ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-13009/18 от 24.10.2018 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-13009/2018

31 октября 2018 года

Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2018 года.

Постановление в полном объеме изготовлено октября 2018 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Т. Васильевой,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Оборонэнерго»,

апелляционное производство № 05АП-7555/2018

на решение от 04.09.2018

судьи Ю.А. Тимофеевой

по делу № А51-13009/2018 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо: ФИО1

об отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 31.05.2018 № 11А/06-2018,

при участии:

от АО «Оборонэнерго»: ФИО2, доверенность от 10.09.2018 сроком по 31.12.2018 года, паспорт,

от УФАС по Приморскому краю: ФИО3, доверенность от 17.04.2018 сроком до 31.12.2018 года, служебное удостоверение

ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом

УСТАНОВИЛ:

         Акционерное общество «Оборонэнерго» (далее по тексту - общество, сетевая организация) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее по тексту - управление, административный орган) от 31.05.2018 №11А/06-2018.

         Решением суда от 04.09.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления и законности привлечения общества к административной ответственности.

Общество, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что технологическое присоединение к электрическим сетям должно осуществляться в соответствии с требованиями статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правилами технологического присоединения. В случае если в сетевую организацию обратился член СНТ с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного в границах СНТ, мощность на которое ранее была учтена при заключении договора (договор находится на стадии исполнения) с расчетом платы за технологическое присоединение непосредственно с СНТ, следует руководствоваться пп. 11, 12 пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 15.04.1998 №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».  При этом технологическое присоединение для граждан – членов СНТ и граждан, ведущих садоводство, огородничество, или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории СНТ, осуществляется согласно требованиям статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения.

         Между АО «Оборонэнерго» и с/т «Ольха», на территории которого расположен участок ФИО1, ранее заключался договор технологического присоединения энергоустановок с/т «Ольха». Периодически СНТ обращается с заявками в общество об увеличении мощности, в связи с осуществлением подключения новых членов СНТ, не осуществлявших подключение ранее.

         Таким образом, СНТ имеет свою электросетевую инфраструктуру и правоотношения между с/т «Ольха» и ее членами регламентируются Федеральным законом от 15.04.1998 №66-ФЗ.

         Именно для прояснения ситуации и выяснения обстоятельства, является ли ФИО1 членом с/т «Ольха» ему был направлен запрос о предоставлении дополнительной информации, поскольку данные сведения повлияли бы на определение способа технологического присоединения и лица, обязанного его осуществить.

         Без предоставления указанной информации, общество не имело достаточных данных для разработки проекта договора, технических условий, определения точки присоединения, и определения мощности с учетом ранее присоединенной в точке присоединения мощности.

         Учитывая изложенное, общество считает, что в его действиях отсутствует вина и умысел в совершении вменяемого правонарушения, в связи с чем, оснований для привлечения его к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ не имелось.

         Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

         Представитель антимонопольного органа на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене.

         ФИО1, извещенный о времени и месте судебного разбирательства не явился.

         В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ФИО1

         Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения решения в связи со следующим.

         Согласно материалам дела, 08.12.2017 ФИО1 направил в адрес АО «Оборонэнерго» заявку (вх. от 13.08.2017 №9208) на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта в связи с новым строительством (максимальная мощность 15 кВт, напряжение 380 Вольт, III категория надёжности, присоединение по одному источнику электроснабжения, адрес: Приморский край, г. Артем, массив «Синяя Сопка», СТ «Ольха», участок № 92) с приложением документов.

         Письмом от 28.12.2017 № ПРМ/100/5918 сетевая организация указала о необходимости предоставления ФИО1 недостающей информации, без предоставления которой АО «Оборонэнерго» не имеет достаточных данных для разработки проекта договора и технических условий.

         Сетевая организация сообщила, что учитывая особый порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (далее - Объединение), гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории Объединения, и иным лицам, расположенным на территории Объединения, в целях определения надлежащего статуса Заявителя (ФИО1), при подаче заявки на технологическое присоединение Заявителю в дополнение необходимо указать, является ли он членом Объединения, либо ведёт садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории Объединения.

         После получения указанного письма ФИО1, посчитав, что АО «Оборонэнерго» своими действиями необоснованно затягивает срок технологического присоединения, обратился в УФАС по Приморскому краю с заявлением о признании действий общества, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг по технологическому присоединению, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и о выдаче обществу предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

         28.04.2018 письмом № ПРМ/100/1829 общество направило ФИО1 проект договора № 262/3ТП/ПРМ-2018 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств строительной площадки жилого дома, расположенной по адресу с/т «Ольха», участок № 92 г. Артем Приморского края.

         Административный орган по результатам рассмотрения заявления ФИО1 и имеющихся материалов определением от 16.03.2018 возбудил дело об административном правонарушении №11А/06-2018 и назначил проведение административного расследования.

         Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, административный орган составил протокол об административном правонарушении от 12.04.2018 № 11А/06-2018.

         По результатам рассмотрения материалов дела административным органом было вынесено постановление от 31.05.2018 №11А/06-2018. Согласно данному постановлению общество привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

         Общество, полагая, что постановление от 31.05.2018 № 11А/06-2018 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

         На основании пункта 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

         В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

         Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

         В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

         Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

         Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам.

         Таким образом, технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

         В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им указанных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

         Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 указанных Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

         В соответствии с пунктом 14 Правил № 861 в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; место жительства заявителя; сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и", "л" пункта 9 названных Правил; запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.

         Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения в адрес заявителей, указанных в (в том числе) в пункте 14 указанных правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя.

         Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил.

         При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, и иным лицам, расположенным на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется к сетям сетевой организации непосредственно или с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения.

         В случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, осуществляется с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования этого объединения, указанные граждане заключают с этим объединением договор использования объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования в соответствии с Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

         По смыслу изложенного, названными Правилами предусмотрена возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, ведущим садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения непосредственно от сетей сетевой организации, т.е. без использования общей инфраструктуры такого объединения.

         Кроме того, положениями статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» установлено, что имущество общего пользования - имущество (в т.ч. земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей.

         Право граждан вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке предусмотрено статьей 8 названного Федерального закона.

         Суд апелляционной инстанции, проанализировав положения Федерального закона №66-ФЗ в совокупности с нормами Правил №861, приходит к выводу о том, что его нормами не установлена обязанность граждан-собственников земельных участков, расположенных на территории садоводческого объединения, осуществлять технологическое подключение исключительно к сетям такого товарищества; в отношении лиц, ведущих свое хозяйство в индивидуальном порядке (не являющихся членами такого объединения), названный Федеральный закон устанавливает лишь право пользования инфраструктурой такого товарищества.

         Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что технологическое присоединение к объекту заявителя возможно только с использованием уже имеющихся сетей общего пользования на территории СНТ «Ольха» подлежит отклонению как основанный на неверном толковании названных выше Правил и норм Федерального закона № 66-ФЗ.

Часть 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

         Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, и нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям.

         Субъектами административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ являются, в том числе, юридические лица.

         Учитывая, что общество является субъектом естественной монополии, то, как верно указал суд первой инстанции, на него распространяются положения об административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

         В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

         Обстоятельств, исключающих вину общества, не установлено.

         Доказательств, подтверждающих отсутствие у АО «Оборонэнерго» реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение субъектом естественной монополии нарушения установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, заявитель в материалы дела не представил.

         Руководствуясь вышеизложенным, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

         Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

         Рассмотрев материалы дела, коллегия установила, что производство по делу об административном правонарушении в отношении общества соответствует требованиям КоАП РФ, процессуальные права лица, привлеченного к административной ответственности, не были нарушены.

         При назначении наказания административным органом выяснены и учтены все обстоятельства дела.

         Размер штрафа определен должностным лицом, рассматривавшим дело об административном правонарушении, с учетом всех обстоятельств дела, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, то есть антимонопольным органом учтены характер совершенного административного правонарушения, все обстоятельства указанного дела, степень вины заявителя.

         Срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюден.

         Обстоятельств, позволяющих расценить совершенное обществом правонарушение как малозначительное, также не установлено. Действия общества создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая также выражается в его пренебрежительном отношении к выполнению своих публично-правовых обязанностей. В связи с этим совершенное заявителем административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

         Руководствуясь вышеизложенным, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал АО «Оборонэнерго» в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления УФАС по Приморскому краю от 31.05.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №11А/06-2018.

         Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.

         Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.

         Апелляционная жалоба не содержат сведений о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

         Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, в силу чего доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия отклоняет.

         Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

         Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.09.2018  по делу №А51-13009/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

         Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Л.А. Бессчасная

А.В. Пяткова