ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-11387/2021 от 15.02.2022 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-11387/2021

22 февраля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено февраля 2022 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Еремеевой,

судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,

апелляционное производство № 05АП-265/2022

на решение от 07.12.2021

судьи Н.Н. Куприяновой

по делу № А51-11387/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации

о признании незаконным решения от 15.06.2021 №КУВД-001/2021- 22945664/1 об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка площадью 240000 кв.м, адрес (местоположение): Приморский край, городской округ ЗАТО г. Фокино, о. Аскольд,

при участии:

от Федерального государственного казенного учреждения «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации: ФИО1 по доверенности от 13.11.2020, сроком действия до 23.11.2022, удостоверение, диплом (регистрационный номер  4041);

от Министерства обороны Российской Федерации: ФИО1 по доверенности от 04.06.2021, сроком действия на 1 год, удостоверение, (регистрационный номер  4041);

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (далее – заявитель, учреждение, ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО России) обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – управление, Росреестр) о признании незаконным решения от 15.06.2021 № КУВД-001/2021-22945664/1 об отказе в государственном кадастровом учете земельного участка площадью 240 000 кв.м, адрес (местоположение): Приморский край, городской округ ЗАТО г. Фокино, о. Аскольд; об обязании Росреестр осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 240 000 кв.м, адрес (местоположение): Приморский край, городской округ ЗАТО г. Фокино, о. Аскольд, на основании декларации от 07.06.2021, приложенной к заявлению от 07.06.2021 № КУВД-001/2021-22945664.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.12.2021 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, управление обратились с апелляционными жалобами в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которым просят отменить обжалуемое решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что заявитель определил вид обращения, подав на регистрацию заявление в рамках статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), при этом документы были приложены на регистрацию, регламентированные статьей 70 Закона № 218-ФЗ. Настаивает на том, что регистрирующий орган не вправе самостоятельно изменять вид и назначение регистрационного действия отличный от того, за которым обратился заявитель. Полагает, что оспариваемый ненормативный акт принят законно и обоснованно, поскольку в результате проведенной правовой экспертизы было установлено, что представленные заявителем на государственную регистрацию документы не подтверждают ранее осуществленный в установленном законодательством порядке учет или ранее зарегистрированное и не прекращенное право на земельный участок, в связи с чем, на основании части 8 статьи 69 Закона № 218-ФЗ государственным регистратором принято обоснованное решение об отказе во включении в Единыйгосударственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, заявлений, ходатайств не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без его участия по имеющимся в материалах дела документам.

Через канцелярию суда от учреждения, Министерства обороны Российской Федерации поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые в порядке статьи 262 АПК РФ приобщены к материалам дела.

Представитель заявителя и третьего лица возразил против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

07.06.2021 учреждение обратилось в Росреестр с заявлением №КУВД-001/2021-22945664 об осуществлении действий по государственному кадастровому учету по внесению сведений о ранее учтенном объекте в отношении земельного участка площадью 240 000 кв.м, адрес (местоположение): Приморский край, городской округ ЗАТО г. Фокино, о. Аскольд.

В качестве документов для осуществления учетно-регистрационных действий представлена декларация об объекте недвижимости на земельный участок от 07.06.2021, решение Суженного заседания исполнительного комитета  Приморского краевого совета депутатов трудящихся от 16.03.1962 №8-с, приказ Министра обороны РФ от 17.12.2010 №1871.

Уведомлением от 15.06.2021 № КУВД-001/2021-22945664/1 учреждению было отказано во включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости земельном участке со ссылкой на часть 8 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», указав, что представленные копии документов не подтверждают ранее осуществленный в установленном законодательством порядке учет или ранее зарегистрированное и не прекращенное право на земельный участок.

Не согласившись с указанным решением, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы учреждения, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, который обжалуемым решением отказал в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые решения, действия (бездействия) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 названного Закона Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

На основании части 4 статьи 69 Закона № 218-ФЗ технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Как установлено частью 5 статьи 69 Закона № 218-ФЗ, в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в ЕГРН в случае, если в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 данной статьи (пункт 2 части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ).

Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в Единый государственный реестр недвижимости на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на соответствующий земельный участок. Такие документы должны быть выданы уполномоченным органом (организацией) и отвечать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания.

Из материалов дела усматривается, что при обращении в регистрирующий орган с заявлением о внесении сведений об объекте недвижимости ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО России представило декларацию об объекте недвижимости.

Оценив данные документы в качестве основания для признания земельного участка ранее учтенным, Росреестр заключил, что представленные документы не подтверждают ни ранее осуществленный государственный кадастровый учет земельного участка, ни государственную регистрацию права, ни прекращенное право на спорный земельный участок.

Вместе с тем, судом верно установлено, что указанные Росреестром при проведении правовой экспертизы в рамках статьи 69 Закона № 218-ФЗ основания для отказа в осуществлении спорных регистрационных действий, являются неправомерными в силу следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 70 Закона № 218-ФЗ в срок до 2025 года документом, являющимся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, относящиеся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, имуществу органов федеральной службы безопасности, и содержащим описание такого объекта недвижимости, на основании которого сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане или межевом плане, является декларация о таком объекте недвижимости. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права собственности Российской Федерации на здания и сооружения, не подлежащие передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2011 года № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществляются без подготовки технического плана на основании указанной в настоящей части декларации об объекте недвижимости, при этом государственная регистрация перехода прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок с ними допускается только после уточнения сведений Единого государственного реестра недвижимости о таких объектах недвижимости по результатам выполнения кадастровых работ. Форма данной декларации, требования к ее заполнению, состав включаемых в нее сведений устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Особенности, установленные частью 5 настоящей статьи, применяются при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимости, созданные до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (часть 6 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).

В развитие указанных нормативных положений приказом Минэкономразвития России от 21.03.2016 № 157 утверждена форма указанной декларации, а также требования к ее заполнению (далее - Требования № 157).

Согласно пункту 2 названных Требований декларация составляется и заверяется (подписывается) лицом, использующим земельный участок, здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, или его представителем для обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществления до 2020 года государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности Российской Федерации на относящийся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской организаций земельный участок.

Пунктом 9 Требований № 157 определено, что декларация составляется в отношении одного определенного объекта недвижимости, сведения о котором отсутствовали в государственном кадастре недвижимости и (или) право собственности Российской Федерации на который не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В реквизите «Кадастровый номер объекта недвижимости (ранее присвоенный государственный учетный номер: кадастровый, инвентарный или условный номер)» при наличии соответствующих сведений указывается кадастровый номер или иной ранее присвоенный государственный учетный номер земельного участка - в случае если декларация оформляется в отношении земельного участка (пункт 11 Требований № 157).

В реквизите «Номер кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости» указывается учетный номер (номера) кадастрового квартала (кадастровых кварталов), в пределах которого (которых) расположен объект недвижимости (пункт 12 Требований № 157).

В реквизите «Адрес (местоположение) объекта недвижимости» указывается адрес объекта недвижимости в структурированном в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) виде на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра, с указанием даты последнего обновления записи о соответствующем адресе в государственном адресном реестре (пункт 13 Требований № 157).

Совокупный анализ названных норм права позволяет прийти к выводу о том, что положениями части 5 статьи 70 Закона № 218-ФЗ установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях.

Таким образом, установлен иной порядок и основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, отличные от указанных в статье 69 Закона № 218-ФЗ, регламентирующей процедуру государственной регистрации прав на ранее учтенные объекты недвижимости.

Как видно из материалов дела и не оспаривается управлением, на момент принятия оспариваемого решения в распоряжении Росреестра имелась соответствующая декларация об объекте недвижимости, относящемся к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

При этом, к данной декларации было приложено  решение Суженного заседания исполнительного комитета Приморского краевого совета депутатов трудящихся от 16.03.1962 №8-с, приказ Министра обороны РФ от 17.12.2010 №1871, а также содержались сведения о виде объекта недвижимости - земельный участок, об адресе (местоположении) объекта недвижимости -  Приморский край, городской округ ЗАТО г.Фокино, о. Аскольд в кадастровом квартале 25:35:040101, об описании земельного участка - 240 000 кв.м, и характер использования – Партизанское лесничество Министерства обороны Российской Федерации, о лице, использующем объект недвижимости – ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России.

В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о том, что у регистрирующего органа в силу прямого указания части 5 статьи 70 Закона N 218-ФЗ отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета спорного земельного участка.

Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции отмечает, что обращение учреждения в управление с целью осуществления государственного кадастрового учета находящегося в его ведении земельного участка было основано на положениях частей 5, 6 статьи 70 Закона № 218-ФЗ и не подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 69 данного Закона.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение регистрирующего органа об отказе в совершении государственного кадастрового учета, мотивированное ссылками на положения статьи 69 Закона № 218-ФЗ, необоснованным.

То обстоятельство, что заявитель самостоятельно выбрал основание осуществления государственного кадастрового учета спорного объекта недвижимости как внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, названный вывод судебной коллегии не отменяет, поскольку особенности осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, относящихся к имуществу Министерству обороны Российской Федерации, регламентированы упрощенной (ускоренной) процедурой государственного кадастрового учета, единственным необходимым документом для которой является декларация об объекте недвижимости.

Соответственно характер заявления учреждения об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, а равно перечень и содержание представленных ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» Минобороны России документов в обоснование такого заявления безусловно указывали на наличие правового интереса в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости в упрощенном порядке.

При этом приведенные управлением по тексту оспариваемого решения, указывают на то, что данные обстоятельства на дату принятия отказа в осуществлении государственного кадастрового учета регистрирующему органу были известны и понятны.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что управление не доказало наличие предусмотренных Законом № 218-ФЗ оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка, относящегося к имуществу Министерству обороны Российской Федерации, по процедуре, предусмотренной частью 5 статьи 70 Закона № 218-ФЗ.

При изложенных обстоятельствах решение управления от 15.06.2021 № КУВД-001/2021-22945664/1, является незаконным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные обществом требования.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.

Таким образом, решение арбитражного суда по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не относит на учреждение судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.12.2021  по делу №А51-11387/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

О.Ю. Еремеева

Судьи

А.В. Гончарова

С.В. Понуровская