ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-11165/2021 от 30.05.2022 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А51-11165/2021

июня 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июня 2022 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Гончаровой,

судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,

при ведении протокола  - до перерыва секретарем судебного заседания А.А. Лойко, после перерыва - секретарем судебного заседания В.А. Ячмень,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

общества с ограниченной ответственностью «Алексее-Никольский угольный разрез»,

апелляционное производство № 05АП-2169/2022

на решение от 21.02.2022

судьи Н.А. Тихомировой

по делу № А51-11165/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Алексее-Никольский угольный разрез» (ИНН 2511047122, ОГРН 1062511029426)

к администрации Уссурийского городского округа (ИНН 2511004094, ОГРН 1022500859600)

о признании незаконным решения,

при участии:

от ООО «АНУР»: Козлова Т.В. по доверенности от 11.01.2022, сроком действия
до 31.12.2022, паспорт, диплом №72507; Столетняя Е.В. по доверенности от 23.05.2022, сроком действия до 31.12.2022, свидетельство о заключении брака, паспорт, диплом (регистрационный номер 9328).

от администрации Уссурийского городского округа: после перерыва: Кляченко А.В. по доверенности от 23.12.2021, сроком действия до 31.12.2022, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 13989).

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Алексее-Никольский угольный разрез» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд с требованиями о признании незаконным отказа администрации Уссурийского городского округа (далее – ответчик, администрация) в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженного в письме от 10.06.2021 №16-01/22/8803.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 21.02.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы общество полагает необоснованным вывод суда об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения, указывая на то, что на выкопировке карты Генерального плана испрашиваемый участок обозначен серым цветом, что свидетельствует об отнесении его к категории земель промышленности. Более того, решением Думы Уссурийского городского округа № 487-НПА, действовавшим на момент принятия оспариваемого отказа, спорный земельный участок также был отнесен к землям промышленности, а в соответствии с Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа земельный участок отнесен к зоне ПР-6.

Администрация УГО по тексту представленного письменного отзыва с доводами апелляционной жалобы не согласилась, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, принятым при полном исследовании всех обстоятельств дела, с правильным применением норм материального и процессуального права и не подлежащим отмене. 

В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи С.В. Понуровской в отпуске на основании определения суда от 20.05.2022 произведена её замена на судью Н.Н. Анисимову, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) произведено сначала.

Администрация Уссурийского городского округа в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Поскольку представитель общества не возражал против рассмотрения дела в отсутствие администрации Уссурийского городского округа, суд, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, провел судебное заседание в отсутствие администрации Уссурийского городского округа.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

Суд, руководствуясь статьями 163, 184, 185 АПК РФ, определил объявить перерыв в судебном заседании до 30.05.2022 до 15 часов 00 минут для обеспечения явки администрации Уссурийского городского округа. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.

После окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей лиц, участвующих в деле.

Из материалов дела коллегия апелляционного суда установила следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Алексее-Никольский угольный разрез» является держателем лицензии на право пользования недрами серии ВЛВ №01680 от 03.09.2007 с целевым назначением и видом работ: добыча каменного угля на участке Алексее-Никольский Алексее-Никольского каменноугольного месторождения.

Постановлением главы Уссурийского городского округа №924 от 10.07.2006 обществу в долгосрочную аренду предоставлен земельный участок площадью 34, 51 Га (в том числе – пастбищ – 3 Га, кустарников – 4, 7 Га, нарушенных земель – 23, 68 Га, прочих – 3, 1 Га) для ведения горных работ на «Алексее-Никольском каменноугольном месторождении» с последующей рекультивацией нарушенных земель. Участок находится примерно в 7 800 метрах по направлению на юго-запад от ориентира – жилой дом, расположенный за пределам участка, адрес ориентира: край – Приморский, район – Уссурийский, с.Алексее-Никольское, ул.Колхозная, 1.

Этим же постановлением предоставленный земельный участок отнесен к категории земель – земли промышленности и иного назначения.

01.03.2021 общество обратилось в Управление градостроительства Администрации Уссурийского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в ведении или собственности органов местного самоуправления муниципальных образований, без проведения торгов, площадью 999 886 кв.м., расположенного примерно в 5350 м по направлению на юго-запад от ориентира: жилого дома, расположенного за пределами участка. Адрес ориентира: Приморский край, Уссурийский район, с.Алексей-Никольское, ул.Украинская, д.45 для добычи каменного угля на участке Алексее-Никольский Алексее-Никольского каменноугольного месторождения.

Рассмотрев заявление общества, администрация письмом от 30.03.2021 №16-00/22/4414 отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав при этом, что на основании анализа картографического материала с внесением координат характерных точек границ образуемого земельного участка установлено, что земельный участок попадает в категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения.

25.05.2021 общество повторно обратилось в администрацию Уссурийского городского округа с аналогичным заявлением, приложив при этом копию решения Думы Уссурийского городского округа №353-НПА от 24.02.2021.

По результатам рассмотрения заявления общества, администрация повторно отказала в предварительном согласовании предоставления земельного участка по причине отнесения данного участка к категории земель земли сельскохозяйственного назначения и, как следствие, ввиду отсутствия полномочий по распоряжению такими участками в силу положений Закона Приморского края от 14.09.2020 №884-КЗ.

Решение оформлено письмом от 10.06.2021 №16-01/22/8803.

Не согласившись с решением Администрации Уссурийского городского округа, посчитав его незаконным и нарушающим права ООО «Алексее-Никольский угольный разрез» на формирование земельного участка для ведения основного вида деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого обжалуемым решением отказано.

Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда на основании следующего.

По смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регулирует отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

На основании статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 статьи 11 ЗК предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В свою очередь статьей 10.1 ЗК РФ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В развитие указанной нормы Законодательным Собранием Приморского края 09.09.2020 принят Закон Приморского края №884-КЗ «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» (далее – Закон №884-КЗ), статьей 2 которого установлено, что орган исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений осуществляет полномочия органов местного самоуправления по предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена.

Из материалов дела усматривается, что основанием для принятия оспариваемого отказа явилось отсутствие у администрации УГО полномочий по предоставлению спорного земельного участка ввиду того, что он отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения.

            Признавая обоснованным оспариваемый отказ, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что согласно выкопировке из Генерального плана Уссурийского городского округа, утвержденного решением Думы Уссурийского городского округа от 26.05.2009 №52 (в редакции от 30.11.2021 №532), предполагаемый к формированию земельный участок полностью отнесен к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения (существующий) (л.д. 63 том 1).

В этой связи доводы апеллянта об отсутствии документальных доказательств отнесения формируемого земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (статья 18 ГрК РФ).

Статьей 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3). На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5). К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6).

Таким образом, поскольку спорный земельный участок отнесен к существующей категории - земли сельскохозяйственного назначения, у администрации в силу вышеприведенных положений Закона Приморского края №884-КЗ отсутствовали полномочия по распоряжению им.

Доводы апелляционной жалобы о том, что на выкопировке из Генерального плана участок обозначен серым цветом, которому соответствуют земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидении, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку анализ выкопировки показывает, что спорный земельный участок обозначен штриховкой, что указывает на то, что он только планируется к отнесению в данную категорию земель.

Между тем, доказательства того, что на момент подачи обществом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принятия оспариваемого отказа такой перевод земель был осуществлен, материалы дела не содержат.

В этой связи не могут быть признаны состоятельными ссылки общества на Правила землепользования и застройки Уссурийского городского округа, согласно которым формируемый земельный участок отнесен к зоне ПР-6 (зона добычи полезных ископаемых), поскольку основанием для отнесения земельного участка к названной зоне является постановление администрации Уссурийского городского округа № 2045-НПА «Об утверждении Правил землепользования и застройки Уссурийского городского округа», принятое  09.09.2021, то есть, после принятие оспариваемого отказа от 10.06.2021, тогда как по смыслу статей 197, 198, 200, 201 АПК РФ законность оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) и нарушение им (ими) прав и интересов заявителя проверяется арбитражным судом не на момент обращения последнего в суд и принятия по результатам рассмотрения спора судебного акта, а на момент принятия оспариваемого ненормативного правового акта, решения либо совершения оспариваемых действий (бездействия) независимо от возникновения в дальнейшем каких-либо иных обстоятельств, в связи с чем проверка законности принятого отказа правильно осуществлена судом первой инстанции применительно к тем обстоятельствам, которые существовали на дату его принятия.

При таких условиях, поскольку доказательств, достоверно свидетельствующих об отнесении спорного земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, в границах которой возможно формирование земельного участка для испрашиваемых целей, заявителем в материалы дела не представлено, а из имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что спорный земельный участок как на момент обращения в орган местного самоуправления, так и на момент рассмотрения настоящего спора документами территориального планирования отнесен к категории земли сельскохозяйственного назначения, доказательства его перевода в иную категорию в установленном законом порядке в материалах дела отсутствуют, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о правомерности отказа органа местного самоуправления в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду отсутствия полномочий.

Одновременно суд апелляционной инстанции отмечает, что общество в целях реализации прав на предварительное согласование предоставления земельного участка после получения оспариваемого отказа обратилось в Министерство имущественных и земельных отношений ПК с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду спорного земельного участка.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что решение администрации от 10.06.2021 было принято при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.

В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

Соответственно основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество, а в излишне уплаченной сумме подлежат возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.02.2022 по делу №  А51-11165/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Алексее-Никольский угольный разрез» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению № 99 от 17.03.2022.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Гончарова

Судьи

Н.Н. Анисимова

О.Ю. Еремеева