Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело | № А51-1116/2016 |
05 декабря 2016 года |
Резолютивная часть постановления оглашена 28 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено декабря 2016 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей Н.Н. Анисимовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство № 05АП-8633/2016
на решение от 21.09.2016
судьи Н.А. Тихомировой
по делу № А51-1116/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 09.07.2010)
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
третье лицо: Администрация Шкотовского муниципального района
о признании незаконными действий,
при участии:
от Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: (до перерыва) представитель ФИО2 по доверенности от 30.12.2015 сроком до 31.12.2016, удостоверение; (после перерыва) представитель ФИО3 по доверенности от 30.12.2015 сроком до 31.12.2016, удостоверение;
от индивидуального предпринимателя ФИО1: представитель ФИО4 по доверенности от 04.12.2015 сроком на 3 года, паспорт;
от администрации Шкотовского муниципального района: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом4
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, Предприниматель, ИП ФИО1) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – ответчик, Департамент, уполномоченный орган) о признании незаконными действий, выраженных в письме №20/06/02-17/36854 от 23.10.2015, №20/06/02-01/779 от 21.01.2016, в части отказа в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639 из состава земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения (с учетом уточнений требований, заявленных 13.04.2016, и принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 27.01.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Шкотовского муниципального района (далее - третье лицо, Администрация).
Решением от 21.09.2016 Арбитражный суд Приморского края удовлетворил заявленные Предпринимателем требования, признав незаконными действия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, выраженные в письмах № 20/06/02-17/36854 от 23.10.2015, № 20/06/02-01/779 от 21.01.2016 в части отказа в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639 из категории земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, как несоответствующие Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». В качестве способа восстановления нарушенных прав заявителя арбитражный суд своим решением также обязал Департамент принять распоряжение о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639 из состава земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения в месячный срок с момента вступления решения в законную силу. С Департамента в пользу ИП ФИО1 взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 21.09.2016. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Настаивая на правомерности оспариваемых Предпринимателем действий, уполномоченный орган указывает, что поскольку заявителем при обращении в Департамент не был приложен необходимый пакет документов, то у ответчика отсутствовала возможность установить, является ли заявитель надлежащим лицом, имеющим право на обращение в орган исполнительной власти с таким ходатайством. Обращает внимание на то обстоятельство, что на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности Приморского края, в связи с чем Предприниматель является ненадлежащим лицом, которое вправе обращаться с таким заявлением. Считает, что обязывая Департамент принять решение о переводе земельных участков из одной категории в другую, суд фактически распорядился имуществом собственника без его согласия. Тем самым уполномоченный орган считает неверным и преждевременным способ восстановления нарушенного права, избранный арбитражный судом.
Кроме того, Департамент полагает, что перевод спорных земельных участков из категории земель запаса в иную категорию земель возможен только после внесения изменений в документы территориального зонирования.
В судебном заседании представитель Департамента доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объёме.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Извещенная надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Администрация явку своих представителей в суд не обеспечила. По тексту представленного в материалы дела письменного отзыва ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя третьего лица. Судом ходатайство рассмотрено и с учетом мнения представителей Предпринимателя и Департамента удовлетворено.
Жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Администрации по имеющимся в материалах дела документам.
В представленном в материалы дела письменном отзыве третье лицо решение суда первой инстанции просило оставить без изменения.
В судебном заседании 21.11.2016 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 28.11.2016 до 139 час. 30 мин. Вынесено протокольное определение. После перерыва заседание суда продолжено. Об объявлении перерыва стороны уведомлены путем размещения на сайте Пятого арбитражного апелляционного суда (www.5aas.arbitr.ru) и на доске объявлений в здании суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После объявленного перерыва представители Департамента и предпринимателя поддержали свои позиции.
Из материалов дела коллегией установлено следующее:
29.10.2014 глава крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальный предприниматель ФИО1 обратилась в администрацию Шкотовского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 381538 кв.м., местоположение: Шкотовский район, с.Многоудобное, примерно в 200м. по направлению на север от ориентира по адресу: ул.Озерная,2, в аренду сроком на 49 лет для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Постановлением администрации Шкотовского муниципального района Приморского края № 2245 от 11.11.2014 ИП ФИО1 из земель запаса утверждена схема расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории, месторасположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, примерно в 200м по направлению на север. Ориентир - жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <...> (Штыковское сельское поселение), площадь земельного участка: 381538 кв.м., вид разрешенного использования: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
На основании указанного постановления из земель, государственная собственность на которые не разграничена, сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639, которые поставлены на кадастровый учёт 13.03.2015 и 01.10.2015 соответственно.
В связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, администрация Шкотовского муниципального района Приморского края передала документы с заявлением ИП ФИО1 от 29.10.2014 о предоставлении вышеуказанного земельного участка в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края для дальнейшего рассмотрения.
В целях последующего предоставления земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством деятельности предприниматель 09.10.2015 направила в департамент ходатайство о предоставлении земельных участков на основании заявления от 29.10.2014 с одновременным переводом земельных участков из состава земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения. При этом к ходатайству были приложены сведения о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, ИНН и кадастровые паспорта на земельные участки 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639.
Письмом № 20/06/02-17/36854 от 23.10.2015 Департамент разъяснил предпринимателю, что ходатайство содержит излишнюю информацию, в том числе просьбу о предоставлении испрашиваемых земельных участков, и не содержит информацию о правах на земельные участки. Также к ходатайству не приложено согласие правообладателя земельных участков на перевод. С учетом изложенного предпринимателю было предложено в первую очередь обратиться в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края за согласием на перевод испрашиваемых земельных участков.
Впоследствии дополнительно письмом № 20/06/02-01/779 от 21.01.2016 департамент сообщил о невозможности перевода земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639 из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения ввиду несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Не согласившись с действиями департамента в части отказа в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639 из категории земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, предприниматель обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные ИП ФИО1 требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемые действия уполномоченного органа являются немотивированными, необоснованными и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных отзывов на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств:
По смыслу статьи 13 ГК РФ, статей 198, 200 АПК РФ в их взаимосвязи с разъяснениями пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия арбитражным судом решения о признании недействительным ненормативных правовых актов публичных органов власти, является их несоответствие закону или иному правовому акту и одновременно с этим нарушение указанным актами прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.2004 №172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон №172-ФЗ) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам. Пунктом 2 указанной статьи определено, что использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Закона №172-ФЗ, в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 3 Закона №172-ФЗ в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если:
- с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо;
- к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в качестве оснований, препятствующих рассмотрению ходатайства Предпринимателя о переводе спорных земельных участков из одной категории в другую по существу, в фактически для отказа в рассмотрении такого ходатайства, по тексту письма от 23.10.2015 Департаментом указано, что ходатайство содержит излишнюю информацию, в том числе просьбу о предоставлении испрашиваемых земельных участков, и не содержит информацию о правах на земельные участки. Также Департаментом отмечено, что к ходатайству не приложено согласие правообладателя земельных участков на перевод.
Оценив указанные выводы уполномоченного органа, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что они основаны на неверном толковании норм земельного законодательства и в частности Федерального закона №172-ФЗ в силу следующего:
Как указывалось ранее, в соответствии со статьей 13 Закона №172-ФЗ перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
Согласно материалам дела, спорные земельные участки сформированы в соответствии с постановлением Администрации Шкотовского муниципального района Приморского края №2245 от 11.11.2014 «Об утверждении схемы расположения многоконтурного земельного участка индивидуального предпринимателя ФИО1 на кадастровом плане территории».
Как следует из кадастровых паспортов земельных участков, приложенных к ходатайству от 09.10.2015, земельные участки относятся к категории земель – земли запаса с разрешенным использованием: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. При этом информация о каких-либо зарегистрированных правах на земельные участки отсутствует. Данное обстоятельство по существу не оспаривается и самим Департаментом.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание категорию земель, к которой согласно кадастровым паспортам отнесены земельные участки, и то обстоятельство, что государственная собственность на указанные земли на момент обращения Предпринимателя с ходатайством разграничена не была, коллегия апелляционного суда поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что у Департамента отсутствовали законные основания для отказа в рассмотрении ходатайства в связи с отсутствием сведений о правах на земельные участки.
Правильным судебной коллегии видится и вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае, с учетом перераспределения полномочий в сфере земельных правоотношений, заинтересованным лицом в подаче такого ходатайства могла быть только предприниматель ФИО1, как лицо, для дальнейшего оформления прав которой были сформированы спорные земельные участки.
Доводы Департамента о невозможности признания ИП ФИО1 надлежащим лицом, имеющим право на обращение в орган исполнительной власти с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую, также не могут быть приняты во внимание.
В силу пункта 5 части 4 статьи 2 Закона № 172-ФЗ к указанному ходатайству прилагается согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую. Следовательно, в круг заинтересованных лиц, обладающих правом на обращение с ходатайством, отнесены и лица, не являющиеся правообладателями земельного участка.
В рассматриваемом случае согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 23.12.2015 № 25/008/002/2015-2055, от 24.12.2015 № 25/008/002/2015-2057 право собственности Приморского края на земельный участок 25:24:000000:2614 зарегистрировано 22.10.2015, а на земельный участок 25:24:000000:2639 - 30.10.2015.
Таким образом, на дату обращения Предпринимателя в Департамент зарегистрированных прав на земельные участки не имелось.
Давая оценку иным основаниям для отказа у рассмотрении спорного ходатайства, судом верно установлено, что указание индивидуальным предпринимателем при обращении в Департамент с соответствующим ходатайством просьбы о предоставлении земельных участков, также не могло служить основанием для отказа в рассмотрении вопроса о возможности перевода земель из одной категории в другую, поскольку такое основание не предусмотрено действующим законодательством.
При этом, 21.01.2016 Департамент рассмотрел обращение Предпринимателя по существу, в том числе о предоставлении спорных земельных участков и о переводе испрашиваемых земельных участков из земель запаса в другую категорию земель.
Так, согласно письму №20/06/02-01/779 основанием для отказа в удовлетворении ходатайства явилось несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации, а именно:
- согласно генеральному плану Штыковского сельского поселения, утвержденного решением Муниципального комитета Штыковского сельского поселения от 17.06.2014 № 32, земельный участок с кадастровым номером 25:24:000000:2614 расположен в границах Многоудобненского участкового лесничества (часть участка расположена в границах функциональной зоны сельскохозяйственного использования (зоны сельскохозяйственных угодий) часть - в границах функциональной зоны рекреационного назначения (зоны лесов);
- земельный участок с кадастровым номером 25:24:000000:2639 расположен в границах Многоудобненского участкового лесничества (функциональная зона рекреационного назначения (зона водных объектов);
- земельный участок с кадастровым номером 25:24:000000:2639 и часть земельного участка с кадастровым номером 25:24:000000:2614 расположены в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны;
- согласно правилам землепользования и застройки Штыковского сельского поселения, утверждённые решением Муниципального комитета Штыковского сельского поселения от 08.09.2014 № 42, в границы земельного участка с кадастровым номером 25:24:000000:2639 включена территориальная зона рекреационного назначения (зона водных объектов).
Действительно, в силу статьи 4 Закона №172-ФЗ одним из оснований невозможности перевода земельного участка из одной категории в другую является несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования подразделяются на:
- документы территориального планирования Российской Федерации;
- документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
- документы территориального планирования муниципальных образований.
При этом согласно пункту 6 статьи 9 ГрК РФ подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Таким образом, при подготовке документов территориального планирования должна соблюдаться иерархия соответствия нижестоящих документов территориального планирования вышестоящим.
В рассматриваемом случае, согласно письма Департамента градостроительства Приморского края от 26.10.2015 №20/37112 в соответствии со схемой территориального планирования Приморского края, утверждённой постановлением администрации Приморского края от 30.11.2009 № 323-па, на территории земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639 размещение объектов местного, федерального, регионального значения не предусмотрено.
В письме администрации Шкотовского муниципального района от 22.04.2016 № 8-935 указано как на соответствие испрашиваемого целевого назначения земельных участков земельных участков 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639 утвержденным документам территориального планирования, так и отсутствие в их отношении документации по планировке территории. Кроме того указано на отсутствие правовых актов, подтверждающих отнесение территории, на которой находятся испрашиваемые земельные участки к землям (зонам) рекреационного назначения.
Согласно письму администрации Шкотовского муниципального района от 12.11.2015 № 8-2585 спорные земли ранее относились к ведению Министерства сельского хозяйства.
В соответствии пояснениями, данными муниципальным комитетом Штыковского сельского поселения в письме №02 от 21.04.2015, информация о разработке землеустроительной документации по планировке территории, на которой располагаются спорные земельные участки, в том числе и об установлении красных линий существующих или планируемых границ территории общего пользования, включая водные объекты, отсутствует.
Кроме того, в связи с отсутствием кадастрового учета функциональных зон не нашел своего документального подтверждения и довод Департамента о нахождении земельных участков в рекреационной зоне.
Согласно письму Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю от 25.04.2016 №02-11-07/25072 в АИС ГКН сведения о территориальных зонах Штыковского сельского поселения отсутствуют, также отсутствуют сведения о границе населенного пункта Штыковского сельского поселения.
Кроме того, согласно графической части Схемы территориального планирования Шкотовского муниципального района Приморского края, которому должен соответствовать Генеральный план сельского поселения, входящего в состав данной территории, земли водного и лесного фондов отсутствуют.
При этом согласно разделу II Мероприятия по территориальному планированию Схемы территориального планирования Шкотовского муниципального района Приморского края, положения схемы территориального планирования обязательны для учета при подготовке документов территориального планирования муниципальных образований, входящих в состав Шкотовского муниципального образования (Штыковского сельского поселения в том числе).
С учётом вышеизложенного, коллегия, как и суд первой инстанции, не усматривает обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии испрашиваемого целевого назначения спорных земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1, 2 статья 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Пунктом 1 статьи 78 ЗК РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) в том числе крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Принимая во внимание месторасположение спорных земельных участков, учитывая фактическое их использование, а также целевое назначение, для которого они были сформированы (для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства), суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным и целесообразным перевод земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639 из категории земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.
Действия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края в части отказа в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639 из категории земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения не соответствуют Федеральному закону от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в связи правомерно признаны арбитражным судом незаконными.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Резолютивная часть решения суда первой инстанции изложена в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
При этом, отклоняя доводы Департамента о том, что суд преждевременно обязал уполномоченный орган принять распоряжение о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639 из состава земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения в месячный срок с момента вступления решения в законную силу, коллегия апелляционного суда считает необходимым отметить следующее:
Избрание в качестве способа восстановления нарушенного права обязание уполномоченного органа повторно рассмотреть по существу то или иное заявление, по мнению суда апелляционной инстанции, имеет место быть только в том случае, если такое заявление вообще не было рассмотрено по существу.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, как уже указывалось выше, 21.01.2016 Департамент рассмотрел обращение Предпринимателя по существу, в том числе о предоставлении спорных земельных участков и о переводе испрашиваемых земельных участков из земель запаса в другую категорию земель. Решение оформлено письмом №20/06/02-01/779.
Таким образом, с целью процессуальной экономии и правовой определенности, суд первой инстанции обоснованно принял решение именно о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона №172-ФЗ, Постановлением администрации Приморского края от 10.06.2013 № 226-па «О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую на территории Приморского края» и Приказом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края №9 от 15.01.2014, которым был утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги «Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую».
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.09.2016 по делу №А51-1116/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | С.В. Гуцалюк |
Судьи | Н.Н. Анисимова И.С. Чижиков |