ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А49-353/19 от 22.05.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда, принятого в порядке упрощенного производства, не вступившего в законную силу

22 мая 2019 года Дело № А49-353/2019

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела (инспекции) в Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.03.2019 по делу № А49-353/2019 (судья Столяр Е.Л.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Нижнеломовская межрайонная больница» (ОГРН <***>; ИНН <***>), Пензенская область, г. Нижний Ломов,

к Приволжскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела (инспекции) в Пензенской области (ОГРН <***>; ИНН <***>), г. Пенза,

об оспаривании постановления,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Нижнеломовская межрайонная больница» (далее - заявитель, ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ») обратилось в Нижнеломовский районный суд Пензенской области с заявлением к Приволжскому межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице Отдела (инспекции) в Пензенской области (далее - административный орган, ПМТУ Росстандарта в лице Отдела (инспекции) в Пензенской области), в котором просило суд в связи с малозначительностью совершенного правонарушения освободить от наказания в виде административного штрафа, наложенного постановлением от 03.12.2018 № ПШ М-111.

Определением от 27.12.2018 Нижнеломовский районный суд направил жалобу ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» для рассмотрения по подведомственности в Арбитражный суд Пензенской области.

Определением арбитражного суда от 23.01.2019 заявление ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 11.03.2019 заявление ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» удовлетворено.

Не согласившись с принятым решением, Приволжское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице отдела (инспекции) в Пензенской области подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт.

В апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу, что совершенное заявителем правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, можно квалифицировать как малозначительное.

Податель жалобы считает, что недостоверные результаты измерений, проведенные с использованием не прошедших поверку средств измерений, могли иметь отрицательные последствия и нанести вред жизни и здоровью граждан.

В апелляционной жалобе указывает на то, что доказательств, подтверждающих отсутствие у ГБУЗ «НИЖНЕЛОМОВСКАЯ МРБ» реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нару­шений требований действующего законодательства, юридическим лицом не представлено.

Податель жалобы считает, что административный штраф является не только разновидностью администра­тивной ответственности (пункт 2 части 1 статьи 3.2 КоАП РФ), но адекватной админист­ративному проступку мерой воздействия, направленной на предупреждение новых право­нарушений (часть 1 статьи 3.1 КоАП РФ).

Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Актом плановой выездной проверки ПМТУ Росстандарта в лице отдела (инспекции) в Пензенской области от 19.11.2018 № А/111-2018 установлено, что ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» при осуществлении деятельности в области здравоохранения применяются средства измерений в общем количестве 38 единиц (анализатор автоматический биохимический «Сапфир 400» серийный номер 2105700507, термометры медицинские максимальные стеклянные «Импекс-Мэд» модели ТМР, модели TVY-120, ртутные «Meridian», жидкостные ТСЖ-Х, весы электронные настольные для новорожденных и детей до полутора лет ВЭНД-01 «Малыш», приборы для измерения артериального давления механические МТ-10, измерители артериального давления мембранные общего применения ИАДМ-ОПММ, весы медицинские РП-150МГ, гемоглобинометр фотометрический портативный АГФ-03-01 Мини Гем 540, гигрометр психометрический ВИТ-Ш-2), не прошедших в установленном порядке поверку.

Законный представитель ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» 14.11.2018 был извещен о времени составления протокола об административном правонарушении - на 19.11.2018.

Должностным лицом ПМТУ Росстандарта в лице Отдела (инспекции) в Пензенской области 19.11.2018 в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» в отношении учреждения составлен протокол об административном правонарушении № Пр М-111 , в котором в качестве нарушения отражено следующее: ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» допустило применение 38 единиц средств измерений, указанных в акте проверки от 19.11.2018 № А/111-2018, не прошедших в установленном порядке поверку.

Определением административного органа от 20.11.2018 № Опр М-111 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 30.11.2018. Данное определение направлено ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» посредством электронной почты и получено учреждением 21.11.2018.

Руководителем административного органа 30.11.2018 (полный текст изготовлен 03.12.2018) в отсутствие представителя ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ», надлежащим образом извещенного, рассмотрены протокол об административном правонарушении и приложенные к нему документы, и вынесено постановление по делу об административном правонарушении № Пш М-111, в соответствии с которым заявитель был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 руб.

ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» обратилось в суд с заявлением об оспаривании указанного выше постановления, в котором просило суд отменить назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

При принятии решения об удовлетворении заявленного ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» требования суд первой инстанции исходил из следующего.

Объектом вышеуказанного правонарушения является установленный порядок единства измерений в Российской Федерации, в том числе правоотношения, связанные с осуществлением государственного регулирования в области обеспечения единства измерений.

Объективная сторона правонарушения части 1 статьи 19.19 КоАП РФ состоит, в том числе, в применении в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку.

Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.

Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее - Закон об обеспечении единства измерений) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Закона об обеспечении единства измерений сфера государственного регулирования обеспечения единства средств измерений распространяется на измерения, к которым в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, установлены обязательные метрологические требования и которые выполняются при осуществлении деятельности в области здравоохранения.

В силу пункта 17 статьи 2 Закона об обеспечении единства измерений поверка средств измерений - это совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

Часть 1 статьи 5 Закона об обеспечении единства измерений определяет, что измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны выполняться, в том числе с применением средств измерений утвержденного типа, прошедших поверку.

Согласно части 1 статьи 9 Закона об обеспечении единства средств измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к их эксплуатации.

В силу части 1 статьи 12 Закона об обеспечении единства средств измерений тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства средств измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (часть 2 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений).

Частью 4 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений определено, что результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.

Порядок проведения поверки средств измерений, требования к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений (часть 5 статьи 13 Закона об обеспечении единства средств измерений).

Порядок проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке утвержден приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации о 02.07.2015 № 1815 (зарегистрировано в Минюсте России 04.09.2015 № 38822), согласно которому поверка средств измерений выполняется в целях подтверждения их соответствия установленным метрологическим требованиям (пункт 1).

Как установлено материалами дела, ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Нижнеломовского района Пензенской области 21.02.2001 № 440, основной вид деятельности - деятельность больничных организаций.

ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности №ЛО-58-01-002054 (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), выданную Федеральной службой в сфере здравоохранения 01.03.2018.

При проведении проверки средств измерений, применяемых ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» в медицинской деятельности, установлено, что ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» применяет неповеренные в установленном порядке приборы для измерения температуры, массы тела человека, для измерения оптической плотности проб после инкубации диагностических реагентов с образцами биологических жидкостей, артериального давления человека, влажности воздуха в помещении.

Судом первой инстанции правильно отмечено, что указанное совершенное ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» административное правонарушение подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.

Таким образом, учитывая, что ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» не выполнило установленные Законом об обеспечении единства измерений требования к поверке средств измерений при осуществлении деятельности в области здравоохранения, ПМТУ Росстандарта в лице Отдела (инспекции) в Пензенской области обоснованно пришло к выводу о применении учреждением в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку.

Суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (вступил в силу 04.07.2016) КоАП РФ дополнен статьей 4.1.1, согласно которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1).

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Как установлено материалами дела, ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, следовательно, вышеуказанные правовые нормы применению не подлежат.

Суд первой инстанции правильно указал на то, что административным органом при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении обжалуемого постановления не выявлено вредных последствий совершенного административного правонарушения, а также существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Административный орган в ходе проведенной проверки не установил негативных фактов, явившихся последствиями использования неповеренных средств измерения.

При этом судом первой инстанции отмечено, что ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» финансируется из бюджета и совершило данное правонарушение впервые.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что совершенное заявителем административное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем цель административного наказания в виде предупреждения совершения новых правонарушений в данном случае может быть достигнута путем вынесения устного замечания.

Довод административного органа о невозможности квалифицировать совершенное ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» правонарушение в качестве малозначительного судом первой инстанции правомерно был отклонен в связи со следующим.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18.1 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10) указал, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

В силу указанных норм последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. При этом в каждом конкретном случае следует учитывать характер противоправного поведения и (или) иные обстоятельства, сопутствующие (предшествующие) деянию.

Из норм КоАП РФ следует, что малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер.

Принимая во внимание вышеуказанные фактические обстоятельства, а также то, что данное правонарушение не представляет большой общественной опасности, не причинило ущерба интересам общества и государства, не повлекло наступление неблагоприятных последствий, отсутствует существенная угроза охраняемым законом отношениям, арбитражный суд первой инстанции правильно посчитал возможным применить в данном случае нормы статьи 2.9 КоАП РФ.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.06.2004 № 10 (п.17), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.

С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности постановления по делу об административном правонарушении от 03.12.2018 № Пш М-111 о назначении ГБУЗ «Нижнеломовская МРБ» административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Довод подателя жалобы о том, что недостоверные результаты измерений, проведенные с использованием не прошедших поверку средств измерений, могли иметь отрицательные последствия и нанести вред жизни и здоровью граждан, арбитражным апелляционным судом отклоняется ввиду того, что данный довод об отрицательных последствиях совершенного правонарушения является предположением, которое не имеет под собой каких-либо фактических оснований.

Ссылку подателя жалобы на то, что доказательств, подтверждающих отсутствие у ГБУЗ «НИЖНЕЛОМОВСКАЯ МРБ» реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нару­шений требований действующего законодательства, юридическим лицом не представлено, суд апелляционной инстанции считает несостоятельной, поскольку судом первой инстанции вынесено решение с учетом всех значимых по делу обстоятельств.

Другие доводы апелляционной жалобы ответчика являлись предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу. Оснований для иной оценки указанных доводов, обстоятельств и материалов настоящего дела, а также сделанных судом выводов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований арбитражный апелляционный суд не находит.

С учетом вышеизложенного решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 11.03.2019 по делу № А49-353/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Т.С. Засыпкина