Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-11419/2021 |
27 октября 2021 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено октября 2021 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Владивостока,
апелляционное производство № 05АП-6291/2021
на определение от 24.08.2021
судьи Колтуновой Н.В.
по делу № А51-11419/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению администрации города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерство государственного финансового контроля Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконными решения от 03.06.2021 № 4-РВП/2021 по результатам внеплановой камеральной проверки и представления от 07.06.2021 № 8/4-ВП/2021,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 18.12.2020, сроком действия до 31.12.2021, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 1213);
от ответчика – не явились, извещены надлежаще,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Владивостока (далее – заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Министерства государственного финансового контроля Приморского края (далее – ответчик, Министерство) от 03.06.2021 №4-РВП/2021 по результатам внеплановой камеральной проверки и представления от 07.06.2021 № 8/4-ВП/2021, которое принято судом к производству 07.07.2021.
18.08.2021 администрацией заявлено ходатайство №18628 (вх. суда от 23.08.2021) о принятии обеспечительной меры в виде приостановления действия решения Министерства государственного финансового контроля Приморского края от 03.06.2021 № 4-РВП/2021 по результатам внеплановой камеральной проверки и представления от 07.06.2021 № 8/4-ВП/2021.
Определением Арбитражного суда Приморского края от 24.08.2021 в принятии обеспечительных мер отказано.
Не согласившись с данным определением, администрация города Владивостока обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Как считает заявитель жалобы, в связи с тем, что судебным актом еще не установлена законность обжалуемых актов органа контроля, в случае удовлетворения требований администрации города Владивостока, преждевременное исполнение спорных актов, может повлечь причинение значительного ущерба заявителю.
Кроме того, указывает на то, что должностное лицо администрации уведомлено Министерством государственного финансового контроля Приморского края о необходимости явиться на составление протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ. Привлечение к административной ответственности затруднит восстановление нарушенных прав заявителя в случае удовлетворения требований администрации.
Администрация приводит довод о том, что в случае неисполнения обжалуемых актов, которые содержат, как считает заявитель, требования об изменении условий заключенных заказчиком контрактов, заявитель может быть привлечен к административной ответственности по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ, что повлечет необоснованное расходование средств Владивостокского городского округа.
В судебном заседании представитель администрации города Владивостока поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, настаивал на отмене оспариваемого судебного акта.
Министерство государственного финансового контроля Приморского края, надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 3 статьи 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Поскольку статьями 197 - 201 Кодекса не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действия ненормативного правового акта, то в данном случае необходимо учитывать соответствующие положения главы 8 АПК РФ, в том числе об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска.
Согласно части 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В пункте 2 Информационного письма от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что ходатайство о приостановлении действия оспариваемого акта не может быть удовлетворено, если заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что в случае непринятия обеспечительной меры могут возникнуть последствия, указанные в части 2 статьи 90 АПК РФ.
Под приостановлением действия ненормативного правового акта, решения в части 3 статьи 199 Кодекса понимается не признание акта, решения недействующим в результате обеспечительной меры суда, а запрет исполнения тех мероприятий, которые предусматриваются данным актом, решением (пункт 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
Таким образом, по своей правовой природе обеспечительные меры являются для заявителя гарантией исполнения судебного акта в случае удовлетворения его требований, а также гарантией сохранения существующего положения (status quo) до рассмотрения спора по существу.
При этом АПК РФ не предусматривает конкретных оснований, обязывающих суд обеспечить заявление.
По смыслу вышеперечисленных норм, оценка необходимости применения обеспечительных мер производится судом по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении конкретных обстоятельств дела.
03.05.2021 в ходе внеплановой камеральной проверки администрации города Владивостока были установлены нарушения части 1 статьи 2, части 1 статьи 94, статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решением от 03.06.2021 №4-РВП/2021 по результатам внеплановой камеральной проверки Министерство государственного финансового контроля Приморского края решило направить объекту проверки обязательное для исполнения представление о принятии мер по устранению причин и условий нарушения; по признакам злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, допущенных должностными лицами заказчика при заключении контрактов на оказание услуг, информацию направить в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Приморскому краю (пункт 1), а также возбудить административное производство по части 4 статьи 7.32 КоАП РФ (пункт 2).
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения администрации оспариваемого в рамках настоящего дела представления от 07.06.2021 №8/4-вп/2021, согласно которому на заявителя возложена обязанность безотлагательно рассмотреть настоящее Представление (пункт 1), в течение 30 дней со дня получения представления принять меры по устранению причин и условий, выявленных нарушений (пункты 2, 3), а также не позднее 40 дней со дня получения представления представить в Министерство государственного финансового контроля Приморского края информацию о результатах исполнения представления приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.
Таким образом, из приведенного содержания решения и предписания прямо не следует требование Министерства внести изменения в положения муниципальных контрактов в части изменения сроков их действия и в акты приемки оказанных услуг в части приемки выполненных услуг в установленные сроки.
Ходатайствуя в настоящем споре о принятии обеспечительных мер, администрация просила приостановить действие оспариваемого решения и представления.
Между тем обоснованность испрашиваемых обеспечительных мер не нашла подтверждение материалами дела.
Оспариваемое решение от 03.06.2021 по пункту 1 уже реализовано Министерством, поскольку администрации выдано представление от 07.06.2021.
на день рассмотрения ходатайства администрации о принятии обеспечительных мер суд первой инстанции установил, что предусмотренные представлением от 07.06.2021 сроки исполнения оспариваемого представления в части его рассмотрения (безотлагательно) и принятия мер по устранению причин и условий выявленных нарушений (в течение 30 дней) истекли до обращения общества в арбитражный суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер (23.08.2021).
Таким образом, истребуемую заявителем обеспечительную меру о приостановлении действия представления, срок исполнения которого истек, нельзя признать эффективной и направленной на фактическую реализацию целей обеспечительных мер, предусмотренных пунктом 2 статьи 90 АПК РФ, поскольку приостановление действий по выполнению соответствующих требований представления возможно только в установленный в данном ненормативном правовом акте срок.
Одновременно с этим апелляционный суд учитывает, что заявленное ходатайство фактически не содержит обоснование того, как неприменение заявленных обеспечительных мер, может затруднить или сделать невозможным исполнение будущего судебного акта в случае, если решение суда будет принято в пользу заявителя, а также может причинить заявителю значительный материальный ущерб либо нарушить баланс интересов.
Помимо этого администрацией не обосновано возможное причинение ему какого-либо ущерба, в том числе значительного, в случае непринятия испрашиваемых обеспечительных мер, поскольку сведений опредполагаемом размере ущерба, иных существенных обстоятельствах, которые позволили бы сделать вывод о значительности предполагаемого ущерба, для предотвращения которого испрашиваются обеспечительные меры, ни в ходатайстве, ни в материалах дела не содержится.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает установленным факт подачи заявителем немотивированного ходатайства о принятии обеспечительных мер, что нарушает положения части 3 статьи 199, части 2 статьи 90 АПК РФ.
Вместе с тем следует отметить, что представление, за приостановлением действия которого обратился заявитель, по себе не влечет применение мер административной ответственности, а его неисполнение в установленный срок является лишь поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, в ходе рассмотрения которого и подлежит выяснению вопрос о наличии или отсутствии в действиях хозяйствующего субъекта состава административного правонарушения.
В этой связи возможное привлечение к административной ответственности за неисполнение оспариваемого представления не свидетельствует о том, что заявителю будет причинен значительный ущерб.
Как верно отметил суд первой инстанции, возбуждение административного производства по части 20 статьи 19.5 КоАП РФ возможно только в отношении должностного лица, которое не является стороной по настоящему делу, а заявленные обеспечительные меры в данной части не направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
В свою очередь вопрос о законности и обоснованности оспариваемого ненормативного правового акта входит в предмет доказывания по настоящему делу, в связи с чем доводы заявителя о неисполнимости представления и надуманности изложенных в нем обстоятельств подлежат оценке и исследованию судом при принятии решения по существу спора.
По правилам части 3 статьи 90 АПК РФ в обеспечении иска может быть отказано, если отсутствуют предусмотренные статьей 90 данного Кодекса основания для принятия мер по обеспечению иска.
При изложенных обстоятельствах, оценив разумность и обоснованность ходатайства о принятии обеспечительных мер, вероятность возникновения затруднений при исполнении судебного акта и причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения ходатайства общества.
С учетом изложенного доводы заявителя о наличии оснований для принятия обеспечительных мер подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящей апелляционной жалобы.
Поскольку заявителем не доказано наличие совокупности обстоятельств, являющихся в соответствии с процессуальным законодательством основанием для принятия обеспечительных мер, судом первой инстанции обоснованно принято решение отказать в обеспечении заявления.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаниями для отмены определения и удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
Определение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы на определение об отказе в принятии обеспечительных мер не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 258, 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Приморского края от 24.08.2021 по делу №А51-11419/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение одного месяца.
Судья Е.Л. Сидорович