ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-12933/18 от 19.12.2018 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-12933/2018

20 декабря 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено декабря 2018 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего А.В. Пятковой,

судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края,

апелляционное производство № 05АП-8571/2018

на решение от 28.09.2018

судьи Д.А. Самофала

по делу № А51-12933/2018 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГеолИнвест» (ИНН 2537095441, ОГРН 1122537004479)

к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (ИНН 2540152379, ОГРН 1092540001421)

об оспаривании решений от 17.04.2018 № 37-04-10/2380, от 05.06.2018
№ 37-04-10/3416,

при участии:

от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края: Янковая А.Ю., по доверенности от 28.03.2018 №37-05-12/1894 срок действия на 1 год,  служебное удостоверение; Гавриков А.В., по доверенности от 10.01.2018 №37-04-08/52 срок действия до 31.12.2018,  служебное удостоверение,

от ООО «ГеолИнвест»: Попов А.М., приказ №1 от 26.10.2012,  паспорт.

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ГеолИнвест» (далее - заявитель, общество, ООО «ГеолИнвест») обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными решений Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (далее - Департамент) от 17.04.2018 № 37-04-10/2380, от 05.06.2018 № 37-04-10/3416 об отказе в рассмотрении и согласовании технической документации - Технического проекта корректировки проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень» и о понуждении Департамента рассмотреть в установленном законом порядке техническую документацию - Технический проект корректировки проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень».

Решением от 28.09.2018 суд признал незаконными решения Департамента от 17.04.2018 № 37-04-10/2380, от 05.06.2018 № 37-04-10/3416 об отказе в рассмотрении и согласовании технической документации - Технического проекта корректировки проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень», в связи с их несоответствием Положению о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118. Также указанным решением суд обязал Департамент в тридцатидневный срок после вступления решения суда в законную силу рассмотреть в установленном законом порядке техническую документацию - Технический проект корректировки проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень».

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 28.09.2018, Департамент просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО «ГеолИнвест».

В обоснование доводов апелляционной жалобы Департамент указывает, что поскольку разработка месторождений полезных ископаемых  осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с недрами, то наличие одновременно на один и тот же участок недр двух технических проектов не допускается, что согласуется с нормами Постановления Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» (далее – Положение №118).

Считает ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии препятствий для рассмотрения Департаментом представленной документации в связи с тем, что на момент рассмотрения настоящего спора  отсутствовали судебные акты, в рамках которых оспаривалось решение Департамента об отмене согласования  технических проектов на спорный объект.

Департамент настаивает на отсутствие возможности принять к рассмотрению новый представленный обществом проект, так как после его принятия к рассмотрению Департамент должен был вынести решение о согласовании или несогласовании представленных документов, указывая при этом на тот факт, что в перечне оснований для отказа в согласовании отсутствует такое основание как наличие ранее утвержденного проекта и невозможность согласования  второго технического проекта.

Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои требования и возражения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

ООО «ГеолИнвест» осуществляет хозяйственную деятельность на основании выданной Департаментом лицензии на право осуществления разведки и добычи базальтов (строительного камня) на месторождении «Шкотовский камень» от 26.10.2015 серии ШКО № 00791 ОЩ сроком действия до 26.10.2025.

Решением от 09.11.2016 №1-12/37/8969 Департамент согласовал разработанный ООО «ГеолИнвест» Технический проект разработки месторождения строительного камня «Шкотовский камень» в 2016-2025 годах (далее - Технический проект).

Большекаменской межрайонной прокуратурой во исполнение поручения Прокуратуры Приморского края 04.10.2017 проведена проверка соблюдения ООО «ГеолИнвест» требований законодательства при проведении работ по разработке карьера в районе пгт. Шкотово, а также по обеспечению соблюдения данным лицом законности в сфере осуществляемой им деятельности, в ходе которой выявлены нарушения обществом санитарных норм, в том числе регулирующих установление санитарно-защитной зоны промышленного предприятия II класса опасности.

На основе полученных в ходе проведенных проверочных мероприятий данных и представленной ООО «ГеолИнвест» технической документации, согласно подпунктам «а», «б» пункта 21 Положения №118 Департамент принял решение от 20.11.2017 № 7-12/37/7712, которым отменил, в том числе свое ранее принятое решение от 09.11.2016 № 1-12/37/8969 о согласовании проектной документации на разработку месторождения строительного камня «Шкотовский камень».

Не согласившись с решением Департамента от 20.11.2017 № 7-12/37/7712 в указанной части, полагая его незаконным, нарушающим его права и законные интересы в сфере осуществляемой им экономической деятельности, ООО «ГеолИнвест» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с соответствующим заявлением.

На основании поданного обществом заявления арбитражным судом возбуждено дело № А51-29594/2017.

19.03.2018 ООО «ГеолИнвест» направило в Департамент заявку на рассмотрение и согласование Технического проекта корректировки проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень» после устранения замечаний Департамента, указанных в его письмах от 08.11.2017 № 7-12/37/7439, от 29.12.2017 № 7-12/37/8789.

По результатам рассмотрения заявки Департаментом вынесено решение от 17.04.2018 № 37-04-10/2380 об отказе в рассмотрении и согласовании технической документации - Технического проекта корректировки проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень», в обоснование которого указано на рассмотрение дела №А51-29594/2017 по заявлению общества о признании незаконным решения Департамента от 20.11.2017 № 7-12/37/7712 об отмене решения от 09.11.2016 № 1-12-/37/8969 о согласовании проектной документации на разработку месторождения строительного камня «Шкотовский камень».

Не согласившись с решением от 17.04.2018 № 37 04-10/2380, ООО «ГеолИнвест» вновь направило в Департамент заявку от 07.05.2018 на рассмотрение и согласование Технического проекта корректировки проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень».

Решением от 05.06.2018 № 37-04-10/3416 Департамент повторно отказал в рассмотрении и согласовании технической документации - Технического проекта корректировки проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень» со ссылкой на принятие арбитражным судом обеспечительных мер по делу № А51-29594/2017, а также указал, что представленная ООО «ГеолИнвест» техническая документация является новой, а рассмотрение арбитражным судом законности отмены ранее согласованной технической документации в 2016 году не закончено.

Не согласившись с решениями Департамента от 17.04.2018 № 37-04-10/2380 и от 05.06.2018 № 37-04-10/3416, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы общества, ООО «ГеолИнвест» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе Департамента и в отзыве общества на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1) разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Указанные технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами установлен Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 № 118.

В соответствии с пунктом 2 Положения №118 подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Согласно пунктам 5, 6 Положения №118 проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (Комиссия).

В соответствии с пунктом 15 Положения №118 для согласования проектной документации пользователь недр подает в Федеральное агентство по недропользованию заявление с указанием своих полного и сокращенного наименований, организационно-правовой формы и места нахождения, а также перечня прилагаемых к заявлению документов.

В силу абзаца 1 пункта 20 Положения №118 рассмотрение проектной документации осуществляется Комиссией или уполномоченным органом в течение 30 дней со дня представления материалов пользователем недр.

В соответствии с абзацем 3 пункта 20 Положения №118 по результатам рассмотрения проектной документации Комиссия или уполномоченный орган принимает решение о согласовании проектной документации или о мотивированном отказе в согласовании проектной документации.

Из содержания оспариваемых решений от 17.04.2018 № 37-04-10/2380, от 05.06.2018 № 37-04-10/3416 суд установил, что основанием для отказа Департаментом в рассмотрении и согласовании технической документации - Технического проекта корректировки проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень» послужило рассмотрение в Арбитражном суде Приморского края дела № А51-29594/2017, возбужденного по заявлению ООО «ГеолИнвест» о признании незаконным решения Департамента от 20.11.2017 № 7-12/37/7712 об отмене решения от 09.11.2016 № 1-12-/37/8969 о согласовании проектной документации на разработку месторождения строительного камня «Шкотовский камень».

Между тем, согласно пункту 21 Положения №118 основаниями для принятия Комиссией решения об отказе в согласовании проектной документации являются: несоответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерацией; несоответствие данных, указанных в проектной документации, заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых; несоответствие проектной документации требованиям к составу и содержанию проектной документации, предусмотренным пунктами 12 и 13 Положения.

Указанный перечень является исчерпывающим и, как верно указано судом первой инстанции, расширительному толкованию не подлежит.

В нарушение требований пунктов 18 и 21 Положения №118 Департаментом приняты решения об отказе в рассмотрении и согласовании проектной документации по основаниям, не предусмотренным федеральным законодательством, а именно оспаривание решения Департамента от 09.11.2016 № 1-12-/37/8969, которым последний отменил ранее  утвержденное решение о согласовании проектной документации разработки месторождения строительного камня «Шкотовский камень» в суде не относится к указанным в пункте 21 Положения № 118 основаниям для отказа пользователю недр в рассмотрении и согласовании проектной документации.

Довод апелляционной жалобы на наличие у общества уже согласованной решением Департамента от 09.11.2016 № 1-12-/37/8969 проектной документации на спорный объект, а также на то обстоятельство, что наличие двух технических проектов к лицензии не предусмотрено действующим законодательством, коллегия не принимает, поскольку, как указывалось выше, своим решением от 20.11.2017 № 7-12/37/7712 Департамент отменил ранее согласованную документацию на разработку месторождения строительного камня «Шкотовский камень».

Заявки общества от 16.03.2018, от 07.05.2018 на рассмотрение и согласование Технического проекта корректировки проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень» поданы обществом после устранения замечаний Департамента, указанных в его письмах от 08.11.2017 № 7-12/37/7439, от 29.12.2017 № 7-12/37/8789.

В связи с чем коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции, что Технический проект корректировки проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень» по заявкам общества от 16.03.2018, от 07.05.2018 является новой технической документацией разработки месторождения «Шкотовский камень», что не могло рассматриваться как составная часть ранее согласованной Департаментом проектной документации, являвшейся предметом судебного разбирательства в рамках дела № А51-29594/2017.

Из смысла пункта 21 Положения № 118 следует, что уполномоченный орган (в рассматриваемом случае - Департамент) проверяет соответствие проектной документации условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами, и (или) требованиям законодательства Российской Федерации на момент проверки, следовательно, представленные на рассмотрение комиссии  заявки общества от 16.03.2018, от 07.05.2018 не соотносятся с проектной документацией, соответствие которой нормам законодательства рассматривалось в рамках дела № А51-29594/2017.

Учитывая тот факт, что Департамент сам отменил ранее согласованную проектную документацию в отношении спорного объекта, то ее соответствие или несоответствие законодательству не могло повлиять на выводы Департамента в рамках рассмотрения новых заявок общества, поданных на рассмотрение комиссии с учетом замечаний Департамента.

На основании изложенного, вывод суда первой инстанции о том, у Департамента на момент подачи заявок ООО «ГеолИнвест» о рассмотрении и согласовании Технического проекта корректировки проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень» от 19.03.2018 и от 07.05.2018 отсутствовали законные основания для отказа в их рассмотрении, коллегия апелляционного суда считает правильными.

Ссылка Департамента на то обстоятельства, что в рамках дела № А51-29594/2017 судом были приняты обеспечительные меры, также правомерно не принята судом первой инстанции при оценке обоснованности отказа в рассмотрении и согласовании проектной документации, поскольку на основании определения от 22.12.2017 арбитражным судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия решения Департамента от 20.11.2017 № 7-12/37/7712 об отмене решения от 09.11.2016 № 1-12-/37/8969 о согласовании проектной документации на разработку месторождения строительного камня «Шкотовский камень» до принятия решения по делу и вступления его в законную силу, а в части запрета Департаменту принимать решения либо совершать иные действия по вопросам, относящимся к предмету спора или непосредственно с ним связанным, суд оставил заявление ООО «ГеолИнвест» без удовлетворения, фактически оставив возможность обществу и Департаменту для урегулирования спорного вопроса, что и было сделано со стороны общества.

Принятые обеспечительные меры не являлись препятствием для устранения ООО «ГеолИнвест» указанных Департаментом замечаний и подачи заявки о рассмотрении проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень», которая в силу требований Положения № 118 должна была быть рассмотрена Департаментом по существу.

Также судом установлено, что решением Арбитражного суда Приморского края от 19.06.2018 по делу № А51-29594/2017 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным решения Департамента от 20.11.2017 № 7-12/37/7712 об отмене решения от 09.11.2016 № 1-12/37/8969 о согласовании проектной документации на разработку месторождения строительного камня «Шкотовский камень». Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 производство по делу № А51-29594/2017 прекращено, в связи с отказом общества от заявленных требований. Следовательно, проектная документация на разработку месторождения строительного камня «Шкотовский камень», согласованная Департаментом решением от 09.11.2016 № 1-12-/37/8969, является недействующей, и нерассмотрение Департаментом вновь подготовленной проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень» препятствует осуществлению обществом законной предпринимательской деятельности в сфере пользования недрами.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о незаконности оспариваемых решений Департамента от 17.04.2018 № 37-04-10/2380, от 05.06.2018 № 37-04-10/3416, в связи с их несоответствием закону и нарушением прав и законных интересов общества в сфере экономической деятельности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ при признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными решение суда должно содержать указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

С учетом изложенного на Департамент правомерно возложена обязанность в тридцатидневный срок после вступления решения суда в законную силу рассмотреть в установленном законом порядке техническую документацию - Технический проект корректировки проектной документации разработки карьера «Шкотовский камень».

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.09.2018  по делу №А51-12933/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

А.В. Пяткова

Судьи

Е.Л. Сидорович

Т.А. Солохина