ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А47-7378/18 от 22.10.2018 Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-14062/2018

г. Челябинск

22 октября 2018 года

Дело № А47-7378/2018

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Скобелкина А.П., рассмотрел в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.08.2018 по делу № А47-7378/2018 (судья Вернигорова О.А.).

         Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) (далее – Управление, заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о взыскании с Администрации Троицкого сельсовета Асекеевского района Оренбургской области (далее – Администрация, заинтересованное лицо, страхователь) финансовой санкции за недостоверное представление в установленный срок необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года в размере 500 руб.

         Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

         Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.08.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, Управление (далее также – податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что страхователем дополняющая форма за октябрь 2017 года с исправлением ошибки в имени застрахованного лица была представлена с нарушением установленного срока исправления ошибки на один день. Указывает, что факт получения уведомления о частичном приеме отчетности за октябрь 2017 года заинтересованным лицом не оспаривался. Таким образом, полагает, что материалами дела подтверждено нарушение Администрацией Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в части представления достоверных сведений о застрахованных лицах, а также нарушение пятидневного срока исправления выявленных органом Пенсионного фонда ошибок в отчетности.

Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

В соответствии с частью 1 статьи 272(1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заинтересованное лицо является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, в том числе, сведений по форме СЗВ-М.

14.11.2017 страхователем в Пенсионный фонд представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета на 9 застрахованных лиц за период октябрь 2017 года.

Фондом в адрес Администрации направлено уведомление о частичном приеме представленной отчетности и выявлении ошибки в имени одного из застрахованных лиц (л.д. 14 оборот).

22.11.2017 Администрацией представлены исправленные сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) на одно застрахованное лицо (л.д. 13), которые приняты Пенсионным фондом.

Управлением проведена проверка представленных сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная и дополняющая) за октябрь 2017 года, в ходе которой установлен факт представления Администрацией недостоверных сведений по форме СЗВ-М за указанный период, что выразилось в нарушении срока представления исправленных сведений о застрахованном лице. Управлением 24.11.2017 составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 066S18170008131, фиксирующий выявленное нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ.

По результатам рассмотрения акта и иных документов Управлением вынесено решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 16.01.2018 № 066S19180000142, которым Администрация привлечена к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб.

Требованием от 13.02.2018 № 066S01180005411 страхователю предложено уплатить сумму штрафа в срок до 05.03.2018.

Поскольку требования Фонда об уплате финансовых санкций заинтересованным лицом в добровольном порядке не исполнены, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа в судебном порядке.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу о том, что выявленное Пенсионным фондом нарушение не может быть квалифицировано как представление недостоверных сведений о застрахованном лице, ввиду чего оснований для начисления штрафных санкций не имелось.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 167-ФЗ) Администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Федерального закона №167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно статье 1 Федерального закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах, на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (норма приведена в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».

В соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

С 19.02.2017 порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг установлен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее- Инструкция № 766н).

Согласно пункту 39 Инструкции № 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ.

Как следует из пунктов 36, 37 Инструкции № 766н, контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что страхователь первоначально представил отчетность формы СЗВ-М за октябрь 2017 года - 14.11.2017 в целом по организации, то есть в установленный срок. Документы частично приняты Управлением, с указанием на необходимость представления дополняющей формы в отношении застрахованного ФИО1 (067-288-558 12), поскольку имя «Геннадий» в базе ПФР зарегистрировано как «Генадий».

Администрацией 22.11.2017 подана форма СЗВ-М (дополняющая) за  октябрь 2017 года в отношении ФИО1 (067-288-558 12) с уточнением имени.

Управление полагает, что поскольку пятидневный срок на исправление выявленной ошибки был пропущен страхователем, на него накладываются штрафные санкции за представление недостоверных сведений.

Между тем, часть 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ не предусматривает ответственность за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах. Кроме того, указанные обстоятельства не входят в объективную сторону правонарушения, за которое установлена ответственность частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ.

С учетом того, что ошибка, выразившаяся в неверном написании имени одного застрахованного лица в представленных сведениях, носила технический характер, сведения на указанное лицо изначально представлены в исходной форме, и его возможно было идентифицировать, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае данные обстоятельства нельзя расценивать в качестве предоставления страхователем недостоверных сведений в отношении указанного лица.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для начисления заинтересованному лицу штрафных санкций и, как следствие, оснований для удовлетворения требований заявителя.

Таким образом, судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

   Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

         решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22.08.2018 по делу № А47-7378/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане Оренбургской области (межрайонное) - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Судья                                                                            А.П. Скобелкин