ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А50-3145/14 от 21.01.2015 АС Уральского округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

  Ленина проспект, д. 32/27, Екатеринбург, 620075

http://fasuo.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ Ф09-8369/14

Екатеринбург

27 января 2015 г.

Дело № А50-3145/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2015 г.

Арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Татариновой И.А.,

судей Беляевой Н.Г., Рябовой С.Э.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее – Департамент, ответчик) на решение Арбитражного суда Пермского края от 24.04.2014 по делу № А50-3145/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по тому же делу.

Определением суда кассационной инстанции от 20.01.2015 в составе суда, назначенном для рассмотрения дела, произведена замена председательствующего судьи Купреенкова В.А. на судью Татаринову И.А. в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью «Новая городская инфраструктура Прикамья» (ИНН <***> ОГРН <***>; далее – общество «Новая городская инфраструктура Прикамья», истец) – ФИО1 (доверенность от 14.05.2013), ФИО2 (доверенность от 17.05.2013).

Департаментом заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителей. Ходатайство судом удовлетворено.

Общество «Новая городская инфраструктура Прикамья» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора № 046-13О аренды земельного участка по концессионному соглашению.

Решением суда от 24.04.2014 (судья Гуляева Е.И.) исковые требования удовлетворены. Условия договора № 046-13О аренды земельного участка с кадастровым номером 59:01:3810439:1 определены в редакции: п. 4.2 договора: арендная плата, действующая в течение 2013 года, устанавливается в размере, указанном в приложении № 2 к договору аренды земельного участка, и составляет в год 133 руб. 75 коп., а в дальнейшем в размере, указанном в уведомлении арендатору о перерасчете арендной платы в соответствии с п. 4.5 настоящего договора. Приложение № 2 к договору изложено в следующей редакции: 1) в табличной части «Условия оплаты» в столбце «Коэфф. кад. стоим.» вместо показателей «0,03» читать «0,002»;

2) табличная часть «Плановые начисления» принята в редакции:

Период

Срок уплаты «по»

Начислено

за период,

руб.

Нарастающий итог, руб.

III квартал 2013

15.09.2013

26,75

26,75

IV квартал 2013

15.11.2013

80,25

107,00

3) со слов «Итого подлежит к уплате по начисленным платежам (руб.): читать «133,75 руб.».

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 (судьи Зеленина Т.Л., Гладких Е.О., Макаров Т.В.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Департамент просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Департамент не согласен с выводами судов о том, что размер подлежащей уплате истцом арендной платы должен определяться по ставке в размере 0,2% от кадастровой стоимости земельного участка. Ссылаясь на Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, утвержденный решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 № 316 (далее – Порядок), заявитель жалобы считает, что размер арендной платы должен определяться по ставке в размере 3% кадастровой стоимости земельного участка, поскольку земельный участок предоставлен под объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры, необходимым для эксплуатации только жилищного фонда.

В отзыве на кассационную жалобу общество «Новая городская инфраструктура Прикамья» просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов судов.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для их отмены.

В силу ст. 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании ст. 445 названного Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 указанного Кодекса).

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В силу п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно п. 2.3.1 Порядка ставка арендной платы за пользование земельными участками, занятыми жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), устанавливается в размере двукратной ставки земельного налога, установленной решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 187 «О земельном налоге на территории города Перми».

Решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 № 187 налоговая ставка в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) установлена в размере 0,1% от кадастровой стоимости земельных участков.

В соответствии с подп. 24 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусмотрено, что коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); коммунальные ресурсы - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Постановлением Госстроя Российской Федерации от 25.05.2000 № 51 «Об утверждении классификаторов работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе» к деятельности по эксплуатации инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов отнесены, в числе прочего услуги по обеспечению функционирования канализационных систем, входящих в инфраструктуру городов и других населенных пунктов, осуществляемые организациями, в собственности которых находятся эти системы, в том числе, услуги по диагностике технического состояния канализационных систем, по техническому обслуживанию канализационных систем, по текущему, аварийному, капитальному ремонту канализационных систем.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что между муниципальным образованием город Пермь, муниципальным предприятием «Пермводоканал» (совместно именуемые концедент) и обществом «Новая городская инфраструктура Прикамья» (концессионер) заключено концессионное соглашение от 26.04.2013 в отношении муниципального имущества: объектов коммунальной инфраструктуры водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод г. Перми.

Во исполнение условий концессионного соглашения Департаментом подготовлен и направлен истцу договор аренды № 046-13О земельного участка с кадастровым номером 59:01:3810439:1 площадью 675,65 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Орджоникидзевский район, ул. Бушмакина, 67, для использования под здание КНС (литера А), входящее в состав технологического комплекса «Сети канализации Орджоникидзевского района г. Перми (левый берег)».

Указанный договор аренды подписан истцом и направлен ответчику с протоколом разногласий от 03.12.2013, касающихся размера арендной платы (п. 4.2, Приложение № 2 к договору аренды).

Письмом от 20.01.2014 ответчиком отклонен протокол разногласий от 03.12.2013, 3 экземпляра договора аренды с приложениями, 3 экземпляра протокола разногласий от 03.12.2013 возвращены истцу с предложением подписать договор аренды в редакции ответчика.

На основании имеющихся в деле доказательств, исследованных согласно требованиям ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи и совокупности, суды обеих инстанций установили следующее: согласно Уставу общества «Новая городская инфраструктура Прикамья» основной целью деятельности общества является удовлетворение потребностей в услугах водоснабжения и водоотведения абонентов города Перми: сбор и очистка воды (код ОКВЭД - 41.00.1), удаление и обработка сточных вод (код ОКВЭД - 90.00.1); на основании постановления Администрации города Перми от 24.07.2013 № 604 истец осуществляет эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры г. Перми, с использованием которой оказывает коммунальные услуги - водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод населению г. Перми; в соответствии с техническим паспортом КНС входит в состав технологического комплекса «Сети канализации Орджоникидзевского района г. Перми (левый берег)», который принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Пермь; согласно схеме канализования истцом с использованием КНС осуществляется прием хозяйственно-бытовых сточных вод от жилого комплекса «Кислотные дачи» Орджоникидзевского района г. Перми в целях обслуживания жилищного фонда, расположенного на территории левобережной части Орджоникидзевского района, функционирование КНС направлено на обеспечение жизнедеятельности указанного района и необходимо для эксплуатации жилищного фонда, о чем свидетельствуют графические материалы, список потребителей коммунальных услуг по водоотведению (более 80% составляют жилые дома).

Оценив перечисленные обстоятельства, суды правомерно заключили, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:3810439:1 предоставлен истцу для эксплуатации именно объекта инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

При таких обстоятельствах вывод судов о том, что размер подлежащей уплате истцом арендной платы следует определять по ставке в размере 0,2% от кадастровой стоимости земельного участка, является обоснованным, исковые требования удовлетворены судами правомерно.

Довод Департамента о том, что эксплуатируемый истцом объект – канализационная насосная станция используется для обслуживания не только жилищного фонда, не принят судами обоснованно, поскольку положения Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, утвержденного решением Пермской городской Думы от 28.10.2008 № 316, не ставят возможность применения ставки арендной платы за пользование земельными участками, занятыми жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в зависимость от использования либо не использования объекта инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса в целях обслуживания иных потребителей помимо жилищного фонда.

Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Пермского края от 24.04.2014 по делу № А50?3145/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации города Перми – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий И.А. Татаринова

Судьи Н.Г. Беляева

С.Э. Рябова