ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А48-5275/2022 от 15.11.2023 АС Центрального округа




АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов 

арбитражных судов, вступивших в законную силу 

город Калуга 

Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2023 года.  Постановление в полном объеме изготовлено 22 ноября 2023 года. 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:  председательствующего Крыжскóй Л.А., 

судей Силаевой Н.Л.,

Шелудяева В.Н.,

при ведении протокола
судебного заседания: помощником судьи Григорьевой Т.В.,
при участии в заседании:

от заявителя жалобы: Левочкин А.В. - представитель общества с   ограниченной ответственностью «Лес»,   доверенность от 07.06.2023, удостоверение   адвоката; 

 Толстых А.Н. - представитель общества с   ограниченной ответственностью «Лес»,   доверенность от 14.06.2023, копия диплома,   паспорт; 

 Моногаров Р.В. - директор общества с   ограниченной ответственностью «Лес»,   паспорт; 

иных участвующих в деле лиц: Корнеева С.Ю. - представитель Департамента  надзорной и контрольной деятельности  Орловской области, доверенность № 4 от  10.01.2023, копия диплома, служебное  удостоверение; 


рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы  видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области  кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лес» на  решение Арбитражного суда Орловской области от 05.04.2023 и постановление  Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023 по делу 

 № А48-5275/2022,
 УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Лес» (далее - ООО «Лес»,  общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области к Департаменту  надзорной и контрольной деятельности Орловской области (далее - департамент  надзорной и контрольной деятельности, департамент) с иском о внесении  изменений в охотхозяйственное соглашение от 05.09.2013 № 23, согласно которому  просит: 

- в пункте 1.1. слова «указанные в части 2 статьи 25 Закона об охоте»  исключить; 

- пункт 2.2.1. изложить в следующей редакции: «Предоставляемые в аренду  расположенные в границах охотничьего угодья земельные участки и лесные  участки: 

- пункт 7.2.1. изложить в следующей редакции: «осуществлять в границах  охотничьего угодья:»; 

- в абзаце в) пункта 7.2.1. слова «в границах охотничьего угодья» исключить;

- в абзаце д) пункта 7.2.1. слова «только при наличии проекта  внутрихозяйственного охотустройства» исключить; 

- в пункте 7.2.7. слова «согласно проекту внутрихозяйственного  охотустройства» исключить; 

- в абзаце а) пункта 7.2.10. слова «согласно проекту внутрихозяйственного  охотустройства» исключить; 

- в абзаце в) пункта 7.2.10. слова «в объемах, не ниже установленных проектом  внутрихозяйственного охотустройства» исключить; 

- пункт 8.2.1. изложить в следующей редакции: «Предоставлять в течение  срока действия настоящего соглашения «охотпользователю» в аренду без  проведения торгов земельные участки и лесные участки в границах охотничьего  угодья для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства и  предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий 


в соответствии с п. п. 2.1.2., 2.2.1. настоящего Соглашения.». 

Для рассмотрения с первоначальным иском принято встречное исковое  заявление Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской  области, в котором он с учетом принятых судом в порядке статьи 49  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)  уточнений, просил внести в охотхозяйственное соглашение от 05.09.2013 № 23  следующие изменения: 

- изложить пункт 2.1.2. соглашения в следующей редакции:
 «Границы охотничьего угодья:
Верховский район:

Северная граница - от точки 1 в месте пересечения автомобильной дороги 54  ОП РЗ 54К-6 Залегощь - Верховье - Хомутово - Красная Заря (с 12 + 000 по 

Восточная граница - от точки 2 в месте пересечения автомобильной дороги 54  ОП РЗ 54К-6 Залегощь - Верховье - Хомутово - Красная Заря (с 12 + 000 по 

Южная граница от точки 3 в месте пересечения автомобильной дороги 54 ОП  РЗ 54К-4 Покровское Верховье (с 11 + 355 по 30 + 444) с административной  границей Верховского и Покровского районов на запад по административной  границе Верховского и Покровского районов до места схождения  административных границ Покровского, Верховского и Залегощенского районов в  точке 4. 

Западная граница - от точки 4 в месте пересечения административных границ  Покровского, Верховского и Залегощенского районов на север по  административной границе Верховского и Залегощенского районов до пересечения  с автомобильной дорогой 54 ОП РЗ 54К-6 Залегощь - Верховье - Хомутово -  Красная Заря (с 12 + 000 по 24 + 340; с 29 + 050 по 30 + 187; с 30 + 209 по 35 + 450)  в точке 1. 

Из границ охотничьего угодья исключены территории населенных пунктов и  лесные кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества Новосильского  лесничества, а также территория государственного природного биологического  заказника «Корсунский», границы которого утверждены постановлением  Правительства Орловской области от 31 мая 2022 года № 305 «О создании  государственного природного биологического заказника «Корсунский». 

В границах охотничьего угодья расположен лесной квартал 13 Верховского  участкового лесничества Новосильского лесничества. 

Покровский район: Северная граница - от точки 1 в месте схождения  административных границ Залегощенского, Верховского и Покровского районов на  восток по административной границе Покровского и Верховского районов до точки  2 на этой административной границе у р. Труды. 


Восточная граница - от точки 2 на административной границе Покровского и  Верховского районов у р. Труды на запад по условной прямой до пересечения с 

р. Труды в точке 3, далее на юго-запад по средней линии русла р. Труды до  пересечения с границей н. п. Нижний Туровец в точке 4, далее на запад по этой  границе до пересечения с грунтовой автомобильной дорогой Нижний Туровец -  Покровское в точке 5. 

Южная граница - от точки 5 в месте пересечения западной границы н. п.  Нижний Туровец с грунтовой автомобильной дорогой Нижний Туровец -  Покровское на запад по этой грунтовой автомобильной дороге через точки 6, 7  через н. п. Взаимопомощь до пересечения с автомобильной дорогой 54 ОП РЗ 54К4 Покровское - Верховье (с 11 + 355 по 30 + 444) в точке 8, далее на юг по этой  автомобильной дороге до пересечения с 5 автомобильной дорогой 54 ОП РЗ 54К321 «Покровское - Верховье» - Протасово (с 0 + 000 по 2 + 171) в точке 9. 

Западная граница - от точки 9 в месте пересечения автомобильной дороги 54  ОП РЗ 54К-4 Покровское - Верховье (с 11 + 355 по 30 + 444) с автомобильной  дорогой 54 ОП РЗ 54К-321 «Покровское - Верховье» - Протасово (с 0 + 000 по 

Из границ охотничьего угодья исключены территории населенных пунктов.

В границах охотничьего угодья расположены лесные кварталы 4, 5, 34, 35  Покровского участкового лесничества Глазуновского лесничества»; 

- пункт 2.1.3 соглашения изложить в следующей редакции: «Площадь  охотничьего угодья 16 706,9 га.». 

В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований  относительно предмета спора, участвуют Управление лесами Орловской области,  Орловская областная общественная организация охотников и рыболовов. 

Решением Арбитражного суда Орловской области от 05.04.2023 иск ООО  «Лес» удовлетворен частично (за исключением требований по пункту 2.2.1.),  встречный иск удовлетворен. 

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от  27.06.2023 решение суда области оставлено без изменения. 

Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на их  незаконность и необоснованность ввиду неполного выяснения обстоятельств,  имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и  неправильного применения норм материального права, ООО «Лес» (далее -  заявитель, кассатор) обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой  просит обжалуемые судебные акты отменить в части, принять по делу новый  судебный акт, удовлетворив исковые требования ООО «Лес» к Департаменту  надзорной и контрольной деятельности Орловской области о внесении изменений в 


п. 2.2.1. охотхозяйственного соглашения № 23 от 05.09.2013, и отказав в  удовлетворении встречных исковых требований Департамента надзорной и  контрольной деятельности Орловской области о внесении изменений в п. 2.1.2  охотхозяйственного соглашения № 23 от 05.09.2013 в полном объеме. 

По мнению заявителя кассационной жалобы, судами первой и апелляционной  инстанций при разрешении спора необоснованно не принято во внимание, что  лесные участки, о включении которых в пункт 2.2.1. охотхозяйственного  соглашения общество просит суд, вошли в состав охотничьих угодий ООО «Лес»  согласно пункту 2.1.2. соглашения в описанных в нем границах; они расположены в  границах охотугодий ООО «Лес» и в соответствии с законом на их территорию  также распространяется право последнего на добычу охотничьих ресурсов; данные  лесные участки уже сформированы как кварталы соответствующих лесничеств. По  мнению кассатора, юридически значимыми обстоятельствами основания иска  общества являются границы его охотничьих угодий согласно действующему  охотхозяйственному соглашению и месторасположение в этих границах лесных и  земельных участков, в связи с чем применение судом при разрешении настоящего  спора преюдициального значения судебных актов по делу № А48-2014/2020  незаконно. Общество обращает внимание, что основания, по которым суд признал  издание постановления Правительства Орловской области 31.05.2022 № 305 «О  создании государственного природного биологического заказника «Корсунский»  существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при  заключении договора, являются незаконными. Более того, по мнению кассатора,  суд неправильно применил нормы о сроках исковой давности, которые необходимо  исчислять с момента заключения и исполнения охотхозяйственного соглашения, то  есть с 2013 года; не учел, что пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от  14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»  ограничивается деятельность на уже созданной территории государственных  природных заказников; а Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном  мире» не предусматривает прекращение или ограничение права пользования  животным миром созданием заказника. 

В судебном заседании суда округа представители ООО «Лес» поддержали  доводы кассационной жалобы в полном объеме, просят ее удовлетворить, судебные  акты по делу отменить. 

Представитель Департамента надзорной и контрольной деятельности  Орловской области полагает судебные акты по делу законными и обоснованными,  просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы по мотивам, изложенным  в письменном отзыве на жалобу. 

Иные участвующие в деле лица явку своих полномочных представителей в  судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, будучи  надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной  жалобы. Арбитражный кассационный суд в соответствии с положениями статьи  284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в  судебное заседание представителей участвующих в деле лиц. 

Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность  применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и  процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе,  Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых 


оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего. 

Судами двух инстанций установлено, что 25.11.2010 Управлением по охране и  использованию объектов животного мира, водных биоресурсов и экологической  безопасности Орловской области (далее - управление экологической безопасности)  проведен аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения в  Верховском и других районах Орловской области, общей площадью 615 693 га  сроком на 49 лет. 

По результатам аукциона 30.11.2010 управлением экологической безопасности  с победителем торгов - Орловской областной общественной организацией  охотников и рыболовов (далее - ОООООР, общественная организация) заключено  охотхозяйственное соглашение № 2, по которому общественной организации  предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих  угодий согласно настоящему соглашению (далее - охотхозяйственное соглашение  от 30.11.2010). 

В соответствии с пунктом 2.1.2. данного соглашения границы охотничьих  угодий в Верховском районе площадью 40 356 га: 

северная - по автодороге Залегощь - Хомутово от н. п. Верховье до поворота на  п. Покровское и далее по ней до административной границы с Покровским  районом, 

западная и южная - по административной границе с Покровским и Ливенским  районами до р. Труды, 

восточная - по р. Труды до н.п. Русский Брод, далее по железной дороге до н.п.  Верховье. 

За исключением земель населенных пунктов. Угодье в Должанском районе  площадью 41 998 га, угодье в Знаменском районе площадью 26 570 га, угодье в  Колпнянском районе площадью 53 401 га, угодье в Кромском районе площадью 

Согласно пункту 2.2.2. соглашения лесные участки в Верховском районе:  кварталы 1-6, 10-15 Русско-Бродского участкового лесничества ОГУ «Ливенское  лесничество» на площади 745 га; кварталы 18-24, 10-15 Верховского участкового  лесничества ОГУ «Новосильское лесничество» на площади 653 га, общей  площадью 1 398 га передаются в аренду. 

В соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от


по договору, в том числе в следующем местоположении: Орловская область, ОГУ  «Новосильское лесничество»: Новодеревеньковский район, Моховское участковое  лесничество, кварталы 40-47 площадью 202 га; Новодеревеньковский район,  Хомутовское участковое лесничество, кварталы 2-13, 22-27, 31-33, 39, 46-54  площадью 1 260 га; Верховский район, Верховское участковое лесничество,  кварталы 10-15, 18-24 площадью 653 га, в составе лесного участка площадью 13 194  га, категория земель: земли лесного фонда, расположением: Орловская область,  Новосильский район, Новодеревеньковский район, Корсаковский район,  Верховский район, Новосильский лесхоз. 

Согласно пункту 26 договора аренды срок действия договора устанавливается  с момента подписания на срок действия охотхозяйственного соглашения, до  30.11.2059. 

Договор аренды от 22.12.2010 зарегистрирован в установленном законом  порядке 08.02.2011. 

На основании распоряжения Правительства Орловской области от 15.07.2013   № 273-р управлением экологической безопасности 02.09.2013 проведен аукцион на  право заключения охотхозяйственного соглашения в Верховском и Покровском  районах Орловской области, площадью 17 574 га сроком на 49 лет. 

По результатам аукциона управлением экологической безопасности с  победителем торгов - ООО «Лес» 05.09.2013 заключено охотхозяйственное  соглашение № 23 (далее - охотхозяйственное соглашение от 05.09.2013), по  которому ООО «Лес» предоставлено право на добычу охотничьих ресурсов в  следующих границах охотничьих угодий в Верховском и Покровском районах  Орловской области: 

- северная - по автодороге Залегощь - Верховье от точки ее пересечения с  административной границей Верховского района у н.п. Кубановка на восток до  точки схождения с автодорогой; 

- восточная - по автодороге Верховье - Покровское от точки ее схождения с  автодорогой Залегощь - Верховье на юг до пересечения с административной  границей Верховского района; 

- южная - по административной границе Верховского района от точки ее  схождения с автодорогой Верховье - Покровское на запад до точки схождения  административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов; 

- западная - по административной границе Верховского района от точки  схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского  районов на север до ее пересечения с автодорогой Залегощь - Верховье; 

- северная - по административной границе Покровского района от точки  схождения административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского  районов на восток до ее пересечения с рекой Труды; 

- восточная - вверх по течению реки Труды от ее пересечения с  административной границей Покровского района до н.п. Нижний Туровец; 

- южная - по автодороге Нижний Туровец - Покровское на запад до автодороги  Верховье-Покровское и далее на юг до поворота на н.п. Протасово; 

- западная - по автодороге Покровское - Протасово от поворота с автодороги  Верховье - Покровское через н.п. Желановка до н.п. Протасово, далее от н.п. 


Протасово по дороге Протасово-Хитрово через н.п. Совьи Лапки и Самарка до  пересечения с административной границей Покровского района и далее по  административной границе Покровского района на север до точки схождения  административных границ Верховского, Залегощенского и Покровского районов.  За исключением земель населенных пунктов (пункт 2.1.2. соглашения). 

Согласно пункту 2.1.3. данного соглашения площадь охотничьего угодья  составила 17 574 га. 

В соответствии с пунктом 2.2.1. земельные участки и лесные участки,  находящиеся в государственной собственности, отсутствуют. 

Позднее, между Орловской областной общественной организацией охотников  и рыболовов (арендатор) и ООО «Лес» (субарендатор) 01.09.2015 заключен договор  субаренды № 9/1 части лесного участка для осуществления видов деятельности в  сфере охотничьего хозяйства, по которому арендатор, действующий с согласия  арендодателя - управления лесами (письмо от 16.10.2014), на основании подпункта  «д» пункта 10 договора аренды от 22.12.2010, обязуется за плату предоставить, а  субарендатор обязуется принять во временное пользование (в субаренду) часть  лесного участка, находящегося в государственной собственности, определенную в  пункте 2 настоящего договора, а именно кварталы 18-24 Верховского участкового  лесничества ОГУ «Новосильское лесничество» (Орловская область, Верховский  район), являющиесяся неотъемлемой частью лесного участка площадью 13 194 га,  категория земель: земли лесного фонда, расположением: Орловская область,  Новосильский район, Новодеревеньковский район, Корсаковский район,  Верховский район, Новосильский лесхоз. 

Также арендатор настоящим договором передает, а субарендатор принимает  обязанности по договору аренды от 22.12.2010 в объемах согласно пункту 1  договора субаренды. 

Согласно пункту 25 договора субаренды договор вступает в силу с даты его  государственной регистрации, заключен на срок 5 лет с даты подписания акта  приема-передачи части лесного участка в субаренду. 

Акт приема-передачи части лесного участка в субаренду подписан 01.09.2015.

Договор субаренды № 9/1 части лесного участка для осуществления видов  деятельности в сфере охотничьего хозяйства, заключенный 01.09.2015, расторгнут  28.06.2019. 

Департамент надзорной и контрольной деятельности Орловской области  28.01.2020 направил в адрес ООО «Лес» письменное обращение № 5-2/337, в  котором указал на необходимость внесения изменений в пункты 2.1.2, 2.1.3, 2.2.1 и  исключения главы V охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013, с  предоставлением 10-дневного срока на ответ. 

ООО «Лес» 19.03.2020 обратилось в управление лесами с заявлением о  заключении договора аренды лесных кварталов 18-24 Верховского участкового  лесничества ОГУ «Новосильское лесничество» площадью 653 га. 

В ответе № 6-3/643/03-21 управление лесами указало, что часть лесного  участка ОГУ «Новосильское лесничество» (кварталы 18-24 Верховского  участкового лесничества) расположена в границах охотничьих угодий Орловской  областной общественной организации охотников и рыболовов, о чем указано в  пункте 2.2.2. охотхозяйственного соглашения от 30.11.2010; в охотхозяйственном  соглашении от 05.09.2013 в сведениях о местоположении, границах и площади 


охотничьего угодья о расположенных в его границах и предоставляемых в аренду  земельных участках и лесных участках (пункт 2.2.1.) указано, что земельные  участки и лесные участки, находящиеся в государственной собственности,  отсутствуют, ввиду чего у ООО «Лес» не имеется права на использование лесов и  заключение договора аренды лесного участка для осуществления видов  деятельности в сфере охотничьего хозяйства на землях лесного фонда  Новосильского лесничества (кварталы 18-24 Верховского участкового  лесничества). 

Решением Арбитражного суда Орловской области от 16.04.2021 по делу 

 № А48-2014/2020, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого  арбитражного апелляционного суда от 08.09.2021 и постановлением Арбитражного  суда Центрального округа от 24.12.2021, оставлен без удовлетворения иск  Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области к ООО  «Лес» о внесении изменений в пункт 2.1.2. охотхозяйственного соглашения от  05.09.2013 путем изложения в следующей редакции: после слов «за исключением  земель населенных пунктов» дополнить следующими словами «и кварталов 18-24  Верховского участкового лесничества ОГУ «Новосильское лесничество»,  площадью 653 га»; о внесении изменений в пункт 2.1.3. охотхозяйственного  соглашения от 05.09.2013 путем изложения в следующей редакции: «Площадь  охотничьего угодья 16 921 га»; о внесении изменений в пункт 2.2.1.  охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 путем изложения в следующей  редакции: «Предоставляемые в аренду расположенные в границах охотничьего  угодья земельные участки и лесные участки отсутствуют»; об исключении главы V  охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 «Годовой размер сборов за  пользование объектами животного мира». 

Указом Губернатора Орловской области от 22.04.2022 № 195 «Об утверждении  схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий Орловской  области» определено, что кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества  ОГУ «Новосильское лесничество» закреплены за Орловской областной  общественной организацией охотников и рыболовов (далее - Указ Губернатора 

 № 195). Схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий Орловской  области содержит, в том числе, описание границ и карты-схемы с изображением  границ территорий закрепленных охотничьих угодий. Данной схемой определены  границы охотничьих угодий ООО «Лес», в том числе с описанием земельных и  лесных участков, находящихся в границах. 

Постановлением Правительства Орловской области от 31.05.2022 № 305 «О  создании государственного природного биологического заказника «Корсунский» в  границах кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ  «Новосильское лесничество» создан государственный природный биологический  заказник «Корсунский» (далее - заказник) (далее - Постановление № 305). 

Вступившими в законную силу решениями Орловского областного суда от  06.09.2022 по делу № 3а-22/2022 (оставлено без изменения определением Первого  апелляционного суда общей юрисдикции от 17.01.2023), от 07.10.2022 по делу 

 № 3а-26/2022 (оставлено без изменения определением Первого апелляционного  суда общей юрисдикции от 21.02.2023) отказано в удовлетворении требований  ООО «Лес» к Губернатору Орловской области о признании недействующим в части  указа Губернатора Орловской области от 22.04.2022 № 195 «Об утверждении схемы 


размещения, использования и охраны охотничьих угодий Орловской области», а  также в признании недействующим постановления Правительства Орловской  области от 31.05.2022 № 305 «О создании государственного природного  биологического заказника «Корсунский». 

ООО «Лес» обратилось к департаменту с предложением о внесении  соответствующих изменений в охотхозяйственное соглашение от 05.09.2013,  однако согласие получено не было. 

Вышеприведенные обстоятельства послужили основанием для обращения  ООО «Лес» в суд с настоящим иском. 

Департамент надзорной и контрольной деятельности не возражал против  удовлетворения требований охотпользователя, за исключением требований о  внесении изменений в пункт 2.2.1. данного соглашения, что явилось основанием  подачи встречного иска, в обоснование которого департамент указал на создание в  границах кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ  «Новосильское лесничество» заказника на основании постановления Правительства  Орловской области, а также на правовые позиции, сформулированные при  рассмотрении дела № А48-2014/2020. 

По мнению суда округа, суды первой и апелляционной инстанций, разрешая  настоящий спор, руководствуясь положениями статей 450, 451 Гражданского  кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 7, 25, 26 Лесного кодекса  Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Федерального закона от 24.04.1995 

 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Закон № 52-ФЗ), статьи 95 Земельного  кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 24.07.2009   № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений  в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон 

 № 209-ФЗ), Федерального закона от 02.08.2019 № 296-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении  изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее -  Закон № 296-ФЗ), статьи 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об  особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон № 33-ФЗ), обоснованно  исходили из следующего. 

В соответствии с пунктом 15 статьи 1 и частью 1 статьи 7 Закона № 209-ФЗ  данный закон определяет охотничьи угодья как территории, в границах которых  допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, и  предусматривает, что в границы охотничьих угодий включаются земли, правовой  режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего  хозяйства. 

Исходя из положений статьи 95 ЗК РФ на землях государственных природных  заказников запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением  природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами  и законами субъектов Российской Федерации. 

В силу статьи 47 Закона № 52-ФЗ право пользования животным миром  прекращается полностью или частично в том числе, в случаях использования  территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование  животным миром. Принудительное прекращение права пользования животным  миром осуществляется в судебном порядке. Создание государственных природных  заказников регионального значения, определение задач и особенностей режима 


особой охраны конкретного природного заказника регионального значения  является прерогативой органов исполнительной власти субъектов Российской  Федерации, которые на территориях государственных природных заказников  вправе постоянно или временно запретить или ограничить любую деятельность,  если она противоречит целям создания государственных природных заказников или  причиняет вред природным комплексам и их компонентам. 

Судами двух инстанций в рассматриваемом случае учтено, что  Постановлением Правительства Орловской области от 31.05.2022 № 305 создан  государственный природный биологический заказник «Корсунский», в границы  которого включены кварталы 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ  «Новосильское лесничество», а также зона охраны охотничьих ресурсов ООО  «Лес» площадью 1 050 га, вошедшая в границы охотничьих угодий, переданных  ООО «Лес» на основании охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 в  границах, указанных в просительной части уточненных встречных исковых  требований. 

Оценив Положение о государственном природном биологическом заказнике  «Корсунский», утвержденное Постановлением № 305, суды обеих инстанций  установили, что проведение обществом дальнейших мероприятий по сохранению  охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры  в границах спорного земельного участка противоречит целям создания особо  охраняемой природной территории регионального значения и не соответствует  режиму использования особо охраняемой природной территории, в связи с чем с  учетом статьи 24 Закона № 33-ФЗ пришли к выводу о необходимости внесения  соответствующих изменений в охотхозяйственное соглашение от 05.09.2013, как  связанных с существенным изменением обстоятельств. 

Доводы общества об отсутствии у департамента прав на внесение изменений в  охотхозяйственное соглашение, оценены судами двух инстанций и обоснованно  отклонены. 

 У суда округа отсутствуют правовые основания не согласиться с данными  выводами судов двух инстанций как соответствующими нормам права и  фактическим обстоятельствам дела. 

Отказывая в удовлетворении первоначального иска общества в части  требований о внесении изменений в пункт 2.2.1. охотхозяйственного соглашения  от 05.09.2013, суды двух инстанций обоснованно исходили из пункта 4.1. статьи  27 Закона № 209-ФЗ, введенного Федеральным законом от 11.06.2021 № 164-ФЗ, а  также приняли во внимание судебные акты по делу № А48-2014/2020, которыми  установлено, что у ООО «Лес» отсутствуют правовые основания для использования  кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ «Новосильское  лесничество», поскольку спорные лесные кварталы предметом охотхозяйственного  соглашения от 05.09.2013 не являлись (статьи 16, часть 2 статьи 69 АПК РФ). 

Возражая против встречного искового заявления департамента, общество  указало на пропуск срока исковой давности. 

Оценив заявление ООО «Лес», руководствуясь положениями статей 195, 199,  200 ГК РФ, приняв во внимание, что на момент заключения охотхозяйственного  соглашения от 05.09.2013 спорные границы охотугодий не имели статуса земель  особо охраняемых природных территорий, заказник создан Постановлением  Правительства Орловской области 31.05.2022, в связи с чем с указанной даты 


начинает течь срок исковой давности и как следствие не является пропущенным. 

Более того, по мнению суда округа, судами двух инстанций обоснованно  учтено, что в соответствии с приложением к Указу Губернатора № 195  фактическая площадь закрепленных за ООО «Лес» охотничьих угодий при  заключении охотхозяйственного соглашения составляет 17,71 тыс.га, в то время как  по условиям охотхозяйственного соглашения от 05.09.2013 предоставлялось 17,57  тыс. га. 

Учитывая изложенные обстоятельства, у суда округа отсутствуют правовые  основания не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций об  обоснованности встречных исковых требований, что исключает удовлетворение  иска ООО «Лес» в части внесения изменений в пункт 2.2.1 охотхозяйственного  соглашения от 05.09.2013 относительно включения в него лесных участков, в том  числе кварталов 18-24 Верховского участкового лесничества ОГУ «Новосильское  лесничество». 

Доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию общества в  судах первой и апелляционной инстанций и по сути сводятся к несогласию с  данной судом оценкой фактическим обстоятельствам дела. 

Иных доводов, заслуживающих внимания в целях проверки законности и  обоснованности состоявшихся по делу судебных актов, кассационная жалоба не  содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит. 

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.04.2023 и  постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2023  по делу № А48-5275/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без  удовлетворения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть  обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию  Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий Л.А. Крыжскáя 

Судьи Н.Л. Силаева

 В.Н. Шелудяев