10
А51-12308/2007
Арбитражный суд Приморского края
г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Владивосток Дело № А51- 12308/2007 4-470
04 мая 2008 года
Резолютивная часть Постановления оглашена 29.04.2008. Полный текст Постановления изготовлен 04.05.2008.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
в составе:
председательствующего: В.Ю.Гарбуз,
судей: В.А.Скокленева, О.М. Слепченко,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Шаралаповой Н.Г.
при участии в заседании:
от заявителя - ФИО1, удостоверение №165656,
от ответчика - не явились, извещены
от третьих лиц – не явились, извещены,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Думы Яковлевского муниципального района на решение Арбитражного суда Приморского края от 04.02.2008 по делу № А51-12308/2007 4-470, принятого судьей Нестеренко Л.П.,
по заявлению Заместителя прокурора Приморского края в интересах территориального агентства по управлению федеральным имуществом по Приморскому краю
к Думе Яковлевского муниципального района Приморского края,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора – ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ по Яковлевскому району Приморского края, Департамент имущественных отношений Приморского края,
Установлено:
Заместитель прокурора Приморского края обратился в арбитражный суд с заявлением при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований: ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ по Яковлевскому району Приморского края, Департамент имущественных отношений Приморского края, об оспаривании решений Думы Яковлевского муниципального района Приморского края от 03.04.2007 № 48 «Об обращениях ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю и ГУ Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Яковлевскому району» и от 09.10.2007 № 171 «О протесте прокуратуры Яковлевского района на решение Думы района «Об обращениях ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю и ГУ Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Яковлевскому району», а также об обязании ответчика рассмотреть вопрос о передаче нежилых помещений площадью 169,72 кв.м, расположенных на первом этаже здания по ул. Советская, 42 в с. Яковлевка Яковлевского района Приморского края, в федеральную собственность (с учетом увеличения объема заявленных требований, принятого арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ в судебном заседании от 18.12.2007 г.)
Решением суда от 04.02.2008 требования заявителя были удовлетворены в полном объеме.
Обжалуя решение суда, Дума Яковлевского муниципального района просит его отменить, и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, испрашиваемое имущество не подлежало безвозмездной передаче в федеральную собственность. Более того, ссылаясь на Определения Конституционного Суда РФ указал, что такие действия требуют волеизъявления органа местного самоуправления, и отказав в передаче помещений, занимаемых ГУ-ОПФ РФ по Яковлевскому району, Дума Яковлевского МР, тем самым, изъявила свою волю.
В заседании суда апелляционной инстанции заявитель жалобы не явился, через канцелярию суда направил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований в заседание суда также не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
Пенсионный Фонд через канцелярию арбитражного суда направил отзыв, по тексту которого просил решение суда оставить в силе, апелляционную жалобу считает безосновательной.
Представитель прокуратуры доводы жалобы отклонил, решение суда первой инстанции считает законным обоснованным.
Исследовав материалы дела, и апелляционную жалобу заявителя, выслушав возражения представителя прокуратуры, апелляционная коллегия установила.
Государственное учреждение Отдел Пенсионного фонда по Яковлевскому району Приморского края является структурным подразделением Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляет полномочия по организации пенсионного обеспечения, организации и ведению индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в Яковлевском районе.
Отдел занимает нежилые помещения общей площадью 169,72 кв.м, расположенные на первом этаже здания по ул. Советская, 42 в с. Яковлевка Приморского края.
01.03.2007 Отдел обратился с письмом № 321 на имя председателя Думы Яковлевского муниципального района, главы Яковлевского муниципального района по вопросу об оставлении размеров корректировочных коэффициентов к базовой ставке арендной платы за указанные помещения на прежнем уровне, то есть без повышения арендной платы. Ранее Отдел направлял в Думу Яковлевского муниципального района документы, необходимые для принятия решения о передаче этих помещений в федеральную собственность, в связи с чем Отделение Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю письмом от 16.03.2007 № 02/2540 обратилось к ответчику с ходатайством о безвозмездной передаче указанных помещений в федеральную собственность в соответствии со статьей 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Рассмотрев обращения Отделения Пенсионного фонда РФ по Приморском у краю и Отдела Пенсионного фонда РФ по Яковлевскому району, Дума Яковлевского муниципального района приняла решение от 03.04.2007 № 48, об отказе в передаче помещений, занимаемых Отделом, в государственную собственность, безвозмездное пользование.
ОПФ РФ по Яковлевскому району обратилось в прокуратуру Приморского края с просьбой рассмотреть вопрос о правомерности отказа ответчика передать помещения в федеральную собственность (письмо от 28.09.2007 № 2724).
По результатам рассмотрения протеста прокурора Яковлевского района на данное решение ответчик принял решение от 09.10.2007 № 171 об оставлении его без удовлетворения.
Полагая, что решение Думы не соответствуют закону и нарушает права и интересы Российской Федерации на безвозмездное получение имущества в федеральную собственность, а также права Отдела Пенсионного фонда РФ по Яковлевскому району, заместитель прокурора Приморского края обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Разрешая спор, арбитражный суд согласился с доводами прокурора, и в полном объеме удовлетворил его требования.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции, нежилые помещения, расположенные в здании по ул. Советская, 42 в с. Яковлевка являлись муниципальной собственностью и входили в муниципальную казну, что подтверждено выпиской из реестра муниципального имущества от 29.10.2007 № 27. Основанием для их включения в реестр явилось распоряжение Губернатора Приморского края от 31.03.2003 151-р, согласно которому государственное учреждение печати и массовой информации «Сельский труженик» и государственное предприятие «Типография № 26» в соответствии с приложением с перечнем имущества переданы из краевой собственности в собственность муниципального образования Яковлевский район. Из акта приема-передачи имущества КУИ Яковлевского района от 30.12.2003 г. следует, что на 1-м этаже здания располагаются типография и ОПФ.
28.03.2002 между Комитетом по управлению имуществом Яковлевского района и Отделом Пенсионного фонда РФ по Яковлевскому району заключен договор аренды № 4, согласно которому последний занимал помещения площадью 136 кв.м в здании по ул. Советская, 42 в с. Яковлевка Приморского края под административные помещения.
В дальнейшем ОПФ РФ по Яковлевскому району заключил с КУИ Яковлевского района договор аренды от 30.03.2004 г. № 21/25 нежилых помещений общей площадью 140, 92 кв.м в указанном здании литер 1 на поэтажном плане № 3-13, 1 этаж. Срок аренды установлен до 30.03.2010 г. Согласно экспликации к поэтажному плану здания в аренду переданы пять кабинетов, коридоры, серверная, архив и два санузла.
Соглашением от 01.01.2007 в названный договор сторонами внесены изменения, в соответствии с которыми, общая площадь передаваемых в аренду помещений составила 169,72 кв.м (дополнительно арендован кабинет по договору от 01.06.2006 № 26/17).
Факт использования Отделом помещений по ул. Советская, 42 подтверждается договором энергоснабжения от 28.02.2003 № 453 с согласованными объемами отпуска, фактов выдачи ему СЭС ОАО «Дальэнерго» Технических условий на электроснабжение № 11, договором на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.10.2003 № 51, заключенным с КГУП «Примтеплоэнерго», счетами-фактурами и платежными поручениями об оплате коммунальных услуг, а также документами, подтверждающими проведение ОПФ по Яковлевскому району Приморского края капитального ремонта административного здания по ул. Советская, 42.
Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991, определены статус, цели деятельности, функции и полномочия последнего, в соответствии с которыми Пенсионный фонд РФ является государственным учреждением, осуществляющим свою деятельность в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции неверно указал на безвозмездность характера передачи спорного имущества в федеральную собственность, так как в силу Закона №131-ФЗ, такой порядок в спорный период предусмотрен не был.
Апелляционная коллегия не может согласиться с доводами жалобы, и считает, что оспаривая решение суда первой инстанции Дума Яковлевского муниципального района неверно истолковала судебный акт, ошибочно полагая, что своим решением о признании недействительными ненормативных актов муниципального органа и обязании последнего рассмотреть вопрос о передаче спорного имущества, суд рассмотрел вопрос о передаче этого имущества в федеральную собственность, указав на безвозмездный характер. Вместе с тем, суд первой инстанции рассматривал спор в рамках заявленных требований - о признании недействительным ненормативных актов, и проверял ненормативные акты на соответствие их закону, в том числе и Федеральному Закону №122-ФЗ.
На основании абзацев 12 - 14 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов РФ в случаях, установленных абзацами 13 - 14 части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ.
Существенным является то, что в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 85 Федерального закона органы местного самоуправления до 1 января 2008 г. обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов РФ находящегося на день вступления в силу главы 12 Федерального закона (день официального опубликования Федерального закона - 8 октября 2003 г.) в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 1 января 2008 г. Федеральным законом, другими федеральными законами.
Из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 30 июня 2006 года № 8-П и Определении от 7 декабря 2006 года № 542-О следует, что положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ закрепляют общий порядок передачи имущества от одного публичного собственника к другому в связи с перераспределением публичных полномочий и - независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, и направления движения находящегося в публичной собственности имущества - предполагают при его реализации соблюдение общих принципов и гарантий, к числу которых относятся наличие волеизъявления всех заинтересованных субъектов и согласованность действий соответствующих уполномоченных органов, что обусловливает учет позиции органов местного самоуправления и в том случае, когда муниципальное образование выступает в роли получателя имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, т.е. при передаче имущества из федеральной собственности в собственность муниципальную.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 3.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 № 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», спор о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в собственности), в отношении которого в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации ставится вопрос о передаче в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, разрешается судом в порядке, установленном действующим законодательством.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 4 декабря 2007 № 828-О-П «По жалобе главы администрации муниципального района «Читинский район» Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ», положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении на основании правовых позиций, изложенных в сохраняющих свою силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Дума Яковлевского муниципального района в решении №48 от 03.04.2007 в качестве причин отказа в передаче помещений, занимаемых ГУ - ОПФ РФ по Яковлевскому району в государственную собственность, в безвозмездное пользование, указала лишь на то, что разграничение полномочий между органами местного самоуправления Яковлевского района и органами государственной власти в соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности, по вопросам, осуществляемым Пенсионным Фондом РФ не происходило, к тому же передача испрашиваемого имущества в государственную собственность или безвозмездное пользование не является обязательной и приведет к уменьшению доходов в бюджет района.
А в решении от 09.10.2007 №171, принятом по протесту прокурора Яковлевского района, кроме перечисленных выше причин, Дума Яковлевского МР указала еще и на то, что для принятия решения о передаче имущества требуется волеизъявление самого органа местного самоуправления, которое в данном случае и выразилось в отказе в передаче помещений, занимаемых Пенсионным Фондом в федеральную собственность.
При этом, каких-либо убедительных и обоснованных причин, положенных в основу принятия Думой Яковлевского муниципального района оспариваемых решений по отказу в передаче имущества в федеральную собственность, приведено не было.
Как указано в статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из разъяснений, данных в Постановлении Пленума ВАС РФ №6/8 от 01.07.1996, следует, что основанием для принятия судом решения о признании акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или организации.
Статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными и обязывает соответствующий орган совершить определенные действия, направленные на устранение допущенных нарушений и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Как подчеркнул Конституционный суд Российской Федерации, безвозмездная передача муниципальной собственности в федеральную либо собственность субъектов Российской Федерации предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов.
Между тем, решения об отказе в передаче имущества в федеральную собственность, муниципальным органом были приняты в одностороннем порядке, тогда как такое действие требовало договоренности обеих уровней власти.
Из материалов дела усматривается, что спорное имущество использовалось Пенсионным Фондом для целей, установленных Законом №122-ФЗ от 22.08.2004.
Таким образом, приняв ненормативные акты №48 от 03.04.2007 и №171 от 09.10.2007 не соответствующие Федеральному Закону №122-ФЗ от 22.08.2004, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях Конституционного Суда РФ, в части применения положений названного Федерального Закона, Дума Яковлевского района еще и ущемила права и законные интересы Государственного Учреждения – Управления Пенсионного Фонда.
Следовательно, суд первой инстанции принял правильное решение, признав ненормативные акты Думы Яковлевского муниципального района недействительными.
Кроме этого, суд первой инстанции своим решением обязал Думу Яковлевского МР рассмотреть вопрос о передаче спорных помещений, общей площадью 169, 72 кв.м., расположенных на первом этаже здания по ул.Советская, 42 в с.Яковлевка Яковлевского района.
Заявитель жалобы считает, что суд не вправе был обязывать Думу рассматривать такой вопрос.
Однако заявитель так же не учел, что принимая такое решение суд опирался на те же положения Закона №122-ФЗ, а также порядок обязательного согласования, а поскольку вопрос о передаче имущества был рассмотрен муниципальным органом исключительно в одностороннем порядке, суд принял обоснованное решение и в этой части, не нарушая при этом права последних.
Учитывая изложенное, а также то, что на момент рассмотрения спора в суде первой инстанции между сторонами не имелось спора о праве, у коллегии отсутствуют правовые основания для отмены решения суда, правильно применившего нормы материального и процессуального права, и удовлетворения апелляционной жалобы Думы Яковлевского муниципального района.
Руководствуясь статьями 266-272 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 04.02.2008 по делу № А51-12308/2007 4-470 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края.
Председательствующий: В.Ю.Гарбуз
Судьи: В.А.Скокленева
О.М.Слепченко