ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-15236/2021 от 03.08.2022 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело

№ А51-15236/2021

09 августа 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2022 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, А.В. Пятковой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства по рыболовству Приморского края,

апелляционное производство № 05АП-4334/2022

на решение от 30.05.2022

судьи И.С. Чугаевой

по делу № А51-15236/2021 Арбитражного суда Приморского края

по иску Агентства по рыболовству Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромышленный комплекс «Славянский-2000» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

о взыскании субсидии в размере 1 599 535,62 руб.,

при участии:

от Агентства по рыболовству Приморского края:
ФИО1 по доверенности от 15.11.2021, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение; ФИО2 по доверенности от 16.09.2021, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 2009/ ЮФ-0535 от 30.06.2009).

в судебное заседание не явились: от общества с ограниченной ответственностью «Агропромышленный комплекс «Славянский-2000», о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

УСТАНОВИЛ:

Агентство по рыболовству Приморского края (далее – истец, Агентство) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Агропромышленный Комплекс «Славянский-2000» (далее – ответчик, общество) о взыскании субсидии в размере 1 599 535,62 рублей.

Решением суда от 30.05.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.

Истец, не согласившись с принятым решением, подал апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что ООО «АПК «Славянский-2000» не выполнило два плановых значения за 4 квартал 2019 года, установленных в Приложении №2 к Соглашению о предоставлении субсидии, а именно: объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных», в том числе по видам: консервы «Сайра натуральная», «Сайра с добавлением масла» в количестве 1 500 тонн; увеличение налоговых и неналоговых отчислений в консолидированный бюджет Приморского края» на 1%. Таким образом, на основании пунктов 27, 28 Порядка организация обязана осуществить возврат субсидии, предоставленной за соответствующий отчетный период, в полном объеме в краевой бюджет.

Также Агентство не согласно с выводом суда относительно причин недостижения результативности, указывая на то, что по данным ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» объем вылова тихоокеанской сайры в дальневосточном бассейне (Приморский край, Сахалинская область) за 2018 год составил 3 048 тонн; за 2019 год — 961,4 тонн. Общество в 4 квартале 2019 года было произведено товара «Консервы «Сайра натуральная» в объеме 1 155,02 тонн, вместо установленного планового показателя в Приложении № 2 к Соглашению — 1 500 тонн. Агентство считает, что при заключении соглашения на дату 29.11.2019 у предприятия существовала возможность более точно спланировать значение показателя по выпуску консервов с учетом снижения вылова сайры в 2019 году, поскольку предприятие само рассчитывает и планирует показатели, которые обязуется достигнуть при заключении соглашения на получение субсидии.

Кроме того, общество не обращалось в Агентство о пересмотре установленных плановых показателей, а также о внесении изменений в плановое значение показателя, установленного Приложением №2 к Соглашению, в части уменьшения планового объема производства продукции «Консервы «Сайра натуральная», «Сайра с добавлением масла» и внесения дополнительных показателей по производству продукции из других видов рыб. В связи с этим дополнительное соглашение между агентством и предприятием в части изменения значений плановых показателей не заключалось.

Плановое значение показателя результативности предоставления субсидий «Увеличение налоговых и неналоговых отчислений в консолидированный бюджет Приморского края» в 4 кв. 2019 г. по сравнению с 4 кв. 2018 г. в размере 1% предприятием не достигнуто (что и является основанием для подачи Агентством искового заявления для возврата субсидии в краевой бюджет, в том числе недостижение планового показателя по объему производства продукции консервы «Сайра натуральная», «Сайра с добавлением масла»).

Представитель Агентства в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Общество, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом явку своего представителя не обеспечило. Представило письменный отзыв, согласно которому указывает на то, что им выполнены все плановые показатели по увеличению обязательных платежей (отчислений) в бюджет в следующем налоговом периоде. Кроме того, общество использовало средства субсидии в соответствии с целями государственной программы, направило их на закупку рыбоперерабатывающего оборудования и перевыполнило план производства рыбопродукции на 115,41% от планового.

В соответствии с частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ответчика, по имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Из материалов дела судебной коллегией установлено, что между департаментом рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края (с 01.01.2020 - Агентство по рыболовству Приморского края) и обществом с ограниченной ответственностью «Агропромышленный комплекс «Славянский-2000» (далее - ООО «АПК «Славянский-2000»), заключено Соглашение от 29 ноября 2019 года № 4 о предоставлении из краевого бюджета субсидии юридическому лицу (за исключением государственного учреждения), индивидуальному предпринимателю, физическому лицу - производителю товаров, работ, услуг на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (в дальнейшем именуемое Соглашение), целью которого является возмещение затрат получателя, связанных с приобретением нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацией береговых рыбоперерабатывающих производств в рамках государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013 - 2021 годы», утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года № 389-па (далее - Соглашение).

Соглашение заключено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и действующим в спорный период постановлением Администрации Приморского края от 13.06.2013 № 236-па «О Порядке предоставления в 2013 - 2021 годах субсидий из краевого бюджета на государственную поддержку развития прибрежного рыболовства, рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей в Приморском крае».

В соответствии с Порядком и Соглашением ООО «АПК «Славянский-2000» предоставлена государственная поддержка в виде субсидии из краевого бюджета (далее - субсидия) в размере 1 599 535,62 рублей платежным поручением от 06.12.2019 №795529.

Согласно пункту 25 Порядка департамент и органы государственного финансового контроля осуществляют проверку соблюдения организациями условий, целей и порядка предоставления субсидий.

По результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств краевого бюджета агентством по рыболовству Приморского края в части исполнения мероприятий государственных программ Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2021 и 2020- 2027 годы», проведенного Контрольно-счетной палатой Приморского края в период с 01.04.2021 по 08.06.2021, отраженном в Акте от 10.06.2021, по мнению истца, ООО «АПК «Славянский-2000» не выполнило два плановых значения показателей результативности предоставления субсидии из краевого бюджета на государственную поддержку развития прибрежного рыболовства, рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей в Приморском крае, установленные в Приложении №2 к Соглашению, а именно: - «Объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных», в том числе по видам: консервы «Сайра натуральная», «Сайра с добавлением масла»; - «Увеличение налоговых и неналоговых отчислений в консолидированный бюджет Приморского края». В соответствии с Приложением №2 к Соглашению плановое значение показателя «Объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных», в том числе по видам: консервы «Сайра натуральная», «Сайра с добавлением масла» (далее - «Сайра с д/м») за 4 квартал 2019 года установлено в количестве 1 500 тонн.

В установленный пунктом 27 Порядка, пунктом 4.3.3 Соглашения срок ООО «АПК «Славянский-2000» письмом от 23.01.2020 №23/01-20 представило в агентство отчет о достижении значений показателей результативности в соответствии с Приложением №3 к Соглашению.

Согласно представленному отчету достигнутое значение показателя «Объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных» составило 1 510,7 тонн, в том числе по видам: консервы «Сайра натуральная», «Сайра с д/м» в количестве 1 110,4 тонн, консервы из лососевых рыб - 379,9 тонн, консервы «Сардина натуральная» - 9,1 тонн, консервы «Скумбрия с д/м» -11,3 тонн.

Согласно отчету по производству за 4 квартал 2019 года, представленному ООО «АПК «Славянский-2000» в Контрольно-счетную палату Приморского края в период встречной проверки, количество произведенной продукции (консервы «Сайра натуральная», «Сайра с д/м») составило 403,197 тонн (страница 40 Акта Контрольно-счетной палаты Приморского края от 10.06.2021).

В рамках осуществления контроля в соответствии с пунктами 4.1.6, 4.2.3 Соглашения в части достоверности предоставляемых сведений агентством в адрес ООО «АПК «Славянский-2000» направлен запрос от 11.06.2021 №43/1-1176 о предоставлении документов, подтверждающих информацию о достижении плановых значений показателей результативности предоставления субсидий, содержащуюся в отчете о достижении значений показателей результативности, в соответствии с Соглашением.

В ответ на запрос ООО «АПК «Славянский-2000» письмом от 16.06.2021 №43/2-1252 пояснило, что в контрольно - счетную палату Приморского края были представлены некорректные данные в связи с ошибкой в расчетах (консервные банки имеют разный объем - 230 грамм, 240 грамм, 245 грамм, 250 грамм, и, соответственно разную норму расхода сырья - 330 грамм, 340 грамм, 345 грамм, 350 грамм), также не была учтена другая продукция, кроме сайры.

Согласно документам, представленным предприятием, достигнутое значение показателя по объему производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных составило 1 731,08 тонн, в том числе по видам: консервы «Сайра натуральная», «Сайра с д/м» в количестве 1 155,02 тонн, консервы из лососевых рыб - 480,58 тонн, консервы «Сардина натуральная» - 64,22 тонн, консервы «Скумбрия с д/м» - 31,27 тонн.

Таким образом, плановое значение показателя результативности предоставления субсидий за 4 квартал 2019 года по виду продукции консервы «Сайра натуральная», «Сайра с д/м» в количестве 1500 тонн не достигнуто (составило 1 155,02 тонн, что меньше от запланированного на 344,98 тонн).

Согласно Приложению № 2 к Соглашению предусмотрено достижение планового значения показателя «Увеличение налоговых и неналоговых отчислений в консолидированный бюджет Приморского края» за 4 квартал 2019 года на 1 %.

Согласно документам, представленным ООО «АПК «Славянский2000» по запросу агентства от 11.06.2021 №43/1-1176, налоговые и неналоговые платежи в консолидированный бюджет Приморского края за 4 квартал 2019 года по отношению к 4 кварталу 2018 года уменьшились на 33% (в 4 квартале 2018 года сумма уплаченных платежей составила 3 216 805 руб., в 4 квартале 2019 года -2 149 523 руб.).

В расчет объема налоговых поступлений включены следующие виды налогов: налог на имущество, транспортный налог, госпошлина, НДФЛ. Плановое значение показателя результативности предоставления субсидий «Увеличение налоговых и неналоговых отчислений в консолидированный бюджет Приморского края» за 4 квартал 2019 года, предусмотренного в размере 1%, предприятием также не достигнуто.

Согласно пункту 27 Порядка в случае недостижения организацией значений показателей результативности предоставления субсидий за отчетный период организация обязана осуществить возврат субсидии, предоставленной за соответствующий отчетный период, в полном объеме в краевой бюджет в порядке, предусмотренном пунктом 28 Порядка.

Согласно пункту 4.1.7 Соглашения в случае установления департаментом (агентством) или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии, предусмотренных Порядком и Соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с настоящим Соглашением, недостоверных сведений, в обязанности агентства входит направление получателю требования об обеспечении возврата субсидии в краевой бюджет в размере и в сроки, определенные Порядком.

Пунктом 4.3.6.2 Соглашения предусмотрена обязанность получателя возвращать в краевой бюджет субсидию в размере, указанном в требовании, и в сроки, определенные Порядком.

Согласно положениям пункта 28 Порядка возврат субсидии производится организациями в течение пяти рабочих дней со дня получения требования агентства по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанным в требовании.

Распоряжениями председателя Контрольно-счетной палаты Приморского края (далее – КСП) от 31.03.2021 №12, от 01.06.2021 №12/10 в Агентстве проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования средств краевого бюджета агентством по рыболовству Приморского края в части исполнения мероприятий государственных программ Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2021 и 2020-2027 годы».

По результатам контрольного мероприятия КСП составлено представление от 25.06.2021 №02-01/533, которым установлено невыполнение ответчиком плановых значения показателей результативности.

В представлении КСП предложила агентству направить требование ответчику о возврате субсидии на сумму 1599 535,62 рублей.

В соответствии с пунктом 28 Порядка и пунктом 4.1.7 Соглашения истцом было направлено в адрес ООО «АПК «Славянский - 2000» требование от 29.06.2021 № 43/1-1277 о возврате субсидий в краевой бюджет в сумме 1 599 535,62 рублей, которое получено ответчиком 06.07.2021. Также, истцом в адрес ответчика направлена претензия от 13.07.2021 № 43/1-1419.

Оставление ответчиком претензии без удовлетворения, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда отмене не подлежит в силу следующего.

Требование Агентства от 29.06.2021 №43/1-1277 о возврате субсидии основано на представлении Контрольно-счетной палаты Приморского края от 25.06.2021 №02-01/533.

Абзацем восьмым пункта 1 статьи 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из объектов государственного (муниципального) финансового контроля являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) унитарных предприятий, государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах), индивидуальные предприниматели, физические лица в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, соблюдения ими целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги таких юридических лиц.

В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации в качестве одного из основных своих полномочий организовывает и осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 9). Внешний государственный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, предоставившего указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета (пункт 2 части 4 статьи 9).

Постановлением администрации Приморского края от 07.12.2012 №389-па «Об утверждении государственной программы Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013 - 2021 годы» закреплены следующие основные приоритеты:

- развитие аквакультуры (рыбоводства), искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы);

- модернизация береговых рыбоперерабатывающих организаций и увеличение глубины переработки сырья;

- наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;

- развитие инновационного потенциала рыбохозяйственного комплекса;

- активизация международного сотрудничества в области рыболовства;

- повышение эффективности реализации мероприятий по сохранению среды обитания и охраны водных биоресурсов;

- обеспечение надлежащего качества оказания потребителям государственных услуг. Указанные приоритеты направлены на обеспечение населения Приморского края и других субъектов Российской Федерации безопасной пищевой рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов. Гарантией их достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Исходя из указанных приоритетов государственной политики целями государственной программы являются: расширение производства и реализации российской рыбо- и морепродукции и обеспечение на этой основе интенсивного замещения импортной продукции на внутреннем рынке продукцией отечественного производства; обеспечение конкурентоспособности российской рыбной продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Достижение поставленных целей требует формирования комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбохозяйственного комплекса Приморского края, реализации скоординированных по ресурсам, срокам, исполнителям и результатам мероприятий и предусматривает решение нескольких задач, среди которых создание новых, техническое перевооружение и модернизация существующих основных производственных фондов, стимулирование предпринимательской активности и формирование положительного имиджа рыбохозяйственного комплекса Приморского края.

Приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы №1 «Стимулирование обновления и модернизации основных производственных фондов рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае» (далее - подпрограмма №1) государственной программы определены следующие: модернизация рыбоперерабатывающего сектора и стимулирование развития аквакультуры (рыбоводства); повышение роли рыбохозяйственного комплекса в достижении продовольственной обеспеченности населения Приморского края как одного из основных факторов поддержания высокого уровня жизни людей и качества рабочей силы; демонстрация возможностей российского рыбохозяйственного комплекса на международных выставках.

В соответствии с государственными приоритетами целями подпрограммы №1 являются: обновление и модернизация материально-технической базы рыбохозяйственных организаций Приморского края; создание положительного имиджа рыбохозяйственного комплекса Приморского края.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач: стимулирование развития аквакультуры (рыбоводства) и воспроизводства водных биоресурсов в Приморском крае; стимулирование строительства новых, технического перевооружения и модернизации существующих рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей в Приморском крае; создание условий для развития международной интеграции и международного сотрудничества, основанного на принципах добрососедства, равноправия и взаимного партнерства; повышение престижности рыбацкой профессии в Приморском крае.

Постановлением Администрации Приморского края от 24.07.2019 №477-па утвержден порядок предоставления в 2013 - 2021 годах субсидий из краевого бюджета на государственную поддержку развития прибрежного рыболовства, рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей в Приморском крае (далее – Порядок предоставления субсидий).

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субсидий, в редакции, действующей на момент заключения соглашения от 29.11.2019 №4, субсидии предоставляются организациям, зарегистрированным в качестве юридического лица, и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим рыбохозяйственную деятельность на территории Приморского края, включенным в перечень получателей субсидий, утверждаемый на период 2013 - 2021 годов, в целях возмещения части фактически произведенных и документально подтвержденных затрат, понесенных организациями:

- на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на модернизацию рыбопромыслового флота для прибрежного рыболовства, приобретение технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию рыбоперерабатывающих производств (пункт 2.1.);

- на уплату лизинговых платежей, предусмотренных договором финансовой аренды (лизинга), заключенным с российскими лизинговыми компаниями для реализации лизинговых проектов, направленных на модернизацию рыбопромыслового флота для прибрежного рыболовства, приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования (пункт 2.2.);

- на производство и реализацию живой, свежей или охлажденной продукции из водных биоресурсов (пункт 2.3.);

- на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств (пункт 2.5.).

Согласно абзацу 3 пункта 3 Порядка предоставления субсидий в редакции, действующей на момент заключения соглашения от 29.11.2019 №4, субсидии на возмещение части затрат, предусмотренных подпунктом 2.3 пункта 2 названного Порядка, предоставляются при условии производства живой, свежей или охлажденной продукции из водных биоресурсов с 1 января 2013 года и ее реализации на внутреннем рынке в розничной сети.

В соответствии с абзацем 3 пункта 27 Порядка, в случае не достижения организацией значений показателей результативности предоставления субсидий за отчетный период организация обязана осуществить возврат субсидии, предоставленной за соответствующий отчетный период, в полном объеме в краевой бюджет в порядке, предусмотренном пунктом 28 названного Порядка.

В соответствии с пунктом 3.2.3 Соглашения от 29.11.2019 года № 4, субсидии на возмещение части затрат, предусмотренных подпунктом 2.3 пункта 2 Порядка, предоставляются при условии:

- производства живой, свежей или охлажденной продукции из водных биоресурсов с 1 января 2013 года и ее реализации на внутреннем рынке в розничной сети;

- достижения значения показателей результативности предоставления субсидий, определенных в приложении №2.

Приложением №2 к Соглашению №4 от 29.11.2019, утверждены показатели результативности предоставления субсидий за 4 квартал 2019 года следующего содержания:

1. объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных – всего 1 500 тонн, в том числе консервы «Сайра натуральная», «Сайра с д/м» в размере 1 500 тонн;

2. среднемесячная заработная плата на одного работающего – 33 500 рублей;

3. объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской федерации – 10 653 рублей;

4. увеличение налоговых и неналоговых отчислений в консолидированный бюджет Приморского края – 1 %.

В силу пункта 4.1.7 Соглашения №4 в случае установления департаментом (агентством) или получения от органа государственного финансового контроля информации о факте(ах) нарушения Получателем порядка, целей и условий предоставления Субсидии, предусмотренных Порядком и Соглашением, в том числе указания в документах, представленных получателем в соответствии с названным Соглашением, недостоверных сведений, в обязанности агентства входит направление получателю требования об обеспечении возврата субсидии в краевой бюджет в размере и в сроки, определенные Порядком.

В пункте 4.3.6.2 Соглашения №4 предусмотрена обязанность получателя возвращать в краевой бюджет субсидию в размере, указанном в требовании, и в сроки, определенные Порядком.

Согласно позиции Агентства по результатам контрольного мероприятия, проведенного КСП Приморского края в период с 01.04.2021 по 08.06.2021, результаты которого зафиксированы в Акте от 10.06.2021, ООО «АПК «Славянский-2000» не выполнило два плановых значения показателей результативности предоставления субсидии из краевого бюджета на государственную поддержку развития прибрежного рыболовства, рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей в Приморском крае, установленные в Приложении № 2 к Соглашению, а именно:

- не достигнут объем производства рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных», в том числе по видам: консервы «Сайра натуральная», «Сайра с добавлением масла» - в общем размере 1 500 тонн;

- не установлено увеличения налоговых и неналоговых отчислений в консолидированный бюджет Приморского края на 1 % по сравнению с 4 кварталом 2018 года.

В этой связи Агентство посчитало, что на стороне ответчика в связи с недостижением плановых показателей результативности, предусмотренных Соглашением образовалось неосновательное обогащение, которое подлежит возврату в бюджет на основании статьи 1102 Гражданского кодекса РФ.

Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ обстоятельства рассматриваемого спора, пришел к выводу об отсутствии фактических и правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Так, из материалов дела усматривается, что на основании предоставленной агентством субсидии, ответчиком приобретено оборудование для производства «Рыборазделочная машина SEAC FPM-200» по договору от 12.04.2018г. №ЭМИ-18/158 с поставщиком ООО «ЭКСПО Маркет Инжиниринг» в целях увеличения производительности рыбообработки предприятия.

Из представленной в материалы дела пояснительной записки в отношении представления сведений в порядке подпункта 4.3.3. Соглашения № 4 о достижении значений показателей результативности по состоянию на 31.12.2019, судом установлено, что обществом за 4 квартал 2019 года было произведено:

- консервы «Сайра натуральная» в объеме 1 155,02 тонн, вместо установленного в Приложении № 2 к Соглашению показателя – 1 500 тонн.

Также ответчиком за 4 квартал 2019 года произведены: консервы из лососевых рыб – 480,58 тонн; консервы «Сардина натуральная» - 64,22 тонн; консервы «Скумбрия с д/м»№ - 31,27 тонн.

При этом отклоняя доводы жалобы относительно недостижения показателей результативности в части производства ответчиком консерв «Сайра натуральная» в предусмотренном объеме 1500 тонн, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание то, что данное обстоятельство связано с объективными причинами, а именно отсутствием сырья по причине существенного сокращения объемов вылова сайры тихоокеанской.

Так, на основании определению суда первой инстанции от 06.04.2022 в порядке статьи 66 АПК РФ, Федеральное агентство по рыболовству в лице ФГБУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи» представило данные по вылову тихоокеанской сайры российскими судами в 2018, 2019, 2020 и 2021 годы, согласно которым с 2018 года наблюдается тенденция сокращения объемов вылова сайры тихоокеанской.

В частности, за 2018 год объем вылова тихоокеанской сайры в дальневосточном бассейне (Приморский край, Сахалинская область) составил 3 047,960 тонн; за 2019 – 961,440 тонн; за 2020 – 753,020 тонн; за 2021 – 597,070 тонн.

Учитывая изложенное, судебная коллегия поддерживает вывод суда о том, что в данном случае недостижение ответчиком результативности по рассматриваемому показателю связано с объективным отсутствием сырья по причине существенного сокращения объемов вылова сайры тихоокеанской, т.е. по не зависящим от него причинам.

Вместе с тем, судом установлено, что ООО «АПК «Славянский-2000» перепрофилировалось на выпуск в этом периоде другой высококачественной и не менее востребованной продукции: консервы из лососевых рыб (480,58 тонн); консервы «Сардина натуральная» (64,22 тонн); консервы «Скумбрия с д/м» (31,27 тонн). Общее фактическое производство рыбопродукции составило 1731,08 тонн, что на 115,41% выше плана, предусмотренного соглашением.

Таким образом, суд признает, что ответчик использовал средства субсидии в соответствии с целями государственной программы, направив их на закупку рыбоперерабатывающего оборудования и перевыполнило план производства рыбопродукции на 115,41% от планового.

Истец данные обстоятельства не учел, применив формальный подход к определению результативности по условиям Соглашения от 29.11.2019 №4.

Довод жалобы о том, что предприятие само рассчитывает и планирует показатели, которые обязуется достигнуть при заключении соглашения на получение субсидии судебной коллегией проверен и отклонен, поскольку, несмотря на снижение объема вылова тихоокеанской сайры в рассматриваемый период, оснований для заключения с истцом дополнительного соглашения о внесении изменений в части объема вылова не имелось, в силу того, что общество заместило выпадающий объем тихоокеанской сайры иной высококачественной рыбопродукцией, т.е. условие, предусмотренное Приложением №2 Соглашения фактически было выполнено.

Отклоняя доводы истца о недостижении ответчиком второго показателя результативности в части увеличения налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Приморского края, предусмотренного пунктом 5 Приложения № 2 к Соглашению от 29.11.2019 №4, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 5 Приложения № 2 к Соглашению № 4 от 29.11.2019, одним из показателей результативности предоставления субсидий за 4 квартал 2019 года, в том числе, является – увеличение налоговых и неналоговых отчислений в консолидированный бюджет Приморского края – 1 %.

По смыслу изложенного, к учету необходимо принимать только начисленные в учетный период начисления, как налоговые, так и неналоговые.

Проверив представленные ответчиком сведения о налоговых и неналоговых отчислениях, платежные поручения, свидетельствующие об уплате ответчиком НДФЛ за 3 и 4 кварталы 2018 года, суд установил, что по налогу на доходы физических лиц в IV квартале 2018 года начислено налоговых и неналоговых начислений в консолидированный бюджет Приморского края на сумму 2 331 999 рублей, фактически выплачено 3 022 616 рублей.

В свою очередь, сумма в размере 1 427 983 рублей не относится к отчетному периоду за 4 квартал 2018 года, поскольку данная сумма относится к III кварталу 2018 года, в том числе 524 000 рублей (НДФЛ, начисленный в III квартале 2018) 903 рублей (НДФЛ, удержанный после выплаты дивидендов), что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями №№ 2106 от 01.10.2018, 2177 от 09.10.2018, 2176 от 09.10.2018, 2143 от 08.10.2018, 2256 от 16.10.2018, 2630 04.12.2018, 2612 от 03.12.2018, 2452 от 12.11.2018.

В IV квартале 2019 года начислено НДФЛ в размере 3 149 919 рублей, фактически выплачено 2 038 242 рублей. Недоимка погашена в последующие периоды - I кв. 2020 г. Таким образом, разница между начислением в IV квартале 2018 года (2 331 999 рублей) и в IV квартале 2019 года (3 149 919 рублей) составляет 817 920 рублей, что на 35,074 % выше предыдущего периода. В виду указанного, суд приходит к выводу, что ООО «АПК «Славянский – 2000» представлены в материалы дела доказательства того, что им также выполнило требование показателя по увеличению на 1 % налоговых и неналоговых начислений в консолидированный бюджет Приморского края за период 4 квартала 2019 года.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия также приходит к выводу о недоказанности доводов истца относительно недостижения ответчиком выполнения двух плановых значений показателей результативности предоставления субсидии из краевого бюджета на государственную поддержку развития прибрежного рыболовства, рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей в Приморском крае, установленные в Приложении №2 к Соглашению №4, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Несогласие истца с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем, отсутствуют основания для отмены судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.

Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины судебной коллегией не рассматривался, поскольку Агентство от её уплаты освобождено на основании пп.1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 30.05.2022 по делу №А51-15236/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Л.А. Бессчасная

А.В. Пяткова