Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело
№ А51-10708/2021
12 июля 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления содержания жилищного фонда администрации города Владивостока,
апелляционное производство № 05АП-3646/2022
на решение от 26.04.2022
судьи О.В. Шипуновой
по делу № А51-10708/2021 Арбитражного суда Приморского края
по исковому заявлению Управления содержания жилищного фонда администрации города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Трудовое» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Ахиллес», Контрольно - счетная палата города Владивостока, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края
о взыскании 142 332 рубля
при участии:
от Управления содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока: представитель ФИО1, по доверенности от 10.01.2022, сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 1213), служебное удостоверение;
от ООО «Ахиллес»: представитель ФИО2, по доверенности от 10.01.2022, сроком действия 3 года, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0688), свидетельство о заключении брака, паспорт;
от ООО УК «Трудовое»: представитель ФИО3, по доверенности от 08.02.2022, сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 0186-149/45), свидетельство о заключении брака, паспорт.
В судебное заседание не явились: Контрольно - счетная палата города Владивостока, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Управление содержания жилищного фонда администрации города Владивостока (далее – истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Трудовое» (далее – ответчик, УК «Трудовое») о взыскании 142 332 рубля, из которых 135 215,40 рублей средства федерального, краевого и местного бюджетов, 7 115,60 рублей средства Владивостокского городского округа как собственника муниципальных жилых помещений.
Определением суда от 01.07.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Определением от 04.08.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства. Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Ахиллес», Контрольно – счетная палата города Владивостока, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края.
Решением от 26.04.2022 суд взыскал с ООО УК «Трудовое» в пользу Управления содержания жилищного фонда администрации города Владивостока денежные средства в размере 44 230 рублей. В остальной части в удовлетворении исковых требований суд отказал.
Истец, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить в части отказа в удовлетворении иска о взыскании с ответчика 98 102 рублей, принять новый судебный акт. По мнению истца, судом дана неверная оценка Акту от 20.08.2020 №13. Применение судом ГОСТа 58726-2019 истец считает необоснованным, поскольку введен в действие с 01.09.2020, т.е. после проведения Управлением и Контрольно-счетной палатой г. Владивостока осмотра и контрольных обмеров. Считает, что суд неверно оценил названный акт, который не подтверждает факт завышения ответчиком толщины резинового покрытия.
Также истец считает, что судом неверно истолкованы положения Соглашения от 15.11.2019 №5, а также положения Порядка предоставления субсидий в части способов устранения допущенных получателем субсидии нарушений. Согласно названному Соглашению субсидии предоставлялись ответчику на основании Порядка предоставления субсидий из бюджета Владивостокского городского округа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат (части затрат) в связи с выполнением работ по благоустройству территорий, детских и спортивных площадок на территории Владивостокского городского округа, утвержденным постановлением администрации города Владивостока от 27.03.2019 № 1270.
Кроме того, постановлением администрации Приморского края от 31.08.2017 №356-па, постановлением администрации г. Владивостока от 27.03.2019 №1270, не установлена обязанность Управления обращаться к получателям субсидии с требованием об устранении недостатков выполненных работ. Кроме того, Управление не является стороной по договору подряда № 08 от 11.07.2019 и не правомочно требовать устранения недостатков работ, в том числе в рамках гарантийных обязательств, выполненных в рамках данного договора.
Судом не дана оценка доводам истца в части несоответствия доводов ООО «Ахиллес», изложенных в возражениях на иск, а именно заключению архитектора ФИО4 от 22.02.2022. Каких-либо доказательств, подтверждающих факт укладки покрытия «Покрытие бесшовное пористое водопроницаемое для спортивных площадок «Мастерспорт» толщиной 10 мм в рамках договора подряда № от 11.07.2019 ни Ответчиком, ни ООО «Ахиллес» не представлено.
Возражая против выводов суда, истец указывает на свои неоднократные ссылки на злоупотребление ответчиком своими правами, поскольку в случае наличия реального намерения произвести восстановительные работы резинового покрытия, ответчик имел возможность произвести такие работы в июне-августе 2021. Кроме того, данная позиция ответчика свидетельствует о согласии с доводами истца.
Представитель истца в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала, указав, что не оспаривает выводы суда в удовлетворенной части исковых требований.
Представитель ответчика и ООО «Ахиллес» на доводы жалобы возразили по основаниям, изложенным в письменных отзывах, согласно которым просят оставить решение суда без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Контрольно - счетная палата города Владивостока, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом явку своих представителей не обеспечили, отношение к жалобе не выразили.
Поскольку в порядке апелляционного производства истец обжалует решение в части отказа в удовлетворении исковых требований в сумме 98 102 руб., суд апелляционной инстанции при отсутствии возражений представителей сторон, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
В силу части 5 статьи 156, статьей 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Контрольно - счетная палаты города Владивостока, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Приморского края.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что между Управлением содержания жилищного фонда администрации города Владивостока (Управление) и ООО УК «Трудовое» (получатель) заключено соглашение №5 о предоставлении субсидий из бюджета Владивостокского городского округа на возмещение затрат в связи с выполнением работ по благоустройству территорий, детских и спортивных площадок на территории Владивостокского городского округа от 15.11.2019, предметом которого является предоставление из бюджета Владивостокского городского округа субсидии в целях возмещения затрат Получателя, связанных с выполнением работ по благоустройству территорий, детских и спортивных площадок на территории Владивостокского городского округа (далее - Субсидия) по адресу: <...> д 179, вид работы - оборудование спортивной площадки. Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Управлению как главному распорядителю бюджетных средств, на цели, указанные в разделе 1 настоящего Соглашения, в текущем финансовом году в размере 927 727 рублей (пункт 2.1 соглашения).
Указанная субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии: на цели, указанные в разделе 1 соглашения; при соответствии получателем критериям и условиям предоставления субсидии, установленным Порядком предоставления субсидии (пункт 3.1 соглашения).
В соответствии с пунктом 3.1.3 соглашения субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии при представлении Получателем в Управление документов в соответствии с Порядком предоставления субсидии:
- договора на выполнение работ по благоустройству территорий, детских и спортивных площадок на территории Владивостокского городского округа с подрядной организацией;
- акта приемки выполненных работ, подписанного лицами, которые уполномочены действовать от имени Получателя субсидии, подрядной организации, а также представителями собственников помещений многоквартирного дома, включенного в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории Владивостокского городского округа» на 2018 - 2024 годы», утвержденную постановлением администрации города Владивостока от 23.03.2018 № 1169 (далее - акт выполненных работ); - акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2), подписанный лицами, которые уполномочены действовать от имени Получателя субсидии, подрядной организации;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма №КС-3), подписанная лицами, которые уполномочены действовать от имени Получателя субсидии, подрядной организации.
В силу пункта 4.1.5 соглашения в случае установления Управлением или получения от органа муниципального финансового контроля информации о факте(ах) нарушений Получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидии и настоящим Соглашением, в том числе указания в документах, представленных Получателем в соответствии с названным Соглашением, недостоверных сведений Управление обязуется направлять Получателю требование об обеспечении возврата Субсидии в бюджет Владивостокского городского округа в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Получатель обязуется (пункт 4.3 соглашения) в случае получения от Управления требования в соответствии с пунктом 4.1:8 Соглашения (пункт 4.3.4 соглашения) Пункт 4.3.4.1 соглашения – устранять факт(ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления Субсидии в сроки, определенные в указанном требовании;
- Пункт 4.3.4.2 соглашения – возвращать в бюджет Субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
В соответствии с условиями Соглашения, а также требованиями Порядка предоставления субсидий из бюджета Владивостокского городского округа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат в связи с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов город Владивостока, утвержденным постановлением администрации города Владивостока от 30.08.2018 № 2375, ООО «УК «Трудовое» представило в Управление, в том числе:
1) договор подряда №08 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории от 11.07.2019, заключенный с ООО «Ахиллес», на сумму 1 000 000 рублей;
2) акт о приемке выполненных работ №1 от 15.11.2019 на сумму 927 727 рублей;
3) справку о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 15.11.2019 на сумму 927 727 рублей.
На основании вышеуказанных документов, представленных ООО УК «Трудовое», Управлением из бюджета Владивостокского городского округа предоставлена субсидия в размере 927 727 рублей (в том числе 881 340,65 рублей средств краевого бюджета, 46 386,35 рублей средств Владивостокского городского округа как собственника помещений), что подтверждается платежными поручениями №504 от 03.12.2019, №505 от 03.12.2019.
Согласно пункту 1.1 договора подряда №08 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории от 11.07.2019, заключенному между ООО УК «Трудовое» (заказчик) и ООО «Ахиллес» (подрядчик), Подрядчик обязуется выполнить из своих материалов, собственными силами и средствами работы по благоустройству дворовой территории многоквартирного жилого дома № 179 по ул. Маковского (далее - Работы), в соответствии с требованиями действующих Строительных норм и правил (СНиП) согласно сметной документации (Приложение №1 к Договору, являющееся его неотъемлемой частью), а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить его.
Указанный Договор заключен на проведение благоустройства дворовых территорий в соответствии с муниципальной программой «Формирование современной городской среды на территории Владивостокского городского округа» на 2018-2024 годы, утвержденной постановлением администрации г. Владивостока от 23.03.2018 №1169 (пункт 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора цена договора составляет 1 000 000 рублей.
В силу пункта 2.4 договора цена Договора является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением снижения по соглашению сторон без изменения предусмотренных Договором объемов Работ и иных условий договора. 22.07.2019 между ООО УК «Трудовое» и ООО «Ахиллес» подписано Соглашение об изменении условий договора, согласно пункту 1 которого стороны пришли к соглашению внести изменения в сметный расчет (приложение №1) к договору подряда.
Работы по договору выполнены подрядчиком в полном объеме, о чем подписан акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 1 от 15.11.2019 на сумму 927 727 рублей.
Контрольно-счетной палатой города Владивостока проведено контрольное мероприятие в управлении содержания жилищного фонда администрации города Владивостока – проверка законности и эффективности использования бюджетных средств на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», а также детских и спортивных площадок («1000 дворов») за 2019 год.
По результатам вышеуказанной проверки составлен акт о результатах контрольного мероприятия «проверка законности и эффективности использования бюджетных средств на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», а также детских и спортивных площадок («1000 дворов») за 2019 год в управлении содержания жилищного фонда города Владивостока № 27 от 30.12.2020 (далее – Акт №27).
Согласно Акту №27 в ходе выполнения работ по обустройству спортивной площадки по адресу: г.Владивосток, <...>, подрядной организацией ООО «Ахиллес» неправомерно завышена стоимость МАФ «Ворота для мини-футбола с баскетбольным щитом и сеткой (Артикул 6603)» на суму 44 232 рублей.
Кроме того, контрольным обмером объемов работ, выполненных по оборудованию спортивной площадки по адресу: г.Владивосток, <...> выявлено завышение объемов работ, предъявленных к оплате подрядной организацией ООО «Ахиллес» в сумме 98 100 рублей, а именно: установлено расхождение в объеме выполненных работ по установке резинового покрытия: согласно акту по форме КС-2 устроено «Покрытие бесшовное водопроницаемое для спортивных площадок «Мастерспорт» цветное в один цвет, толщиной 10 мм.». По данным обмера толщина покрытия - 5 мм.
Истцом в адрес ООО УК «Трудовое» направлена претензия с требованием о возврате в бюджет Владивостокского городского округа субсидии в сумме 142 332 рублей в срок до 05.04.2021.
Оставление указанной претензии без удовлетворения явилось основанием для обращения истца с рассматриваемым иском в суд.
Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, а также отзывов, выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Кодекса правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ) определяет субсидию как форму предоставления юридическому лицу бюджетных средств, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 названной статьи), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
На основании пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году;
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
30.03.2019 между Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края и муниципальным образованием Приморского края Владивостокский городской округ заключено соглашение о предоставлении в 2019 году субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования Приморского края на поддержку муниципальной программы по благоустройству территорий муниципальных образований Приморского края в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Приморского края от 24.12.2018 №418-КЗ «О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Правилами предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на поддержку муниципальных программ по благоустройству территорий муниципальных образований Приморского края (приложение №15 к государственной программе Приморского края «Формирование современной городской среды муниципальных образований Приморского края» на 2018 — 2024 годы, утверждённой постановлением Администрации Приморского края от 31.08.2017 № 356-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Формирование современной городской среды муниципальных образований Приморского края» на 2018 — 2024 годы»), постановлением Администрации Приморского края от 18.02.2019 №104-па «Об утверждении распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края на поддержку муниципальных программ по благоустройству территорий, муниципальных образований Приморского края в 2019 году».
Как установлено судом, ответчику была предоставлена субсидия в размере 927 727 рублей на основании Соглашения №5 о предоставлении субсидий из бюджета Владивостокского городского округа на возмещение затрат в связи с выполнением работ по благоустройству территорий, детских и спортивных площадок на территории Владивостокского городского округа от 15.11.2019, заключенного между управлением содержания жилищного фонда администрации города Владивостока и ООО УК «Трудовое».
Порядок предоставления субсидий из бюджета Владивостокского городского округа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат в связи с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов города Владивостока утвержден Постановлением администрации г.Владивостока от 30.08.2018 №2375 (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка Порядок предоставления субсидий из бюджета Владивостокского городского округа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат в связи с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов города Владивостока (далее - Порядок) разработан в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливает процедуру предоставления субсидий из бюджета Владивостокского городского округа юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат в связи с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов города Владивостока.
Согласно пункту 1.2 Порядка главным распорядителем средств бюджета Владивостокского городского округа, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации как получателя бюджетных средств доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год, является управление содержания жилищного фонда администрации города Владивостока (далее - Управление). Соблюдение условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий подлежит обязательной проверке Управлением, органами муниципального финансового контроля города Владивостока в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами Владивостокского городского округа.
Ответственность за достоверность сведений, представленных в отчетах и документах, подтверждающих произведенные затраты, несут получатели субсидий в рамках действующего законодательства Российской Федерации (пункты 4.1, 4.2 Порядка).
Пунктом 5.1 Порядка установлено, что в случае нарушения условий предоставления субсидий, установления фактов предоставления недостоверных отчетов, указанных в пункте 3.1 раздела 3 названного Порядка, недостижения показателей результативности предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат в связи с выполнением работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов города Владивостока, указанных в приложении № 2 к названному Порядку, субсидии подлежат возврату в бюджет Владивостокского городского округа.
В соответствии с пунктом 5.2 Порядка Управление в течение пяти рабочих дней со дня выявления нарушений направляет получателям субсидий письменные требования о возврате субсидий в бюджет Владивостокского городского округа.
В силу пункта 5.3 Порядка возврат субсидий получателями субсидий производится в течение пяти рабочих дней со дня получения требований о возврате субсидий в бюджет Владивостокского городского округа на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств, открытый в Управлении финансов администрации города Владивостока.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями Соглашения, а также требованиями Порядка, ООО «УК «Трудовое» представило в Управление, в том числе: договор подряда №08 на выполнение работ по благоустройству дворовой территории от 11.07.2019, заключенный с ООО «Ахиллес», на сумму 1 000 000 рублей; акт о приемке выполненных работ №1 от 15.11.2019 на сумму 927 727 рублей; справку о стоимости выполненных работ и затрат №1 от 15.11.2019 на сумму 927 727 рублей.
На основании указанных документов, представленных ООО УК «Трудовое», Управлением из бюджета Владивостокского городского округа предоставлена субсидия в размере 927 727 рублей (в том числе 881 340,65 рублей средств краевого бюджета, 46 386,35 рублей средств Владивостокского городского округа как собственника помещений), что подтверждается платежными поручениями №504 от 03.12.2019, №505 от 03.12.2019 и не оспаривается ответчиком.
Как следует из материалов дела, по договору подряда №08 подрядчиком выполнены работы в полном объеме, о чем подписан акт о приемке выполненных работ №1 от 15.11.2019 на сумму 927 727 рублей.
В соответствии с пунктом 6.4. Договора подряда приемка объекта осуществляется комиссией, включающей представителей Заказчика, Подрядчика, проектировщика (при наличии проекта), а также лица, осуществляющего технический надзор. При этом проводится проверка качества Работ и соответствие их Договору, а также требованиям действующих строительных норм и правил, ведомственных строительных норм, государственных и отраслевых стандартов, технических условий и иных норм.
Из Акта приемки выполненных работ от 15.11.2019г. №1 (том 4 л.д.17-25) следует, что в приемке объекта участвовали представитель Заказчика – директор ООО УК «Трудовое» ФИО5, представитель Подрядчика – директор ООО «Ахиллес» ФИО6, представитель заявителя (держатель сертификата) – ФИО7, представитель УСЖФ адм. г. Владивостока явку представителя не обеспечили.
При этом из пункта 6.5. Договора подряда следует, что в случае обнаружения дефектов и работ, выполненных не в полном объеме, Заказчик отказывает Подрядчику в приемке работ, указывая причину отказа, и назначает срок на исправление Подрядчиком обнаруженных дефектов, и дату повторной приемки, о чем составляется соответствующий акт, подписываемый обеими сторонами.
В процессе приемки ни один из представителей приемочной комиссии в акте не указал на несоответствие толщины покрытия требованиям договора, на наличие дыр или трещин в спортивном покрытии, или на наличие каких-либо иных дефектов в покрытии, свидетельствующих о некачественно выполненной работе, и препятствующей приемке. Работы по устройству покрытия толщиной 10 мм были приняты Заказчиком в составе комиссии, выполнения работ не в полном объеме или некачественно выполненных работ при приемке работ Заказчиком не установлено.
Нa основании пункта 1 части 1 статьи 15 муниципального правового акта города Владивостока от 17.11.2011 №331-МПА «Положение о Контрольно-счетной палате города Владивостока», пункта 2.2 плана работы Контрольно-счетной палаты города Владивостока на 2020 год, распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты города Владивостока от 04.08.2020 №32-к комиссией, созданной на основании приказа начальника управления содержания жилищного фонда от 06.08.2020 №29-239/п, в составе главного специалиста 1 разряда эксплуатации и капитального ремонта жилищного фонда УСЖФ администрации г.Владивостока в присутствии ведущего инспектора Контрольно-счетной палаты г.Владивостока произведен выезд на контрольный осмотр и обмер выполненных работ по благоустройству дворовых территорий (спортивная площадка) по адресу: <...> на соответствие выпаленных работ по акту формы КС-2 и составлен Акт №13 от 20.08.2020 контрольного осмотра и обмера выполненных работ по договору подряда от 11.07.2019 №08 на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий спортивная площадка) по адресу: <...>
Из Акта №13 контрольным обмером и осмотром установлено наличие ворот для мини-футбола – 2шт., металлических столбов высотой до 4м на винтовых сваях – 22шт., устройство заграждений из готовых металлических решетчатых панелей – 1шт., покрытие бесшовное пористое водонепроницаемое для спортивных площадок «Мастерспорт» цветное в один цвет, толщиной 10мм – 150м?. Кроме того, актом установлено, что покрытие отслаивается от основания и имеет повреждения, толщина 5мм. Прибор измерения – рулетка «Сибник КВАРЦ» 10м. При составлении Акта №13 представители ООО УК «Трудовое» и ООО «Ахиллес» не присутствовали, доказательств их извещения не представлено.
По проверки составлен акт о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», а также детских и спортивных площадок («1000 дворов») за 2019 год в Управлении содержания жилищного фонда города Владивостока от 30.12.2020 №27 (далее – Акт №27).
Актом №27 установлено, что для получения субсидий обществом представлен локальный сметный расчет на устройство детской площадки по ул. Маковского, 179, составленного в текущих ценах по состоянию на 1 квартал 2019 года на сумму 1 000,00 тыс. рублей, получивший положительное заключение негосударственной экспертизы ООО «ДВ Экспертиза Проект» №25-1-0030-19 от 18.03.2019. Стоимость оборудования, отсутствующего в сметных сборниках, определена на основании прайслистов (коммерческих предложений).
Указанным актом также установлено расхождение в объеме выполненных работ по ул. Маковского, 179 по установке резинового покрытия (согласно акту формы КС-2 устроено «Покрытие бесшовное пористое водопроницаемое для спортивных площадок «Мастерспорт» цветное в один цвет, толщиной 10 мм»), фактически толщина покрытия 5 мм.
В соответствии с локально-сметным расчетом от 19.07.2019 ООО «Ахиллес» приняло обязательство выполнить работы по установке покрытия бесшовного пористого водопроницаемого для спортивных площадок «Мастерспорт» цветное в один цвет, толщиной 10 мм.
Согласно Акту №27 и Отчету №1, фактически толщина покрытия составляет 5мм. При этом Акт №27 составлен на основании Акта №13, согласно которому контрольным обмером и осмотром установлено, что покрытие бесшовное пористое водонепроницаемое для спортивных площадок «Мастерспорт» цветное в один цвет, толщиной 10мм – 150м? отслаивается от основания и имеет повреждения, толщина 5мм.
Суд первой инстанции, проверяя обоснованность исковых требований в части монтажа покрытия для спортивных площадок, ссылался на положения ГОСТ Р 58726-2019 Национальный стандарт Российской Федерации «Покрытия полимерные и резиновые плиточные» Технические условия, согласно разделу 4 (пункты 4.1 – 4.5) которого требования, изложенные в пункте 3.1, 3.3, проверяют визуально, органолептически на основании информации, указанной в паспорте изделия. Линейные размеры проверяют штангенциркулем по ГОСТ 166, линейкой по ГОСТ 427, толщиномером по ГОСТ 11358, рулеткой по ГОСТ 7502. Скольжение определяют по ГОСТ Р ИСО 5904. Поглощение удара - по ГОСТ Р 52169 и ГОСТ Р 55529. Отскок мяча - по ГОСТ Р 55529.
При этом отклоняя довод истца о том, что ГОСТ 58726-2019 согласно приказу Росстандарта от 06.12.2019 №1347-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации», введен в действие с 01.09.2020 года, т.е. после проведения осмотра и контрольных обмеров, судебная коллегия отмечает, что Приказ Росстандарта от 06.12.2019 №1347-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации» ГОСТ Р 58726-2019 «Покрытия полимерные и резиновые плиточные. Технические условия» с датой введения в действие 1 сентября 2020 г. был издан 06.12.2019. Соответственно, истцу и третьему лицу по состоянию на 20.08.2020г. достоверно было известно о том, что с 01.09.2020 методика проведения испытаний резиновых покрытий, выражающаяся в измерении линейных характеристик покрытия, предполагает применение приборов, указанных в названном ГОСТ.
Испытание линейных характеристик резинового покрытия «Мастерспорт» должно осуществляться исключительно методами, установленными ГОСТ, и оборудованием, предназначенным для измерения определенной линейной характеристики, и соответствующим требованиям ГОСТ к такому оборудованию. Таким образом, толщину покрытия измеряют либо толщиномером, либо штангенциркулем. Рулетка предназначена для измерения длины и ширины поверхности, но не предназначена для измерения толщины покрытия. Кроме того, как следует из пункта 4.1. ГОСТ Р 58726-2019 проверка линейных показателей покрытия на определение толщины, длины и ширины осуществляется на основании паспорта изделия.
В рассматриваемом случае, паспорт изделия (покрытия) сторонами у третьего лица не запрашивался, доказательств обратного суду не представлено. Согласно Акту №13 от 20.08.2020 для измерения использовался прибор – рулетка «Сибник КВАРЦ» 10м, что в силу изложенных выше требований не является достаточным, учитывая, что истец не представил суду пояснений относительно методов проведения замеров покрытия указанным прибором.
21.01.2022 на основании определения Арбитражного суда Приморского края от 13.12.2021 проведен осмотр придомовой территории многоквартирного жилого дома по ул.Маковского, 179 в г.Владивосток с участием представителей ООО УК «Трудовое», Управления, ООО «Ахиллес» в результате которого составлен акт осмотра. Министерство ЖКХ, Контрольно-счетная палата г.Владивостока о проведения осмотра извещены, однако своих представителей не направили.
Согласно Акту осмотра (том 4 л.д.44), присутствующими произведен осмотр и выполнены замеры толщины покрытия спортивной площадки, для чего были использованы измерительные приборы (линейка, штангенциркуль) и фото-фиксирующие средства (телефон). В ходе осмотра произведены замеры толщины резинового покрытия в трех местах, толщина которых составила 0,8см, 0,9см, 2см.
Истец с данным актом в части определения толщины покрытия не согласился. Вместе с тем, заявляя о своем несогласии с произведенными замерами, результаты которых отражены в Акте от 21.01.2022 истец в то же время не воспользовался правом заявить ходатайство о назначении соответствующей экспертизы, на предложение судебной коллегии произвести самостоятельные замеры, представитель истца также ответил отказом.
Таким образом, истец, выражая свое несогласие с данными, указанными в Акте от 21.02.2022 доказательств, опровергающих, изложенные в нем факты, касающиеся толщины покрытия суду не представил.
Кроме того, отклоняя доводы истца о различной толщине покрытия судебная коллегия принимает во внимание заключение архитектора ФИО4 от 22.02.2022 Методика (технология) укладки резинового покрытия спортивной площадки по адресу: <...>, в котором указаны причины, которые приводят к необходимости восстановления покрытия. К таким причинам относятся: естественный износ - детские и спортивные площадки находятся на открытом воздухе, в связи с чем подвергаются вредным воздействиям окружающей среды (дождь, снег, пыль, ветер, мороз, жара, солнечный ультрафиолет), также постоянное механическое воздействие на покрытие (по нему ходят, бегают, прыгают, катают, бросают, роняют спортивные снаряды, коляски, игрушки, детский прогулочный транспорт и прочее); естественные механические повреждения определенных участков – где чаще «топают», там быстрее изнашивается (под качелями-каруселями, турниками, скамейками, напротив футбольных ворот, у спуска и подъема горок, и так далее); экстремальные повреждения – например, очистка площадки от снега зимой и его складирования на одном участке является специфической повышенной нагрузкой и влечет за собой повреждение целого участка покрытия. Или дети нашли «маленькую дырочку» и постепенно расковыряли ее в «огромную дыру», а также уличный вандализм. Запрещены к применению тяжелые металлические предметы, такие как лом или лопата. Особенно это касается зимнего периода. Таким образом, покрытие спортивной площадки изнашивается в процессе использования с учетом также и воздействия окружающей среды.
При этом как верно отметил суд первой инстанции, акт о приемке выполненных работ подписан сторонами 15.11.2019, в то время как Акт №13 контрольного осмотра и обмера составлен только 20.08.2020, то есть спустя девять месяцев (3 сезона). Доказательств того, что на момент подписания акта от 15.11.2019 толщина покрытия составляла 5мм истцом в материалы дела не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы не заявлено.
Таким образом, принимая во внимание результаты Акта осмотра от 21.01.2022, а также выводы заключения от 22.02.2022, которое истцом не оспорено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств неудовлетворительного состояния покрытия на момент подписания акта о приемке выполненных работ от 15.11.2019.
Таким образом, истцом не доказаны обстоятельства, свидетельствующие о завышении стоимости выполненных работ.
В соответствии с пунктом 4.3.4 Соглашения о предоставлении субсидии получатель обязуется устранять факт(ы) нарушения порядка, целей и условий предоставления Субсидии в сроки, определенные в указанном требовании; возвращать в бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.
Согласно пункту 7.2 договора подряда гарантийный срок нормальной эксплуатации объекта и входящих в него инженерных систем, оборудования, материалов и работ устанавливается в 3 (три) года с момента подписания сторонами акта о приемке выполненных работ по форме КС-2.
На момент обращения истца с настоящим иском, гарантийный срок по договору подряда не истек. При этом ответчик неоднократно выражал согласие на проведение восстановительных работ покрытия спортивной площадки в рамках гарантийных обязательств, что подтверждается перепиской между сторонами.
Из пояснений ответчика следует, что по состоянию на 05.07.2022 спорное покрытие демонтировано силами ООО УК «Трудовое». В целях устранения выявленных дефектов, между ООО УК «Трудовое» и ИП ФИО8 был заключен договор подряда от 05.07.2022 № 05/01-07/2022 на выполнение работ по устройству горизонтального покрытия из резиновой крошки, общей площадью 150 кв.м, стоимостью 225 000 рублей. Работы по восстановлению спорного покрытия будет выполнены в период с 11.07.2022 по 13.07.2022.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств расхождения выполненных работ по установке резинового покрытия соответствует обстоятельствам дела, в связи с чем, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.04.2022 по делу №А51-10708/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Т.А. Солохина
Судьи
Л.А. Бессчасная
Е.Л. Сидорович