Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075
http://fasuo.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ Ф09-2970/15
Екатеринбург
04 июня 2015 г. | Дело № А50-15139/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Тороповой М.В., Сулейменовой Т.В.
приведении протокола судебного заседания помощником судьи Валиулиной М.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее – территориальное управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 30.10.2014 по делу № А50-15139/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края приняли участие представители:
открытого акционерного общества «Губахинский кокс» (далее – общество) – ФИО1 (доверенность от 30.07.2014 № 575),
территориального управления – ФИО2 (доверенность от 12.01.2015 № 7).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к территориальному управлению о признании недействительными расчетов арендной платы за 2012, 2013, 2014 годы, являющихся приложением № 3 к договорам аренды от 11.11.2010 № 1981, от 11.11.2010 № 1982, от 30.01.2001 № 2322 в части применения коэффициента-дефлятора К1, равного 1,372 (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 30.10.2014 (судья Ремянникова И.Е.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 (судьи Голубцова Ю.А., Виноградова Л.Ф., Дюкин В.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение ст. 12, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, п. 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.12.2007 № 121. Заявитель полагает, что судами не принят во внимание пункт 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582, в редакции от 16.07.2009, согласно которому арендная плата за пользование земельным участком изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, утверждаемого Минэкономразвития. Поскольку данная редакция действовала на момент заключения спорных договоров, а Приказом Минэкономразвития от 13.11.2009 № 465 был установлен коэффициент-дефлятор на 2010 год, территориальное управление ссылается на правомерное изменение размера арендной платы на указанный коэффициент. Заявитель указывает, что применение коэффициента-дифлятора обусловлено необходимостью учета интересов арендодателя в связи с изменяющимися условиями ведения арендатором хозяйственной деятельности в течение срока действия договора. По мнению территориального управления, обществом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, так как расчеты арендной платы в связи с отсутствием их государственной регистрации являются незаключенными. Заявитель также ссылается на неверное обращение взыскания расходов по уплате государственной пошлины на территориальное управление, а не за счет казны соответствующего публично-правового образования.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на несостоятельность доводов заявителя, считает выводы судов законными и обоснованными, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Как установлено судами, на основании постановления администрации г. Губаха от 30.01.2001 № 67 между территориальным управление (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 30.01.2001 № 2322 (с учетом соглашения от 13.12.2010 № 2002), в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 39 600 кв. м с кадастровым номером 59:05:0104001:3, расположенный по адресу: Пермский край, г. Губаха, п. В. Губаха, под свалку производственных отходов (п. 1.1. договора). В соответствии с п. 2.1. договора срок аренды установлен до 31.10.2015. Договор и соглашение к нему зарегистрированы в установленном законом порядке. Земельный участок передан арендатору по акту от 13.12.2010.
На основании распоряжения территориального управления от 11.11.2010 № 1238-р между территориальным управлением (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 11.11.2010 №1981 земельного участка общей площадью 15 930 кв. м с кадастровым номером 59:05:0105013:1, расположенного по адресу: Пермский край, г. Губаха, п. Нижняя Губаха, под 1-этажное здание из железобетонных панелей комплекса биохимустановки (литера Б4), 1-этажное стальной сооружение градирни технической воды (литера К), 2-этажное здание комплекса биохимустановки (литера Б50), 1-этажное кирпичное нежилое здание насососной оборотной технической воды (литера С3) на срок до 30.09.2015 (п. 1.1, 1.2 договора). Договор зарегистрирован. Сторонами подписан акт приема-передачи земельного участка от 11.11.2010.
На основании того же распоряжения территориального управления между территориальным управлением (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 11.11.2010 № 1982 земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью 13 000 кв. м с кадастровым номером 59:05:0105015:9, расположенного по адресу: Пермский край, г. Губаха, п.Нижняя Губаха, под незавершенный строительством объект - цех по производству кирпича, на срок до 30.09.2015 (п. 1.1, 2.1 договора). Договор зарегистрирован. Стороны подписан акт приема-передачи земельного участка от 11.11.2010.
В соответствии с п. 3.1 указанных договоров размер арендной платы за земельный участок определяется в приложении №3 к договору.
Размер арендной платы в соответствии с пунктом 3.6 договоров изменяется ежегодно арендодателем в одностороннем порядке на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор применяется ежегодно по состоянию на начало очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду. Уведомление о перерасчете арендной платы направляется арендатору арендодателем, является обязательным для арендатора и составляет неотъемлемую часть договора аренды.
Согласно расчетам арендной платы на 2012, 2013, 2014 год к указанным договорам арендная плата по сравнению с каждым предыдущим годом увеличилась не только на коэффициент инфляции, но и на коэффициент-дефлятор К1, равный 1,372, установленный Приказом Минэкономразвития России от 27.10.2010 № 519 «Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2011 год».
Общество, полагая, что оснований для применения при определении арендной платы за 2012-2014 годы указанного коэффициента-дефлятора не имеется, обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что применение коэффициента-дифлятора К1, предусмотренного для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход, в расчетах арендной платы является неправомерным.
В силу ст. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 утверждены «Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и «Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».
В соответствии с п. 8 указанных Правил в редакции от 16.07.2009 при заключении договора аренды земельного участка федеральные органы исполнительной власти предусматривают в таком договоре случаи и периодичность изменения арендной платы за пользование земельным участком. При этом арендная плата изменяется в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер коэффициента-дефлятора, ежегодно утверждаемого Министерством экономического развития Российской Федерации. Коэффициент-дефлятор применяется ежегодно по состоянию на начало очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором принято решение о предоставлении земельного участка в аренду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 697 (вступило в силу 01.09.2011) в пункт 8 Правил внесены изменения, в соответствии с которыми арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
Принятие нормативных правовых актов, устанавливающих коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, отнесено к полномочиям Министерства экономического развития Российской Федерации (подп. 5.2.6 положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 437).
Названным министерством утверждено несколько различных по значению коэффициентов-дефляторов, в том числе коэффициент-дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации.
Коэффициент-дефлятор, подлежащий применению для целей изменения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации не установлен.
Как следует из материалов дела, при расчетах арендной платы за 2012, 2013, 2014 годы территориальным управлением применен коэффициент-дефлятор К1, установленный Приказом Минэкономразвития России от 27.10.2010 № 519 на 2011 год для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход.
Суды, указав, что названный коэффициент-дефлятор К1 не может быть применен для изменения размера арендной платы по гражданско-правовому договору, поскольку установлен для целей налогообложения, а пунктом 3.6 договоров аренды не предусмотрено применение при расчете размера арендной платы коэффициента-дефлятора К1, утверждаемого для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход, пришли к верному выводу об отсутствии правомерных оснований для применения спорного коэффициента-дефлятора К1 в расчетах арендной платы на 2012-2014 годы.
Поскольку расчет арендной платы поименован в договорах как приложение № 3 к договорам и является их неотъемлемой частью, суды обоснованно признали, что истцом избран надлежащий способ защиты нарушенного права путем оспаривания расчетов арендной платы, произведенных ответчиком с нарушением действующего законодательства (ст. 12, 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие регистрации данных расчетов не свидетельствует о незаключенности договоров аренды в указанной части. Как верно указал суд апелляционной инстанции, в спорных договорах аренды, прошедших государственную регистрацию, сторонами условия договора о размере арендной платы согласованы путем установления порядка расчета арендной платы, что соответствует положениям ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. Расчеты арендной платы, производимые арендодателем ежегодно, не изменяют договоры, а являются исполнением их условий, поэтому не подлежат государственной регистрации.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что применение коэффициента-дифлятора обусловлено необходимостью учета интересов арендодателя в связи с изменяющимися условиями ведения арендатором хозяйственной деятельности в течение срока действия договора, отклоняется.
Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации коэффициент-дефлятор К1 является корректирующим коэффициентом базовой доходности, показывающим степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно учитывает изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде.
Как следует из спорных расчетов, территориальным управлением, помимо коэффициента-дифлятора К1, были применены коэффициенты инфляции, установленные для соответствующего года, и позволяющие произвести корректировку размера арендной платы с учетом изменения условий хозяйственного оборота.
Взыскание с территориального управления в пользу общества расходов по уплате государственной пошлины произведено судом первой инстанции в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не выявлено.
Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30.10.2014 по делу № А50-15139/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий А.А. Столяров
Судьи М.В. Торопова
Т.В. Сулейменова