Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-10805/2021 |
сентября 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено сентября 2022 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по общим правилам административного производства, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, по апелляционной жалобе товарищества собственников жилья «Лада»
апелляционное производство № 05АП-2765/2022,
на решение от 03.03.2022
судьи Н.А. Тихомировой
по делу № А51-10805/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению товарищества собственников жилья «Лада» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>), Фонду Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>), Министерство жилищно-коммунального хозяйства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>),
о признании незаконными действий,
при участии:
от администрации города Владивостока: представитель ФИО1 по доверенности от 21.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 16-209), служебное удостоверение;
от ТСЖ «Лада»: представитель ФИО2 по доверенности от 01.07.2021, сроком действия 3 года, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный номер 9255), паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья «Лада» (далее – заявитель, товарищество, ТСЖ «Лада») обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Владивостока (далее – администрация), Фонду Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» (далее – ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края»), государственной жилищной инспекции Приморского края (далее – инспекция, ГЖИ Приморского края) о признании незаконными действий инспекции, выразившиеся в информировании администрации о многоквартирном жилом доме по адресу: <...> как о собственниках, не выполнивших капитальный ремонт крыши, в рамках региональной программы капитального ремонта; о признании недействительным постановление администрации №320 от 02.02.2021 в части включения МКД ФИО3 д. 17 (строка 1364 (1)) в перечень домов, формирующих счет капитального ремонта на счете регионального оператора; об исключении многоквартирного жилого дома по адресу: <...> из перечня домов, формирующих фонд капитального ремонта на счет регионального оператора; о запрете фонду направлять собственникам квартир квитанций на оплату взносов.
Определением от 19.01.2022 арбитражный суд выделил требование о признании недействительным постановление администрации №320 от 02.02.2021 в части включения МКД ФИО3 д. 17 (строка 1364 (1)) в перечень домов, формирующих счет капитального ремонта на счете регионального оператора выделено в отдельное производство с присвоением делу № А51-655/2022.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 03.03.2022 в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий инспекции отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, товарищество собственников жилья «Лада» обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы приведены доводы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права. По существу спора приведены доводы о том, что в отношении общего имущества МКД проведен капитальный ремонт крыши в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта.
В соответствии с частью 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что тексту иска с учетом уточнения от 04.10.2021 ТСЖ «Лада» заявлены требования:
- о признании незаконными действия Государственной жилищной инспекции Приморского края, выразившихся в информировании администрации г.Владивостока о многоквартирном жилом доме по адресу: <...> как о собственниках, не выполнивших капитальный ремонт крыши, в рамках региональной программы капитального ремонта;
- о признании недействительным постановления № 320 от 02.02.2021 Администрации г.Владивостока «О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока в отношении многоквартирных домов Владивостокского городского округа, включенных в краевую программу «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края на 2014-2043 годы», утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 № 513-па, на счете регионального оператора» в части включения МКД ФИО3 д.17 (строка 1364 (1) в перечень домов, формирующих счет капитального ремонта на счете регионального оператора, восстановления нарушенного права и исключения многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, (далее - МКД) из перечня домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора:
- о запрете ФПК «Фонд Капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» направлять собственникам квартир многоквартирного жилого дома по адресу: <...> квитанции на оплату взносов в ФПК.
Определением суда от 19.01.2022 выделено в отдельное производство с присвоением делу № А51-655/2022 требование, предъявленные к администрации г.Владивостока.
Дело № А51-655/2022 передано для рассмотрения по подсудности в суд общей юрисдикции и направлено в Приморский краевой суд.
Остальные требования, в том числе обращенные к Фонду Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края», остались на рассмотрении в настоящем деле.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что ФПК «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» также является ответчиком по настоящему делу.
Вместе с тем, при принятии окончательного судебного акта арбитражным судом не было рассмотрены требования, направленные к ФПК «Фонду Капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края», что следует из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей обжалуемого решения суда.
Кроме того коллегией установлено, что после выделения требований к администрации в отдельное производство в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции 10.02.2022 принимал участие представитель администрации, статус которой судом не был определен.
Определением от 31.05.2022 суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 6.1 статьи 268, частью 4 статьи 270 АПК РФ, пунктом 30 Постановления № 12, перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции и привлек администрацию к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора.
При рассмотрении апелляционной жалобы по общим правилам административного производства, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, заявитель уточнил требования, просил признать
- недействительным уведомление Государственной жилищной инспекции Приморского края от 03.06.2020 №51/4369 «О принятии решения о переходе МКД на счет регионального оператора», в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <...> о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора,
- незаконными действий Фонда Приморского Края «Фонд Капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» по направлению собственникам квартир многоквартирного жилого дома по адресу: <...> квитанции на оплату взносов в ФПК на основании включения строки 1364(1) в приложении к постановлению администрации г.Владивостока от 23.09.2014 №8597 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов Владивостокского городского округа, включенных в краевую программу «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годах», утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 № 513-па,
- восстановить нарушенное право собственников жилых помещений и исключить строку 1364(1) из приложения к постановлению администрации г.Владивостока от 23.09.2014 №8597 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов Владивостокского городского округа, включенных в краевую программу «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годах», утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 № 513-па, на счете регионального оператора».
Ответчики, третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о причине неявки не сообщили.
В связи с нахождением судьи Н.Н. Анисимовой в отпуске на основании определения суда от 12.09.2022 произведена её замена на судью С.В. Понуровскую.
Представитель ТСЖ «Лада» в судебном заседании поддержал уточненные требования.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 года №513-па утверждена краевая программа «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годы».
01.02.2016 между ТСЖ «Лада» и ПАО «Сбербанк России» заключен договор банковского счета, в соответствии с которым банк открыл специальный банковский счет №40705810350000000160 для формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
Краткосрочным планом реализации региональной программы капитального ремонта, утвержденным приказом департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края от 15.02.2019 № <...>/6 «Об утверждении краткосрочного плана реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на период 2017-2019 годов» в многоквартирном доме по адресу: <...> в 2019 году были запланированы работы по капитальному ремонту крыши.
С целью проверки исполнения региональной программы в МКД, инспекцией в адрес ТСЖ направлен запрос от 16.01.2020 №51/209 о необходимости представления документов в подтверждение исполнения региональной программы.
13.03.2020 ТСЖ «Лада» направило ГЖИ пакет документов и ответ на запрос №8, согласно которому товарищество произвело капитальный ремонт кровли дома в два приема в 2014 и 2015 годах.
13.03.2020 и 03.06.2020 инспекция направила в адрес администрации г. Владивостока письмо о переводе многоквартирных домов на счет регионального оператора, ввиду не проведения работ по капитальному ремонту в срок, на том основании, что произведенный ремонт по своей стоимости не может являться капитальным.
Постановлением № 320 от 02.02.2021 «О внесении изменений в постановление администрации города Владивостока в отношении многоквартирных домов Владивостокского городского округа, включенных в краевую программу «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края на 2014-2043 годы», утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 № 513-па, Администрация г.Владивостока включила МКД Ладыгина д.17 (строка 1364 (1) в перечень домов, формирующих средства капитального ремонта на счете регионального оператора, что явилось основанием для направления Фондом Приморского Края «Фонд Капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» товариществу уведомления от 24.03.2021 №09-исп/02744-км о закрытии спецсчета (получено товариществом 01.04.2021), собственникам квартир многоквартирного жилого дома по адресу: Приморский край, г.Владивосток, ул. Ладыгина, д. 17 - квитанций на оплату взносов в ФПК.
Не согласившись с действиями административных ответчиков, заявитель обратился за судебной защитой.
Рассмотрев требования товарищества, коллегия признает их подлежащими частичному удовлетворению.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
На основании статьи 169 ЖК РФ собственники помещений обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ). Собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса.
Согласно части 7 названной статьи в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
В пункте 7.4 постановления Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П (далее – Постановление КС РФ № 10-П) разъяснено, что принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта в отношении дома на счете регионального оператора возможно лишь при условии, что собственники помещений в многоквартирном доме по тем или иным причинам - как зависящим, так и не зависящим от их воли - не совершают предписанных законом действий, направленных на исполнение возложенной на них обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а именно не формируют фонд капитального ремонта или, если ими принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, не обеспечивают оказание услуг и (или) выполнение работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приводит к ухудшению состояния самого дома. В частности, если в установленный законом срок и при наличии всех необходимых для совершения соответствующих действий условий ими не выбран или не реализован избранный способ формирования фонда капитального ремонта, а, следовательно, не обеспечено аккумулирование денежных средств на специальном счете либо на счете регионального оператора, этот дом вследствие естественного износа отдельных элементов его строительных конструкций и инженерных систем - при невозможности собственников расположенных в нем помещений выделить средства на проведение работ по его капитальному ремонту - окажется со временем под угрозой повреждения или разрушения, в силу чего его дальнейшая безопасная эксплуатация станет невозможной. В свою очередь, это может повлечь дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно-восстановительных работ или на снос многоквартирного дома (в случае его аварийного состояния, не допускающего восстановления). Тем самым неисполнение собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по выбору и реализации способа формирования фонда капитального ремонта, а значит, и обязанности по содержанию общего имущества в этом доме приводило бы к тому, что негативные последствия такого бездействия затрагивали бы интересы других лиц. Следовательно, принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, собственники помещений в котором в установленный законом срок и при наличии всех требуемых для совершения соответствующих действий условий не выбрали или не реализовали определенный ими способ формирования фонда капитального ремонта, представляет собой необходимую меру, направленную на обеспечение сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации.
Таким образом, решение органа местного самоуправления о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в случае необеспечения собственниками помещений в многоквартирном доме аккумулирования денежных средств на специальном счете (неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязанности по реализации выбранного ими способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете) может быть принято лишь при условии невыделения собственниками помещений в данном доме средств на проведение работ по его капитальному ремонту и невыполнения работ в соответствии с региональной программой капитального ремонта, что со временем приведет к ухудшению состояния самого дома и повлечет дополнительные, незапланированные расходы бюджета соответствующего уровня на проведение необходимых ремонтно восстановительных работ или на снос этого дома. Принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирного дома, представляет собой необходимую меру, направленную на обеспечение сохранности этого дома и его безопасной эксплуатации.
Материалы дела свидетельствуют, что ТСЖ «Лада» является владельцем специального счета для формирования фонда капитального ремонта. Собственниками помещений в МКД обеспечивали аккумулирование денежных средств на специальном счете. Данное обстоятельство лицами, участвующими в дле, заявителем не оспаривается.
Приказом департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края от 15.02.2019 № <...>/6 утвержден краткосрочный план реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на период 2017-2019 годов. Согласно указанному плану в отношении МКД в 2019 году были запланированы работы по капитальному ремонту крыши.
Вместе с тем из пояснений заявителя следует, что капитальный ремонт крыши осуществлен на сумму 121 000руб. на основании договора подряда от 12.09.2015 б/н. Кровля находится в удовлетворительном рабочем состоянии, без внутренних и внешних повреждений, ремонт кровли не требуется, о чем составлен акт от 15.07.2020. За период с 2015 по 2019 г.г. жалоб и заявлений от жителей дома на протекание кровли не поступало. Дому требуется капитальный ремонт лифтов, что следует из решения общего собрания собственников помещений от 06.04.2021.
Таким образом, капитальный ремонт, проведенный в отношении общего имущества МКД в 2015 году, соответствует работам, предусмотренным региональной программой. Средства на проведение ремонтных работ выделили собственники помещений в МКД.
В силу части 4.1 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Документальное обоснование необходимости проведения капитального ремонта крыши МКД в 2019 году в порядке, установленном постановлением Администрации Приморского края от 20.08.2013 № 324-па «Об утверждении Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Приморского края» ответчики и третье лицо в материалы дела не представили.
При названных обстоятельствах заявленные требования в части признания недействительным уведомление Государственной жилищной инспекции Приморского края от 03.06.2020 №51/4369 «О принятии решения о переходе МКД на счет регионального оператора» в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <...> о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора подлежат удовлетворению.
Удовлетворенное требование в силу части 2 статьи 201 АПК РФ не требует принятия судом мер восстановления нарушенного права.
Рассмотрев требования истца о признании незаконными действий Фонда Приморского Края «Фонд Капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» по направлению собственникам квартир многоквартирного жилого дома по адресу: <...> квитанции на оплату взносов в ФПК, коллегия отказывает в их удовлетворении, поскольку оспариваемые действия фонда осуществлены на основании включения строки 1364(1) в приложении к постановлению администрации г.Владивостока от 23.09.2014 №8597 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов Владивостокского городского округа, включенных в краевую программу «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годах», утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 № 513-па.
В отношении указанного постановление администрации №320 от 02.02.2021 в части включения МКД ФИО3 д. 17 (строка 1364 (1)) в перечень домов, формирующих счет капитального ремонта на счете регионального оператора, имеется самостоятельный спор, рассматриваемый судом общей юрисдикции.
По тем же основаниям коллегия не считает возможным применить в качестве способа восстановления нарушенного права заявителя предложенный им способ в виде исключения строки 1364(1) из приложения к постановлению администрации г.Владивостока от 23.09.2014 №8597 «О формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов Владивостокского городского округа, включенных в краевую программу «Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, на 2014-2043 годах», утвержденную постановлением Администрации Приморского края от 31.12.2013 № 513-па, на счете регионального оператора».
Судебные расходы по настоящему делу относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям в порядке статьи 110 АПК РФ с учетом ходатайства о зачете переплаты пошлины за подачу апелляционной жалобы и предоставления товариществу отсрочки уплаты пошлины по требованиям к фонду.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.03.2022 по делу
№ А51-10805/2021 отменить.
Признать недействительным уведомление Государственной жилищной инспекции Приморского края от 03.06.2020 №51/4369 «О принятии решения о переходе МКД на счет регионального оператора» в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <...> о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В удовлетворении требований к Фонду Приморского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края» отказать.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Приморского края в пользу товарищества собственников жилья «Лада» 3750 (три тысячи семьсот пятьдесят) рублей, понесенные в связи с уплатой государственной пошлины при подаче иска и апелляционной жалобы.
Взыскать с товарищества собственников жилья «Лада» в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | О.Ю. Еремеева |
Судьи | А.В. Гончарова С.В. Понуровская |