗВ-М за периоды за июль, август 2019 года, за июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2021 года.

При этом суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод судов
о пропуске фондом срока на обращение в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М с типом формы «Исходная» за декабрь 2021 года.

Как следует из обжалуемых решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, при расчете предельных совокупных сроков суды не учли сроки для проведения проверки (статья 88 НК РФ).

Вместе с тем, с учетом применения данного срока совокупный срок для обращения фонда с заявлением о взыскании финансовой санкции за несвоевременное представление обществом сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2021 года не пропущен.

При таких обстоятельствах, заявление фонда в соответствующей части подлежало удовлетворению.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы может отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

Принимая во внимание, что судами установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но при этом судом неверно применены нормы материального права, суд округа в порядке пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, которым обжалуемые судебные акты изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: « Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Горн» в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области финансовые санкции за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М с типом формы «исходная» за декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2022 года, по форме СЗВ-Стаж с типом формы «исходная» за 2021 год в размере 5000 рублей.».

В остальной части решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанций подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 286, 288, 288.2. АПК РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.07.2023 по делу № А47-4584/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по указанному делу изменить, изложив абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции: « Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Горн» в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области финансовые санкции за непредставление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М с типом формы «исходная» за декабрь 2021 года, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль 2022 года, по форме СЗВ-Стаж с типом формы «исходная» за 2021 год в размере 5000 рублей.».

В остальной части решение Арбитражного суда Оренбургской области от 17.07.2023 по делу № А47-4584/2023 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2023 по указанному делу оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Д.В. Жаворонков