ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А49-6714/18 от 12.10.2018 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

12 октября 2018 года                                                                         Дело № А49-6714/2018

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Драгоценновой И.С.,

рассмотрев, без вызова сторон, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области

на решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 июля 2018 года по делу                        № А49-6714/2018 (судья Столяр Е.Л.),

рассмотренное в порядке упрощенного производства, по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области (ОГРН <***>; ИНН <***>),

к обществу с ограниченной ответственностью частной охранной организации «Саланг плюс» (ОГРН <***>; ИНН <***>),

о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

                                                    УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью частной охранной организации «Саланг плюс» (далее - общество), о привлечении к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дело рассмотрено судом первой инстанции по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке упрощенного производства.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 27 июля 2018 года общество с ограниченной ответственностью частную охранную организацию «Саланг плюс» (<...>) привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.

В жалобе указывает на то, что неосведомленность общества о том, что в отношении объекта установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности не освобождает лицензиата от ответственности за несоблюдение лицензионных требований.

Общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация «Саланг плюс» апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в возражениях на нее.

Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.

Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.

Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.

ООО ЧОО «Саланг плюс» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г.Пензы 01.11.2004, в настоящее время запись о регистрации внесена в Единый государственный реестр юридических лиц за № <***>.

ООО ЧОО «Саланг плюс» имеет лицензию на осуществление частной охранной деятельности от 22.11.2004 ЧО № 010303 сроком действия до 22.11.2019, выданную Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пензенской области.

Порядок организации частной детективной и охранной деятельности предусмотрен Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.

Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона.

Управление Росгвардии осуществляет следующие полномочия в области лицензирования частной охранной деятельности:

1) предоставление лицензии;

2) переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии;

3) приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных

настоящим Законом;

4) ведение реестра лицензий и предоставление сведений из них;

5) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатами

лицензионных требований и условий, а также требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот оружия и специальных средств;

6) обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии;

7) прекращение действия лицензии в случае получения письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности (статья 11.2 Закона о детективной и охранной деятельности).

В соответствии со статьей 20 Закона о детективной и охранной деятельности контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, иные федеральные органы исполнительной власти и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных настоящим Законом, другими законами и правовыми актами Российской Федерации.

К отношениям, связанным с проведением органами Росгвардии проверок лицензиатов и не урегулированным настоящим Законом, применяются положения законодательства Российской Федерации.

Порядок лицензирования частной охранной деятельности, осуществляемой организациями, специально учрежденными для оказания охраны объектов, а также перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг предусмотрены в Положении о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498.

В силу подпункта «в» пункта 2 (1) Положения о лицензировании одним из лицензионных условий является соответствие руководителя соискателя лицензии (лицензиата) требованиям статьи 15(1) Закона о детективной и охранной деятельности.

Согласно положениям статьи 15.1 Закона о детективной и охранной деятельности обязательным требованием к руководителю частной охранной организации является наличие у руководителя частной охранной организации удостоверения охранника.

Как установил суд, руководителем ООО ЧОО «Саланг плюс» является ФИО1 26.03.2012 УМВД России по Пензенской области выдало ФИО1 удостоверение частного охранника АА № 882042 со сроком действия до 26.03.2017.

В трудовой книжке ФИО1 имеется отметка о принятии его на работу в ООО ЧОО «Саланг плюс» на должность директора (приказ от 01.08.2014 № 37), а также отметка ООО ЧОО «Саланг» о принятии на работу на должность охранника 4 разряда (приказ от 10.05.2018 № 05) (т. 1 л.д. 32).

Новое удостоверение частного охранника Б № 995086 выдано ФИО1 28.05.2018.

Судом правомерно не приняты в качестве надлежащих доказательств, исключающих событие административного правонарушения, приказы, поскольку трудовым законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставить работнику в течение 1 года 5 очередных отпусков, кроме того,  «освобождение» работника от работы трудовым законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Более того, данные приказы не были предоставлены во время проведения проверки, а представленный проверяющим приказ ООО ЧОО «Саланг плюс» от 14.05.2018 № 04 противоречит приказу с таким же номером и датой, представленному ответчиком с отзывом (т. 1 л.д. 56, 90).

Кроме того, согласно сведениям ЕГРЮЛ, в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, указан ФИО1

Таким образом, поскольку руководитель частной охранной организации обязан иметь удостоверение охранника, а действие удостоверения ФИО1 закончилось 26.03.2017, следовательно, в период с 27.03.2017 по 27.05.2018 ООО ЧОО «Саланг плюс» нарушало лицензионные требования.

Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о детективной и охранной деятельности одним из видов услуг в сфере охраны является охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектного и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.

В соответствии с пунктом 8 Положения о лицензировании лицензионными требованиями при осуществлении охраны объектов и (или) имущества, а также при обеспечении внутриобъектного и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности (за исключением объектов государственной охраны и охраняемых объектов, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране», а также объектов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), являются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 2(1) – 5 и 7 настоящего Положения.

Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2016 № 272, согласно которым перечень массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; в целях установления дифференцированных требований к обеспечению безопасности людей с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий производится категорирование мест массового пребывания людей; на каждое место массового пребывания людей составляется паспорт безопасности.

Как установлено материалами дела, согласно лицензии на осуществление частной

 охранной деятельности от 22.11.2004 ЧО № 010303, выданной ООО ЧОО «Саланг плюс», общество вправе оказывать следующие виды охранных услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

4) консультирование и подготовка рекомендации клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, которые имеют особо важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения.

На основании заключенного с ООО «Пензенский гостиный двор» договора от 20.03.2008 № 04 ООО ЧОО «Саланг плюс» оказывало охранные услуги торгового центра «Гостиный двор».

Заявитель представил в материалы дела паспорт безопасности места массового пребывания людей ТЦ «Пензенский Гостиный Двор», который согласован с 01.07.2016 с Главой г.Пензы, УФСБ России по Пензенской области, 20.05.2016 УМВД России по Пензенской области, 25.04.2016 ГУ МЧС России по Пензенской области, и который имеет гриф «Для служебного пользования». Согласно имеющихся на паспорте безопасности отметок один экземпляр находится у ООО «Пензенский Гостиный Двор».

На основании изложенного судом сделан правильный вывод о том, что поскольку в лицензии, выданной ООО ЧОО «Соланг плюс», отсутствует такой вид охранных услуг как охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, следовательно, ООО ЧОО «Соланг плюс» не вправе было осуществлять охрану вышеуказанного объекта.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу положений частей 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Между тем, вышеуказанный договор не содержит сведений о том, что охраняемый ООО ЧОО «Саланг плюс» объект включен в перечень объектов, в отношении которого установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.

Заявителем не представлены доказательства того, что ООО ЧОО «Саланг плюс» было извещено о включении охраняемого объекта в вышеуказанный перечень, а также о внесении каких-либо изменений в вышеуказанный договор.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о недоказанности вины ООО ЧОО «Саланг плюс» в нарушения лицензионных требований в данной части.

Таким образом, судом в ходе рассмотрения дела в действиях ООО ЧОО «Саланг плюс» установлено событие административного правонарушения – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией от 22.11.2004 ЧО № 010303 в части отсутствия у руководителя частной охранной организации удостоверения частного охранника.

Арбитражный суд также установил, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренныЙ статьей 4.5 КоАП РФ, к моменту рассмотрения данного дела не истек, поскольку правонарушение имело длящийся характер, и было окончено 28.05.2018.

Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, поскольку ООО ЧОО «Саланг плюс» ранее не привлекалось судом к административной ответственности за аналогичные нарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о возможности назначения ООО ЧОО «Саланг плюс» наказания в виде предупреждения.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пензенской области от 27 июля 2018 года по делу                        №А49-6714/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление  вступает в  законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                             И.С.Драгоценнова