ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
24 декабря 2018 года Дело № А49-6320/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от Администрации рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области - ФИО1 (решение от 20.10.2014, удостоверение от 21.10.2014 до октября 2019),
от Управления Федерального казначейства по Пензенской области - представитель не явился, извещен,
от Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области - представитель не явился, извещено,
от Государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - представитель не явился, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федерального казначейства по Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 03.10.2018 по делу № А49-6320/2018 (судья Петрова Н.Н.)
по заявлению Администрации рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Пензенская область, Мокшанский район, р.п. Мокшан,
к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Пенза,
третьи лица: Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Пенза, Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва,
о признании недействительным предписания от 23.05.2018 № 55-21-15/1901,
УСТАНОВИЛ:
Администрация рабочего поселка Мокшан Мокшанского района Пензенской области (далее – заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области (далее - Управление, УФК по Пензенской области) о признании недействительным предписания от 23.05.2018 № 55-21-15/1901.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 03.10.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, УФК по Пензенской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с разделом 4 «Обоснование прогнозного объема средств, необходимых на реализацию Программы, и источники ее финансирования» постановления № 232-пП объем средств, необходимых для финансирования муниципального образования, рассчитывается путем умножения общей площади жилых помещений, подлежащих расселению на стоимость одного квадратного метра жилых помещений. Аналогичное положение содержится и в муниципальной адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования рабочий поселок Мокшан Мокшанского района Пензенской области», утвержденной постановлением администрации рабочего поселка Мокшан Мокшанского района от 20.11.2014 № 389 (с последующими изменениями).
Исходя из вышеизложенного, УФК по Пензенской области и был сделан вывод, что средства Фонда являются целевыми и выделяются на оплату расселяемой площади.
Учитывая, что источниками финансирования расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Программы являются: средства Фонда; - средства бюджетов муниципальных образований; - средства бюджета Пензенской области; - внебюджетные средства (абзац 1 раздела 4 постановления № 232-пП) оплата за приобретенные жилые помещения должна осуществляться с соблюдением долевого финансирования за счет средств Фонда, средств бюджета Пензенской области, средств бюджета муниципального образования.
В соответствии с п. 2.1.6. раздела 2. «Содержание региональной программы» Методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (приложение № 2 к Рекомендациям по подготовке заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и приложений к ней, утвержденных решений правления Фонда от 01.02.2013, протокол № 390) региональная адресная программа должна включать объем долевого финансирования за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, установленный соответственно субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием (с указанием доли софинансирования) и планируемые дополнительные источники финансирования.
При вынесении решения судом не принята во внимание необходимость пропорционального расходования денежных средств.
В судебном заседании представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании приказа руководителя УФК по Пензенской области от 06.03.2018 № 91 в период с 12 по 29 марта 2018 года Управлением проведена выездная проверка Администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области по вопросу использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за 2017 год.
В ходе названной проверки установлено: расселяемая площадь жилья в 2017 году составила 210,6 кв.м., фактически Администрацией было приобретено в 2017 году 495 кв.м. жилья (по 16 контрактам), что превысило расселяемую площадь на 284,4 кв.м. Администрация произвела по 12 контрактам оплату за счет средств Фонда стоимости превышения площади, предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых гражданами помещений, в сумме 515475, 6 руб.
По мнению Управления, заявителем допущено нецелевое использование указанной суммы Фонда.
По результатам проверки 23.05.2018 Управление вынесло в адрес Администрации предписание № 55-21-15/1901, в соответствии с которым Администрации в срок до 01.12.2018 предписано осуществить возврат денежных средств в сумме 515 475, 60 руб. в доход бюджета субъекта РФ - Пензенской области (главному распорядителю средств Фонда, поступивших в бюджет Пензенской области - Управлению ЖКХ Пензенской области) для последующего возврата в Фонд. О результатах исполнения предписания следует проинформировать Управление до 17.12.2018.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Реализация мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 185-ФЗ).
Получателями средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направляемых на представление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации, при этом указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 20 Закона № 185-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 20 Закона № 185-ФЗ средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч 6 ст. 16 Закона № 185-ФЗ средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что ч. 4 ст. 16 Закона № 185-ФЗ, предусматривающая, что в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, а в случае, указанном в части 4.1 настоящей статьи, также за счет средств Фонда, утратила силу с 01.08.2013 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.07.2017 № 240-ФЗ.
Постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2013 № 232-пП утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013-2017 годах» (далее - Программа).
Федеральным законом от 28.06.2014 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Закон № 185-ФЗ, в частности, частью 4 статьи 17 установлено, что в 2014-2017 увеличение рассчитанных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в части средств, направляемых на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 21.02.2013 № 147 (далее - Порядок).
Согласно названному Порядку в случае представления субъектом РФ после 01.03.2014 уточненных сведений об общей площади аварийного жилищного фонда, в результате которой уточненная общая площадь аварийного фонда оказывается меньше его площади, сведения о которой были предоставлены ранее, сумма средств Фонда, которые подлежат направлению на увеличение лимита предоставления этому субъекту Российской Федерации финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, уменьшается.
Иных оснований для уменьшения объема финансирования за счет средств фонда законодательством не предусмотрено.
Согласно разделу 4 Программы стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемая при расчете прогнозной стоимости затрат на строительство, приобретение жилых помещений в рамках реализации программы переселения, на 2016 год определяется в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Как указал суд первой инстанции, процентное соотношение долевого финансирования по этапу 2016 года ни в целом по этапу, ни в отдельности для каждого муниципального образования региональной адресной программой не установлено.
Таким образом, исходя из буквального толкования названных выше норм действующего законодательства, с 01.08.2013 субъект РФ и муниципальные образования при реализации региональной программы вправе расходовать средства Фонда на выполнение мероприятий указанной программы независимо от площади приобретаемых жилых помещений. Предоставленная финансовая поддержка на этапе реализации Программы в 2016-2017 годах не зависит ни от процентного соотношения, ни от стоимости одного квадратного метра жилья.
Судом первой инстанции установлено, что расселяемая площадь жилья в 2017 году составила 210,6 кв.м., фактически Администрацией было приобретено в 2017 году 495 кв.м. жилья, что больше расселяемой площади на 284,4 кв.м., которые были оплачены за счет средств Фонда (515 475, 60 руб.).
В 2017 году целевые показатели, предусмотренные Программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории р.п. Мокшан в 2015-2017 годах», достигнуты и выполнены в полном объеме. Взятые на себя обязательства Администрацией выполнены в полном объеме и сроки, предусмотренные Программой. Данные выводы ответчик не оспаривает, напротив, как правильно отметил суд первой инстанции, они нашли отражение в акте проверки от 29.03.2018.
В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (п. 3 ч. 1 ст. 162 БК РФ).
Исходя из ч. 1 ст. 306.4 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Между тем доказательства использования Администрацией средств Фонда в сумме 515 475, 60 руб. не по целевому назначению в материалах дела не имеются и ответчиком суду не представлены.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные требования.
При этом ссылка ответчика на судебную практику правомерно отклонена судом первой инстанции в связи с тем, что судебный акт вынесен по конкретным обстоятельствам, отличным от обстоятельств настоящего дела, в связи с чем довод, изложенный в апелляционной жалобе, относительно данного обстоятельства, суд признает несостоятельным.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 03.10.2018 по делу № А49-6320/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.С. Засыпкина
Судьи Е.М. Рогалева
Е.Г. Филиппова