Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-2374/15
Екатеринбург
15 мая 2015 г. | Дело № А50-14222/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Татариновой И.А., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее – департамент) на решение Арбитражного суда Пермского края от 17.10.2014 по делу № А50-14222/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
департамента – ФИО1 (доверенность от 29.12.2014
№ СЭД-22-01-17-34);
индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – предприниматель, заявитель) – ФИО3, ФИО4 (доверенность от 09.06.2014).
Предприниматель обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным градостроительного плана земельного участка № RU90303000-00000000000140461, утвержденного 09.07.2014 распоряжением начальника департамента № СЭД-22-01-03-479, в части указания в п. 2 «Особые условия использования территории: Историко-культурная зона "Губернская Пермь" 3-ГП Западная часть территории "Губернская Пермь" - территория с сохранившейся исторической планировкой (с отдельными нарушениями), разновременной застройкой, преимущественно советского периода, объектами культурного наследия различных периодов, в том числе 70-80х годов XX в, утверждена Постановлением Правительства Пермского края «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми, режимов использования земель, и градостроительных регламентов в границах данных зон» от 15.06.2007 № 119-П»; указания в п. 2.1 критериев, относящихся к западной части территории «Губернская Пермь»; указания в подп. 2.2.2 «Предельное количество этажей - 1 или предельная высота зданий, строений, сооружений в существующих габаритах»; указания в подп. 2.2.3 «Максимальный процент застройки в границах земельного участка в существующих габаритах»; указания в подп. 2.2.4 Иные показатели: «3-ГП Западная часть территории "Губернская Пермь" - территория с сохранившейся исторической планировкой (с отдельными нарушениями), разновременной застройкой, преимущественно советского периода, объектами культурного наследия различных периодов, в том числе 70-80х годов XX в. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ вести в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 15.06.2007 № 119-П "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми, режимов использования земель, и градостроительных регламентов в границах данных зон" по согласованию с органами охраны объектов культурного наследия различных уровней, в зависимости от категории объекта культурного наследия».
Решением суда от 17.10.2014 (судья Алексеев А.Е.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 (судьи Грибиниченко О.Г., Варакса Н.В., Цодикович В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное токование судами норм материального права. Заявитель указывает на то, что из содержания ст. 1, 41-46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план не устанавливает, а лишь воспроизводит характеристики земельного участка, определенные в правилах землепользования и застройки, проекте планировки и проекте межевания территории квартала (микрорайона). Таким образом, по мнению департамента, оспариваемый градостроительный план не устанавливает ограничений в виде особых условий использования земельного участка. Кроме того, заявитель не согласен с выводом судов о том, что земельный участок предпринимателя не входит в зону охраны объектов культурного наследия, так как он отнесен к соответствующей зоне постановлением Правительства Пермского края от 15.06.2007 № 119-п «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», которое не отменено постановлением Правительства Пермского края от 05.02.2014 № 62-п «Об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского и Свердловского районов г. Перми, ограниченной ул. Куйбышева, Революции, Попова, Пермской».
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считает их законными и обоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что предприниматель является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский р-он, ул. Революции, ул. Революции-шоссе Космонавтов (справа от автовокзала), кадастровый номер: 59:01:4411076:615, общей площадью 73 кв. м, а также одноэтажного нежилого здания общей площадью 71,9 кв. м, литера А расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский р-н, ул. Революции - шоссе Космонавтов (справа от автовокзала).
Предприниматель 16.06.2014 обратилась в департамент с заявлением о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана названного земельного участка.
Заявителю 25.06.2014 выдан градостроительный план
№ RU90303000-00000000000140461 в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:4411076:615, площадью 0,0073 га, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, ул. Революции - шоссе Космонавтов (справа от автовокзала).
В п. 2 данного градостроительного плана указаны особые условия использования территории: «Историко-культурная зона "Губернская Пермь"
3-ГП Западная часть территории "Губернская Пермь" - территория с сохранившейся исторической планировкой (с отдельными нарушениями), разновременной застройкой, преимущественно советского периода, объектами культурного наследия различных периодов, в том числе 70-80-х годов XX в, утверждена Постановлением Правительства Пермского края "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми, режимов использования земель, и градостроительных регламентов в границах данных зон" от 15.06.2007 № 119-П»;
Пункт 2.1 содержит критерии, относящиеся к западной части территории «Губернская Пермь».
Градостроительным планом для названного земельного участка установлено ограничение по этажности находящихся на нем зданий – 1 этаж, предельная высота зданий, строений, сооружений – в существующих габаритах (подп. 2.2.2); максимальный процент застройки в границах земельного участка - в существующих габаритах (п. 2.2.3).
В подп. 2.2.4 градостроительного плана указаны иные показатели: «3-ГП Западная часть территории "Губернская Пермь" - территория с сохранившейся исторической планировкой (с отдельными нарушениями), разновременной застройкой, преимущественно советского периода, объектами культурного наследия различных периодов, в том числе 70-80-х годов XX в. Проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ вести в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 15.06.2007 № 119-П "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми, режимов использования земель, и градостроительных регламентов в границах данных зон" по согласованию с органами охраны объектов культурного наследия различных уровней, в зависимости от категории объекта культурного наследия».
Полагая, что в описанной выше части указанный градостроительный план противоречит требованиям действующего законодательства, устанавливая необоснованные ограничения параметров планируемой реконструкции объекта недвижимости, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что предприниматель обратился в департамент с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 59:01:4411076:615 в целях реконструкции принадлежащего ему здания, расположенного на данном земельном участке.
В силу положений п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Его подготовка выполняется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются: границы земельного участка; границы зон действия публичных сервитутов; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 6 ст. 30 названного Кодекса в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые согласно ч. 1 ст. 38 данного Кодекса могут включать в себя: предельные размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные показатели.
В подп. 2.2.1-2.2.4 Формы градостроительного плана, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка», закреплена возможность отражения в градостроительном плане земельного участка сведений градостроительного регламента, установленного правилами землепользования и застройки индивидуально для каждой территориальной зоны, с учетом особенностей ее расположения и развития.
Судами установлено, что спорный земельный участок относится территориальной зоне Ц-3 (зона деловой, обслуживающей и производственной активности при транспортных узлах), для которой не предусмотрены ограничения, указанные в п. 2, подп. 2.1, подп. 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4 оспариваемого градостроительного плана (решение Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Перми»).
Постановлением администрации города Перми от 31.12.2013 № 1288 «Об утверждении документации по планировке территорий в Ленинском, Мотовилихинском и Свердловском районах города Перми» утвержден проект планировки и межевания территории. Данный документ также не содержит каких-либо ограничений относительно земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Революции, ул. Революции - шоссе Космонавтов (справа от автовокзала).
Из ответа Пермского краевого научно-производственного центра по охране памятников (объектов культурного наследия) от 23.03.2013 № 30-И следует, что земельный участок расположен за границами кварталов, указанных для зоны регулирования Р1, попадает в прочую территорию, где градостроительные регламенты и режимы использования не установлены.
Кроме того, постановлением Правительства Пермского края от 05.02.2014 № 62-п «Об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского и Свердловского районов г. Перми, ограниченной ул. Куйбышева, Революции, Попова, Пермской» утвержден новый проект зон охраны, в соответствии с которым спорный земельный участок не входит в зону охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинского и Свердловского р-в г. Перми, ограниченной ул. Куйбышева, Революции, Попова, Пермской.
На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о том, что департамент в нарушение положений ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал наличия оснований для установления в оспариваемом градостроительном плане ограничений в виде особых условий использования территории и произвольного ограничения параметров строительства.
При этом суд апелляционной инстанции верно указал, что в результате внесения департаментом спорной информации в градостроительный план земельного участка для предпринимателя установлены необоснованные ограничения при его эксплуатации, в частности, ограничения параметров планируемой реконструкции объекта недвижимости.
На основании изложенного подлежит отклонению довод кассационной жалобы о том, что градостроительный план не устанавливает, а лишь воспроизводит характеристики земельного участка, определенные в иных правовых актах.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили требования предпринимателя о признании градостроительного плана недействительным в соответствующей части.
Ссылка департамента на то, что спорный земельный участок входит в зону охраны объектов культурного наследия, так как он отнесен к соответствующей зоне действующим постановлением Правительства Пермского края от 15.06.2007 № 119-п «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон», направлена на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, сделанных на основании изучения всех вышеназванных доказательств в совокупности (ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 17.10.2014 по делу
№ А50-14222/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий Т.В. Сулейменова
Судьи И.А. Татаринова
М.В. Торопова