ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-10344/2022 от 26.07.2023 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А51-10344/2022

июля 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2023 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июля 2023 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Л.А. Бессчасной,

судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Приморская производственная компания «Восток»,

апелляционное производство № 05АП-3460/2023

на решение от 02.05.2023

судьи Н.В.Колтуновой

по делу № А51-10344/2022 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Приморская производственная компания «Восток» (ИНН 2505007114, ОГРН 1022500614971)

к Дальневосточной электронной таможне (ИНН 2502062244, ОГРН 1202500010624)

о признании незаконным решение от 19.03.2022 о признании незаконным решения Дальневосточного таможенного поста (центр электронного декларирования) Дальневосточной электронной таможни от 19.03.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10720010/260122/3005338,

при участии:

от ООО «Приморская производственная компания «Восток» - Крамаревская Н.В.,  по доверенности от 17.06.2022, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом (регистрационный номер 2001/ЮФ-1596),

от Дальневосточной электронной таможни – представитель не явился,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Приморская производственная компания «Восток» (далее – заявитель, общество, ООО ППК «Восток») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Дальневосточной электронной таможне (далее – таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения от 19.03.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары №10720010/260122/3005338.

Решением суда от 02.05.2023 в удовлетворении требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 02.05.2023, общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО ППК «Восток». В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела и опровергаются представленными в материалы дела доказательствами. Считает необоснованным отклонение судом довода общества о том, что в представленном по запросу таможенного органа расчете себестоимости за ноябрь-декабрь 2021 года содержится вся информация о себестоимости лесопродукции включая аренду леса, расходы на топлива, запчасти, зарплату, транспортные расходы, экспедирование, экспертизу и др. Настаивает на том, что расчет общества полностью подтвержден документально и определяется путем арифметического подсчета. Считает неверным вывод суда о недостоверных сведениях об условиях поставки. Обращает внимание суда о представлении таможне  документов, подтверждающих цену продажи товара. Также считает несоответствующим действительности вывод о неподтверждении  стоимости фитосанитарного контроля и сведений о количестве экспортируемого товара.

Таможенный орган с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене.

В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные  требования по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивал на отмене оспариваемого судебного акта.

Таможенный орган надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу  в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

В январе 2022 года ООО ППК «Восток» в рамках внешнеторгового контракта от 12.10.2020 №HLSF2994, заключенного между ООО «Приморская производственная компания «Восток» (продавец, Россия) и иностранной компанией ООО «Суйфеньхэская импортноэкспортная торговая компания «Чэньгуан», из Российской Федерации на условиях поставки FСА-Уссурийск, были вывезены товары «пиломатериалы хвойных пород из ели аянской» для помещения под таможенную процедуру «экспорт».

В целях таможенного оформления товара общество подало в таможню ДТ №10720010/260122/3005338, определив таможенную стоимость товаров по первому методу таможенной оценки «по стоимости сделки с вывозимыми товарами».

В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларантом представлены документы и сведения, предусмотренные таможенным законодательством, необходимые для таможенного оформления вывезенного товара.

В ходе проведения контроля заявленной таможенной стоимости декларируемых товаров таможенным органом на основании пункта 4 статьи 325 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) 26.01.2022 в адрес общества направлен запрос документов и сведений. В ответ на решение о запросе документов и сведений общество 01.03.2022 представило имеющиеся в его распоряжении документы, запрошенные таможенным органом, а также дало пояснения относительно формирования таможенной стоимости.

По результатам контроля таможенной стоимости таможня пришла к выводу о том, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Посчитав, что сведения, использованные обществом при заявлении таможенной стоимости товаров не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможня приняла решение от 19.03.2022 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ №10720010/260122/3005338,  согласно которому таможенная стоимость вывозимых товаров была определена по методу стоимости сделки с однородными товарами.

Не согласившись с указанным решением таможенного органа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, декларант обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, который обжалуемым решением отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве таможни на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу общества - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.

Статьей 38 ТК ЕАЭС определено, что определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров (пункт 9). Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10). Процедуры определения таможенной стоимости товаров должны быть общеприменимыми, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров, в том числе от происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и других факторов (пункт 11). Таможенная стоимость товаров определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52 и с учетом пункта 3 статьи 71 настоящего Кодекса таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются таможенным органом, таможенная стоимость товаров определяется таможенным органом (пункт 14).

В соответствии с пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС. Пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС определено, что таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС.

Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС, ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.

В силу пункта 2 статьи 310 ТК ЕАЭС в отношении объектов таможенного контроля проводится таможенный контроль с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

Объектами таможенного контроля являются, в том числе, товары, находящиеся под таможенным контролем в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса (статья 311 ТК ЕАЭС).

Положениями статьи 313 ТК ЕАЭС установлено, что при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании (далее в настоящей статье - контроль таможенной стоимости товаров), таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров). При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС.

Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок).

Согласно пунктам 11, 21 Порядка после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится в случаях, в том числе, установленных пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС. Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе таможенного органа осуществляется на основании решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства - члена, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона о таможенном регулировании порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливает Правительство Российской Федерации.

Правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2019 № 1694 (далее - Правила № 1694), устанавливают порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (далее - вывозимые товары), в том числе особенности применения методов определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных статьями 39, 41, 42, 44 и 45 ТК ЕАЭС, в отношении вывозимых товаров.

В соответствии с пунктом 7 Правил № 1694 основными принципами определения таможенной стоимости вывозимых товаров являются принципы, которые установлены в главе 5 ТК ЕАЭС, с учетом особенностей, установленных Правилами.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 1694 основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими вывозимыми товарами в значении, определенном пунктом 12 Правил № 1694.

В соответствии с пунктом 12 Правил № 1694 таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за вывозимые товары при их продаже в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 20 Правил, при выполнении следующих условий: а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение вывозимыми товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором вывозимые товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость вывозимых товаров; установлены законодательством Российской Федерации; б) продажа вывозимых товаров или их цена но зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену вывозимых товаров не может быть количественно определено; в) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования вывозимых товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии с пунктом 20 Правил могут быть произведены дополнительные начисления: г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с вывозимыми товарами приемлема для таможенных цепей в соответствии с пунктом 14 Правил № 1694.

В силу п. 13 Правил № 1694, в случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 12 Правил, не выполняется, метод 1 не применяется.

Согласно п. п. 9, 10 Правил № 1694 в случае невозможности определения таможенной стоимости вывозимых товаров с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами (далее - метод 1) таможенная стоимость вывозимых товаров определяется с использованием метода по стоимости сделки с идентичными товарами (далее - метод 2) в соответствии с пунктами 24 - 26 Правил либо метода по стоимости сделки с однородными товарами (далее - метод 3) в соответствии с пунктами 27 - 29 Правил, которые применяются последовательно. При невозможности определения таможенной стоимости вывозимых товаров по методу 2 и методу 3 в качестве основы определения таможенной стоимости вывозимых товаров используется расчетная стоимость вывозимых товаров по методу сложения (далее - метод 5) в соответствии с пунктами 30 - 33 Правил. В случае если для определения таможенной стоимости вывозимых товаров невозможно применить метод 2, метод 3 и метод 5, таможенная стоимость товаров определяется с использованием резервного метода (далее - метод 6) в соответствии с пунктами 34 - 36 Правил.

Согласно пункту 11 Правил № 1694 определение таможенной стоимости вывозимых товаров не должно быть основано на использовании произвольных или фиктивных сведении о таможенной стоимости вывозимых товаров. Таможенная стоимость вывозимых товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

В соответствии с пунктом 12 указанных Правил таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за вывозимые товары при их продаже в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.

Пунктом 19 этих же Правил предусмотрено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары, является общая сумма всех платежей за вывозимые товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме. В цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за вывозимые товары, включаются все платежи, осуществленные или подлежащие осуществлению в качестве условия продажи вывозимых товаров покупателем продавцу либо покупателем третьему лицу в целях выполнения обязательств продавца перед третьим лицом.

Одной из форм таможенного контроля, в соответствии со статьей 322 ТК ЕАЭС является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений.

Согласно пункту 1 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений - форма таможенного контроля, заключающаяся в проверке: 1) таможенной декларации; 2) иных таможенных документов, за исключением документов, составляемых таможенными органами; 3) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации; 4) иных документов, представленных таможенному органу в соответствии с настоящим Кодексом; 5) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах; 6) иных сведений, представленных таможенному органу или полученных им в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств-членов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится в целях проверки достоверности сведений, правильности заполнения и (или) оформления документов, соблюдения условий использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, соблюдения ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, соблюдения порядка и условий использования товаров, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, а также в иных целях обеспечения соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Согласно пункту 3 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, может проводиться как до, так и после выпуска товаров.

Пунктом 4 статьи 324 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в случае если декларантом соблюдены условия, предусмотренные статьей 121 настоящего Кодекса, при которых таможенным органом производится выпуск товаров, проверка таможенных, иных документов и (или) сведений, начатая до выпуска товаров, завершается после выпуска товаров.

Согласно пункту 6 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится путем анализа документов и сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств-членов в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов.

Пунктом 7 статьи 324 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган вправе осуществлять сбор и анализ дополнительной информации, в том числе направлять запросы в государственные органы и иные организации.

Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая до выпуска товаров, проводится в соответствии со статьей 325 настоящего Кодекса (пункт 8 статьи 324 ТК ЕАЭС).

При проверке таможенной стоимости товаров проверка таможенных, иных документов и (или) сведений проводится с учетом особенностей, предусмотренных статьей 313 настоящего Кодекса (пункт 12 статьи 324 ТК ЕАЭС).

В силу пунктов 1, 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании (далее в настоящей статье - контроль таможенной стоимости товаров), таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров). При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.

В силу пунктов 4, 5 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах. Запрос документов и (или) сведений у декларанта в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи должен быть обоснованным и должен содержать перечень признаков, указывающих на то, что сведения, заявленные в таможенной декларации, и (или) сведения, содержащиеся в иных документах, должным образом не подтверждены либо могут являться недостоверными, перечень дополнительно запрашиваемых документов и (или) сведений, а также сроки представления таких документов и (или) сведений. Перечень запрашиваемых документов и (или) сведений определяется должностным лицом таможенного органа исходя из проверяемых сведений с учетом условий сделки с товарами, характеристик товара, его назначения, а также иных обстоятельств.

Согласно пункту 9 статьи 325 ТК ЕАЭС документы и (или) сведения, запрошенные в соответствии с пунктами 1 и 4 настоящей статьи, должны быть представлены лицами, у которых они запрошены, одним комплектом (одновременно) по каждому запросу. Одновременно с запрошенными таможенным органом документами и (или) сведениями лицами, у которых они запрошены, могут быть представлены иные документы и (или) сведения в целях подтверждения достоверности и полноты сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.

Пунктом 17 статьи 325 ТК ЕАЭС установлено, что при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с данной статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным (пункт 10).

Из материалов дела усматривается, что в рамках исполнения внешнеторгового контракта от 12.10.2020 №HLSF2994, заключенного между ООО «Приморская производственная компания «Восток» (продавец, Россия) и иностранной компанией ООО «Суйфеньхэская импортно-экспортная торговая компания «Чэньгуан», на условиях поставки FCA станция Уссурийск обществом были сформирован инвойс за лесоматериал №2 от 22.01.2022 на сумму 147 225 долл. США. В этой связи при помещении указанной товарной партии под таможенную процедуру экспорта таможенному органу была представлена декларация на товары № №10720010/260122/3005338, в графах 22, 42, 46 которых была заявлена указанная стоимость вывозимых товаров.

Между тем, проанализировав документы, представленные декларантом в подтверждение заявленной таможенной стоимости вывозимых товаров, таможня посчитала, что представленные документы не подтверждают правильность выбранного метода определения таможенной стоимости товаров, а заявленные сведения о таможенной стоимости этих товаров не основаны на достоверных и документально подтвержденных сведениях.

Так, таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости выявлены признаки недостоверного декларирования таможенной стоимости, которые выразились в расхождениях между заявленными в данной ДТ сведениями о величине таможенной стоимости со сведениями об идентичных, однородных товарах, имеющимися в распоряжении таможенного органа.

Кроме того, таможенным органом установлены более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные товары по информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, выявлены значительные расхождения между заявленными сведениями о величине таможенной стоимости со сведениями, имеющимися в распоряжении таможенного органа: так товары №№1-2 «пиломатериалы хвойных пород  их ели аянскрй (PICEA AJANENSIS) по данной ДТ заявлен 160 долл. США/м3; на основании сведений, полученных по результатам применения технологии автоматизированного контроля таможенной стоимости (технология АКТС), а также с помощью специальных программных средств ИАС «Мониторинг-Анализ» среднесложившийся уровень в регионе деятельности ДВТУ составил за период 90 дней до даты подачи ДТ от 195 долл. США/м3. Не предоставлены документы, подтверждающие полномочия физического лица на заключение сделок от имени компании контрагента.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае выявленные таможней обстоятельства в соответствии с пунктом 5 Положения правомерно расценены таможенным органом как признаки недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ №10720010/260122/3005338.

Основанием для принятия вышеуказанного решения послужили следующие выводы таможенного органа:

-  более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценами на идентичные/однородные товары по информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, выявлены значительные расхождения между заявленными сведениями о величине таможенной стоимости. Так товар «пиломатериалы хвойных пород  их ели аянскрй (PICEA AJANENSIS)..." по данной ДТ заявлен 160 долл. США/мЗ, на основании сведений, полученных по результатам применения технологии автоматизированного контроля таможенной стоимости (технология АСКТС), средне-сложившийся уровень в регионе деятельности ДВТУ составил за период 90 дней до даты подачи ДТ от 195 долл. США/мЗ (напр. ДТДТ10720010/180122/3002925);

по запросу таможенного органа на предоставление бухгалтерских документов об оприходовании и списании с баланса вывозимых товаров декларантом предоставлен отчет о движении по пилораме за ноябрь, декабрь 2021г. Сведения, предоставленные в счет-фактурах и накладных, заявленными при подаче ДТ 10720010/260122/3005338 не позволяют подтвердить расчет себестоимости вывозимого товара и сведения о цене продажи товара, а также идентифицировать осуществление оприходования оцениваемого товара на баланс предприятия;

калькуляция затрат на производство оцениваемых товаров предоставлена не была, а предоставлено пояснение, что ООО ППК «Восток» калькуляцию цен не составляет, все цены договорные и отражаются в счет- фактурах. ООО ППК «Восток»  не  предоставлен  Прайс-лист  на поставку пиломатериалов хвойных пород. Таможенная стоимость не может считаться документально подтвержденной, если не обоснован объективный характер значительного отличия цен на декларируемые товары от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенного органа по сделкам с однородными товарами, вывезенными из таможенной территории ЕАЭС при сопоставимых условиях. При формировании цены сделки должна быть учтена также цена, фактически уплаченная производителю/изготовителю товара;

-декларантом не выделена цена, уплачиваемая за товар, следовательно, структура таможенной стоимости не подтверждена документально;

-в целях подтверждения соблюдения структуры таможенной стоимости, формирования цены сделки были запрошены договор по оказанию услуг по фитосанитарному контролю и счет-фактура с подтверждением факта оплаты. В представленных документах невозможно идентифицировать распределение данных расходов и включение их в стоимость товаров по данной ДТ.

В запросе таможенного органа от 26.01.2022 приведены конкретные признаки недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров (выявление более низкой цены ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров; не представлены документы, подтверждающие полномочия физического лица на заключение сделок от имени контрагента), а также перечень документов, необходимых для устранения сомнений таможенного органа. Следовательно, при направлении в адрес декларанта запроса от 26.01.2022 таможенным органом соблюдены требования пунктов 4 и 5 статьи 325 ТК ЕАЭС.

По результатам анализа представленных декларантом дополнительных документов и пояснений в ответ на запрос от 26.01.2022 таможенный орган пришел к выводу о том, что представленные дополнительные документы и пояснения не устраняют сомнения таможни в достоверности заявленной таможенной стоимости по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 8 запроса документов и сведений от 26.01.2022 у декларанта были запрошены документы подтверждающие согласование сторонами конкретных условий оплаты по рассматриваемой поставке, а также платежные документы по оплате данной поставки товаров, ведомость банковского контроля.

В соответствии с представленным Дополнительным соглашением от 05.04.2021 к Контракту оплата за товар может производиться полной авансовой предоплатой покупателя на основании инвойса продавца, а также платежами покупателя после отгрузки партии товаров. В этом случае срок окончательной оплаты не должен превышать 180 дней. Порядок оплаты определяется в спецификации на поставку товара и в инвойсе продавца (п.п. 4.4., 4.4.1., 4.4.2 контракта).

В соответствии с пунктом 8 запроса документов и сведений от 26.01.2022 у декларанта были запрошены документы подтверждающие согласование сторонами конкретных условий оплаты по рассматриваемой поставке, а также платежные документы по оплате данной поставки товаров, ведомость банковского контроля.

Пунктом 1.5 контракта от 12.10.2020 № HLSF-2994 установлено, что спецификации на поставку отдельной партии товара являются неотъемлемой частью настоящего контракта. В спецификации должны быть согласованы следующие условия каждой отдельной поставки:

- ассортимент и количество товара;

- требования к качеству товара;

- сроки и место поставки,

- условия поставки в соответствии с ИНКОТЕРМС-2010;

- цена товара и общая стоимость поставки;

- порядок оплаты партии товара;

 - место и сроки приема товара

При поставке партии товаров продавец направляет покупателю подписанную спецификацию. Покупатель подписывает спецификацию и направляет ее продавцу в течение 3 дней. После получения продавцом спецификации, подписанной покупателем, сроки, место и условия поставки данной партии товаров, а также цена товара и стоимость поставки считаются согласованными сторонами (пункты 2.1, 2,2 контракта от 12.10.2020 № HLSF-2994).

Согласно пункту 4.1 дополнительного соглашения от 19.07.2021 № 5 к контракту от 12.10.2020 №HLSF-2994 цена на товар устанавливается в долларах США. Цена товара и стоимость каждой поставки устанавливается в спецификации.

В целях подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров декларантом в таможенный орган представлена спецификация от 22.01.2022 №2, в которой отсутствуют сведения о цене и общей стоимости поставки, сроках, месте и условий поставки, а также порядка оплаты. Кроме того, данная спецификация подписана лишь продавцом товаров.

Декларантом также в таможенный орган представлен инвойс от 22.01.2022 №2, подписанный только продавцом.

Согласно пункту 4.4 контракта от 12.10.2020 №HLSF-2994 (в редакции дополнительного соглашения от 05.04.2021 №4) установлено, что оплата за товар может производиться: полной авансовой предоплатой покупателя на основании инвойса продавца; платежами покупателя после отгрузки партии товаров. В этом случае срок окончательной оплаты не должен превышать 180 дней. Порядок оплаты определяется в спецификации на поставку товара и инвойсе продавца.

Из анализа  представленных декларантом спецификации от 22.01.2022 № 2, инвойса от 22.01.2022 №2, а также корректировочного дополнительного соглашения от 22.01.2022 № 2 не следует согласование сведений о порядке, условиях и сроках оплаты за товар. Какие-либо платежные документы по оплате данной партии товара в таможенный орган представлены не были, в связи с чем довод декларанта  о документальном подтверждении факта оплаты спорной партии товара, подлежит отклонению.

В соответствии с пунктом 2 запроса документов и сведений от 26.01.2022 у декларанта была запрошена калькуляция затрат на производство оцениваемых товаров.

Декларант в ответ на запрос таможенного органа от 26.01.2022 представил пояснение, что ООО ППК «Восток» калькуляцию цен не составляет, все цены договорные и отражаются в счет-фактурах.

Сведения, предоставленные в счет-фактурах и накладных, заявленные при подаче ДТ №10720010/260122/3005338 не позволяют подтвердить расчет себестоимости вывозимого товара и сведения о цене продажи товара, а также идентифицировать осуществление оприходования оцениваемого товара на баланс предприятия.

Вопреки доводам об обратном, стоимость фитосанитарного контроля не подтверждена.

В целях подтверждения соблюдения структуры таможенной стоимости, формирования цены сделки были запрошены договор по оказанию услуг по фитосанитарному контролю и счет-фактура с подтверждением факта оплаты (пункт 5 запроса от 26.01.2022).

Декларантом во исполнение данного пункта запроса от 26.01.2022 представлены следующие документы: договор на оказание услуг в области карантина растений филиалом ФГБУ «ВНИИКР» от 12.01.2022 №128, счет-фактура от 28.01.2022 №3131/000688, акт об оказании услуг от 28.01.2022 №ПР00-000688.

В представленных документах отсутствует расчет на конкретную товарную партию, невозможно идентифицировать распределение данных расходов и включение их в стоимость товаров по рассматриваемой ДТ. Кроме того не представлены платежные документы, подтверждающие оплату фитосанитарных расходов.

Повторно заявленный довод о том, что в представленном 10.02.2022 расчете себестоимости за ноябрь-декабрь 2021 года содержится вся информация о себестоимости лесопродукции, которая включает аренду леса, расходы на топливо, запчасти, зарплату, транспортные расходы, таможенное оформление, экспедирование, экспертизу и т.д., а также стоимость лесопродукции, приобретенной у ООО «Автей», подлежит отклонению.

Суд первой инстанции верно согласился с выводами таможенного органа, что в представленной декларантом калькуляции себестоимости лесопродукции за ноябрь-декабрь 2021 года по ДТ № 10720010/260122/3005338 в строке 4 указаны затраты (эл/энергия, услуги по заготовке, услуги по выводу и т.д.). В следующей строке б/н содержатся сведения о вывозе покупного пиломатериала из строки 4 (в столбце «покупка леса у ООО «Автей» указана сумма 499 167,36 рублей).

В представленной декларантом калькуляции себестоимости лесопродукции за ноябрь-декабрь 2021 года содержится расчет себестоимости 1 м3 дел. древесины. В строке 5 «автоуслуги и экспедирование» сумма на весь объем заготовки указана 1 778 000,00 руб., сумма за 1 м3 указана 1 932,3 руб. В подтверждение перевозки лесоматериалов декларантом в ответ на запрос таможенного поста были представлены следующие документы: договор по оказанию услуг от 17 апреля 2019 года, счет-фактура от ноября 2021 года №71 на сумму 259 786,08 руб., счет-фактура от декабря 2021 года №82 на сумму 846 164,88 руб. Общая стоимость по счетам №№71,82 составила 1 105 950,96 руб.

В таможенный орган дкларантом представлено письмо от 01.03.2023 №б/н «Об отсутствии претензий», согласно которому между ООО «ДВТЭК» (экспедитор) и ООО ППК «Восток» был заключен договор транспортной экспедиции от 10.01.2022 №002/МП. Данным письмом директор ООО «ДВТЭК» подтверждает, что ООО «ПК «Восток» выполнило свои обязательства по оплате оказанных услуг согласно выставленных счетов на оплату. Однако декларантом при таможенном контроле вышеуказанные документы (договор транспортной экспедиции от 10.01.2022 №002/МП, счета на оплату, акты) представлены не были, что свидетельствует о документальном неподтверждении декларантом статьи затрат и себестоимость 1м3 дел. древесины (вывоз пиломатериалов из строки 4 в сумме 499 167,36 руб., а также сумма 1 778 000 руб. указанная в строке 5 «автоуслуги и экспедирование»). В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно согласился с таможенным органом о неподтверждении представленным при декларировании товара счетами-фактурами и накладными расчета себестоимости вывозимого товара

Кроме того, согласно сведениям, заявленным в графе 20 ДТ № 10720010/260122/3005338, а также инвойсе от 22.01.2022 №2, товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации на условиях поставки FCA Уссурийск.

Довод заявителя жалобы об отсутствии правовых оснований для включения в таможенную стоимость товаров расходов по доставке товаров, поскольку из представленных коммерческих документов следовало, что товары поставляются на условиях FCA Уссурийск, судебной коллегией отклоняются.

В соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс-2010" условие поставки FCA ("Free Carrier"/"Франко перевозчик") означает, что продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном пункте.

Продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он в обусловленном месте в установленную дату или в оговоренный срок предоставил товар, прошедший таможенную очистку, в распоряжение перевозчика. При этом под словом "перевозчик" понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется выполнить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским, внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке.

В соответствии с условиями поставки "Франко перевозчик" (FCA) продавец обязан нести все риски утраты или повреждения товара до момента передачи его перевозчику в установленном месте. С момента, когда товар передан перевозчику в обусловленном месте, все риски утраты или повреждения товара, а также относящиеся к товару расходы обязан нести покупатель.

В то же время определение момента перехода рисков утраты или повреждения товара при условии поставки FCA не устанавливает порядок и условия формирования таможенной стоимости товаров для целей исчисления таможенных пошлин, налогов.

В свою очередь совокупный анализ заключенных обществом контрактов показывает, что соответствующая партия товара формируется обществом на станции отгрузки, и далее декларант осуществляет погрузку товара в вагон и организовывает перевозку груза до станции назначения. При этом обществом производится таможенное декларирование товара, в декларации на товары указываются грузоперевозчик, сведения о номере ж/д вагоне, объеме груза и номере ж/д накладной для международных перевозок.

В этой связи расходы иностранного покупателя следует квалифицировать как одну из составляющих платежей за товар, несмотря на указание в спорной ДТ на условия поставки FCA, поскольку в действительности организацией перевозки занимался продавец - общество, и поскольку совершение указанных действий осуществляется обществом за денежное вознаграждение от иностранного покупателя.

Вместе с тем, в ходе проверки документов и сведений декларантом даны пояснения, согласно которым ООО ППК»Восток» осуществляло поставку пиломатериалов в село Чугуевка транспортом третьих лиц по договорам оказания услуг.

Таким образом, у таможни имелись основания полагать, что декларантом заявлены недостоверные сведения об условиях поставки либо структуре таможенной стоимости.

Выявленные несоответствия указывают на то, что Общество не выполнило требования законодательства, установленные п. 10 ст. 38 ТК ЕАЭС, в части документальной подтвержденности и количественной определенности сведений о таможенной стоимости.

Соответственно возможность сопоставить расходы на перевозку конкретной партии лесопродукции в рамках объема задекларированного товара из представленных обществом документов не усматривается. С учетом изложенного следует признать, что в ходе таможенного контроля общество не представило документы, подтверждающие несение расходов по перевозке экспортного груза в отдельности от выплат по внешнеторговому контракту и, в принципе, подтверждающие размер понесенных дополнительных расходов по доставке груза до таможенной границы ЕЭАС.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что сведения о заявленной декларантом таможенной стоимости в нарушение пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС не являются количественно определяемыми и документально подтвержденными, что является ограничением для применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

В рассматриваемом случае таможенным органом заявителю была предоставлена возможность реализовать свое право и доказать правомерность избранного метода определения таможенной стоимости, предоставить иные дополнительные документы и сведения, а также пояснения, которой общество не воспользовалось. В этой связи, действуя разумно, заявитель мог и должен был заблаговременно обеспечить поступление всех необходимых и возможных к представлению таможенному органу документов, обосновывающих различие цен.

Как установлено пунктом 27 Правил № 1694, в случае если таможенная стоимость вывозимых товаров не может быть определена по методу 1 и методу 2, таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую поставляются вывозимые товары, и вывезенными из Российской Федерации в тот же или в соответствующий ему период времени, что и вывозимые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до вывоза из Российской Федерации вывозимых товаров.

Стоимостью сделки с однородными товарами является таможенная стоимость вывозимых товаров, определенная по методу 1 и принятая таможенным органом.

Для определения таможенной стоимости вывозимых товаров по методу 3 используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и вывозимые товары. В случае если такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах (пункт 28 Правил № 1694).

В случае выявления более одной стоимости сделки с однородными товарами с учетом поправок в соответствии с пунктом 28 Правил № 1694 для определения таможенной стоимости вывозимых, товаров применяется самая низкая из них (пункт 29 Правил № 1694).

Согласно решению таможенная стоимость товаров №№ 1, 2, задекларированных в ДТ № 10720010/260122/3005338, определена методом по стоимости сделки с однородными товарами. В качестве источника ценовой информации для расчета вновь определенной таможенной стоимости использованы сведения о товаре № 1, задекларированном в ДТ № 10720010/180122/3002925. Таким образом, в ДТ №10720010/180122/3002925, выбранной в качестве источника ценовой информации, задекларирован товар, который обладает схожими характеристиками, выполняет те же функции, что и оцениваемый товар, и может быть коммерчески взаимозаменяемым, следовательно, является однородным и может быть использован для определения таможенной стоимости спорного товара.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое в рамках настоящего дела решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, принятые Дальневосточной электронной таможней от 19.03.2022, соответствует требованиям таможенного законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Все доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.

Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.

Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

С учетом изложенного следует признать, что основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом при ее подаче, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 02.05.2023  по делу №А51-10344/2022  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Л.А. Бессчасная

Судьи

А.В. Пяткова

Е.Л. Сидорович