Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-13770/2021 |
мая 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено мая 2022 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Приморского края,
апелляционное производство № 05АП-160/2022
на решение от 30.11.2021
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу № А51-13770/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству сельского хозяйства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным решения об отказе в принятии пакета документов на возмещение части затрат связанных с приобретением сельскохозяйственного оборудования №25/3260 от 17.06.2021; об обязании принять пакет документов для включения в перечень получателей субсидии для возмещения части затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса, на приобретение (Комбайн РСМ-102 «Vector-450 Track») в 2021 году,
при участии:
от Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1: ФИО2 по доверенности от 02.07.2021, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом (регистрационный номер 75170).
В судебное заседание не явились: от Министерства сельского хозяйства Приморского края, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (далее - заявитель, ФИО1, глава КФХ) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства Приморского края (далее – Министерство, административный орган) о признании незаконным решения об отказе в принятии пакета документов на возмещение части затрат связанных с приобретением сельскохозяйственного оборудования №25/3260 от 17.06.2021; об обязании принять пакет документов для включения в перечень получателей субсидии для возмещения части затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса, на приобретение (Комбайн РСМ-102 «Vector-450 Track») в 2021 году.
Решением суда от 30.11.2021 заявленные требования удовлетворены.
Министерство, не согласившись с принятым решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что в результате проверки предоставленной ФИО1 субсидии 2020 года было установлено, что заявитель не достиг значений результатов использования по достижению урожайности сельскохозяйственных культур, а именно:
Наименование с/х культур | Достигнутая ИП ГКФХ ФИО1 урожайность с/х культур ц/га | Урожайность с/х культур, установленная приложением № 1 к Порядку на 2020 год, ц/ га |
пшеница | 18.3 | 14 |
овес | 18,9 | 17 |
ячмень | 13,3 | 15 |
соя | 15,8 | 18 |
Оценка значений результата использования субсидии, сельскохозяйственным товаропроизводителем осуществляется Минсельхозом Приморского края на основании соотношения установленных соглашением о предоставлении субсидии и фактически достигнутых по итогам года предоставления субсидии значений результата использования субсидии.
В целях подтверждения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению урожайности сельскохозяйственных культур в 2020 году, заявителем в адрес Минсельхоза Приморского края был представлен акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате неблагоприятных погодных условий, от 10.12.2020 № 7. В пункте 5 Акта указана информация о неблагоприятных погодных условиях в период посева сои, вместе с тем информация об обследовании посевов с фиксацией низкорослости растений по причине неблагоприятных погодных условий заявителем, не предоставлялась. Какую-либо информацию о количестве погибших посевов (гектар), о фактической урожайности сои либо о недоборе урожая с указанием кадастровых номеров полей или количества гектар, которая уже была известна после сбора урожая в конце ноября 2020 года акт, составленный в декабре 2020 года, также не содержит.
С учетом изложенного, Министерство полагает, что представленный заявителем акт обследования не мог подтверждать наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению ФИО1 соответствующего обязательства по достижению конкретного значения результата использования субсидии, поскольку данный документ не содержит в себе конкретных результатов каких-либо замеров, расчетов, описания того, каким образом определялась урожайность.
Таким образом, в связи с недостижением заявителем в отчетном году показателей урожайности сельскохозяйственных культур, Министерство считает законным и обоснованным решение от 17.06.2021 №25/3260.
Министерство, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечило.
Представитель заявителя в судебном заседании на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба с учетом поступившего 17.05.2022 ходатайства заявителя рассмотрена в отсутствие представителя Министерства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено, что 04.04.2019 между Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (лизингополучатель) и АО «Росагролизинг» (лизингодатель) заключен договор финансовой аренды (лизинга) №2190109, а также дополнительное соглашение от 10.06.2019 №1 к Договору финансовой аренды (лизинга) №2190109, по условиям которого лизингодатель обязался передать лизингополучателю во владение и пользование имущество - Комбайн РСМ-102 «Vector-450 Track» с последующим переходом права собственности при условии полного исполнения лизингополучателем своих обязательств и в соответствии с условиями договора.
В апреле 2021 года ИП ГКФХ ФИО1 обратился в Министерство сельского хозяйства Приморского края с заявлением о включении в перечень получателей субсидии для возмещения части затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса на приобретение Комбайна РСМ-102 «Vector-450 Track» в 2021 году в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденных постановлением администрации Приморского края №256-па 21.06.2013 «О предоставлении субсидии из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещения части затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса».
По результатам рассмотрения заявления Министерством сельского хозяйства Приморского края принято решение, изложенное в письме от 17.06.2021 №25/3260 об отказе в принятии пакета документов на возмещение части затрат связанных с приобретением сельскохозяйственной техники и оборудования, по мотиву того, что в 2020 году хозяйством не достигнуты показатели урожайности сельскохозяйственных культур.
Посчитав, что решение является незаконным и нарушает права и законные интересы предпринимателя, последний обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что актом обследования от 10.12.2020 №7 подтверждается наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению главой КФХ соответствующего обязательства по достижению конкретного значения результата для получения субсидии. Приняв во внимание изложенные обстоятельства, суд посчитал, что оспариваемое решение Министерства было принято при отсутствии наличия достаточных правовых и фактических оснований и повлекло нарушение его прав и законных интересов.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Администрации Приморского края от 21.06.2013 №256-па утвержден Порядок «О предоставлении субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйства) на возмещение части затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса».
Названный Порядок определяет цели, условия и порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидий из краевого бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых являются иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета на возмещение части затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса, категорию и критерии отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей Приморского края, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу пункта 2 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители) при условии включения их в перечень получателей субсидий, утверждаемый министерством в текущем финансовом году (далее - перечень), в целях возмещения части затрат (без учета налога на добавленную стоимость), связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса.
Согласно пункту 3 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств краевого бюджета на возмещение части, в том числе следующих затрат:
а) возмещение части затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники и оборудования, в том числе на условиях лизинга, включая:
фактические затраты на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования по договорам финансовой аренды (лизинга), принятым к субсидированию в прошлые годы (в том числе по договорам финансовой аренды (лизинга) в рамках реализации федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса», принятым в 2019 году к субсидированию);
фактические затраты на приобретение камнеуборочных машин и морковоуборочных комбайнов в текущем, отчетном финансовом году и году, предшествующем отчетному, в том числе на условиях лизинга;
фактические затраты на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования на условиях финансовой аренды (лизинга) в текущем финансовом году и за период сентября - декабря отчетного года;
фактические затраты на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования в текущем финансовом году и за период сентября - декабря отчетного года.
Пунктом 4 предусмотрено, что критериями отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей для предоставления субсидий, источником которых являются средства краевого бюджета, являются:
регистрация и осуществление деятельности на территории Приморского края;
отсутствие у сельскохозяйственных товаропроизводителей задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, а также иным платежам, подлежащим уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также задолженности, возникшей в связи с неисполнением требования о возврате субсидии в краевой бюджет, в порядке, установленном пунктом 17 настоящего Порядка;
наличие соглашения о комплексном участии в государственной программе Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», заключенного между сельскохозяйственным товаропроизводителем и министерством по форме, утвержденной министерством;
согласие на проверку министерством и органами государственного финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий.
Из материалов дела усматривается, что в установленные сроки приема документов с 10 по 20 апреля 2021 года ФИО1 обратился в Министерство с заявлением на возмещение части затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники Комбайна РСМ-102 «Vector-450 Track» (договор лизинга №2190109), принятым к субсидированию в прошлые годы с приложением необходимого пакета документов.
Отказывая во включении заявителя в перечень получателей субсидии, Межведомственная экспертная комиссия в протоколе от 24.05.2021 № пт.мвк. 25-46 сослалось на несоответствие установленным подпунктом 7.1 пункта 7 Порядка критериям отбора, а именно не достижению предпринимателем в отчетном году показателей урожайности сельскохозяйственных культур, установленных приложением № 1 к Порядку.
Согласно пункту 7.1 Порядка (в редакции, действующей на момент возникновения рассматриваемых обстоятельств), дополнительными критериями отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на предоставление субсидий, кроме критериев, указанных в пункте 4 Порядка, являются:
для получения субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники, оборудования (за исключением животноводческого оборудования (в том числе оборудования для пчеловодства), кормоуборочной и кормозаготовительной техники и оборудования, камнеуборочных машин):
наличие обязательства сельскохозяйственного товаропроизводителя по осуществлению страхования всей посевной площади (урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (за исключением кормовых культур и многолетних трав) после осуществления их сева (посадки)) в текущем финансовом году, с указанием в договоре сельскохозяйственного страхования риска утраты (гибели) объекта страхования одного из следующих страховых случаев: паводок, половодье, наводнение, подтопление, град, крупный град, сильный ливень, сильный и (или) продолжительный дождь, переувлажнение почвы;
достижение сельскохозяйственным товаропроизводителем в отчетном году показателей урожайности сельскохозяйственных культур, установленных приложением № 1 к Порядку.
Согласно приложению №1 установлены показатели урожайности сельскохозяйственных культур.
В отношении поддержки отрасли растениеводства по достижению урожайности сельскохозяйственных культур:
Пшеница: 2019 год - 13,5 ц/га, 2020 год - 14 ц/га, 2021 год - 14 ц/га, 2022 год - 15 ц/га, 2023 год - 16 ц/га, 2024 год - 17 ц/га;
Ячмень: 2019 год - 14 ц/га, 2020 год - 15 ц/га, 2021 год - 16,7 ц/га, 2022 год - 19,3 ц/га, 2023 год - 21,7 ц/га, 2024 год - 24,2 ц/га;
Овес: 2019 год – 16 ц/га, 2020 год – 17 ц/га, 2021 год – 18 ц/га, 2022 год – 19 ц/га, 2023 год - 20 ц/га, 2024 год – 21 ц/га;
Соя: 2019 год – 17 ц/га, 2020 год – 18 ц/га, 2021 год – 19 ц/га, 2022 год – 20 ц/га, 2023 год – 21 ц/га, 2024 год – 21,2 ц/га;
Картофель: 2019 год – 170 ц/га, 2020 год – 190 ц/га, 2021 год – 210 ц/га, 2022 год – 230 ц/га, 2023 год – 240 ц/га, 2024 год – 240,2 ц/га;
Рис: 2019 год – 26 ц/га, 2020 год – 29 ц/га, 2021 год – 31 ц/га, 2022 год – 33 ц/га, 2023 год – 34 ц/га, 2024 год – 35 ц/га;
Кукуруза: 2019 год – 60 ц/га, 2020 год – 62 ц/га, 2021 год – 64 ц/га, 2022 год – 65 ц/га, 2023 год – 67 ц/га, 2024 год – 68 ц/га.
В соответствии с Порядком критерии недостижения урожайности сельскохозяйственных культур не распространяются на:
вновь образованные сельскохозяйственные товаропроизводители;
сельскохозяйственных товаропроизводителей, обратившихся
за предоставлением субсидии впервые;
сельскохозяйственных товаропроизводителей, подтвердивших наступление в отчетном году обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению показателей урожайности сельскохозяйственных культур, установленных приложением № 1 к Порядку.
В соответствии с пунктом 21 Порядка сельскохозяйственные товаропроизводители, получившие субсидию в части возмещения затрат, связанных с приобретением сельскохозяйственной техники и оборудования, предоставляют в министерство отчет о достижении значений результатов использования субсидий не позднее 20 января текущего года.
Согласно пункту 16 Порядка сельскохозяйственные товаропроизводители не позднее 20 января года, следующего за годом предоставления субсидий, представляют в министерство:
для сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших субсидию по направлениям, предусмотренным подпунктами «а» - «е» пункта 3 настоящего Порядка, - отчет о достижении значений результата использования субсидии, (далее - отчет) по форме согласно приложению № 2 к названному Порядку:
для сельскохозяйственных товаропроизводителей, получивших субсидию по направлениям, предусмотренным подпунктом «а» пункта 3 названного Порядка, - копии договоров сельскохозяйственного страхования посевных площадей (урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (за исключением кормовых культур и многолетних трав) после осуществления их сева (посадки)), подтверждающих страхование посевных площадей в отчетном году.
Так, в результате проверки предоставленной индивидуальному предпринимателю субсидии 2020 года было установлено, что заявитель не достиг значений результатов использования по достижению урожайности сельскохозяйственных культур, а именно:
достигнутая ФИО1 урожайность с/х культур: пшеница - 18,3 ц/га, овес - 18,9 ц/га, ячмень - 13,3 ц/га (отклонения от установленной урожайности на 1,7 ц/ га), соя - 15,8 ц/га (отклонения от установленной урожайности на 2,2 ц/ га).
Основанием освобождения сельскохозяйственного товаропроизводителя от применения мер, предусмотренных названным пунктом Порядка, является представление в Министерство не позднее 10 дней со дня окончания срока, установленного настоящим пунктом, документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующего обязательства по достижению конкретного значения результата использования субсидии, предусмотренного соглашением о предоставлении субсидии (пункт 16 Порядка).
Оценка значений результата использования субсидии, сельскохозяйственным товаропроизводителем осуществляется Министерством на основании соотношения установленных соглашением о предоставлении субсидии и фактически достигнутых по итогам года предоставления субсидии значений результата использования субсидии.
Так, в целях подтверждения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению урожайности сельскохозяйственных культур в 2020 году, заявителем в адрес министерства был представлен акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате неблагоприятных погодных условий,от 10.12.2020 № 7.
В постановлении Правительства Приморского края №696 от 12.08.2020 года «О внесении изменений в постановление Администрации Приморского края от 21 июня 2013 года №256-па «О предоставлении субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса» нет рекомендаций и пояснений по составлению документа, который подтверждает наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательства, не установлены.
Между тем, из положений статей 64, 65, 67, 68, 71 АПК РФ следует, что форма и содержание документа, подтверждающего наступление определенных обстоятельств, определяется наличием необходимого количества сведений, которые достоверно подтверждают те или иные обстоятельства спора.
Из анализа пункта 1 акта от 10.12.2020 №7 следует, что в нем содержится общая информация о прошедших в сентябре 2020 года ливневых дождях, однако информация об обследовании посевов в указанный период с фиксацией затопления, подтопления или вымокания сельхозугодий, равно как и информация о полегании растений в результате сильного ветра указана не была.
В пункте 5 указанного акта указана информация о неблагоприятных погодных условиях в период посева сои, вместе с тем информация об обследовании посевов с фиксацией низкорослости растений по причине неблагоприятных погодных условий ни заявителем, ни третьим лицом не предоставлялась.
Какую-либо информацию о количестве погибших посевов (гектар), о фактической урожайности сои либо о недоборе урожая с указанием кадастровых номеров полей или количества гектар, которая уже была известна после сбора урожая в конце ноября 2020 года акт, составленный в декабре 2020 года, также не содержит.
При таких обстоятельствах следует признать, что акт от 10.12.2020 №7 содержит некую обобщенную информацию, не относимую к периоду составления акта, не подтвержденную достоверными фактами и документальными сведениями о происходивших в течение года событиях, в связи с чем, его нельзя признать допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим возникновение выявленных обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих достижению урожайности сельскохозяйственных культур в 2020 году.
Иных документов, подтверждающих наступление обстоятельств непреодолимой силы препятствующих достижению урожайности ячменя, не представлено.
Таким образом, судебная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что представленный заявителем акт обследования подтверждает наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующего обязательства по достижению конкретного значения результата использования субсидии, поскольку данный документ не содержит в себе конкретных наблюдений, описаний событий, относящихся к дате составления акта, результатов каких-либо замеров, расчетов, описания того, каким образом определялось воздействие того или иного обстоятельства на урожайность.
Ссылка заявителя на то, что акт обследования посевов и посадок сельскохозяйственных культур, пострадавших в результате неблагоприятных погодных условийот 10.12.2020 №7 составлен комиссионно при участии начальника отдела сельского хозяйства управления экономики администрации ФИО3, коллегией отклоняется, поскольку указанный акт не имеет доказательственного содержания.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение Министерства от 17.06.2021 №25/3260 было принято при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, в связи с чем на основании части 3 статьи 201 АПК РФ заявленные требования удовлетворению не подлежат.
На основании части 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При изложенных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы признаются судебной коллегией обоснованными, а обжалуемое решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 АПК РФ).
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы не распределяются, поскольку Министерство от уплаты государственной пошлины освобождено на основании пп.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.11.2021 по делу №А51-13770/2021 отменить.
В удовлетворении заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 к Министерству сельского хозяйства Приморского края о признании незаконным решения об отказе в принятии пакета документов на возмещение части затрат связанных с приобретением сельскохозяйственного оборудования №25/3260 от 17.06.2021; об обязании принять пакет документов для включения в перечень получателей субсидии для возмещения части затрат, связанных с технической и технологической модернизацией, инновационным развитием агропромышленного комплекса, на приобретение (Комбайн РСМ-102 «Vector-450 Track») в 2021 году, отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Т.А. Солохина |
Судьи | Л.А. Бессчасная А.В. Пяткова |