ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А48-8446/2021 от 16.08.2022 АС Центрального округа



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов, 

вступивших в законную силу

Резолютивная часть объявлена 16 августа 2022 года  Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2022 года 

Арбитражный суд Центрального округа в составе  председательствующего судьи Копырюлина А.Н., 

судей

Ключниковой Н.В., ФИО1, 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи 

ФИО2,

при участии представителей: 

от общества с ограниченной ответственностью «Арбитр-НН»  (ОГРН <***>, ИНН <***>) - не явились, о времени и месте  судебного заседания извещены надлежащим образом 

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области -  ФИО3 (доверенность от 10.01.2022, диплом), 

рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием  систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской  области, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной  службы по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской  области от 24.11.2021 и постановление Девятнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 18.03.2022 по делу № А48-8446/2021, 

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Арбитр-НН» (далее - ООО  «Арбитр-НН», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Орловской  области с заявлением о признании незаконным решения заместителя  руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской  области (далее - УФАС, Управление, антимонопольный орган) от 20.08.2021. 

Решением суда от 24.11.2021, оставленным без изменения постановлением  суда апелляционной инстанции от 18.03.2022, заявленное требование  удовлетворено. 

В кассационной жалобе Управление просит отменить решение, постановление  суда в связи с неправильным применением норм материального прав, принять новый  судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования. 


[A1] Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в кассационной  жалобе, заслушав объяснения представителя антимонопольного орган, суд  кассационной инстанции приходит к следующему. 

Как видно из материалов дела и установлено судами, между  государственным унитарным предприятием Орловской области «Дорожная  служба» (далее - ГУП ОО «Дорожная служба», предприятие, заказчик) и ООО  «Арбитр-НН» в результате проведенных закупок в соответствии с требованиями  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг  отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) заключены  договоры поставки от 01.04.2020 и от 22.04.2020. 

Вступившим в законную силу 31.05.2021 решением Арбитражного суда  Орловской области от 20.02.2021 по делу № А48-6098/2020 признаны  недействительными односторонние отказы ГУП ОО «Дорожная служба» от  исполнения договоров поставки от 01.04.2020 и от 22.04.2020. 

Заявитель полагал, что в целях исполнения судебного решения от 20.02.2021  заказчик обязан был разместить на официальном сайте ЕИС информацию об  отмене решений о расторжении договоров, изменив статус договоров в  «Исполнение». 

Поскольку заказчик данных действий не произвел, ООО «Арбитр-НН»  обратилось в УФАС с заявлением о привлечении ГУП ОО «Дорожная служба» к  административной ответственности, предусмотренной частями 4, 5 статьи 7.32.3  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -  КоАП РФ). 

По результатам рассмотрения указанного заявления должностное лицо  Управления вынесло определение от 09.08.2021 № 4325/03 об отказе в  возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ГУП ОО  «Дорожная служба» в связи с отсутствием в его действиях состава  административного правонарушения, предусмотренного частями 4, 5 статьи  7.32.3 КоАП РФ. 

Не согласившись с решением УФАС от 20.08.2021, общество оспорило его  в арбитражном суде. 

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из  того, что антимонопольным органом не представлено доказательств законности и  обоснованности оспариваемого решения. 

Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд  апелляционной инстанции указал в своем акте, что антимонопольным органом не  были проверены сведения о наличии оснований для внесения изменений на  официальном сайте ЕИС, содержащиеся в обращении ООО «Арбитр-НН», опрос  лиц, обладающих такими сведениями, из числа сотрудников заказчика не  производился, правовая оценка этим сведениям не давалась. 


[A2] Также суд апелляционной инстанции посчитал, что выводы  антимонопольного органа, ограничившегося лишь констатацией отсутствия  состава административного правонарушения, свидетельствуют о формальном  подходе к разрешению поступившего обращения, поскольку доказательств,  подтверждающих проведение Управлением проверки сведений, содержащихся в  обращении, не представлено, а поэтому суд апелляционной инстанции находит  преждевременным сделанный административным органом вывод об отсутствии в  рассматриваемом деле события и состава административного правонарушения. 

Делая такой вывод суд апелляционной инстанции сослался на правовую  позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от  09.07.2019 № 308-ЭС19-10641 по делу № А01-2138/2017. 

Суд кассационной инстанции считает, что указанные выводы судов первой  и апелляционной инстанций сделаны без учета следующих положений норм  материального права. 

Диспозиции частей 4, 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ устанавливают  административную ответственность именно за нарушение предусмотренных  законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами  юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере  закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой  предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок  товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за исключением  случаев, предусмотренных частью 6 статьи 7.23.3 КоАП РФ, неразмещение в  единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров,  работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской  Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами  юридических лиц. 

В статье 3 Закона № 223-ФЗ сформулированы принципы, которыми  должны руководствоваться заказчики при закупке товаров работ и услуг. Одним  из таких принципов является принцип информационной открытости закупки,  который обеспечивается посредством размещения информации в сети  «Интернет». 

Статья 4 Закона № 223-ФЗ определяет, какая информация, на каких  условиях и в какие сроки размещается на официальном сайте ЕИС. 

В силу части 2 статьи 4.1 Закона № 223-ФЗ в течение трех рабочих дней со  дня заключения договора, в том числе договора, заключенного заказчиком по  результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)  товаров, работ, услуг, стоимость которых превышает размеры, установленные  частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, заказчики вносят  информацию и документы, установленные Правительством Российской  Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если  в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие  информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения.  Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр  договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения  договора. 

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Закона № 223-ФЗ в реестр договоров  не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с настоящим 


[A3] Федеральным законом не подлежат размещению в единой информационной  системе. 

В соответствии с подпунктом «л» пункта 2 Правил ведения реестра  договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных  постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2014 № 1132  (далее - Правила № 1132), в такой реестр вносятся информация и документы,  касающиеся результатов исполнения договора, в том числе оплаты договора. 

Подпунктом «в» пункта 10 Правил № 1132 установлено, что такие  документы и информация направляется заказчиком в Федеральное казначейство в  течение 10 дней со дня исполнения договора. 

Статьей 38 Положения о закупке товаров, работ, услуг заказчика  установлено, что информация и документы, касающиеся результатов исполнения  договора, в том числе оплаты договора, размещаются в разделе, предназначенном  для ее размещения на официальном сайте ЕИС в течение 10 дней с даты  исполнения договора, если другие сроки не регламентированы законодательством  Российской Федерации; в реестр не включаются информация и документы,  которые в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ не подлежат  размещению на официальном сайте ЕИС. 

Во исполнение указанных норм заказчик разместил на официальном сайте  ЕИС сведения о расторжении договоров. 

По существу, как следует из обращения общества в УФАС, совершение  заказчиком административного правонарушения, предусмотренного частями 4, 5  статьи 7.32.3 КоАП РФ, ООО «Арбитр-НН» видит в том, что ГУП ОО «Дорожная  служба» не разместило на официальном сайте ЕИС информацию об отмене судом  решения заказчика о расторжении договоров. 

Поскольку действующее законодательство о закупках товаров, работ, услуг  отдельными видами юридических лиц не устанавливает право или обязанности  заказчика по размещению на официальном сайте ЕИС сведений об отмене  решения о расторжении договора, в том числе по решению суда, то в действиях  (бездействиях) ГУП ОО «Дорожная служба» нарушения части 2 статьи 4.1 Закона   № 223-ФЗ отсутствуют и, как следствие, отсутствует состав административного  правонарушения, предусмотренного частями 4, 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ. 

Ссылка суда апелляционной инстанции на правовую позицию, изложенную  в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 № 308- ЭС19-10641, не может быть принята во внимание по настоящему делу, поскольку  в судебных актах по делу № А01-2138/2017 речь шла о привлечении к  административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ, что  требовало в рамках административного расследования проверки и доказывания  факта самовольного занятия земельного участка, а применительно к  обстоятельствам данного дела от судов первой и апелляционной инстанции  требовалось правильное истолкование закона и нормативных актов, которые  подлежат применению исходя из характера настоящих спорных правоотношений. 

Поскольку имеющие значение для правильного разрешения спора  обстоятельства судами установлены, однако подлежащие применению к ним  нормы материального права истолкованы и применены неправильно, суд округа  считает возможным на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, не  передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в  удовлетворении заявленного требования. 


[A4] Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить,  что обществом в арбитражном суде оспаривалось не само определение от  09.08.2021 № 4325/03 об отказе в возбуждении дела об административном  правонарушении, а только решение заместителя руководителя УФАС, принятое  по результатам рассмотрения жалобы на определение от 09.08.2021. 

В силу частей 3 и 4 статьи 30.1 КоАП РФ определение об отказе в  возбуждении дела об административном правонарушении, совершенном  юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд  в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. 

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19.2 постановления Пленума  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О  некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об  административных правонарушениях», порядок рассмотрения дел об оспаривании  определений об отказе в возбуждении дела об административном  правонарушении определяется, как и для дел об оспаривании постановлений о  назначении административного наказания, исходя из положений статьи 207  АПК РФ. 

Также следует учитывать, что антимонопольный орган вновь по данным  обстоятельствам возбудил в отношении ГУП ОО «Дорожная служба»  административное дело по признакам совершения административного  правонарушения, предусмотренного частями 4, 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ, а затем  прекратил по нему производство ввиду отсутствия в действиях заказчика этого  состава административного правонарушения. Такая информация была озвучена  представителем Управления на заседании суда кассационной инстанции. 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 288, 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Орловской области от 24.11.2021 и постановление  Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2022 по делу   № А48-8446/2021 отменить. 

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью  «Арбитр-НН» отказать. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может  быть обжаловано в течение двух месяцев в Судебную коллегию Верховного Суда  Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации. 

Председательствующий судья А.Н. Копырюлин 

Судьи Н.В. Ключникова 

ФИО1