ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
13декабря 2018 года Дело №А49-6406/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2018 года
Постановление в полном объеме изготовлено 13 декабря 2018 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Управления Федерального казначейства по Пензенской области – не явился, извещен,
от Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области – ФИО1, доверенность от 02.07.2018г., ФИО2, доверенность от 04.05.2018г.,
от Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области – ФИО3, доверенность от 29.08.2018г.,
от государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Пензенской области на решение Арбитражного суда Пензенской области от 03.10.2018 года по делу №А49-6406/2018 (судья Петрова Н.Н.),
по заявлению Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области,
к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области,
третьи лица: Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства,
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Каменки Каменского района Пензенской области обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Пензенской области о признании недействительным предписания № 55-21-15/1962 от 28.05.2018г.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 03.10.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Федерального казначейства по Пензенской области просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили отзывы Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области и Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области и Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя УФК по Пензенской области № 105 от 21.03.2018 в период с 26 марта по 06 апреля 2018 года Управлением проведена выездная проверка Администрации города Каменки Каменского района Пензенской области по вопросу использования средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за 2017 год.
В ходе проверки установлено: предметом выборочной проверки являлись 15 муниципальных контрактов, заключенных Администрацией с застройщиком (ООО «ССВ»), на приобретение жилого помещения. Площадь жилых помещений, из которых осуществлялось расселение по данным контактам, составила 618,8 кв.м., фактически Администрацией было приобретено по 15 контрактам 683,5 кв.м. жилья, что превысило расселяемую площадь на 64,7 кв.м. Администрация произвела по данным контрактам оплату за счет средств Фонда стоимости превышения площади, предоставленной гражданам к переселению из аварийного жилищного фонда, над площадью ранее занимаемых гражданами помещений, в сумме 628965,71 руб.
Сделав вывод о нецелевом использовании указанной суммы Фонда, Управление по результатам проверки вынесло в адрес Администрации предписание № 55 -21-15/1962 от 28.05.2018, в соответствии с которым Администрации в срок до 01.12.2018 предписано осуществить возврат денежных средств в сумме 628965,71 руб. в доход бюджета субъекта РФ - Пензенской области (главному распорядителю средств Фонда, поступивших в бюджет Пензенской области - Управлению ЖКХ Пензенской области) для последующего возврата в Фонд. Срок исполнения предписания - до 17.12.2018.
Считая вышеназванное предписание недействительным и нарушающим права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял оспариваемый акт.
Реализация мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ от 21.07.2007 (далее - Закон № 185-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 20 Закона № 185-ФЗ получателями средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направляемых на представление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации, при этом, указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 20 Закона № 185-ФЗ средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи.
В силу части 6 статьи 16 Закона № 185-ФЗ средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.
Часть 4 статьи 16 Закона № 185-ФЗ, предусматривающая, что в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, а в случае, указанном в части 4.1 настоящей статьи, также за счет средств Фонда, утратила силу с 01.08.2013 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 23.07.2017 № 240-ФЗ.
Во исполнение статьи 16 Закона № 185-ФЗ разработана и утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 09.04.2013 № 232-пП региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2013-2017 годах» (далее - Программа).
Федеральным законом «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.06.2014 № 200-ФЗ внесены изменения в Закон № 185-ФЗ в частности частью 4 статьи 17 установлено, что в 2014-2017 увеличение рассчитанных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в части средств, направляемых на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 21.02.2013 № № 147 (далее - Порядок).
Согласно названному Порядку в случае представления субъектом РФ после 01.03.2014 уточненных сведений об общей площади аварийного жилищного фонда, в результате которой уточненная общая площадь аварийного фонда оказывается меньше его площади, сведения о которой были предоставлены ранее, сумма средств Фонда, которые подлежат направлению на увеличение лимита предоставления этому субъекту Российской Федерации финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, уменьшается.
Иных оснований для уменьшения объема финансирования за счет средств фонда законодательством не предусмотрено.
Согласно разделу 4 Программы стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемая при расчете прогнозной стоимости затрат на строительство, приобретение жилых помещений в рамках реализации программы переселения, на 2016 год определяется в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Процентное соотношение долевого финансирования по этапу 2016 года ни в целом по этапу, ни в отдельности для каждого муниципального образования региональной адресной программой не установлено.
Исходя из буквального толкования названных выше правовых норм, с 01.08.2013 субъект РФ и муниципальные образования при реализации региональной программы вправе расходовать средства Фонда на выполнение мероприятий указанной программы независимо от площади приобретаемых жилых помещений. Предоставленная финансовая поддержка на этапе реализации Программы в 2016-2017 годах не зависит ни от процентного соотношения, ни от стоимости одного квадратного метра жилья. Такой же позиции придерживается и Фонд в своем письменном отзыве на заявление, представленном в материалы дела.
Как видно из материалов дела, расселяемая площадь жилья в 2017 по 15 муниципальным контрактам составила 618,8 кв.м., фактически Администрацией было приобретено в 2017 году 683,5 кв.м. жилья, что больше расселяемой площади на 64,7 кв.м., которые были оплачены за счет средств Фонда (628965,71 руб.).
В 2017 году целевые показатели, предусмотренные Программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Каменки Каменского района Пензенской области на 2015-2017 годы», достигнуты и выполнены в полном объеме. Взятые на себя обязательства Администрацией выполнены в полном объеме и сроки, предусмотренные Программой. Данные выводы ответчик не оспаривает, напротив, они нашли отражение в акте проверки от 06.04.2018.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Доказательства использования Администрацией средств Фонда в сумме 628965,71 руб. не по целевому назначению в материалах дела не имеются и ответчиком суду не представлены.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что выводы УФК Пензенской области основаны на ошибочном толковании вышеназванных правовых норм (в редакции, действующей в спорный период).
Ссылка ответчика на судебную практику судом первой инстанции правомерно отклонена, поскольку приводимый в качестве примера судебный акт вынесен по иным фактическим обстоятельствам, отличным от обстоятельств настоящего дела.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 03 октября 2018 года по делу №А49-6406/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Б. Корнилов
Судьи А.А. Юдкин
Е.Г. Попова