ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
28 октября 2021 года Дело № А49-14220/2019
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2021 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2021 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Бажана П.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрев посредством веб-видеоконференц-связи в режиме «Онлайн-заседания» в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционные жалобы Местной религиозной организации евангельских христиан «Церковь «Живая вера» г.Пензы и Управления муниципального имущества города Пензы на решение Арбитражного суда Пензенской области от 30 июня 2021 года по делу № А49-14220/2019 (судья Стрелкова Е.А.),
по заявлению Местной религиозной организации евангельских христиан «Церковь «Живая вера» г. Пензы (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза
к Управлению градостроительства и архитектуры города Пензы (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза
к Администрации города Пензы (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза
к Пензенской городской Думе (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Управления муниципального имущества города Пензы (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Пенза
- Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пензенского филиала, г.Пенза
о признании незаконным бездействия,
с участием в судебном заседании:
от Местной религиозной организации евангельских христиан «Церковь «Живая вера» г.Пензы посредством веб-видеоконференц-связи в режиме «Онлайн-заседания» – представителя ФИО1, ФИО2 (доверенность от 25.02.2019),
в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Местная религиозная организация евангельских христиан «Церковь «Живая вера» г. Пензы (далее - Церковь) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления градостроительства и архитектуры города Пензы (далее - УГиА г.Пензы), выразившегося в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - Кадастровая палата) по городу Пензе в сроки, установленные законом, документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, их количестве, перечне вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 58:29:4003002:53 по ул.Победы 26А г.Пензы и территориальной зоны Ц-9, и просит обязать УГиА г.Пензы предоставить в течение 6 дней после вступления в законную силу судебного акта соответствующие документы в Кадастровую палату.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 25.02.2020 произведена процессуальная замена ответчика УГиА г.Пензы на администрацию г.Пензы.
Определением от 21.05.2020 Арбитражный суд Пензенской области по собственной инициативе на основании части 6 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлёк УГиА г.Пензы к участию в деле в качестве соответчика.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Управление муниципального имущества города Пензы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Пензенского филиала.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 25.06.2020 по делу № А49-14220/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 решение Арбитражного суда Пензенской области от 25.06.2020 по делу № А49-14220/2019 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 04.02.2021 года решение Арбитражного суда Пензенской области от 25.06.2020 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу № А49-14220/2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Арбитражный суд кассационной инстанции поручил суду первой инстанции дополнительно исследовать следующие обстоятельства: вопрос отнесения религиозной организации к землепользователям (абзац 3 пункта 3 статьи 53 ЗК РФ) для целей реализации им прав в сфере земельных правоотношений; наличие оспариваемого бездействия со стороны ответчиков за период, начиная с 2009 года по настоящее время в разрезе законодательства, регулирующего спорные правоотношения в этот временной отрезок; изменение в рассматриваемый период Генерального плана города Пензы и Правил землепользования и застройки территории города Пензы и нарушение этими изменениями прав заявителя; учесть наличие решения Ленинского районного суда города Пензы от 06.03.2012 № 2-599/2012.
При новом рассмотрении определением Арбитражного суда Пензенской области от 15.04.2021 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Пензенская городская Дума.
Решением Арбитражного Суда Пензенской области от 30.06.2021 по делу № А49-14220/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Церковь и третье лицо Управление муниципального имущества города Пензы (далее – Управление) подали апелляционные жалобы.
Церковь просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд первой инстанции принял незаконное и необоснованное решение.
Церковь полагает, что вывод суда о том, что изменение зоны Ц-9 на территориальную зону ОД-1 не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя является преждевременным, несостоятельным, противоречит представленным доказательствам и материалам дела, что привело к вынесению судом незаконного решения. Суд в нарушение процессуальных норм права не дал правовой оценки Уведомлению Росреестра от 30.04.2021, выписки ИСОГД и отзыву ответчика, о том, что действиями (бездействиями) ответчиков нарушаются законные права и интересы Церкви. Также апеллянт обращает внимание, что для полного и всестороннего рассмотрения дела в ходе судебного разбирательства обратился к ответчикам с заявлением о внесении (добавлении) в территориальную зону вид ОД-1 в основной вид разрешенного использования согласно Классификатору утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2021 4. №540 в код 3.0 код 3.7. предусматривающий размещение зданий и сооружений религиозного использования. В этой связи просил суд отложить судебное заседание, для получения ответа на заявление и в порядке ст.49 АПК РФ у Церкви возникала необходимость изменить основание иска в рамках рассматриваемого спора. Однако суд первой инстанции отказал в отложении судебного заседания до получения ответа, тем самым нарушил нормы процессуального права, что привело к вынесению незаконного решения.
Таким образом, нарушение прав Церкви носит длительный характер, с 2009 года по настоящие времен зона Ц-9 (зона культовых сооружений) Администрацией города Пензы по отношению к спорному земельному участку не была поставлена на кадастровый учет, а также в соответствии с зоной Ц-9 не был установлен соответствующий вид разрешенного использования земельного участка.
Управление просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт о отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что суд первой инстанции принял незаконное и необоснованное решение, неверно применил нормы материального щи процессуального права.
Полагает, что вывод суда о том, что в отношении спорного земельного участка вид разрешенного использования установлен с кодом 3.0, который утвержден в карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в редакции решения Пензенской городской Думы от 26.06.2020 № 203-1 1/7 и находится в границах территориальной зоны ОД-1, а следовательно в данный вид разрешенного использования включаются и виды разрешенного использования с кодами 3.7, основан на неправильным применением норм материального права. Суд не учел того, что вид разрешённого использования с кодом 3.0 является обобщенным видом (категорией) и не указывает на цель использования земельного участка.
Апеллянт обращает внимание на то, что Классификатором установлены как виды разрешенного использования земельных участков, так и описание деятельности, допускаемой на земельных участках, то есть цель использования земельного участка.
Вывод суда о том, что Церковь имеет право самостоятельно обратиться в орган кадастрового учёта для изменения сведений о разрешённом использовании данного земельного участка, также основан на неправильным применением норм материального права.
Кроме того, суд принятым решением вышел за пределы заявленных требований, дал суждение по применению классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412.
Информация о принятии апелляционных жалоб к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
УГиА г.Пензы, Администрация города Пензы, Пензенская городская Дума в отзывах апелляционные жалобы отклонили.
Представители Церкви, участвующие в судебном заседании посредством веб-видеоконференц-связи в режиме «Онлайн-заседания»,поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей УГиА г.Пензы, Администрации города Пензы, Пензенской городской Думы, а также третьих лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, заслушав представителей Церкви в судебном заседании, проверив доводы, приведенные в апелляционных жалобах и отзывах на апелляционные жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
При новом рассмотрении дела, суд первой инстанции в полной мере учел указания суда кассационной инстанции и в соответствии с положениями части 3 статьи 201 АПК РФ обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований в виду следующего.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пензенской области от 06.05.2019 по делу № А49-612/2019, на основании договора купли-продажи незавершенного строительством нежилого дома от 05.04.2000 гр. ФИО3 приобрел незавершенный строительством нежилой дом (бытовое здание), находящийся по адресу: <...> строение 20.
Земельный участок с кадастровым номером 58:29:4 02 06:524 размером 478 кв.м, на котором расположено указанное незавершенное строительством нежилое здание, был выделен в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления Главы города Пензы № 562/1 от 11.06.1992, постановления Главы города Пензы № 1504 от 23.10.1997.
Постановлением Главы города Пензы № 1703 от 01.09.2000 гр. ФИО3 предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 707 кв.м по пр. Победы для разработки проекта и реконструкции незавершенного строительством нежилого здания под офис без права возведения дополнительных капитальных строений. Данный земельный участок образован за счет изъятия предоставленного прежнему собственнику незавершенного строения площадью 478 кв.м. и свободных земель города площадью 229 кв.м.
19.09.2000 произведена государственная регистрация права бессрочного (постоянного) пользования за ФИО3
Впоследствии постановлением Главы администрации города Пензы № 75 от 17.01.2001 по результатам межевания площадь земельного участка была уточнена и составила 768 кв.м. Земельному участку присвоен адрес - <...>, кадастровый номер 58:29:0403002:0053, установлено разрешенное использование: под общественную застройку.
С учетом того, что приобретение незавершенного строения ФИО3 было осуществлено за счет средств, пожертвованных Христианской Церкви, Решением Октябрьского районного суда города Пензы от 26.04.2001 за Церковью признано право собственности на незавершенное строительством нежилое помещение, расположенное на указанном земельном участке по Проспекту Победы, стр.20 в г.Пензе. 14.06.2001 произведена государственная регистрация права собственности Церкви на незавершенное строительством нежилое здание.
Постановлением Главы администрации города Пензы № 1570 от 30.12.2014 прекращено право постоянного (бессрочного) пользования гр. ФИО3 на земельный участок площадью 768кв. с кадастровым номером 58:29:0403002:53.
02.11.2018 Церковь обратилась в администрацию города Пензы с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 768 кв.м с кадастровым номером 58:29:0403002:53 на праве безвозмездного пользования в соответствии со статьей 39.10 ЗК РФ.
Письмом № 10601 от 18.12.2018 администрация г.Пензы сообщила о своем решении об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ, в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка целям использования участка, указанным в заявлении.
Законность указанного решения проверена и установлена Арбитражным судом Пензенской области в деле № А49- 612/2019.
Отказывая Церкви в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.
В соответствии со статьей 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье оснований, в том числе, в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 26.09.2018 испрашиваемый земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование - для разработки проекта и реконструкции незавершенного строительством нежилого здания под офис, что не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование - для проведения религиозной организацией богослужений, церемоний и обрядов.
Как указано в решении Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-612/2019, указанные обстоятельства правомерно расценены администрацией г.Пензы как предусмотренное пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ основание для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.
Материалами настоящего дела подтверждается, что право собственности религиозной организации «Церковь «Живая вера» на здание зарегистрировано 14.06.2000, о чем выдано свидетельство, о государственной регистрации № 58КР998133.
Из выписки из ЕГРН от 16.06.2021 усматривается, что сведения о здании внесены в ЕГРН 25.06.2012, ему присвоен кадастровый номер 58:29:4003002:4926, адрес: <...>, площадь 239.3 кв.м., назначение: нежилое, наименование: церковь, год завершения строительства: 2000. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 58:29:4003002:53 (т. IV л.д. 88-89).
Согласно пункту 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации (действующей в спорной период) по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
Статья 37 Земельного кодекса РСФСР (действующая в спорный период) предусматривает, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.
При приобретении гражданином ФИО3 незавершенного строительством объекта у ФИО4 (продавец) по договору купли-продажи от 05.04.2000, последний обладал правом постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 478 кв. м, впоследствии такое право возникло и у ФИО3, как у покупателя здания, при этом на основании постановления от 01.09.2000 № 1703 площадь земельного участка, используемого последним на праве постоянного (бессрочного) пользования увеличилась до 707 кв. м.
Суд первой инстанции правильно указал, что учитывая общие законодательные принципы перехода права на земельный участок, действующие на момент возникновения (в апреле 2001 года) у религиозной организации права собственности на то же здание, полученное от ФИО3, к такой организации перешло и право пользования на земельный участок, на котором это здание расположено.
Сам факт прекращения права постоянного (бессрочного) пользования у гражданина ФИО3 на основании постановления Главы города Пензы от 30.12.2014 № 1570 не имеет правового значения, поскольку землепользователем участка после приобретения строения (14.06.2000) уже признается религиозная организация.
Согласно выпискам из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 58:29:0403002:0053, поставлен на кадастровый учет 01.01.2000, имеет вид разрешенного использования - для разработки проекта и реконструкции незавершенного строительством здания под офис.
По данным Генерального плана г.Пензы, утвержденного Пензенской городской Думой от 28.03.2008 № 916-44/4, земельный участок с кадастровым номером 58:29:0403002:0053 относится к общественно-деловой зоне (деловые центры, обслуживающие и деловые объекты), в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Пензы, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 земельный участок входил в зону культовых сооружений (Ц-9), в отношении которой градостроительным регламентом предусмотрены, в частности, следующие виды разрешённого использования: объекты, связанные с отправлением культа.
Судом первой инстанции установлено, что решениями Пензенской городской Думы в период с 2010 года по 2019 год вносились изменения в Правила землепользования и застройки города Пензы, которые не коснулись ни градостроительных регламентов, ни Карты градостроительного зонирования в части зоны Ц-9. Таким образом, в правовом регулировании видов разрешённого использования в отношении территориальной зоны Ц-9, в границах которой был расположен земельный участок с кадастровым номером 58:29:0403002:0053, ничего не изменилось.
Решением Пензенской городской Думы от 26 июня 2020 года № 203 -11/7 внесены изменения в Правила землепользования и застройки города Пензы, наименования территориальных зон и виды их разрешённого использования приведены в соответствие с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 № 540 (далее - Классификатор 2014 года).
При подготовке Правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе и с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено, что согласно представленной в материалы дела УГиА г. Пензы выписке из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки в редакции решения Пензенской городской Думы от 26 июня 2020 года № 203 -11/7 земельный участок с кадастровым номером 58:29:0403002:0053 находится в границах территориальной зоны ОД-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона», в отношении которой градостроительным регламентом предусмотрены, в частности, вид разрешённого использования с кодом 3.0.: размещение объектов капитального строительства для удовлетворения бытовых, социальных и духовных потребностей человека. Содержание данного вида разрешённого использования включает в себя содержание видов разрешённого использования с кодами 3.1 - 3.10.2. Входящий в перечень указанных кодов код 3.7. предполагает вид разрешённого использования «религиозное использование» размещение зданий и сооружений религиозного использования с кодами 3.7.1 - 3.7.2. Код 3.7.1 «осуществление религиозных обрядов» предполагает размещение зданий и сооружений, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний (в том, числе церкви, соборы, храмы, часовни, мечети, молельные дома, синагоги). Данные нормы, внесённые в Правила землепользования и застройки города Пензы решением Пензенской городской Думы от 26 июня 2020 года № 203-11/7, полностью соответствуют нормам, содержащимся в Классификаторе 2014 года, а также положениям Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, утверждённого приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412, действующего в настоящее время.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что внесение изменений в Правила землепользования и застройки города Пензы решением Пензенской городской Думы от 26 июня 2020 года № 203 -11/7 и изменение вида территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 58:29:0403002:0053 с зоны Ц-9 на зону ОД-1 произведено в соответствии с требованиями градостроительного законодательства с учётом фактического землепользования и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Церкви о том, что действующий в настоящее время градостроительный регламент в отношении территориальной зоны ОД-1, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером 58:29:0403002:0053, не предусматривает размещение культовых сооружений (церкви), поскольку этот довод не соответствует приведённым нормам законодательства и действующим Правилам землепользования и застройки города Пензы и опровергнут имеющимися в материалах дела доказательствами.
Федеральным законом от 24.07.2007 года № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре) (действовал до 01.01.2017 года) урегулированы отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Состав сведений кадастра о зонах определен статьей 10 Закона о государственном кадастре. К указанным сведениям относятся: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон; реквизиты и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиям использования территорий.
Пункт 6 статьи 15 Закона о государственном кадастре устанавливает обязанность органа, в частности, местного самоуправления, в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
В соответствии с пунктом 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 года № 618, орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета следующие документы:
- выписку из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов);
- выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
В силу пункта 13 названного Положения орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представляет в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
Суд первой инстанции правильно указал, что с 01.01.2017 к рассматриваемой ситуации применяются положения Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), пунктом 3 части 1 статьи 32 которого установлена обязанность органов государственной власти и органом местного самоуправления направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Согласно части 16 статьи 32 Закона № 218-ФЗ перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15.1, 15.2 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1,3-13,15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости и предоставления сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2015 № 1532 (далее - Правила № 1532) .
Пунктом 6 вышеуказанных Правил № 1532 установлено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации -городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.
Согласно абзацу 3 пункта 31 Правил № 1532 обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 4, 6, 7, 14 (в части утверждения (изменения) границ территории объекта культурного наследия, установления (изменения) зон охраны объекта культурного наследия и установления защитной зоны объекта культурного наследия) и 15 настоящих Правил, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции до 08.06.2020) предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, утвердивших документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 01.01.2021. В редакции Федерального закона от 08.06.2020 № 166-ФЗ исполнение этой обязанности установлено до 01.01.2024 года.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что из системного анализа приведённых норм законодательства в их ретроспективе применительно к рассматриваемым правоотношениям, начиная с 2009 года (с даты утверждения Правил землепользования и застройки города Пензы), следует вывод, что законом обязанность по представлению сведений для государственного кадастрового учёта территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, в рассматриваемый период времени всегда возлагалась на орган, принявший нормативный правовой акт, утвердивший правила землепользования и застройки.
Таким органом на территории города Пензы является Пензенская городская Дума. Согласно представленному Пензенской городской Думой отзыву и приложенным к нему документам работу городской Думы возглавляет и организует Глава города Пензы, который исполняет полномочия председателя городской Думы (пункт 2 статьи 21 Устава города Пензы. В целях исполнения обязанности, возложенной на Пензенскую городскую Думу статьёй 32 Закона № 218-ФЗ, Главой города Пензы были выданы доверенности на заместителя начальника Управления градостроительства и архитектуры администрации города Пензы ФИО5 от 15.01.2016 № 01 -13, на заместителя начальника управления - главного архитектора города Пензы ФИО6 от 20.06.2018 № 01 -310 на представление интересов муниципального образования «город Пенза» в филиале ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пензенской области сроком на 3 года.
Согласно статье 44.2 Устава города Пензы и выписке из ЕГРЮЛ в отношении Управления градостроительства и архитектуры города Пензы данный орган стал самостоятельным юридическим лицом и приобрёл статус иного органа местного самоуправления с 12.01.2015, а до этого УГиА являлось структурным подразделением администрации города Пензы.
На основании письма ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 25.11.2019 № 11-2946-МС, поступившего в адрес Главы города Пензы письмом от 21.01.2020 № 3-05-11593,с разъяснением, что с 01.01.2020 документы, подписанные и направленные в порядке межведомственного информационного взаимодействия для внесения в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, содержащиеся в утверждённых генеральных планах и правилах землепользования и застройки, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью органа, принявшего решение об утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки, распоряжением Главы города Пензы от 30.01.2020 № 8/7-ахд «Об усиленной квалифицированной электронной подписи» для обеспечения межведомственного информационного взаимодействия между филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области и Пензенской городской Думой, правом усиленной квалифицированной подписи Пензенской городской Думы наделён Глава города Пензы ФИО7
На основании поступившего обращения и.о. начальника УГиА г. Пензы ФИО5 от 03.02.2020 № 84 в соответствии со статьями 26, 27, 44.2 Устава города Пензы, Положения об Управлении архитектуры и градостроительства города Пензы, утверждённого постановлением администрации города Пензы от 06.09.2019 № 1720, распоряжением Главы города Пензы от 06.02.2020 № 4 «Об усиленной квалифицированной подписи» (далее - Распоряжение № 4) в целях направления в порядке межведомственного информационного взаимодействия для внесения в ЕГРН сведений о границах территориальных зон города Пензы, содержащихся в утверждённом Генеральном плане города Пензы и Правилах землепользования и застройки города Пензы, усиленная квалифицированная электронная подпись Пензенской городской Думы и сертификат ключа проверки электронной подписи переданы Управлению градостроительства и архитектуры города Пензы. Должностным лицом, уполномоченным на использование усиленной квалифицированной электронной подписи, определён начальник Управления архитектуры и градостроительства города Пензы ФИО8 По Акту приёма-передачи от 14.02.2020 усиленная квалифицированная электронная подпись и сертификат ключа переданы для пользования и хранения указанному должностному лицу.
После принятия Пензенской городской Думой решения от 26.06.2020 № 203-11/7 «О внесении изменений в решение Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы» Главой города Пензы в адрес УГиА г. Пензы было направлено письмо от 10.07.2020 № 01-236 о необходимости направления указанного выше решения в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области.
Проанализировав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что применительно к сведениям о территориальных зонах, установленных Правилами землепользования и застройки города Пензы, в период времени с 2009 года по настоящее время лицами, обязанными представить соответствующие документы для внесения сведений в ЕГРН являлись: с марта 2010 (с даты вступления в законную силу Правил землепользования и застройки) по 15.01.2016 - Пензенская городская Дума, с 15.01.2016 по настоящее время - Управление градостроительства и архитектуры города Пензы. На администрацию города Пензы обязанность по представлению в Кадастровую палату карты (планы) территориальных зон муниципального образования города Пензы, предусмотренных Правилами землепользования и застройки города Пензы, утверждённых решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5, возложена решением Ленинского районного суда г. Пензы от 2012 года по делу № 2-599/2012 по заявлению прокурора Пензенской области в интересах неопределённого круга лиц.
Исходя из основного принципа обязательности судебных актов, суд первой инстанции правомерно учел данное решение в качестве доказательства наличия соответствующей обязанности администрации города Пензы.
Материалами дела подтверждено и ответчиками не опровергнуто, что в установленном законом порядке границы территориальных зон, начиная с 2010 года и по настоящее время на кадастровый учёт не поставлены, ни Пензенская городская Дума, ни УГиА г.Пензы, ни администрация города Пензы предусмотренные законом документы в установленном порядке в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области для постановки территориальных зон на кадастровый учёт не направляли. 06.07.2020 приложением к письму администрации города Пензы в кадастровую палату была направлена копия решения Пензенской городской Думы от 26.06.2020 № 203-11/7. Однако поскольку к нему не были приложены обязательные для постановки на кадастровый учёт документы (в том числе в виде электронных документов), предусмотренные правилами № 1532, данное сообщение не свидетельствует об исполнении обязанности, предусмотренной статьёй 32 Закона № 128-ФЗ.
С учётом изложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в период с марта 2010 года по 01 января 2017 года имело место бездействие ответчиков в нарушении действующего в тот период законодательства по непредставлению в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пензенской области предусмотренных законом документов по постановке на кадастровый учёт границ территориальных зон, установленных Правилами землепользования и застройки города Пензы, в том числе территориальной зоны Ц-9.
Вместе с тем, порядок представления документов для постановки на кадастровый учёт территориальных зон изменился с вступлением в законную силу Закона № 218 -ФЗ. Поскольку данные нормы регулируют процедурные вопросы, представление сведений в порядке, который действовал ранее, с 01.01.2017 стало невозможно.
При этом, как указано выше, частью 3 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции до 08.06.2020) предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, утвердивших документы территориального планирования, которыми устанавливаются или изменяются границы населенных пунктов (в том числе вновь образованных), правила землепользования и застройки, направить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документы, необходимые для внесения сведений соответственно о границах населенных пунктов, территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости, в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 01.01.2021. В редакции Федерального закона от 08.06.2020 № 166-ФЗ исполнение этой обязанности установлено до 01.01.2024 года.
С учётом этих законодательных изменений определением Ленинского районного суда г. Пензы то 25.02.2021 администрации города Пензы предоставлена отсрочка исполнения решения Ленинского районного суда г. Пензы от 06.03.2012 по делу № 2599/2012 до 13.11.2021 года.
Пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В рассматриваемом случае нормы Закона № 218-ФЗ и Закона № 507-ФЗ не распространяются на ранее существовавшие правоотношения, связанные с представлением документов для постановки на кадастровый учёт территориальных зон, и изменение правового регулирования с 01.01.2017 года не отменяет установленный судом факт бездействия ответчиков. Вместе с тем, поскольку после 01.01.2017 года сведения для постановки на кадастровый учёт территориальных зон не могут быть представлены по старой процедуре, а для соблюдения новой процедуры законом установлены сроки, которые на дату рассмотрения дела еще не наступили, непредставление сведения для постановки территориальных зон на кадастровый учёт после 01.01.2017 года не противоречит закону.
В силу положений части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 01.07.1996 основаниями для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 2 АПК РФ задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Следовательно, избранный Церковью способ защиты своего нарушенного права должен соответствовать характеру существующих между сторонами спорных правоотношений.
Церковь обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, полагая, что бездействие ответчиков по непредставлению в Кадастровую палату документов для постановки территориальных зон на кадастровый учёт препятствует получению им спорного земельного участка на праве бессрочного пользования.
Однако данное обстоятельство не нашло своего подтверждения при рассмотрении судом настоящего дела.
В силу части 2 статьи 5 Федерального закона № 327-ФЗ от 30.11.2010 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» земельный участок, на котором расположено имущество религиозного назначения, передается религиозной организации в собственность бесплатно или на праве безвозмездного пользования в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.
Из представленных в материалы дела документов следует, что Церковь является религиозной организацией, на праве собственности у нее находится здание религиозного назначения (церковь), земельный участок для размещения которого может быть предоставлен заявителю в безвозмездное пользование на основании пункта 3 части 2 статьи 39.10 ЗК РФ.
Из решения Арбитражного суда Пензенской области от 06 мая 2019 года по делу № А49-612/2019 следует, что единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 58:29:4003002:53 Церкви в безвозмездное пользование явилось несоответствие вида разрешённого использования, содержащегося в отношении этого земельного участка в ЕГРН (для разработки проекта и реконструкции незавершённого строительством нежилого здания под офис) и цели использования земельного участка, указанной заявителем в заявлении о его предоставлении - для проведения религиозной организацией богослужений, церемоний и обрядов.
Согласно пункту 4 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся, в том числе, дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, к которым отнесена информация о виде или видах разрешенного использования земельного участка.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 13 Закона № 218-ФЗ внесение в ЕГРН дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо в уведомительном порядке.
Как предусмотрено пунктами 2, 3 часть 1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязаны направить в орган регистрации прав, в том числе принятые им решения об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка; об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
При этом как следует из подп. 3 п. 22 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943, вид или виды разрешенного использования земельного участка обозначаются путем указания:
установленного вида разрешенного использования - на основании соответствующего акта уполномоченного органа с указанием в том числе реквизитов такого акта об установлении вида разрешенного использования;
вида разрешенного использования земельного участка из числа видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом, и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием реестрового номера границы территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН, посредством указания которого в том числе обеспечивается взаимосвязь записей раздела ЕГРН на земельный участок с записями реестра границ или реквизитов решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об утверждении правил землепользования и застройки или о внесении изменений в них, если в реестре границ отсутствует запись о соответствующей зоне).
Статьёй 33 Закона № 218-ФЗ предусмотрено право заинтересованного лица при отсутствии указанных сведений в ЕГРН обратиться в установленном порядке в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН. Орган регистрации прав в течение трёх рабочих дней со дня получения указанного заявления должен самостоятельно запросить документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия. В случае, если в ЕГРН отсутствуют сведения о наличии установленной территориальной зоны, в пределах которой расположен земельный участок, при поступлении в орган регистрации прав заявления собственника такого участка о кадастровом учёте в связи с изменением вида его разрешённого использования, орган государственной регистрации прав в соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Закона о регистрации направляет запрос в орган местного самоуправления с информацией о том, что сведения запрашиваются в целях последующего изменения вида разрешённого использования земельного участка. В случае, если в ответе на запрос будет подтверждён факт нахождения земельного участка в границах территориальной зоны, допускающей заявленный вид разрешённого использования, соответствие земельного участка градостроительному регламенту, и этот вид разрешённого использования заявитель вправе выбрать самостоятельно, принимается решение об осуществлении кадастрового учёта.
Таким образом, установление или изменение вида разрешённого использования конкретного земельного участка не зависит от внесения в ЕГРН сведений о территориальных зонах.
Территориальная зона считается установленной с момента принятия Генерального плана и Правил землепользования и застройки или внесения в них изменений независимо от внесения сведений о ней в ЕГРН.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Церковь законно пользуется земельным участком с кадастровым номером 58:29:4003002:53 на основании права постоянного (бессрочного) пользования, перешедшего к ней в силу прямого указания закона, она вправе самостоятельно обратиться в орган кадастрового учёта для изменения сведений о разрешённом использовании данного земельного участка.
При этом, как указано выше, судом первой инстанции установлено, что территориальная зона ОД-1, в границах которой в настоящее время находится указанный земельный участок, предусматривает вид разрешённого использования по коду 3.7. «религиозное использование» размещение зданий и сооружений религиозного использования с кодами 3.7.1 - 3.7.2. Код 3.7.1 «осуществление религиозных обрядов» предполагает размещение зданий и сооружений, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний (в том, числе церкви, соборы, храмы, часовни, мечети, молельные дома, синагоги). То есть, территориальная зона ОД-1 в качестве основного вида разрешённого использования предусматривает вид разрешённого использования, соответствующий назначению принадлежащего заявителю на праве собственности здания (церковь).
Указанный вывод суда согласуется с правовой позицией, изложенной в письменных отзывах ответчиков по делу УГиА г. Пензы и администрации города Пензы.
В процессе рассмотрения настоящего дела Церковь обратилась в Управление Росреестра по Пензенской области с заявление о внесении в ЕГРН изменений вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 58:29:4003002:53. Уведомлением от 30.04.2021 № КУВД-001/2021-14931247/1 ей отказано, поскольку, по мнению государственного регистратора, в зоне ОД-1 не предусмотрен вид разрешённого использования «размещение зданий и сооружений религиозного использования». Данный вывод, как следует из уведомления, сделан на основании сведений, полученных от УГиА г. Пензы в порядке межведомственного взаимодействия.
Данный факт подтверждает позицию суда первой инстанции о том, что отсутствие кадастрового учёта территориальной зоны не препятствует обращению заявителя за внесением изменений в ЕГРН вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 58:29:4003002:53 (в уведомлении не указано на это обстоятельство как на основание для отказа во внесении изменений в ЕГРН), а сведения о видах разрешённого использования земельных участков Росреестр получает от органов местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия.
Суд первой инстанции верно отметил, что зона ОД-1, в границах которой находится земельный участок с кадастровым номером 58:29:4003002:53, предусматривает вид разрешённого использования с кодом 3.0, который включает в себя код 3.7. «религиозное использование» размещение зданий и сооружений религиозного использования с кодами 3.7.1 - 3.7.2., код 3.7.1 «осуществление религиозных обрядов» предполагает размещение зданий и сооружений, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний (в том, числе церкви, соборы, храмы, часовни, мечети, молельные дома, синагоги). Однако поскольку в рамках настоящего дела уведомление Росреестра от 30.04.2021 № КУВД-001/2021-14931247/1 не оспаривается, суд первой инстанции правомерно не оценил законность отказа по изложенному в нём основанию.
Суд первой инстанции верно отметил, что мнение Церкви о том, что при постановке на кадастровый учёт территориальной зоны Ц-9 автоматически изменится вид разрешённого использования спорного земельного участка, является ошибочным и основан на неверном толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что оспариваемым бездействием права и законные интересы Церкви не нарушаются.
Применительно к этому обстоятельству решение Ленинского районного суда г.Пензы от 2012 года по делу № 2-599/2012 по заявлению прокурора Пензенской области в интересах неопределённого круга лиц, суд первой инстанции учел следующим образом. В части установленного этим решением факта нарушения прав и законных интересов неопределённого круга лиц данное решение суда не имеет для настоящего дела преюдициального значения в силу статьи 69 АПК РФ. Установленное вышеуказанным решением суда нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц не означает, что при рассмотрении конкретных дел арбитражным судом автоматически презюмируется наличие нарушения прав и законных интересов абсолютно любого лица на территории города Пензы, независимо от фактических обстоятельств конкретного дела и имеющихся в деле доказательств.
При рассмотрении дел в порядке главы 24 АПК РФ арбитражный суд устанавливает факт нарушения оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием) конкретных, реально существующих прав и законных интересов конкретного заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. И именно установленный в процессе рассмотрения дела факт такого нарушения, подтверждённый документально, на основании полного, всестороннего и объективного исследования судом материалов конкретного дела, является обязательным условием для удовлетворения требований заявителя в соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В рассматриваемом случае оспариваемое бездействие не нарушает права и законные интересы Церкви, а избранный способ защиты не приведёт к восстановлению права заявителя, которое он считает нарушенным.
Доводы апелляционных жалоб Церкви и Управления о том, что градостроительным регламентом, установленном в пределах границ территориальной зоны ОД-1 «Многофункциональная общественно-деловая зона», не предусмотрены в качестве основных видов разрешенного использования виды разрешенного использования с кодами 3.7 «религиозное использование» и 3.7.1 «осуществление религиозных обрядов», судом апелляционной инстанции отклоняются как противоречащие содержанию Правил землепользования и застройки города Пензы, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 № 229-13/5.
Доводы Церкви о том, что изменением зоны Ц-9 на территориальную зону ОД-1 нарушаются ее права и законные интересы, что правовой режим земельного участка определяется с учетом его фактического разрешенного использования на основании акта уполномоченного органа об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что судом первой инстанции не дана правовая оценка уведомлению Управления Росреестра по Пензенской области от 30.04.2021, выписке ИСОГД, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не соотносятся с предметом заявленных требований о бездействии органов местного самоуправления муниципального образования города Пензы, выраженном в не направлении в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки.
Доводы Церкви о том, что суд первой инстанции не удовлетворил ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное необходимостью получения ответов, а также необходимостью изменения основания иска в рамках рассматриваемого спора в порядке ст.49 АПК РФ, что привело к нарушению норм процессуального права, апелляционная коллегия считает несостоятельными.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При этом для отложения судебного разбирательства необходимо наличие уважительной причины.
Суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство Церкви об отложении судебного разбирательства, не усмотрел оснований для его удовлетворения, поскольку результаты рассмотрения указанных заявлений выходят за пределы предмета доказывания по настоящему делу. Вопрос о толковании норм действующих Правил землепользования и застройки города Пензы в части, относящейся к предмету спора, относится к вопросам права и находится в компетенции суда.
Изменение основания иска в порядке статьи 49 АПК РФ на стадии судебного разбирательства до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, Церковью не заявлено.
Доводы Управления о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных требований, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку исходя из содержания судебного решения не следует, что судом первой инстанции были разрешены требования, которые не заявлялись, или удовлетворены требования истца в большем размере, чем оно было заявлено.
Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах фактически сводятся к повторению правовой позиции, изложенной в суде первой инстанции, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Фактически доводы апелляционных жалоб направлены на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу.
Несогласие Церкви и третьего лица - Управления муниципального имущества города Пензы с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 30 июня 2021 года по делу № А49-14220/2019 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
О.А. Лихоманенко
Судьи
П.В. Бажан
И.С. Драгоценнова