ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А49-12164/2021 от 12.05.2022 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

19 мая 2022 года Дело № А49-12164/2021

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,

судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Пензенской области от 21 февраля 2022 года по делу № А49-12164/2021 (судья Табаченков М.В.),

по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, г.Нижний Новгород

к обществу с ограниченной ответственностью «Объединенные пензенские водочные заводы» (ОГРН 10555803536997, ИНН 5837025458), г.Пенза

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- общества с ограниченной ответственностью «ГИФТ» (ОГРН 1065835001715, ИНН 5835063970), г.Пенза

- общества с ограниченной ответственностью «Скидкино» (ОГРН 1205800009172, ИНН 5837078851), г.Пенза

о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием в судебном заседании:

от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу – представителя Кузина С.В. (доверенность № 13 от 29.12.2021),

от общества с ограниченной ответственностью «Объединенные пензенские водочные заводы» – представителя Певцовой А.Б. (доверенность № 174/2021 от 07.12.2021),

в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее – административный орган, МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Объединенные пензенские водочные заводы» (далее – общество, ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью «ГИФТ» (далее – ООО «ГИФТ») и общество с ограниченной ответственностью «Скидкино» (далее – ООО «Скидкино»).

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 21.02.2022 по делу № А49-12164/2021 в удовлетворении заявленных требований было отказано.

МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт о привлечении общества к административной ответственности. По мнению административного органа, оспариваемое решение является незаконным и необоснованным.

Подробно позиция МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО изложена в апелляционной жалобе.

Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в представленном отзыве.

Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.

Представитель административного органа в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить.

Представитель общества в судебном заседании отклонил апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

На основании ст.ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее,суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 31.01.2021 в МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО поступило письмо Управления ФСБ России по Пензенской области с просьбой обеспечить 1 и 2 сентября 2021 года участие сотрудников при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление фактов производства и реализации алкогольной продукции без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна.

В ходе совместных мероприятий, сотрудниками административного органа и Управления ФСБ России по Пензенской области был произведен осмотр складских помещений общества, расположенных по адресу: Пензенская область, г. Пенза, ул. Аустрина, 169, в ходе которого обнаружено хранение на складе общества алкогольной продукции - ликёра «Русская борзая», крепость 35% объём 0,5 л. производства ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ», что отражено в протоколе от 01.09.2021.

Административный органа, сославшись на то, что лицензия общества от 13.10.2020 №58ПСН0009760 не предусматривает права производства обнаруженной алкогольной продукции – ликеров, возбудил в отношении ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» дело об административном правонарушении от 01.09.2021 № 0401/010921/04230 по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ.

С целью взятия проб и образцов вышеуказанной алкогольной продукции на предмет соответствия ГОСТ, был произведен анализ сведений, содержащихся в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС) и установлено, что ООО «ГИФТ» и ООО «Скидкино» осуществило закупку спорной алкогольной продукции.

Определениями от 02.09.2021 и от 03.09.2021 ООО «ГИФТ» и ООО «Скидкино» признаны потерпевшими.

В рамках указанного дела проведено административное расследование, в том числе: проведены осмотры на территории склада ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» по ул. Аустрина, 169 (протокол осмотра от 01.09.2021), а также на территории склада ООО «ГИФТ» и ООО «Скидкино» (протокол осмотра от 02.09.2021 и от 03.09.2021 соответственно).

Определением от 03.09.2021 МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО назначило экспертизу образцов ликёра десертного «Русская борзая» производства ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ», изъятого у ООО «Скидкино» по протоколу изъятия от 03.09.2021. Проведение экспертизы поручено экспертам ГБУ «Республиканский центр независимой экспертизы и мониторинга потребительского рынка». Перед экспертом поставлены следующие вопросы:

Подтвердить или опровергнуть соответствие образцов алкогольной продукции требованиям ГОСТ 32071-2013 «Межгосударственный стандарт. Продукция алкогольная. Ликеры. Общие технические условия».

На основании изложенного, МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО пришло к выводу, что ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» осуществляло производство и оборот (хранение) алкогольной продукции, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.17 КоАП, в связи с чем по результатам административного расследования в отношении общества был составлен протокол № 0401/010921/04230 от 17.11.2021 об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

При этом, административный орган ссылается на то, что в ходе проверки установлен факт производства и реализации обществом ликёра десертного «Русская борзая», крепостью 35%, объёмом 0,5л. Ликёр произведён в соответствии с ГОСТ 32071-2013 «межгосударственный стандарт. Продукция алкогольная. Общие технические условия» (далее – ГОСТ 32071-2013). Обществу выдана лицензия на производство, хранение и поставку произведённой алкогольной продукции (спиртные напитки – водка, ликероводочные изделия, коньяки, бренди, виски, кальвадосы, слабоалкогольные напитки). Согласно ГОСТ 7190-2013 «Межгосударственный стандарт. Изделия ликероводочные. Общие технические условия» (далее – ГОСТ 7190-2013) к ликероводочным изделиям отнесены наливки, пунши, настойки сладкие, настойки горькие, напитки десертные, напитки спиртные газированные негазированные, аперитивы, бальзамы, коктейли, джины. Ликёры в силу указанного ГОСТа не относятся к ликероводочным изделиям. ГОСТ 33880-2016 «Межгосударственный стандарт. Напитки спиртные. Термины и определения» (далее – ГОСТ 33880-2016 также разделяет понятия ликероводочных изделий и ликеров. В силу части 3 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) лицензированию подлежат производство и оборот произведённых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому проставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведённой продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона. В выданной обществу лицензии ликёры отсутствуют. Следовательно, данная продукция производится и находится в обороте без лицензии, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Возражая против привлечения к административной ответственности, общество указало, что из статьи 2 Закона № 171-ФЗ не усматривается, что ликёры являются самостоятельным видом продукции, который должен быть указан в лицензии в соответствии с частями 3, 4 статьи 18 указанного Закона.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2466 утверждены «Правила ведения и функционирования единой государственной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учёта информации об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объёме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции» (далее – Правила № 2466). Согласно подпункту 3 пункта 8 Правил № 2466 ЕГАИС содержит информацию о виде этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее – ОКПД2).

Подпунктом 4 пункта 8 Правил № 2466 установлено, что код вида алкогольной продукции в ЕГАИС указывается в соответствии с ОКПД2. В ОКПД2 «ликеры» (кодовое обозначение 11.01.10.210) являются подкатегорией, входящей в категорию «ликероводочные изделия» (кодовое обозначение 11.01.10.200).

С 01.01.2021 утратил силу Приказ Рослакогольрегулирования от 23.08.2012 № 231 «О порядке заполнения деклараций об объёме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей», Приложением которого является Классификатор видов продукции. В этом Классификатору имеются виды продукции «ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта до 25% включительно (код 211) и ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта свыше 25% (код 212). Вид продукции «ликеры» Классификатор вообще не предусматривает.

В Федеральном реестре алкогольной продукции ликёры крепостью свыше 25% являются подкатегорией категории «Ликероводочные изделия с содержанием этилового спирта свыше 25%».

Общество производит указанную продукцию с 2016 года, она зарегистрирована в Федеральном реестре алкогольной продукции. В ЕГАИС зафиксированы ведомости нанесения федеральных специальных марок. Росалкогольрегулирования, как оператору ЕГАИС, известно о производстве и реализации ликёров обществом. Но до настоящего времени вопросов по поводу правомерности производства ликёров не возникало.

ГОСТ 32080-213 «Межгосударственный стандарт. Изделия ликероводочные. Правила приёмки и методы анализа» прямо относит ликёры к ликёроводочным изделиям. Также к ликёроводочным изделиям относит ликёры Технический регламент Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 047/2018. Приказы Росалкогольрегулирования, устанавливающие коды видов алкогольной продукции, не выделяют ликёры из ликёроводочных изделий.

Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявление административного органа не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии в частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Объективную сторону данного правонарушения образует производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Согласно части 1 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.

Лицензия выдаётся, в том числе, на вид деятельности по производству, хранению и поставке произведённой алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (часть 2 статьи 18 Закона № 171 -ФЗ).

Лицензированию подлежат производство и оборот произведённых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведённой продукции, указанному в статье 2 настоящего Федерального закона (часть 3 статьи 18 Закона № 171 -ФЗ).

Судом первой инстанции установлено, что обществу выдана 13.10.2020 лицензия № 58ПСН0009760 на осуществление производства, хранения и поставок произведённой алкогольной продукции (спиртные напитки - водка, ликероводочные изделия, коньяки, бренди, виски, кальвадосы, напитки русские традиционные на натуральном сырье, слабоалкогольные напитки).

Административный орган полагает, что производимые и поставляемые обществом ликёры не относятся к указанным видам алкогольной продукции, не являются ликёроводочными изделиями, поэтому их производство, хранение и поставка осуществляются без лицензии.

Общество же считает, что ликёры относятся к ликёроводочным изделиям.

Часть 3 статьи 18 Закона № 171-ФЗ имеет отсылку к статье 2 указанного Закона в целях определения видов алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащих лицензированию.

Статья 2 Закона № 171 -ФЗ не содержит таких видов, как ликёроводочные изделия и ликёры. Указанной нормой даны следующие основные понятия для целей настоящего Федерального закона:

7) алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведённого из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, содержанием этилового спирта более 0% процента объёма готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, креплёное вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;

9) спиртные напитки - алкогольная продукция, которая произведённая с использованием этилового спирта, произведённого из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к плодовой алкогольной продукции, плодовым алкогольным напиткам и виноградосодержащим напиткам, в том числе спиртные напитки, произведённые из коньячных дистиллятов, винных и виноградных дистиллятов и спиртов (коньяк, виноградная водка, бренди).

Данная норма (статья 2 Закона № 171-ФЗ) не содержит отдельно таких понятий, как ликёры, так и ликёроводочные изделия. Следовательно, с целью применения части 3 статьи 18 Закона № 171-ФЗ в рассматриваемом случае, с учётом содержания выданной обществу лицензии, может быть дана оценка соответствия производимых обществом ликёров понятию спиртные напитки.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам экспертизы изъятой продукции общества ликёра «Русская борзая» в заключение эксперта № 657 от 06.10.2021 сделан вывод, что представленный образец № 826 (четыре стеклянные бутылки зелёного цвета объёмом по 0,5л, наполненных жидкостью в объёме по 0,5л с этикеткой: ликёр десертный «Русская Борзая», дата розлива 24.11.2020, объёмная доля этилового спирта 35%, срок годности не ограничен, производитель: ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ», с федеральными специальными марками № 401 67933665, 401 67933624, 401 67933604, 401 67933655, укупорены металлическими винтовыми крышками зелёного цвета (укупорка не нарушена) является алкогольной продукции с объёмной долей этилового спирта 34,7%. Образец № 826 соответствует требованиям ГОСТ 32071-2013 «Продукция алкогольная. Ликеры. Общие технические условия».

Пункт 3.1 ГОСТа 32071-2013 «Межгосударственный стандарт. Продукция алкогольная. Ликеры. Общие технические условия» (введён в действие 01.07.2014 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.06.2013 № 342-ст) даёт следующее понятие продукту ликер: Спиртной напиток крепостью не менее 15%, изготовленный из ректифицированного этилового спирта, дистиллятов пищевого сырья, полуфабрикатов ликероводочного происхождения или продуктов питания, в том числе молока и молочной продукции, вина, ароматических веществ, с массовой концентрацией сахара не менее 10г/100см3.

Данное определение соответствует понятию спиртных напитков, данному в пункте 9 статьи 2 Закона № 171-ФЗ.

Следовательно, в отсутствие в указанном Законе понятия ликероводочные изделия, ликеры соответствуют понятию спиртные напитки. Лицензия выдана обществу на производство, хранение и поставку спиртных напитков.

ГОСТ 7190-2013 «Межгосударственный стандарт. Изделия ликероводочные. Общие технические условия» в разделе 4 классификация указывает, что в зависимости от крепости, массовой концентрации общего экстракта и сахара ликероводочные изделия делят на группы: наливки, пунши, настойки сладкие, настойки полусладкие, настойки горькие, напитки десертные, напитки газированные и негазированные; аперитивы, бальзамы, коктейли, джины. То есть, деление основано не на видах алкогольной продукции, а на группах в зависимости от указанных в ГОСТе критериях.

Раздел 1 Область применения ГОСТа 33880-2016 «Межгосударственный стандарт. Напитки спиртные. Термины и определения» даёт следующие общие понятия:

32 ликероводочное изделие: Спиртной напиток крепостью от 7,0% об. До 60,0% об., с массовой концентрацией сахара не более 40,0г/100см3, представляющий собой смесь ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, исправленной воды, полуфабрикатов, зерновых, висковых, коньячных фруктовых или винных дистиллятов, пищевых ингредиентов, получаемых путём купажирования с последующей выдержкой или без выдержки и фильтрования купажа;

46 ликер: Спиртной напиток крепостью не менее 15,0% об., с массовой концентрацией сахара не менее 10г/100см3, приготовленный из ректификованного этилового спирта, дистиллятов из пищевого сырья, исправленной воды, полуфабрикатов с добавлением сахаросодержащих продуктов, молока и молочной продукции, яиц, вина, ароматических веществ.

Данный ГОСТ не содержит указания на то, что ликёры отнесены к ликероводочным изделиям. При этом в целом понятие ликёра не выходит за рамки понятия ликероводочного изделия. Отдельные ингредиенты, отличающиеся от общего понятия ликероводочного изделия в рассматриваемом ГОСТе, также имеются и у других спиртных напитков, в отношении которых указано, что они являются ликероводочными изделиями. Вместе с тем, в разделе 1 Область применения ГОСТа 32080-2013 «Межгосударственный стандарт. Изделия ликероводочные. Правила приемки и методы анализа» прямо указано, что настоящий стандарт распространяется на ликероводочные изделия: крепкие ликеры, десертные ликеры, эмульсионные ликеры, кремы, наливки, пунши, сладкие настойки, полусладкие настойки, горькие настойки, слабоградусные горькие настойки, десертные напитки, аперитивы, коктейли, бальзамы, слабоградусные газированные и негазированные напитки, спиртные напитки из зернового сырья, а также джины, виски, ром, текилу, аквавит и другие ликероводочные изделия, полученные из растительного сырья.

Таким образом, суд первой инстанции правильно указал, что данный ГОСт определённо относит ликёры к ликёроводочным изделиям.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 05.12.2018 № 98 принят Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ЕАЭС 047/2018).

Пункт 5 раздела II Основные понятия ТР ЕАЭС 047/2018 даёт следующие понятия:

- «ликероводочные изделия» - спиртные напитки крепостью от 7 до 60 процентов с содержанием сахара не более 600г/л, представляющие собой смесь ректификованного этилового спирта, подготовленной (исправленной) воды, различных спиртованных соков, морсов, настоев и ароматных спиртов, получаемых путём переработки фруктового (плодово-ягодного и ароматического растительного сырья с добавлением сахарного сиропа, эфирных масел, виноградных вин, бренди, лимонной кислоты и других пищевых компонентов (в том числе диоксида углерода), и приготовленные путём купажирования с последующей выдержкой или без выдержки и фильтрования купажа;

- «ликер» - ликероводочное изделие крепостью не менее 15 процентов, изготовленное из ректификованного этилового спирта или спиртных напитков с добавлением сахаросодержащих продуктов, продуктов сельскохозяйственного происхождения или пищевых продуктов (в том числе молока и молочной продукции, вина, вкусоароматических веществ), с содержанием сахара не менее 70г/л для вишневого ликера, изготовленного из вишневого дистиллята, или не менее 80г/л для ликера из горечавки или подобных растений, которые являются единственным ароматическим сырьем, а также не менее 100г/л для других ликеров.

Пункт 1 раздела I ТР ЕАЭС 047/2018 устанавливает область применения Технического регламента: Настоящий технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на территориях государств - членом Евразийского экономического союза требования к алкогольной продукции, выпускаемой обращение на территориях государств-членов, связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке алкогольной продукции для обеспечения её свободного перемещения.

Пунктом 2 Правил № 2466 установлено, что Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка является оператором ЕГАИС и от имени Российской Федерации осуществляет правомочия обладателя информации, содержащейся в ЕГАИС.

ЕГАИС содержит информацию о виде этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - классификатор).

В Классификаторе первые две цифры обозначают класс продукции, третья, в совокупности с первыми двумя - подкласс, четвёртая, в совокупности с первыми тремя - группу; совокупность пяти цифр - подгруппу; совокупность шести цифр - вид совокупность восьми цифр - категорию и девяти цифр - подкатегорию.

Для ликёроводочных код - 11.01.10.200, где двести - категория.

Для ликёров код - 11.01.10.210, где 210 - подкатегория категории 200 (ликероводочных изделий).

Следовательно, классификатор относит ликёры к категории ликероводочных изделий, которые, в свою очередь, отнесены к виду спиртных напитков (код - 11.01.10).

Аналогичным образом вносились сведения в Федеральный реестр алкогольной продукции, ведение которого входило в компетенцию Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, согласно пункту 5.3.11(3) Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 154.

Как верно отмечено судом первой инстанции, прямое отнесение ликёра в ликёроводочным изделиям ГОСТом 32080-2013, Техническим регламентом ТР ЕАЭС 047/2018, Классификатором (в том числе для целей внесения сведений в ЕГАИС) не позволяет сделать категоричный вывод о том, что ликёр, в силу положений трёх других ГОСТов (33880-2016, 7190-2013 и 32071­2103) не может быть признан спиртным напитком и ликёроводочным изделием для целей лицензирования. Указанные три ГОСТа также не содержат сведений, которые явились бы основанием для отнесения ликёров к иным видам алкогольной продукции из числа указанных в статье 2 Закона № 171-ФЗ.

При указанных выше обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оснований отнести ликёры к иным видам алкогольной продукции, указанным в статье 2 Закона № 171 - ФЗ, не имеется.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно положениям ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 ст.1.5).

Из содержания приведенных норм следует, что событие и состав административного правонарушения, включая виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть достоверно подтверждены представленными административным органом доказательствами, неопровержимо свидетельствующими об указанных обстоятельствах.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что административным органом не доказан факт нарушения обществом Закона № 171-ФЗ, что свидетельствует о недоказанности события вмененного ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» административного правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события и состава административного правонарушения (ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Поскольку событие и состав вменяемого обществу административного правонарушения отсутствуют, законных оснований для привлечения ООО «Объединенные пензенские ЛВЗ» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.17 КоАП РФ суд первой инстанции правомерно не усмотрел.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 21 февраля 2022 года по делу № А49-12164/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий

О.А. Лихоманенко

Судьи

П.В.Бажан

С.Ю. Николаева