ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-12658/20 от 27.05.2021 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-12658/2020

01 июня 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено июня 2021 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Д.А. Глебова,

судей С.Б. Култышева, Е.Н. Шалагановой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ундольской,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Стартер-ДВ»,

апелляционное производство № 05АП-2457/2021,

на решение от 05.03.2021 судьи Е.В. Кобко

по делу № А51-12658/2020 Арбитражного суда Приморского края,

по иску общества с ограниченной ответственностью «Стартер-ДВ»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению муниципальной собственности г.Владивостока

(ИНН <***>, ОГРН <***>),

обществу с ограниченной ответственностью «Система»

(ИНН <***>, ОГРН <***>),

третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, АО «КРДВ», Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю

о признании недействительным договора аренды,

при участии:

от УМС г.Владивостока: ФИО1, по доверенности от 25.12.2020, сроком действия до 31.12.2021, служебное удостоверение;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Стартер-ДВ» (далее – ООО «Стартер-ДВ», истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Управлению муниципальной собственности г.Владивостока (далее – Управление, УМС, ответчик) о признании недействительным договора аренды земельного участка 25:28:050053:309 от 02.07.2020.

Определениями от 04.09.2020, 28.10.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, АО «Корпорация развития Дальнего Востока», Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, ООО «Система».

Определением от 09.02.2021 ООО «Система» привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.03.2021 в удовлетворении заявленных ООО «Стартер-ДВ» требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что поскольку вид разрешенного использования земельного участка на момент обращения истца за предоставлением земельного участка соответствовал заявленной истцом цели его использования, у ответчика отсутствовали основания для отказа в предоставлении земельного участка в аренду. Считает неверным вывод суда первой инстанции о невозможности восстановления нарушенного права заявителя при удовлетворении заявленных требований по причине исключения пункта 33 статьи 39.6 ЗК РФ из оснований предоставления земельных участков без торгов.

Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 27.05.2021.

Через канцелярию суда от УМС г.Владивостока поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела. Ответчик по тексту представленного отзыва на апелляционную жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции представитель Управления на доводы апелляционной жалобы возражал, обжалуемое решение просил оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Из материалов дела коллегией установлено следующее.

ООО «Стартер-ДВ» в соответствии с положениями Федерального закона от 13.07.2015 №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» является резидентом СПВ, реализующим инвестиционный проект на основании соглашения №СПВ-1519/19 об осуществлении деятельности на территории свободного порта Владивосток от 16.09.2019, заключенного с управляющей компанией АО «Корпорация развития Дальнего Востока», по строительству объектов по обслуживанию автотранспорта и торговле автотоварами на территории г. Владивостока  в 2019-2026 гг, в том числе на земельном участке с кадастровым номером 25:28:050053:309.

Согласно сведениям ЕГРН, на территории г.Владивостока имеется земельный участок с кадастровым номером 25:28:050053:309 площадью 4 171+/-24 м, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул.Лесная, д.12, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: многоэтажная жилая застройка (высотная застройка), для иных видов жилой застройки, государственная собственность на который не разграничена.

На основании Закона Приморского края от 18.11.2014 №497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» (в редакции от 03.12.2018 № 402-КЗ) полномочия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края по распоряжению земельными участками на территории Владивостокского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, с 01.05.2019 переданы Администрации г.Владивостока.

На основании постановления Администрации г.Владивостока от 25.04.2019 №1667 «Об осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», органом по распоряжению земельными участками, находящихся на территории Владивостокского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, является УМС г.Владивостока.

ООО «Стартер-ДВ» обратилось в УМС г.Владивостока с заявлением вх.№7373/20у о предоставлении в аренду сроком на 65 лет земельного участка с кадастровым номером 25:28:050053:309, площадью 4717 кв. м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Лесная, д.12, с целью строительства автосервиса и автомагазина, а также об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка с существующего на «служебные гаражи».

Письмом от 18.05.2020 №7373/20у УМС г.Владивостока отказало заявителю в предоставлении земельного участка в аренду и изменении вида разрешенного использования по мотиву того, что ООО «Стартер-ДВ» не является правообладателем земельного участка, следовательно, не может требовать изменения вида его разрешенного использования, разрешенное использование земельного участка не соответствует целям, заявленным обществом.

Впоследствии общество повторно обратилось в орган местного самоуправления с требованием об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка. По результатам рассмотрения заявления письмом от 09.07.2020 №11149/20у УМС г.Владивостока повторно отказало заявителю со ссылкой на заключение договора аренды земельного участка №25-28-050053-Ю-Р-НР-00319 от 02.07.2020 с иным лицом, которым является ООО «Система», резидент СПВ (соглашение №СПВ-1761/19 об осуществлении деятельности резидента СПВ от 31.12.2019).

Ссылаясь на нарушение права ООО «Стартер-ДВ» на получение земельного участка с кадастровым номером 25:28:050053:309  в аренду без проведения торгов в целях реализации инвестиционного проекта, в результате заключения договора аренды между УМС г.Владивостока и ООО «Система» №25-28-050053-Ю-Р-НР-00319 от 02.07.2020, ООО «Стартер-ДВ» обратилось в суд с рассматриваемым иском.

Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.

Согласно статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ, Кодекс) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в ГК РФ.

Согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.

Статьей 168 ГК РФ предусмотрено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу пункта 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Исходя из системного толкования пункта  1 статьи 1, пункта 3 статьи 166 и пункта 2 статьи 168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.

Частью 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов. В частности, пунктом 33 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 26.10.2020) предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.

Пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.

В силу статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 №540 (классификатор видов разрешенного использования земельных участков).

Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

До 01.01.2020 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона №171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка.

Согласно пункту 3.1.41 Положения об УМС г.Владивостока к его функциям относится принятие решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся в муниципальной собственности Владивостокского городского округа, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении которых осуществлен выбор новых видов разрешенного использования.

Как следует из материалов дела, 24.04.2020 истец обратился в УМС г.Владивостока с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:050053:309 для использования в целях строительства автосервиса и автомагазина, изменении разрешенного вида использования земельного участка.

В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 31.07.2015 №ОГ-Д23-10238 «О рассмотрении обращения» Департаментом недвижимости Минэкономразвития России рассмотрен вопрос разъяснения норм приказа Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, органы местного самоуправления устанавливают виды разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, если они были приняты до вступления в силу приказа №540, однако если виды разрешенного использования устанавливаются или изменяются в правилах землепользования и застройки после 24.12.2014, то виды разрешенного использования должны соответствовать классификатору.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков такой вид разрешенного использования как «обслуживание автотранспорта» отсутствует.

26.12.2020 распоряжением Департамента градостроительства Приморского края №140 в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа внесены изменения, а именно: виды разрешенного использования для зон, включенных в градостроительные регламенты, привели в соответствие с Классификатором, в том числе и виды разрешенного использования для зоны ОЖ-1, в которую входит спорный земельный участок с кадастровым номером 25:28:050053:309.

В этой связи, на момент обращения истца с заявлением от 24.04.2020 такой вид разрешенного использования как «автосервисы и автомагазины» не был предусмотрен для зоны ОЖ-1 «Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа».

Заявитель не является и не являлся титульным владельцем спорного земельного участка, относящихся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, правом на распоряжение которыми, в том числе на изменение разрешенного вида использования, наделен орган местного самоуправления, статус заявителя как резидента свободного порта, имеющего намерение реализовать инвестиционный проект на спорных земельных участках, на дату обращения в УМС г.Владивостока, представлял право на получение в упрощенном порядке земельного участка для реализации инвестиционного проекта.

Между тем, действующее градостроительное законодательство допускает изменение вида разрешенного использования земельного участка по инициативе правообладателя. При этом, обязанность уполномоченного органа изменить вид разрешенного использования земельного участка по заявлению лица, не являющегося правообладателем земельного участка, не предусмотрена.

ООО «Система» обратилось в Управление с заявлением о предоставлении в аренду сроком до 12.10.2085 земельного участка с кадастровым номером 25:28:050053:309 в целях реализации инвестиционного проекта «Строительство двух многоквартирных жилых домов на территории г.Владивостока», а также об изменении вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка с существующего на «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».

Распоряжением УМС г.Владивостока от 27.05.2020 №1046/28 изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:050053:309, площадью 4717 кв.м, расположенного по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Лесная, д.12, с «земельные участки (территории) общего пользования» на указанный в градостроительном регламенте, установленном для территориальной общественно-жилой зоны (ОЖ 1), в составе основных видов разрешенного использования «многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)».

На основании подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ между УМС г.Владивостока и ООО «Система» заключен договор от 02.07.2020 №25-28-050053-Ю-Р-НР-00319 аренды земельного участка с кадастровым номером 25:28:050053:309, площадью 4717 кв.м.

С учетом изложенного, коллегия поддерживает вывод о  том, что у органа местного самоуправления отсутствовала безусловная обязанность удовлетворить требование ООО «Стартер-ДВ» и изменить вид разрешенного использования спорного земельного участка по заявлению лица, не являющегося его правообладателем, в также предоставить земельный участок в аренду на специальных условиях.

Доказательства признания данного решения УМС г.Владивостока недействительным в порядке главы 24 АПК РФ в материалах дела отсутствуют.

Статьей 9 АПК РФ закреплено, что участвующие в деле лица несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Истец не воспользовался правом на обжалование решения органа местного самоуправления с целью проверки в судебном порядке действий Администрации на предмет соблюдения действующего законодательства.

Учитывая приведенные обстоятельства, поскольку материалами дела не подтвержден факт нарушения органом местного самоуправления земельного и градостроительного законодательства при рассмотрении обращений ООО «Стартер-ДВ» об изменении вида разрешенного использования земельного участка, основания для удовлетворения иска отсутствовали.

Кроме того, не находя оснований для удовлетворения заявленных требований, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с Федеральным законом от 15.10.2020 №318-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с изменением порядка предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, резидентам свободного порта Владивосток» признаны утратившими силу подпункт 33 пункта 2 статьи 39.6 и подпункт 18 пункта 8 статьи 39.8 ЗК РФ.

Данный нормативный правовой акт был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 15.10.2020 и вступил в действие с 26.10.2020.

В этой связи с указанной даты отменена процедура предоставления земельных участков резидентам свободного порта Владивосток в аренду без проведения торгов. При этом каких-либо переходных моментов, в том числе предполагающих продолжение процедуры предоставления земельных участков для лиц, обратившихся с соответствующими заявлениями в уполномоченный орган до вступления в силу Закона №318-ФЗ, названный Федеральный закон не содержит.

С учетом изложенного следует признать, что вопреки позиции апеллянта, права и законные интересы заявителя оспариваемым решением не нарушены и не могут быть восстановлены, исходя из положений земельного законодательства и фактических обстоятельств дела.

Изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия сочла, что обстоятельства, на которых она основана, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, направлены на переоценку выводов суда. Иная оценка апеллянтом обстоятельств настоящего обособленного спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.

Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено. При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в силу положений статьи 110 АПК РФ относятся на апеллянта.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.03.2021  по делу №А51-12658/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Д.А. Глебов

Судьи

С.Б. Култышев

Е.Н. Шалаганова