Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-10870/2020 |
07 декабря 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено декабря 2021 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Шалагановой,
судей Д.А. Глебова, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ундольской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казённого учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Межрегиональной общественной организации «Всеармейское охотничье общество Тихоокеанского флота», Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционные производства № 05АП-6562/2021, 05АП-6592/2021, 05АП-6684/2021
на решение от 24.08.2021
судьи Е.А. Грызыхиной
по делу № А51-10870/2020 Арбитражного суда Приморского края
по иску Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>; ОГРН <***>; дата государственной регистрации в качестве юридического лица 11.08.2010)
к администрации города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>),
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Межрегиональная общественная организация «Всеармейское охотничье общество Тихоокеанского флота», Министерство обороны Российской Федерации,
об истребовании из чужого незаконного владения земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:060133:166, 25:28:060133:193; считать решение суда основанием для исключения из ЕГРН сведений о границах земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:060133:166, 25:28:060133:193,
при участии:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности от 24.07.2020 сроком действия до 31.12.2021, паспорт;
от ответчика: представитель ФИО2 по доверенности от 18.12.2020 сроком действия до 31.12.2021, служебное удостоверение;
от Межрегиональной общественной организации «Всеармейское охотничье общество Тихоокеанского флота»: представитель ФИО3 по доверенности от 16.07.2020 сроком действия на 3 года, паспорт;
от Министерства обороны Российской Федерации: представитель ФИО4 по доверенности от 10.11.2020 сроком действия до 23.10.2022, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «УЛХИП» Минобороны России, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации г. Владивостока (далее – Администрация) об истребовании из незаконного владения ответчика земельного участка с кадастровым номером 25:28:060133:193 площадью 1142 кв. м. (далее также – спорный земельный участок), в котором просило считать решение суда основанием для исключения сведений о границах спорного земельного участка из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) (с учетом уточнений, принятых определением суда от 21.06.2021 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).
Определениями суда от 29.07.2020, от 22.09.2020, от 25.01.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Межрегиональная общественная организация «Всеармейское охотничье общество Тихоокеанского флота» (далее – общественная организация), Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 24.08.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ФГКУ «УЛХИП» Минобороны России, общественная организация, Минобороны России обратились в апелляционный суд с жалобами.
В обоснование доводов жалобы учреждение указывает, что спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учёт в 2019 году и образован из участка, который согласно выписке из ЕГРН принадлежит Учреждению с 1955 года. Выдел спорного земельного участка из состава земель лесничества с последующей постановкой на кадастровый учёт не согласован с Минобороны России и является незаконным. Считает, что принадлежность спорного земельного участка к территории лесничества подтверждается проектом лесоустройства. Учреждение указывает, что информация о границах земельного участка лесничества является секретной и предназначена для служебного пользования; при этом границы земельного участка лесничества, границы лесов Минобороны России обозначены на генеральном плане Владивостокского городского округа. Считает несостоятельным вывод суда первой инстанции об отсутствии сведений об осуществлении деятельности военного лесничества на спорной территории. Полагает, что незаконная, без какого-либо волеизъявления собственника постановка спорного земельного участка на кадастровый учёт как части земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188 является бесспорным доказательством совершения Администрацией действий, нарушающих права истца.
Согласно апелляционной жалобе Минобороны России спорный земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188, которым владеет Учреждение на праве постоянного (бессрочного) пользования. Отмечает, что факт наложения подтверждается постановлением Правительства РФ № 135 от 02.02.1998, Приказом Министерства природных ресурсов РФ и Министерства обороны РФ от 15.12.2000 «Об утверждении актов о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны», Акт на передачу (приемку) лесов, расположенных на землях обороны от 22.12.1998, Сводным актом о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны в Приморском крае от 26.01.1999, Приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны № 2110 от 16.09.2015 «О предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации», выкопировкой из плана лесонасаждений Владивостокского лесничества 2002 года. Отмечает, что спорный земельный участок входит в границы земельного участка Владивостокского лесничества Минобороны России в лесном квартале 8, лесотаксационном выделе 91. Ссылается на нарушение судом норм процессуального права, выразившемся в несовершении действий по поставке вопроса о назначении судебной экспертизы. Указывает на ошибочность выводов суда о невозможности определения наложения спорных участков ввиду того, что границы участка Минобороны России не установлены.
Общественная организация в своей апелляционной жалобе выражает несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что вся площадь земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188 полностью необходима для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:060133:177, в связи с чем участок был передан в муниципальную собственность.
Через канцелярию суда от Администрациипоступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
В заседании апелляционного суда представители апеллянтов поддержали доводы поданных апелляционных жалоб в полном объеме, решение суда первой инстанции просили отменить с вынесением нового судебного акта об удовлетворении исковых требований Учреждения.
Представитель Администрации против доводов апелляционных жалоб возражала, считая обжалуемое решение законным и обоснованным, а апелляционные жалобы – не подлежащими удовлетворению.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов настоящего дела и информации, размещенной в информационной системе «Картотека арбитражных дел» в связи с рассмотрением иных споров по искам учреждения, Распоряжением Совета Министров СССР от 12.03.1955 №1885-рс на Минсельхоз СССР возложена обязанность по закреплению за Военно-Морскими силами Министерства обороны СССР лесов на земельных участках, отведенных воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил, Министерству обороны СССР предписано организовать в указанных лесах ведение лесного хозяйства в установленном порядке.
Согласно архивной выписке из Приложения к указанному распоряжению, в Приморском крае за Военно-морскими силами Минобороны СССР закрепляются леса общей площадью 50,87 тыс. гектар.
На основании акта от 21.09.1955 Владивостокский лесхоз передал, а КЭУ ТОФ приняло в постоянное пользование участки гослесфонда общей площадью 7 387 га, в том числе 6 147 га, покрытых лесом, состоящие изУссурийского лесничества и части Седанскинского лесничества Владивостокского лесхоза. В силу пункта 3 акта границы передаваемой территории определяются согласно прилагаемой схемы к настоящему акту. С северной стороны отграничена просекой и остолблена, с восточной и южной сторон Уссурийский залив, северо-западная и западная часть, смежная с Горзеленхозом, проходит по дороге, идущей с 14 километра (КПП 29) через Вторую речку, Первую речку до озера, что на территории артарсенала, западным склоном выс. 164,1 через высоту 97,8 по дороге до б/х Уллис.
Впоследствии Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 №135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» (далее – Постановление Правительства от 02.02.1998 № 135) утвержден Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ согласно акту от 22.12.1998 Военному лесничеству №247 ТОФ при 1976 ОМИС ТОФ от ГО Владивостокский лесхоз Приморского управления лесами переданы леса общей площадью 16 194 га, расположенные на землях обороны. Отмеченный акт ссылок на указанное распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.1995 №1885-рс не содержит.
На основании сводного акта по Приморью от 26.01.1999 Военному лесничеству №247 от Владивостокского лесхоза переданы леса общей площадью 16 194 га, расположенные в г. Владивостоке, с указанием в качестве обосновывающего документа на распоряжение Совета Министров СССР от 12.03.1955 №1885-рс.
В соответствии с Приказом Минобороны РФ, Минприроды РФ от 15.12.2000 №555/592 утвержден акт о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях Министерства обороны РФ, в частности в Приморском крае - 248 483 гектара.
По результатам заседания рабочей группы ФГБУ «ФКП Росреестра» по вопросам взаимодействия с Минобороны РФ, оформленного протоколом от 01.07.2015 №1/2015 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с присвоенным кадастровым номером 25:28:000000:65188, площадью 161 940 000 кв.м., адрес Приморский край, Владивостокский городской округ, категория земель не установлена, разрешенное использование – земельные участки, отведенные воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил.
Согласно сведениям кадастрового паспорта данного земельного участка от 31.08.2015 №25/00-15-256981 датой внесения номера в государственный кадастр недвижимости указано 12.03.1955, особыми отметками указано, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения об объекте имеют статус ранее учтенные.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны РФ от 16.09.2015 № 2110 земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188 площадью 161 940 000 кв.м., адрес Приморский край, Владивостокский городской округ, предоставлен учреждению в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно данным ЕГРН 21.02.2017 на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65188 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, 25.08.2017 - право постоянного (бессрочного) пользования учреждения.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 25:28:060133:193 площадью 1142 кв. м., расположенный по адресу: г. Владивосток, о. Русский, п. Рында, в/г № 5, по данным ЕГРН является собственностью муниципального образования г. Владивосток. Основанием для постановки указанного земельного участка на государственный кадастровый учет послужило распоряжение управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 19.10.2018 № 1668 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу (описание местоположения): почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, о. Русский, п. Рында, в/г № 5», основанием для государственной регистрации права муниципальной собственности - приказ заместителя Министра обороны РФ от 19.03.2013 № 146 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования город Владивосток».
Утверждая, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:060133:193 входит в границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188 и выбыл из собственности Российской Федерации помимо её воли, без законных на то оснований, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 АПК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет арбитражный суд, при этом способ защиты нарушенного права лицо, обратившееся в арбитражный суд, избирает самостоятельно.
В силу статьи 1 ГК РФ основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
Согласно части 1 статьи 2 АПК РФ и пункту 1 статьи 1 ГК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Следовательно, предъявление иска с учетом характера нарушения права должно иметь своей целью реальное восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица.
Способы защиты нарушенных прав предусмотрены статьей 12 ГК РФ. Согласно содержащейся в указанной статье правовой норме выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, однако этот выбор является правомерным и может быть поддержан судом только в том случае, если он действительно приведет к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее - Постановление № 10/22), при применении статьи 301 ГК РФ следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
В соответствии с пунктом 36 указанного Постановления лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Таким образом, в предмет доказывания по требованию, заявленному в соответствии со статьей 301 ГК РФ, входит установление права собственности или иного законного (титульного) владения у истца на истребуемое имущество, обладающее индивидуально-определенными признаками, фактическое нахождение истребуемого имущества во владении ответчика и незаконность владения ответчиком этим имуществом.
Между тем согласно данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 25:28:060133:193 является собственностью муниципального образования город Владивосток (т. 2, л.д. 28).
Изложенное является достаточным основанием для отказа в удовлетворении негаторного требования учреждения.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанций также пришел к обоснованному выводу о недоказанности истцом факта вхождения спорного земельного участка в границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188, поскольку по данным ЕГРН граница земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188 в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена, сведения об объекте имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
Ссылка Учреждения об отнесении ряда документов о границах участка Владивостокского лесничества Минобороны России к категории секретных, в том числе в случае его доказанности, не исключает действие статьи 65 АПК РФ, обязывающей каждую сторону представлять доказательства своих требований и возражений.
Довод Учреждения о том, что принадлежность спорного земельного участка к территории Владивостокского лесничества Минобороны России подтверждается проектом лесоустройства Владивостокского лесничества, являлся предметом оценки суда первой инстанции и был обоснованно отклонен в силу следующего.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 №22-ФЗ (далее – ЛК РФ) (в редакции, действовавшей на момент принятия и исполнения Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 №135) все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы лесного фонда определяются путем ограничения земель лесного фонда от иных земель. Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лесным и земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 10 данного Кодекса в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны, землях городских поселений - городские леса.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно статье 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.
Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: 1) обороны и безопасности, на которых расположены леса; 2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса; 3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Как было верно отмечено судом первой инстанции, сам факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. В лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны, землях городских поселений - городские леса (статья 10 ЛК РФ от 1997 29.01.1997). Основываясь на вышеназванных нормах права, спорные территории не являются землями лесного фонда.
В соответствии с пунктом 3 Порядка закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 №135, отмеченное закрепление лесов осуществляется на основе данных государственного земельного кадастра, государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда об участках земель обороны, о расположенных на них лесах и об использующих эти земли и леса организациях федерального органа исполнительной власти по вопросам обороны.
Согласно пункту 4 вышеуказанного порядка закреплению подлежат леса, расположенные на земельных участках, предоставленных для нужд обороны, в отношении которых имеются установленные законодательством документы, удостоверяющие их принадлежность к землям обороны. По земельным участкам, в отношении которых документы об их принадлежности к землям обороны отсутствуют, вопрос о закреплении расположенных на них лесов не рассматривается.
Приведенные положения свидетельствуют о действии принципа «закреплению подлежат леса, расположенные на землях, отнесение которых к землям обороны документально подтверждено», но не принципа «земли, на которых расположены закрепляемые леса, являются землями обороны в силу такого закрепления».
Таким образом, в отсутствие в материалах дела достоверных и достаточных доказательств наложения границ спорного земельного участка на границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65188 оснований считать, что ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России имеются титульные права на данный участок, у апелляционной коллегии не имеются.
Более того, как верно установлено судом первой инстанции, на спорном земельном участке находится объект недвижимости – здание с кадастровым номером 25:28:060133:177, на основании приказа заместителя Министерства обороны Российской Федерации № 146 от 19.03.2013 «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования города Владивосток»переданный в составе объектов недвижимого имущества военного городка № 5 по адресу г. Владивосток, о. Русский, пос. Рында в/г № 5 муниципальному образованию г. Владивосток и по данным ЕГРН зарегистрированный за ним же на праве собственности.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Согласно положениям статьи 39.20 ЗК РФ не допускается предоставление земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, несобственнику этого объекта.
Изложенное является дополнительным основанием для отказа в виндикации.
Довод общественной организации о недоказанности того обстоятельства, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:060133:193 площадью 1142 кв. м. полностью необходим для эксплуатации объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:060133:177 значительно меньшей площадью – 97 кв.м не подлежит отклонению ввиду недоказанности обратного.
Позиция Минобороны России о допущении судом процессуального нарушения, выразившегося в непринятии мер по проведению судебной экспертизы, связана с неверным пониманием роли суда, который в силу статьи 153 АПК РФ руководит судебным заседанием, но не подменяет собой лиц, участвующих в деле, на которых статьей 65 АПК РФ возлагается обязанность по доказыванию своей позиции, а частью 2 статьи 9 АПК РФ - риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 8 АПК РФ арбитражный суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон.
Исходя из закрепленного в статье 9 АПК РФ принципа состязательности и положений части 2 статьи 66 названного Кодекса арбитражный суд вправе, но не обязан предлагать участвующим в деле лицам представлять дополнительные доказательства в обоснование своей позиции.
Иные доводы апеллянтов, изложенные в апелляционных жалобах, не влияют на вышеизложенные выводы и не имеют значения для разрешения настоящего спора и рассмотрения апелляционных жалоб.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.08.2021 по делу №А51-10870/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Е.Н. Шалаганова |
Судьи | Д.А. Глебов С.Б. Култышев |