ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-12377/20 от 05.11.2020 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-12377/2020

10 ноября 2020 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.

Постановление в полном объеме изготовлено ноября 2020 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей Г.Н. Палагеша, И.С. Чижикова,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Территориальная энергосетевая компания»,

апелляционное производство № 05АП-6069/2020

на решение от 03.09.2020

судьи Колтуновой Н.В.

по делу № А51-12377/2020 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Территориальная энергосетевая компания» (ИНН 2508113752, ОГРН 1132508001097)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170),

третье лицо: Чубенко Любовь Николаевна,

о признании незаконным и отмене постановления от 16.07.2020 и представления от 16.07.2020 по делу об административном правонарушении № 025/04/9.21-659/2020,

при участии:

от ООО «Территориальная энергосетевая компания»: Фесюк А.В. по доверенности от 21.12.2019, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом; 

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю:   Болотникова Ю.Н. по доверенности № 4532/01 от 08.06.2020, сроком действия до 31.12.2020, служебное удостоверение, диплом; Москальцов А.Ю. по доверенности № 4593101 от 09.06.2020, сроком действия до 31.12.2020, служебное удостоверение,копия диплома;     

от Чубенко Любови Николаевны:  Чубенко Л.Н. лично, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Территориальная энергосетевая компания» (далее - общество, ООО «ТЭСК», сетевая организация) обратилось в суд с заявлением к управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - ответчик, управление, Приморское УФАС России, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 16.07.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 025/04/9.21-659/2020, которым ООО «ТЭСК» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в размере 100000 руб. административного штрафа; признании недействительным представления от 16.07.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 025/04/9.21-659/2020.

Решением суда от 03 сентября 2020 года в удовлетворении требований было отказано.

Не согласившись с судебным актом, ООО «ТЭСК» обжаловало его в апелляционном порядке.

В жалобе заявитель указывает на нарушение судом процессуальных норм при рассмотрении настоящего спора, выразившиеся в отказе удовлетворить ходатайство общества об отложении судебного заседания и в ненадлежащем уведомлении об объявленном перерыве.

Общество указывает на то, что суд, сделав вывод о том, что энергоснабжающей организацией неправильно определена точка присоединения энергопринимающих устройств, не учел, что объект уже присоединен к электрической сети, точка присоединения и граница балансовой принадлежности определены ранее, что подтверждается актом технологического присоединения от 23 января 2019 года № 33. Как считает общество, вопрос об изменении точки присоединения должен решаться в ином (договорном порядке), так как касается балансовой принадлежности объектов сетевого хозяйства, порождает спор о праве собственности на объекты передачи электрической энергии.

Неправильное применение судом норм материального права явилось, по мнению заявителя жалобы, следствием неправомерного вывода о наличии в действиях ООО «ТЭСК» состава правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так же общество заявляет довод о пропуске срока давности привлечения к ответственности (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).

Общество просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.

УФАС и третье лицо против доводов жалобы возражают, считают решение суда законным и обоснованным.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации,  правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.

Чубенко Л.Н. на основании заключённого с Полухиным И.Ю. договора купли-продажи от 05.10.2018 приобрела в собственность часть жилого дома площадью 56,4 кв.м., назначение: жилое помещение (кадастровый номер: 25:31:000000:3341), расположенное по адресу: Приморский край, г. Находка, п. Средний, ул. Школьная, д. 23, кв. 4 (далее - объект).

10.12.2018 Чубенко Л.Н. (далее – Заявитель) обратилась в сетевую организацию (вх.№ 4250) в целях изменения уровня напряжения объекта с 220 Вольт на 380 Вольт.

Письмом от 11.12.2018 (исх.№ 1549) ООО «ТЭСК» сообщило Заявителю, что для изменения уровня напряжения объекта необходимо представить заключённый с ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» действующий договор электроснабжения, а также правоустанавливающие документы на объект.

В целях переоформления документов о технологическом присоединении объекта в связи со сменой его собственника, Чубенко Л.Н. обратилась в ООО «ТЭСК» с соответствующим заявлением. В результате сетевой организацией был выдан Заявителю дубликат Акта об осуществлении технологического присоединения № 33 от 23.01.2019, согласно которому энергопринимающие устройства объекта были технологически присоединены к электрическим сетям ООО «ТЭСК» с потребляемой мощностью 9,95 кВт по уровню напряжения 220 Вольт, III категория надёжности, точка присоединения – опора ВЛ-0,4 кВ от ТП-872.

01.02.2019 Заявителем получен Договор электроснабжения № 3200 от
01.02.2019 между Чубенко Л.Н. и ПАО «Дальневосточная энергетическая
компания» на электроснабжение объекта с максимальной мощностью 9,956 кВт.

05.02.2019 Заявитель направил в адрес сетевой организации заявку (вх.№ 510 от 08.02.2019) на изменение уровня напряжения объекта с 220 Вольт на 380 Вольт.

Письмом от 11.02.2019 (исх.№ 150) ООО «ТЭСК» сообщило Заявителю о том, что согласовывает изменение уровня напряжения для электроснабжения объекта с сохранением мощности (9,95 кВт) и установкой трёхфазной электронной группы учёта.

04.04.2019 Чубенко Л.Н. направила в адрес сетевой организации заявку (по форме, указанной в Приложении № 6 к Правилам технологического присоединения) на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта в части увеличения мощности до 15 кВт (III категория надёжности, напряжение 0,4 кВ).

Сопроводительным письмом от 19.04.2019 (исх.№ 458) сетевая организация направила в адрес Чубенко Л.Н. в двух экземплярах для подписания оферту Договора № 04-15-92/19 от 18.04.2019 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор от 18.04.2019) и технические условия № 04-15-92/19 от 18.04.2019 для присоединения к электрическим сетям (далее - ТУ), являющиеся неотъемлемым приложением к договору.

Чубенко Л.Н., получив 20.04.2019 вышеуказанный договор и технические условия, 30.04.2019 подготовила мотивированный отказ от подписания Договора от 18.04.2019, с просьбой приведения его в соответствии с Правилами технологического присоединения, а именно:

- указать номер и расположение опоры ВЛ-0,4 кВ от ТП-872, которая в пункте 7 ТУ указана в качестве точки присоединения к электрическим сетям;

- исключить мероприятие по пункту 11.1 ТУ, предусматривающее разработку Заявителем проектной документации в границах своего земельного участка;

- уточнить указанное в пункте 11.4.1 ТУ условие об обязанности установки Заявителем расчётного прибора учёта на границе балансовой принадлежности в части определения того места, где находится граница балансовой принадлежности.

ООО «ТЭСК», получив 07.05.2019 (вх.№ 1681) мотивированный отказ  Чубенко Л.Н., письмом от 08.05.2019 (исх.№ 521) сообщило о направлении в адрес Заявителя откорректированных ТУ № 04-15-92/19 от 18.04.2019. При этом в пункте 7 ТУ Сетевая организация дописала, что опора ВЛ-0,4 кВ № б/н от ТП-872 расположена не далее 25 метров от границ участка Заявителя и была определена дубликатом Акта об осуществлении технологического присоединения № 33 от 23.01.2019; исключила из ТУ положение по пункту 11.1, предусматривающее разработку Заявителем проектной документации в границах своего земельного участка.

27.07.2019 Заявителем был подготовлен мотивированный отказ № 2 от подписания Договора от 18.04.2019, которым Чубенко Л.Н. просила внести изменения в указанный договор и привести его в соответствие с Правилами технологического присоединения и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правилами недискриминационного доступа). Заявитель сообщил о несогласии с определённой сетевой организацией в пункте 7 ТУ точкой присоединения: «Опора ВЛ-0,4 кВ № б/н (определённая Актом об осуществлении технологического присоединения № 33 от 23.01.2019 и расположенная не далее 25 метров от границ участка заявителя) от ТП-872», сославшись на определение точки присоединения к электрической сети - место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии с электрической сетью сетевой организации (п. 2 Правил недискриминационного доступа). Пунктом 11.1 ТУ предусмотрена обязанность Чубенко Л.Н. установить ВРУ с защитой на вводе в объект.  Заявитель сообщил, что устанавливаемое им на вводе в объект ВРУ и является точкой присоединения и просил указать это обстоятельство в ТУ. Также Чубенко Л.Н. не согласилась с условием по пункту 11.3.1 ТУ, согласно которому она обязана установить расчётный прибор учёта на границе балансовой принадлежности (на опоре ВЛ-0,4 кВ № б/н, определённой дубликатом акта об осуществлении технологического присоединения № 33 от 23.01.2019); сославшись на положение главы 1.5 «Учёт электроэнергии» Правил устройства электроустановок, утверждённых Министерством энергетики СССР 20.10.1977, согласно п. 1.5.27 и 1.5.29 которых счётчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стеснённом для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. С; пояснив, что не сможет обеспечить сохранность принадлежащего ей прибора учёта электрической энергии на опоре линии электропередач (ВЛ-0,4 кВ), на которую, по условию пункта 11.3.1 ТУ, она должна прибор учёта установить. Также Заявитель просил внести изменения в ТУ, являющиеся неотъемлемой частью Договора от 18.04.2019, об установке им расчётного прибора учёта в ВРУ на фасаде объекта.

ООО «ТЭСК», получив 05.08.2019 (вх.№ 3707) мотивированный отказ № 2, письмом от 14.08.2019 (исх.№ 914) сообщило об отказе в удовлетворении поступивших от Заявителя требований о внесении изменений в Договор от 18.04.2019. При этом Сетевая организация сослалась на ч.4 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике»), указав, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон не меняется и в связи с этим не может быть изменена точка присоединения. Также отказало в Заявителю в просьбе об установке расчётного прибора учёта в ВРУ на фасаде объекта, указав, что в соответствии с п. 144 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения ФРРЭЭ), прибор учёта должен располагаться на границе балансовой принадлежности сторон.

20.08.2020 Заявителем был подготовлен мотивированный отказ № 3 от подписания Договора от 18.04.2019, в котором Чубенко Л.Н. сослалась на понятие граница балансовой принадлежности сторон, которой является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения   на   ином   предусмотренном   федеральными  законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии за состояние и обслуживание электроустановок. В связи с этим Заявитель сообщил, что такой объект электроэнергетики как питающая линия ВЛ-0,4 кВ является собственностью сетевой организации, а объектом электроэнергетики, находящимся в собственности Заявителя, является устанавливаемое им ВРУ. Также на положение пункта 16.1 Правил технологического присоединения, согласно которому заявители несут балансовую и эксплуатационную ответственность в границах своего участка, а до границ участка заявителя балансовую и эксплуатационную ответственность несёт сетевая организация, если иное не установлено соглашением между сетевой организацией и заявителем, заключенным на основании его обращения в сетевую организацию. Учитывая, что устанавливаемый прибор учёта электрической энергии (счётчик) является собственностью Заявителя, счётчик не может быть установлен на опоре ВЛ-0,4 кВ от ТП-872, поскольку опора располагается за границами земельного участка Заявителя. Соответственно Заявитель будет лишён возможности надлежащим образом содержать (и нести ответственность) принадлежащий ему счётчик электрической энергии, который по условию выданных ООО «ТЭСК» ТУ должен располагаться за границами земельного участка Заявителя (на опоре ВЛ-0,4 кВ от ТП-872). Чубенко Л.Н. просила внести изменения в ТУ в целях приведения Договора от 18.04.2018 в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

ООО «ТЭСК», получив 02.09.2019 (вх.№ 4040) мотивированный отказ № 3, письмом от 05.09.2019 (исх.№ 1020) сообщило об отказе в удовлетворении поступивших от Заявителя мотивированных замечаний.

 Сетевая организация сослалась на ч. 4 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике», указав, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон не меняется и в связи с этим не может быть изменена точка присоединения. В части расположения прибора учёта ООО «ТЭСК» также сообщило, что в соответствии с п. 144 Основных положений ФРРЭЭ прибор учёта должен располагаться на границе балансовой принадлежности сторон. Также сетевая организация попросила подписать и выслать в её адрес оригинал Договора от 18.04.2019, либо направить мотивированный отказ от подписания указанного договора по иным основаниям, в противном случае, заявка от 04.04.2019 будет аннулирована в установленном Правилами технологического присоединения порядке. ООО «ТЭСК» пояснило, что в случае направления Заявителем мотивированного отказа по основаниям, которые ранее уже были заявлены и отклонены сетевой организацией, последняя будет считать, что Заявитель отказался от подписания договора и заявка будет аннулирована в установленном порядке.

26.09.2019 Заявителем был подготовлен мотивированный отказ № 4 от подписания Договора от 18.04.2019, в котором Чубенко Л.Н. сообщила о неправомерности ссылки сетевой организацией на ч. 4 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» применительно к ней как Заявителю, поскольку Чубенко Л.Н., является лицом, не осуществляющим какую-либо производственную деятельность и, что в рассматриваемом случае речь идёт о несогласии Заявителя с требованием сетевой организации установить прибор учёта электрической энергии за границами земельного участка Заявителя (на опоре ВЛ-0,4 кВ от ТП-872). Заявитель также попросил откорректировать ТУ и привести Договор от 18.04.2019 в соответствии с Правилами технологического присоединения.

ООО «ТЭСК», получив 30.09.2019 (вх.№ 4533) мотивированный отказ № 4, письмом от 02.10.2019 (исх.№ 1158) сообщило об отказе в удовлетворении поступивших от Заявителя мотивированных замечаний. Также сетевая организация указала, что по истечение 30 дней с момента получения Заявителем письма ООО «ТЭСК» от 05.09.2019 (исх.№ 1020) Заявителю не обходимо выслать в адрес сетевой организации подписанный Договор от 18.04.2019 и ТУ к нему. И сообщило, что в случае, если в вышеуказанный срок подписанный экземпляр Договора от 18.04.2019 не будет выслан, заявка на технологическое присоединение будет аннулирована.

17.10.2019 Заявителем был подготовлен Мотивированный отказ № 5 от подписания Договора от 18.04.2019, в котором Чубенко Л.Н. в ответ на письмо ООО «ТЭСК» от 02.10.2019 (исх.№ 1158) сообщила, что, несмотря на направленные ею мотивированные отказы от подписания указанного договора, она так и не получила от ООО «ТЭСК» аргументированных обоснований требования установки прибора учёта электрической энергии на опоре ВЛ-0,4 кВ отТП-872. Также Чубенко Л.Н. сообщила о требовании приведения ТУ к Договору от 18.04.2019 в соответствии с Правилами технологического присоединения, как было указано в ранее направленных мотивированных отказах.

ООО «ТЭСК», получив 21.10.2019 (вх.№ 4834) Мотивированный отказ № 5, письмом от 22.10.2019 (исх.№ 1263) сообщило об отказе в удовлетворении поступивших от Заявителя мотивированных замечаний. В письме ООО «ТЭСК» также пояснило, что Заявителем неоднократно подавались мотивированные замечания, которые сетевой организацией всегда отклонялись и при этом новые доводы не были изложены Заявителем в замечаниях от 17.10.2019. Учитывая ненаправление Чубенко Л.Н. в адрес ООО «ТЭСК» подписанного экземпляра Договора от 18.04.2019, как указала сетевая организация, по истечение 30 дней с момента получения Заявителем письма ООО «ТЭСК» от 05.09.2019 (исх. № 1020), Заявителю необходимо выслать в адрес Сетевой организации подписанный Договор от 18.04.2019 и ТУ к нему. И опять-таки ООО «ТЭСК» указало, что в случае, если в вышеуказанный срок подписанный экземпляр Договора от 18.04.2019 не будет выслан, заявка на технологическое присоединение будет аннулирована.

Административный орган по результатам рассмотрения заявления Чубенко Л.Н. и имеющихся материалов определением от 25.05.2020 возбудил дело об административном правонарушении № 025/04/9.21-659/2020 и назначил проведение административного расследования.

18.06.2020, усмотрев в действиях ООО «ТЭСК» признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от № 025/04/9.21-659/2020.

16.07.2020 по результатам рассмотрения материалов дела, административным органом было вынесено постановление № 025/04/9.21-659/2020, согласно которому общество привлечено к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100000 руб.

Кроме того, административным органом в адрес ООО «ТЭСК» 16.07.2020 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

ООО «ТЭСК», полагая, что постановление и представление от 16.07.2020 не отвечают требованиям закона и нарушает его права, обратилось в суд с настоящим  заявлением.

В соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).

Согласно части1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В силу Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий (пункт 1 статьи 4), которые обязаны предоставлять доступ на товарные рынки (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства (пункт 3 статьи8).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Частью 5 статьи 5 названного Закона установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ООО «ТЭСК» является субъектом естественной монополии и на него распространяются положения об административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила N 861).

В силу пункта 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Установленные судом обстоятельства свидетельствует о том, что вменяемое обществу нарушение порядка технологического присоединения к электрическим сетям обусловлено  отказом заявителя (Чубенко Л.Н.) от подписания Договора от 18.04.2019 в связи с несогласием определения в Технических условиях (ТУ) к договору точки присоединения к электрической сети и с местом установки расчётного прибора (на опоре ВЛ-0,4 кВ от ТП-872).

ООО «ТЭСК» неоднократно отказывая Чубенко Л.Н. откорректировать ТУ,  ссылалось на ч.4 ст.26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», указывая, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон не меняется и в связи с этим не может быть изменена точка присоединения.

Суд первой инстанции рассматривая настоящий спор, пришел к выводу, что сетевая организация неправомерно определила в пункте 7 ТУ, что точкой присоединения энергопринимающих устройств принадлежащей Чубенко Л.Н. части жилого дома, расположенного по адресу: ул. Школьная, 23, кв. 4, п. Средний, г. Находка, Приморский край к электрической сети сетевой организации является опора ВЛ-0,4 кВ № б/н, которая расположена за пределами границ земельного участка Чубенко Л.Н. При этом суд посчитал, что надлежащей точкой присоединения объекта к электрическим сетям сетевой организации является устанавливаемое Чубенко Л.Н. вводно­распределительное устройство (ВРУ) с защитой на вводе в объект (согласно пункту 11.1 ТУ), которое (ВРУ) расположено в пределах земельного участка Заявителя не далее 25 метров от его границы. Поскольку требования Чубенко Л.Н. о внесении изменения в пункт 11.3 ТУ (в части того, чтобы предусмотреть установку расчётного прибора учёта не на опоре ВЛ-0,4 кВ, а в ВРУ на фасаде объекта) сетевой организацией выполнены не были, и проект Договора от 18.04.2019 и ТУ к нему в новой редакции не были предоставлены Заявителю, суд установил в действиях общества факт нарушения установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Данный вывод суда апелляционная инстанция считает ошибочным в силу следующего.

Место установки прибора учета регламентировано пунктом 144 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление N 442).

Согласно указанной норме права приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Таким образом, по общему правилу, прибор учета подлежит установке на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики, и только в случае отсутствия технической возможности его установки на границе раздела балансовой принадлежности, такой прибор учета может быть установлен в ином месте.

Названная правовая норма не предоставляет потребителю безусловного права определять место установки прибора по своему усмотрению и желанию без учета технической возможности установки такого прибора в месте, максимально приближенном к границе раздела балансовой принадлежности сторон.

Согласно пункту 2 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. Постановлением N 442 "точка поставки на розничном рынке" - место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.

Пунктом 2 Правил N 861 определено, что точка присоединения к электрической сети есть место физического соединения энергопринимающего устройства (энергетической установки) потребителя услуг по передаче электрической энергии (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) с электрической сетью сетевой организации.

Согласно тому же пункту Правил N 861 под границей балансовой принадлежности понимается линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.

Пунктом 1.5.6 Правил устройства электроустановок (седьмое издание (утв. Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (ред. от 20.06.2003) установлено, что счетчики для расчета электроснабжающей организации с потребителями электроэнергии рекомендуется устанавливать на границе раздела сети (по балансовой принадлежности) электроснабжающей организации и потребителя.

Таким образом, действующее законодательство определяет место установки расчетного прибора учета электрической энергии как границу балансовой принадлежности объектов электроэнергетики. Границу балансовой принадлежности в свою очередь определяется в точке технологического присоединения.

Как следует из материалов дела, спорный объект (жилой дом, расположенный по адресу: ул. Школьная, 23, кв. 4, п. Средний, г. Находка, Приморский край) присоединен к электрическим сетям ООО «ТЭСК» ранее с потребляемой мощностью 9,95 кВт по уровню напряжения 220 Вольт, III категория надёжности, точка присоединения – опора ВЛ-0,4 кВ от ТП-872, что подтверждается актом технологического присоединения от 23 января 2019 года № 33, дубликат которого выдан заявителю как новому собственнику.

Соответственно, в данном случае граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, а также точка присоединения уже определена, а также была специально подтверждена между ООО «ТЭСК» и Чубенко Любовь Николаевной в дубликате акта технологического присоединения от 23 января 2019 года № 33.

Чубенко Л.Н. обратилась к ООО «ТЭСК» с заявлением на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в части увеличения мощности уже присоединенного объекта.

Вопрос об изменении точки присоединения, а следовательно границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон разрешаются в ином порядке, в рамках гражданско-правового спора.

Довод УФАС, со ссылкой на часть 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике, что увеличение присоединенной мощности требует повторного осуществления технологического присоединения (нового технологического присоединения) с определением новых границ балансовой принадлежности, основан на ошибочном понимании указанной нормы права.

Пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, носит однократный характер.

Однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения; изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение; реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения.

Так согласно части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике 4. В случае если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются.

Из буквального прочтения указанной нормы не следует, что пересмотр величины присоединенной мощности требует повторного технологического присоединения с изменением ранее определенных границ балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности.

Напротив, повторное технологическое присоединение может потребоваться лишь в том случае, когда есть технологические препятствия к такому увеличению мощности при существующей схеме присоединения и категории надежности, требуется изменение схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения (например, невозможно увеличить мощность без изменения параметров старой линии, требуется строительство нового участка сетей).

Вместе с тем документы, имеющиеся в материалах дела, не свидетельствуют об отсутствии такой возможности.

Более того, ООО «ТЭСК» неоднократно направляя в адрес заявителя проект Договора от 18.04.2019 и ТУ к нему, подтверждает такую возможность, указывая, что граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон не меняется.

Довод Чубенко Л.Н. о том, что фактически прибор учета находится в ином месте, не свидетельствует о том, что в этом месте располагается граница балансовой принадлежности, которая уже определена соответствующим актом присоединения.

При этом, довод административного органа о том, что пункт 144 Постановления N 442 позволяет по соглашению сторон устанавливать прибор учета в месте, отличном от границы балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства, коллегия считает ошибочным, поскольку даже в случае достижения такого соглашения между сторонами при выборе места установки прибора учета надлежит исходить из максимальной приближенности к границе раздела балансовой принадлежности.

Между тем, поскольку изменение точек присоединения, схемы внешнего электроснабжения указанных энергопринимающих устройств Правилами N 861 не предусмотрено, а объект Чубенко Л.Н. уже был технологически присоединен к электрическим сетям ООО «ТЭСК», то в отношении энергопринимающих устройств Чубенко Л.Н. возможно только увеличение мощности по существующей схеме электроснабжения.

Учитывая указанные обстоятельства, ООО «ТЭСК» правомерно отказало в технологическом присоединении принадлежащего Чубенко Л.Н. объекта.

Таким образом, Приморским УФАС России не доказаны выводы о наличии события и состава вмененного предприятию правонарушения и основания для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, что в силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку основания для привлечения предприятия к административной ответственности по части1 статьи 9.21 КоАП РФ отсутствуют, суд апелляционной инстанции также признает незаконным и подлежащим отмене и представление, выданное ООО «ТЭСК».

Принимая во внимание вывод об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, иные доводы жалобы не имеют существенного значения для рассмотрения спора.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.

В соответствии со статьей 208 АПК РФ и статьей 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.09.2020  по делу №А51-12377/2020 отменить.

Признать  незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 16.07.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 025/04/9.21-659/2020.

Признать недействительным представление Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 16.07.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения № 025/04/9.21-659/2020.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи

Г.Н. Палагеша

И.С. Чижиков