+
Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-10285/2023 |
января 2024 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено января 2024 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А. Щёлкиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Велес»,
апелляционное производство № 05АП-7412/2023
на решение от 31.10.2023
судьи Н.А.Беспаловой
по делу № А51-10285/2023 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью «Велес» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к агентству по туризму Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>),
об обязании заключить дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении в 2022 году субсидии из краевого бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат на осуществление поддержки общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения на территории Приморского края № 10-2022- 073900 от 12.08.2022, изменив п. 3.1.2.5 определить срок обеспечения начала эксплуатации некапитальных средств размещения в срок до 31.08.2023 года, а также изменить приложение № 5 установить срок плановой даты достижения по перечню результатов (показателей) и значения результатов (показателей) предоставления субсидии 31.08.2023,
третьи лица: Правительство Приморского края, Минэкономразвития Российской Федерации, индивидуальный предприниматель ФИО1,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью «Велес» - представитель ФИО2, по доверенности от 15.06.2023, сроком действия на три года, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 2008/ЮФ-3362);
от агентства по туризму Приморского края - представитель ФИО3, по доверенности от 12.07.2023, сроком действия на один год, служебное удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 9298); представитель ФИО4, по доверенности от 11.07.2023, сроком действия на один год, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 06-1015);
от Правительства Приморского края - представитель ФИО3, по доверенности от 16.08.2023, сроком действия на один год, служебное удостоверение, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 9298);
от Минэкономразвития Российской Федерации - представитель не явился,
от индивидуального предпринимателя ФИО1 – представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Велес» (далее – истец, общество, ООО «Велес») обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Приморского края об обязании агентства по туризму Приморского края (далее – ответчик, Агентство) заключить дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении в 2022 году субсидии из краевого бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат на осуществление поддержки общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения на территории Приморского края № 10- 2022-073900 от 12.08.2022, изменив п. 3.1.2.5 определив срок обеспечения начала эксплуатации некапитальных средств размещения в срок до 31.08.2023 года, а также изменить приложение № 5 установив срок плановой даты достижения по перечню результатов (показателей) и значения результатов (показателей) предоставления субсидии 31.08.2023.
Определениями суда от 11.09.2023, 04.10.2023 в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Правительство Приморского края, Минэкономразвитие Российской Федерации и индивидуальный предприниматель ФИО1.
Решением суда от 31.10.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 13.05.2023, общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО «Велес». В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на неправильное истолкование судом положений п. 2 ст. 78 БК РФ, а именно судом сделан необоснованный вывод о том, что положения указанной нормы носят императивный характер и устанавливают невозможность изменения установленных законом сроков по соглашению сторон. Данное толкование норм бюджетного законодательства, по мнению заявителя жалобы, противоречит устойчиво сложившейся судебной практике.
По мнению апеллянта, суд неправомерно при рассмотрении дела отказал в применении положения пункта 4 статьи 451 ГК РФ, так как в рамках рассмотрения дела истцом неоднократно указывалось на то обстоятельство, что в случае отказа в удовлетворении требований Агентством будут предприняты меры по взысканию денежных средств субсидии в размере 72 000 000 рублей, что в свою очередь приведет общество к неплатежеспособности и соответственно вынудит ввести процедуру банкротства. Обязательства по Договору не относятся к предпринимательской деятельности в силу того, что целью Договора является не извлечение прибыли, а предоставление государственной поддержки.
Заявитель считает неверными выводы суда о невозможности изменения условия соглашения в связи с истечением срока его действия, данное утверждение суда противоречит положениям абз. 2 пункта 3 статьи 453 ГК РФ в соответствии с которым в случае изменения или расторжения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора, если этим решением не предусмотрена дата, с которой обязательства считаются соответственно измененными или прекращенными. Такая дата определяется судом исходя из существа договора и (или) характера правовых последствий его изменения, но не может быть ранее даты наступления обстоятельств, послуживших основанием для изменения или расторжения договора.
От ООО «Велес» через канцелярию суда поступило ходатайство о приобщении к материалам дела копии свидетельства о присвоении гостинице категории от 04.12.2023. Суд апелляционной инстанции на основании статей 159, части 2 статьи 268 АПК РФ определил приобщить в материалы дела данный документ.
В судебном заседании явившиеся представители участвующих в деле лиц поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзывах на нее.
Минэкономразвития Российской Федерации, ИП ФИО1, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Между Федеральным агентством по туризму (Агентство) и Правительством Приморского края (Субъект) заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 20.05.2022 № 174- 09-2022-052.
На основании пункта 1.1 Соглашения № 174-09-2022-052 предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2022 году бюджету Приморского края субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на осуществление поддержки, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения (далее – Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Агентству как получателю средств федерального бюджета, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств федерального бюджета 174, раздел 04, подраздел 12, целевая статья 55 1 J1 5331П, вид расходов 521 в целях достижения результатов федерального проекта «Развитие туристической инфраструктуры» и результатов регионального проекта "Развитие туристической инфраструктуры" в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2439.
В силу п. 3.1 Соглашения № 174-09-2022-052 расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, установлены Постановлением Администрации Приморского края от 25.12.2019 № 903- па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие туризма в Приморском крае" на 2020 - 2027 годы".
27.12.2022 между Федеральным агентством по туризму и Правительством Приморского края заключено дополнительное соглашение № 174-09-2022-052/3 к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 20.05.2022 № 174-09-2022-052, которым плановый результат использования субсидии был продлен до 15.06.2023.
В свою очередь, между ООО «Велес» (Получатель) и агентством по туризму Приморского края (Предоставитель) 12.08.2022 заключено соглашение № 10-2022- 073900 о предоставлении субсидии из краевого бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат на осуществление поддержки общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения на территории Приморского края (далее - Соглашение).
На основании п. 1.1 предметом настоящего Соглашения является предоставление в 2022 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат Получателя, связанных с приобретением, доставкой и установкой модульных некапитальных средств размещения (далее – Субсидия).
В силу п. 2.1 Соглашения субсидия предоставляется на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в следующем размере: в 2022 году 72 000 000 рублей 00 копеек.
Соглашением установлен срок до 31.12.2022, к которому Получатель обязан обеспечить начало эксплуатации некапитальных средств размещения (п. 3.1.2.5. Соглашения).
Приложением № 5 к Соглашению установлен перечень результатов (показателей) и значение результатов (показателей) предоставления субсидии.
Приложением № 5 установлены плановые даты достижения указанных показателей - 31.12.2022.
Местом реализации проекта по установке модульных средств размещения сторонами определен Ольгинский район Приморского края, а именно земельный участок с кадастровым номером 25:12:030201:246.
29.12.2022 между сторонами заключено Дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении в 2022 году субсидий из бюджета Приморского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат на осуществление поддержки общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения на территории Приморского края № 10-2022-073900/3.
В соответствии с дополнительным соглашением № 10-2022-073900/3 от 29.12.2022, заключённым между Истцом и ответчиком сроки достижения плановых показателей и начало эксплуатации некапитальных средств размещения перенесены в связи с санкционным давлением на российскую экономику и вызванную в связи с этим, в том числе нарушением цепочек поставок, а также в связи с проводимой в стране частичной мобилизацией. Указанным дополнительным соглашением новый срок установлен 15.06.2023.
В период 21.12.2022 по 22.12.2022 в связи с неблагоприятными погодными условиями, а именно обильными осадками в виде снега в Ольгинском районе Приморского края было нарушено транспортное сообщение, а также произошло аварийное отключение электроснабжения.
На территории Ольгинского района Постановлением администрации Ольгинского муниципального района Приморского края № 686 от 22.12.2022 был продлен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера, который был введен Постановлением № 440 от 15.07.2022.
Письмом исх. № 1644-1/6 от 10.05.2023 администрация Ольгинского муниципального района сообщила, что в период с 21.12.2022 по 27.12.2022 транспортное сообщение на территории района отсутствовало полностью, позже вплоть до 18.01.2023 сообщение было восстановлено в режиме однополосного движения.
Между ИП ФИО1 (Поставщик) и ООО «Велес» (Покупатель) заключен договор поставки № 02/08-2022 от 29.08.2022. На основании п. 1.1 Договора поставки Поставщик обязуется изготовить модульные некапитальные средства размещения в количестве 44 штуки (далее– модули), осуществить доставку и провести установку в соответствии, в порядке и сроки, установленные настоящим договором, техническим заданием, схемой блок модуля и спецификацией к нему, а Покупатель принять и оплатить стоимость, определенную в настоящем Договоре.
В силу п. 8.1 Договора поставки Договор действует с момента его подписания и до 31.12.2022.
Дополнительным соглашением № б/н от 25.12.2022 к договору поставки № 02/08-2022 от 29.08.2022 стороны продлили действие Договора поставки до 10.06.2023.
Дополнительным соглашением № б/н от 28.02.2023 к договору поставки № 02/08-2022 от 29.08.2022 стороны продлили действие Договора поставки до 31.08.2023. Истцом в адрес ответчика было направлено письмо от 01.06.2023 с просьбой о переносе сроков реализации проекта на 31.08.2023.
Письмом № 60/860 от 07.06.2023 ответчик сообщил истцу, что подписание соответствующего дополнительного соглашения и перенос сроков возможны после согласования с Министерством экономического развития РФ.
В последующем, Министерство экономического развития РФ письмом от 31.07.2023 № Д29и-24394 сообщило Администрации Приморского края о невозможности продления указанных сроков.
Неудовлетворение требований истца, указанных в письме ответчику от 01.06.2023, послужило основанием для обращения с рассматриваемым исковым требованием в Арбитражный суд Приморского края.
Установив недоказанность истцом наличия обстоятельств, являющихся основанием для заключения дополнительного соглашения к Соглашению от 12.08.2022 в соответствии со статьей 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе истца и в отзывах на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу общества - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (статьи 8, 9 АПК РФ).
Исходя из общих правил доказывания, коррелирующих с принципом состязательности и равноправия сторон (статья 9, 65 АПК РФ), каждая сторона представляет доказательства в подтверждение своих требований и возражений.
Статьями 34, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены принципы эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, которые подразумевают под собой то, что участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) и то, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
Согласно пункту 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) при предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление, и в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), является согласие соответственно получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок, предусмотренных подпунктом 5 пункта 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Приморского края от 15.06.2022 № 403-пп утвержден Порядок предоставления в 2022 году субсидий из краевого бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат на осуществление поддержки общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения на территории Приморского края (далее — Порядок № 403-пп).
Данный порядок определяет цели, условия и порядок предоставления в 2022 году субсидий из краевого бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат на осуществление поддержки общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения на территории Приморского края.
В 2022 году при предоставлении субсидии применялись особые условия (пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 № 590 «О внесении изменений в общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и об особенностях предоставления указанных субсидий и субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году» (далее Постановление Правительства РФ № 590), которые были предусмотрены также Порядком № 403-пп.
Так, согласно пункту 4 Порядка № 403-пп одним из требований предоставления субсидии является обеспечение начала эксплуатации некапитальных средств размещения в срок до 31.12.2022 (на основании постановления Правительства РФ № 590 в случае возникновения обстоятельств, приводящих к невозможности достижения значений результатов предоставления субсидии, в целях достижения которых предоставляется субсидия (далее результат предоставления субсидии), в сроки, определенные соглашением о предоставлении субсидии, Агентство по согласованию с получателем субсидии вправе принять решение о внесении изменений в соглашение о предоставлении субсидии в части продления сроков достижения результатов предоставления субсидии (но не более чем на 24 месяца) без изменения размера субсидии).
Как установлено из материалов дела, между ООО «Велес» (Получатель) и агентством по туризму Приморского края (Предоставитель) 12.08.2022 заключено соглашение № 10-2022-073900 о предоставлении субсидии из краевого бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат на осуществление поддержки общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения на территории Приморского края.
Соглашением установлен срок до 31.12.2022, к которому Получатель обязан обеспечить начало эксплуатации некапитальных средств размещения (п. 3.1.25. Соглашения). Получение ООО «Велес» бюджетных средств в сумме 72 000 000 рублей сторонами по делу подтверждено.
29.12.2022 между сторонами заключено Дополнительное соглашение к соглашению о предоставлении в 2022 году субсидий из бюджета Приморского края юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат на осуществление поддержки общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения на территории Приморского края № 10-2022-073900/3.
В соответствии с дополнительным соглашением № 10-2022-073900/3 от 29.12.2022, заключённым между истцом и ответчиком сроки достижения плановых показателей и начало эксплуатации некапитальных средств размещения перенесены в связи с санкционным давлением на российскую экономику и вызванную в связи с этим, в том числе нарушением цепочек поставок, а также в связи с проводимой в стране частичной мобилизацией. Указанным дополнительным соглашением новый срок установлен 15.06.2023.
Исковые требования ООО «Велес» мотивированы существенным изменением обстоятельств при исполнении Соглашения № 10-2022- 073900 и необходимостью заключения дополнительного соглашения к соглашению от 12.08.2022 № 10-2022- 073900 в части изменения срока реализации проекта, достижения результатов предоставления субсидии до 31.08.2023, ссылаясь на невозможность достижения результата предоставления субсидии на 15.06.2023 в связи с неблагоприятными погодными условиями в период 21.12.2022 по 22.12.2022.
Как установлено судом, общество получило бюджетные средства в сумме 72 000 000 руб. в соответствии с требованиями действующего законодательства, однако в срок, установленный нормативными актами, а также дополнительным соглашением от 29.12.2022 к соглашению о предоставлении субсидии, эти средства по целевому назначению не использовал.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Изменение или расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон возможно только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Критерии для изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств установлены статьей 451 ГК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 2 статьи 451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).
При этом, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статьи 67, 68, 71, 168 АПК РФ).
Согласно пункту 30 Порядка № 403-пп срок достижения результатов предоставления субсидии – 31.12.2022 (на основании Постановления Правительства РФ № 590) в случае возникновения обстоятельств, приводящих к невозможности достижения значений результатов предоставления субсидии в сроки, определенные соглашением, агентство по согласованию с получателем субсидии вправе принять решение о внесении изменений в соглашение в части продления сроков достижения результатов предоставления субсидии (но не более чем на 24 месяца) без изменения размера субсидии).
Таким образом, нормами бюджетного законодательства (статья 78 Бюджетного кодекса РФ, пункт 2 Постановления Правительства РФ № 590, пункты 4, 30 Порядка № 403-пп), вопреки доводам апелляционной жалобы, предусмотрено право Агентства принимать решение о внесении изменений в соглашение в части продления сроков достижения результатов предоставления субсидии, а не обязанность.
Вместе с тем, заявляя указанные доводы, истец не представил доказательств, свидетельствующих о существенном изменении обстоятельств, являющихся основанием для заключения дополнительного соглашения в соответствии со статьей 451 ГК РФ.
Судом установлено, что первоначально срок плановых дат достижения показателей по Соглашению от 12.08.2022 согласно Приложению №5 к Соглашению установлен 31.12.2022, что соответствует пункту 30 Порядка №403-пп. При этом в процессе исполнения условий Соглашения, учитывая санкционное давление на российскую экономику и проводимую частичную мобилизацию в стране, в Соглашение от 12.08.2022 в части срока исполнения взятых на себя обязательств были внесены изменения путем заключения дополнительного соглашения от 29.12.2022, определив срок плановой даты достижения результатов - 15.06.2023, таким образом, срок исполнения был увеличен более чем на полгода. Заявитель, подписывая дополнительное соглашение, должен был знать и осознавать сложившуюся обстановку.
Рассматриваемые требования основаны на доводах истца об имевшей место чрезвычайной ситуации на территории Ольгинского муниципального района в конце декабря 2022 года, а именно продление Постановлением администрации Ольгинского муниципального района Приморского края № 686 от 22.12.2022 режима чрезвычайной ситуации муниципального характера на территории Ольгинского района, который был введен Постановлением администрации Ольгинского муниципального района Приморского края от 15.07.2022г. № 440 "О введении на территории Ольгинского муниципального района режима чрезвычайной ситуации муниципального характера". Также ссылается на письмо администрации Ольгинского муниципального района исх. № 1644-1/6 от 10.05.2023, согласно которому в период с 21.12.2022 по 27.12.2022 транспортное сообщение на территории района отсутствовало полностью, позже вплоть до 18.01.2023 сообщение было восстановлено в режиме однополосного движения.
Рассмотрев указанные доводы истца, суд первой инстанции верно заключил о невозможности принять их в качестве основании для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно Соглашению от 12.08.2022, истец в конце декабря 2022 года (в срок до 31.12.2022) уже должен был начать эксплуатацию некапитальных средств размещения, а не быть на этапе их поставки.
Осуществление предпринимательской деятельности на свой страх и риск подразумевает, в числе прочего, и то, что возможные экономические потери не могут перекладываться на контрагентов.
Вступая в коммерческие отношения, субъект самостоятельно принимает экономически значимые решения и, как правило, действует в ситуации неочевидности.
Дополнительные соглашения от 25.12.2022 и 28.02.2023 к договору поставки от 29.08.2022, заключенные с поставщиком модульных средств ИП ФИО1 в соответствии с которыми срок исполнения обязательств по договору поставки модульных средств размещения перенесен на 31.08.2023, также не могут рассматриваться в качестве основания для изменения срока действия Соглашения в части продления срока. Заключение дополнительного соглашения б/н от 28.02.2023 является результатом предпринимательской деятельности общества, поскольку дополнительным соглашением от 29.12.2022 к Соглашению от 12.08.2022 № 10-2022- 073900/3 срок обеспечения эксплуатации и срок достижения результатов был изменен на 15.06.2023, что, по верному суждению суда первой инстанции, свидетельствует о недобросовестном поведении со стороны истца.
Доводы апелляционной жалобы о фактическом несении затрат в большем объеме, нежели предусмотрено Соглашением от 12.08.2022 не могут рассматриваться в качестве основания для изменения срока действия соглашения в части продления сроков, поскольку риск финансовых потерь, изменение курса валюты и инфляционные процессы, является составной частью предпринимательских рисков.
Как верно указано судом первой инстанции, принимая на себя обязательства по соглашению, действуя разумно, общество должно было оценивать свои возможности исполнить условия Соглашения, платежеспособность и при этом проявлять должную степень заботливости и осмотрительности.
В соответствии с соглашением от 12.08.2022 средства в сумме 72 000 000 руб. предоставляются обществу в соответствии с целями, условиями и в порядке, установленными настоящим соглашением.
Следовательно, подписывая соглашение от 12.08.2022 и дополнительное соглашение к нему, ООО «Велес» было ознакомлено и согласно с его условиями, в том числе в части срока его исполнения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции также учитывает, что установленные законодательством сроки не могут быть изменены по соглашению сторон в силу императивности норм, которыми установлен порядок предоставления бюджетных средств (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Также на момент рассмотрения апелляционной жалобы в материалы дела не представлены документы, подтверждающие выполнение всех этапов реализации условий Соглашения от 12.08.2022, несмотря на то, что срок реализации проекта был установлен до 15.06.2023 с учетом продления его сроков.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, доказательств существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Соглашения, истцом не представлено.
Доводы о возможности введения процедуры банкротства в отношении общества носит предположительный характер и документально не подтверждено, взыскание суммы субсидии Агентством не инициировано.
Выдача обществу аккредитованной организацией свидетельство о присвоении гостинице категории от 04.12.2023 не имеет правового значения, поскольку плановые даты достижения показателей согласно Соглашения и Дополнительного соглашения к нему установлены были до 15.06.2023.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд пришел к выводу о том, что истец не доказал наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении Соглашения, а также совокупность перечисленных в пункте 2 статьи 451 ГК РФ условий для внесения изменений в Соглашение от 12.08.2022. В связи с чем требования об обязании заключить дополнительное соглашение к Соглашению о предоставлении в 2022 году субсидии из краевого бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях финансового обеспечения затрат на осуществление поддержки общественных инициатив, направленных на создание модульных некапитальных средств размещения на территории Приморского края № 10-2022- 073900 от 12.08.2022, изменив п. 3.1.2.5 определить срок обеспечения начала эксплуатации некапитальных средств размещения в срок до 31.08.2023 года, а также изменить приложение № 5 установить срок плановой даты достижения по перечню результатов (показателей) и значения результатов (показателей) предоставления субсидии 31.08.2023 удовлетворению не подлежали, суд первой инстанции правомерно отказал ООО «Велес» в иске.
Иное толкование истцом-апеллянтом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права.
С учетом изложенных обстоятельств, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.10.2023 по делу №А51-10285/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Л.А. Бессчасная |
Судьи | А.В. Пяткова Т.А. Солохина |