ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А49-2703/20 от 08.07.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

14 июля 2020 года Дело А49-2703/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2020 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Корнилова А.Б.,

судей Филипповой Е.Г. и Поповой Е.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,

с участием:

от Межрегионального Управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям - не явились,

от общества с ограниченной ответственностью «МедПром» - не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального Управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 мая 2020 года по делу № А49-2703/2020 (судья Петрова Н.Н.)

по заявлению межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (ОГРН <***>; ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «МедПром» (ОГРН <***>; ИНН <***>),

о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям (далее - административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «МедПром» (далее - общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 22 мая 2020 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Не согласившись с принятым решением, Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционный суд решение суда первой инстанции отменить и привлечь к административной ответственности ООО «МедПром».

Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 08 июля 2020 года.

В судебном заседании представители административного органа и общества участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В материалы дела поступил отзыв (письменные пояснения) обществу с ограниченной ответственностью «МедПром» на апелляционную жалобу, в котором он просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, ООО «МедПром» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц. Основной государственный регистрационный номер <***>. Основными видами деятельности ООО «МедПром» являются: термическое обезвреживание отходов, демеркуризация ртутьсодержащих ламп, временное хранение промышленных отходов сторонних организаций и физических лиц с последующей передачей их на утилизацию в специализированные организации. Общество имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности № 058-00207 от 27.12.2016.

На основании приказа заместителя руководителя административного органа № 34-п от 27.01.2020 его сотрудниками проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «МедПром», по результатам которой составлен акт проверки от 02.03.2020 № 004023, в котором зафиксировано, что «в ходе проверки установлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), выразившиеся в следующем: используемые для транспортирования отходов I-IV классов опасности транспортные средства: КАМАЗ 6520-3072-53 (рег. номер Р610ТТ58), КАМАЗ 43255-G5 (рег. номер <***> , ГАЗ 172464 (рег. номер <***>) не снабжены специальными знаками. На транспортные средства не получено разрешение на перевозку опасных грузов».

Установленные в ходе проверки факты нарушений зафиксированы и в протоколе об административном правонарушении от 11.03.2020 № ЕК-02-46/2020.

При проведении проверки, составлении акта присутствовал законный представитель общества - управляющий Петров Н.Н. Какие-либо замечания или возражения по поводу проведения проверки, установленных нарушений от него не поступали.

Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте его составления, возражений и замечаний с его стороны также не поступило.

На основании части 1 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «МедПром» к административной ответственности.

При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 5 указанной статьи также предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ, составляют перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, специального разрешения, согласованного маршрута перевозки или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных Правилами перевозки опасных грузов, а равно перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям Правил перевозки опасных грузов или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными Правилами.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения.

С объективной стороны правонарушение выражается в нарушении правил перевозки опасных грузов.

В соответствии с пунктом 3 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 № 272, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и В Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и указанными Правилами.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ, Закон о лицензировании) с учетом положений настоящего Федерального закона. В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В статье 1 Закона № 89-ФЗ указано, что транспортирование отходов - это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

К виду работ «транспортирование отходов» предъявляются определенные требования. Предприятие при осуществлении такой деятельности должно исключить возможность потерь отходов но пути следования и аварийных ситуаций. Транспортирование отходов должно осуществляться при соблюдении следующих условий и при наличии следующих документов (ст. 16 закона № 89-ФЗ): паспорта отходов; специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, регулируется Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее - Положение № 1062).

Согласно п.З Положения №1062 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии при его намерении осуществлять деятельность в области обращения с отходами, а также к лицензиату при осуществлении им деятельности в области обращения с отходами, являются, в том числе:

в) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), определен термин "мусоровоз", под которым понимается транспортное средство категории N, используемое для перевозки твердых коммунальных отходов.

Согласно ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение" транспортными средствами категории N являются механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.

Кроме того, Таблицей 1 раздела 1.1 Классификация транспортных средств по категориям перечня объектов технического регулирования, на которые распространяется действие технического регламента таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", являющийся приложением N 1 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011) установлено, что категорией N являются транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе:

категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.

категория N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.

категория N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 т.

В силу положений п. 27 Правил N 1156 транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018 г.

В свою очередь виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО), определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, согласно которому к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.

Учитывая изложенное, одним из требований, предъявляемых к специальному оборудованию транспортных средств, планируемых к использованию или используемых для транспортирования видов отходов, отнесенных к ТКО, с 01.01.2018 является оснащение заявляемых транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации, что подтверждается при проведении внеплановой выездной проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям.

Указанные разъяснения содержатся в Письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.07.2018 № АА-10-02-36/14300 «О разъяснении требований законодательства в области обращения с отходами.

К числу основных требований, предъявляемых к транспортированию отходов, также можно отнести требования СанПиНа СанПиН 2.1.7.1322-03.

Согласно п. 3.19 конструкция и условия эксплуатации специализированного транспорта должны исключать возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и при перевалке отходов с одного вида транспорта на другой.

Все виды работ, связанные с загрузкой, транспортировкой и разгрузкой-отходов на основном и вспомо­гательном производствах, должны быть механизированы и по возможности герметизированы.

Таким образом, вывод Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям о том, что во время плановой проверки в период с 03.02.2020 по 02.03.2020 в действиях общества с ограниченной ответственностью «МедПром» имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ является ошибочным, поскольку у ООО «МедПром» имеется специально оборудованный транспортные средства, такие как мусоровоз, оборудованный и снабженный специальными знаками, который соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе и положениям главы 9 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), получение специального разрешение на перевозку отходов не требуется, так как в действующем законодательстве отходы и опасные грузы не являются идентичными понятиями, а для отнесения отходов к опасным грузам недостаточно лишь одного предположения должностного лица, так как единая система дифференцирования отходов производства и потребления по классам опасных грузов отсутствует, а классификация опасности отходов в соответствии с законом № 89-ФЗ не совпадает с клас­сификацией опасных грузов.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, основным видом деятельности ООО «МедПром» является сбор отходов (ОКВЭД 38.1), транспортировкой опасных грузов ООО «МедПром» не занимается, и соответственно получение специального разрешения на перевозку опасных грузов не требуется.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Доводы и аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании части 4 статьи 208 АПК РФ, части 4 статьи 30.1 и части 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по делам об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности (определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) не уплачивается, в связи с чем, вопрос о ее взыскании не рассматривался.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 22 мая 2020 года по делу №А49-2703/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Б. Корнилов

Судьи Е.Г. Филиппова

Е.Г. Попова