ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-15271/2009 от 14.09.2010 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115 Владивосток, 690001

тел.: (4232) 210-901, факс (4232) 210-998

e-mail: info@5aas.arbitr.ru , http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                              Дело

№ А51-15271/2009

21 сентября 2010 года

Резолютивная часть постановления оглашена 14 сентября 2010 года .

Постановление в полном объеме изготовлено сентября 2010 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: Т.А. Солохиной

судей: О.Ю. Еремеева, Е.Л. Сидорович

при ведении протокола секретарем судебного заседания:  Е.В. Жариковой

при участии:

от ИП ФИО1: - представитель ФИО2, доверенность № 4159 от 21.09.2009 сроком на три года, паспорт <...>, выдан Кавалеровским РОВД Приморского края 13.02.2002;

от Межрайонной ИФНС России № 5 по Приморскому краю: - представитель ФИО3, доверенность № 02-42/04 от 11.01.2010 сроком до 31.12.2010, удостоверение УР № 463179.

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП ФИО1

апелляционное производство № 05АП-3926/2010

на решение от 02.06.2010

судьи О.М. Слепченко

по делу № А51-15271/2009 Арбитражного суда Приморского края

по иску (заявлению) ИП ФИО1

к МИФНС РФ № 5 по Приморскому краю

об оспаривании решения

           УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту Заявитель, Предприниматель, Налогоплательщик) обратился в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Приморскому краю (далее «налоговый орган», «инспекция») от 14.10.2008 № 30 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 22473,60 рублей, единого социального налога в виде штрафа в размере 12550,19 рублей, налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 111910,68 рублей, доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 112368 рублей, единого социального налога в сумме 70772 рублей, налога на добавленную стоимость в сумме 559553,41 рублей, начисления пеня по налогу на доходы физических лиц в сумме 19614,64 рублей, по единому социальному налогу в сумме 12160,43 рублей, по налогу на добавленную стоимость в сумме 154467,16 рублей (с учетом уточнения требования заявителем, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Решением арбитражного суда первой инстанциипризнано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Приморскому краю от 14.10.2008 № 30 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 21349,92 рублей, единого социального налога в виде штрафа в размере 11922,68 рублей, налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 106315,15 рублей.

В удовлетворении остальной части требования отказано.

         Не согласившись  с решением суда первой   инстанции в части отказа в удовлетворении его требований, Налогоплательщик подал апелляционную жалобу, в которой указал, что   Инспекция не доказала, что Предприниматель совершил налоговое правонарушение. Согласно пояснениям представителя Предпринимателя,  налогоплательщик, осуществлял в спорные периоды розничную торговлю продуктами питания и кормами с открытого прилавка в крытом помещении, а также развозную розничную торговлю по договору с администрацией Кавалеровского района для ветеранов и пенсионеров, правомерно применял систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. По мнению предпринимателя, налоговым органом его деятельность неправомерно отнесена к оптовой торговле. 

Налоговый орган в отзыве и в судебном заседании  доводы апелляционной жалобы отклонил, решение суда считает законным и обоснованным просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Из материалов дела коллегия установила следующее.

Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, в том числе: налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, о чем составлен акт от 20.08.2008 № 24.

В ходе проверки инспекцией установлено, что предпринимателем в период с 2005 – 2007 годы были сданы в налоговый орган налоговые декларации и расчеты по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу.

Согласно представленным декларациям заявитель в период с 01.01.2005 по 31.12.2007 находился на общеустановленной системе налогообложения. В проверяемом периоде налогоплательщик не заявлял об осуществлении видов деятельности, подпадающих под налогообложение единым налогом на вмененный доход, и не представлял налоговые декларации по данному налогу.

Вместе с тем настоящей выездной проверкой установлено, что в проверяемом периоде заявитель осуществлял оптовую торговлю преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия, реализуя товар индивидуальным предпринимателям и организациям в неспециализированном помещении, которая подпадает под общеустановленный режим налогообложения, а также развозную и разносную розничную торговлю, которая подпадает под режим налогообложения единым налогом на вмененный доход.

В нарушение статей 166, 221, 237 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик не исполнил свою обязанность по уплате налога на доходы физических лиц за 2005, 2006, 2007 годы в сумме 112.368 рублей, единого социального налога за 2005, 2006, 2007 годы в сумме 70.772 рублей, налога на добавленную стоимость за 2005, 2006, 2007 годы в сумме 559.553,41 рублей.

По результатам проверки инспекцией принято решение от 14.10.2008 № 30 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», которым Предприниматель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на доходы физических лиц в виде штрафа в размере 22473,60 рублей, единого социального налога в виде штрафа в размере 12550,19 рублей, налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 111910,68 рублей. Кроме того, предпринимателю доначислен налог на доходы физических лиц в сумме 112368 рублей, единый социальный налог в сумме 70772 рублей, налог на добавленную стоимость в сумме 559553,41 рублей, начислена пеня по налогу на доходы физических лиц в сумме 19826,47 рублей (оспаривается 19614,64 рублей), по единому социальному налогу в сумме 12160,43 рублей, по налогу на добавленную стоимость в сумме 154467,16 рублей.

Данное решение мотивировано тем, что поскольку налогоплательщиком не велся раздельный учет доходов и расходов по применяемым видам деятельности, налоговым органом был произведен перерасчет налоговых обязательств предпринимателя за 2005 – 2007 год по общему режиму налогообложения с доначислением налога на доходы физических лиц, единого социального налога и налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пени и штрафов исходя из удельного веса доходов по общему режиму в общем объеме реализации.

Заявителем была подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю от 08.02.2010 № 13-11/02721 решение от 14.10.2008 № 30 было оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Предприниматель, полагая, что решение налогового органа от 14.10.2008 № 30 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратился с  соответствующим заявлением в суд первой инстанции, который удовлетворил заявленные требования частично, снизив размер штрафных санкций и признав решение  Инспекции недействительным в соответствующей части.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, коллегия апелляционной инстанции считает, что  решение суда подлежит изменению, а апелляционная  жалоба –  удовлетворению в части в силу следующего.

В соответствии с пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.

При этом налоги по иным видам деятельности исчисляются в соответствии с иными режимами налогообложения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 – 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой (пункт 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели имеют право уменьшить сумму доходов на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 235, 236 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для уплаты единого социального налога для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговая база налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями осуществляется в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным совместным Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 № 86н/БГ-3-04/430 (далее «Порядок»).

Пунктом 4 Порядка установлено, что учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела,  в нарушение указанных норм предприниматель не вел книгу доходов и расходов.

Предприниматель, настаивая на том, что доначисления налогов по общей системе налогообложения проведены неправомерно, утверждает, что оптовая торговля, подпадающая под применение общей системы налогообложения им не осуществлялась.

Таким образом, Налоговый орган должен доказать в силу п. 5 ст. 200 АПК РФ, что Предприниматель такую деятельность вел и представить надлежащие этому доказательства.  Между тем, как следует из материалов дела, Инспекция не доказала получением Предпринимателем дохода в той сумме,  исходя из которой Предпринимателю были доначислены налоги по общей системе налогообложения.

Как следует из пояснений Инспекции,    Предприниматель в проверяемые   периоды фактически применял два режима налогообложения – общий и ЕНВД.  

В качестве доказательств  осуществления Предпринимателем оптовой торговли Налоговый орган ссылается на  наличие свидетельских показаний  ИП ФИО4 (том 3, л.д. 113-114), ИП ФИО5.(том 3, л.д. 108-110),  ООО «Дом торговли» (том 3, л.д. 84-89), которые пояснили, что расчет производился через ККТ наличными денежными средствами,  выписывались накладные, счета-фактуры не оформлялись.  Кроме того, Инспекция ссылается на акты обследования органов государственного ветеринарного надзора, а  также на тот факт, что Предприниматель не вел книгу учета доходов и расходов,  книгу покупок и продаж.

Для определения суммы полученных доходов и расходов предпринимателя от осуществляемых им видов деятельности Налоговый орган использовал выписки о движении денежных средств на расчетном счете УДО 059 Арсеньевского ОСБ 7718, а также фискальные отчеты по контрольно-кассовой технике и представленной к проверке книге учета реализованных товаров пенсионерам.

Как следует из письменных пояснений  Инспекции, при расчете  налогооблагаемого дохода были учтены суммы по данным фискальных отчетов в полном объёме, а также суммы, поступившие на расчетный счет Предпринимателя в 2005 году в размере 16.770 руб., в 2006 году – 16.362 руб. (7.992 руб., 8.370 руб.), в 2007 году -  3.935 руб.

Между тем, из данных фискальных отчетов невозможно определить от кого именно поступили данные суммы, невозможно определить, что данные суммы поступили именно по договорам оптовой поставки.

Сам факт свидетельских показаний  ИП ФИО4 (том 3, л.д. 113-114), ИП ФИО5.(том 3, л.д. 108-110),  ООО «Дом торговли» (том 3, л.д. 84-89) не является основанием для квалификации всей поступившей выручки по данным  ККТ, как поступившей от оптовой торговли.

Из изложенного следует, что размер налогового обязательства Предпринимателя по спорным налогам,   определенный  исходя из всей выручки по данным фискальных отчетов,   является  определенным недостоверно. 

При этом в материалах дела имеются документальные доказательства осуществления Предпринимателем оптовой торговли только в отношении торговли с ИП ФИО4 – счет-фактура  № 661 от 01.09.2006  на сумм 5.632 руб., за 2007 года  - расходные накладные -  на сумму – 164.157 руб. 92 коп., ООО «Дом торговли» - карточка счета – 60.9 Расчеты в с контрагентом  на сумм 81.760 руб. 50 коп.

Суммы, поступившие на расчетный счет Предпринимателя в 2005 году в размере 16.770 руб., в 2006 году – 16.362 руб. (7.992 руб., 8.370 руб.), в 2007 году -  3.935 руб. также были включены в расчет  по общей системе налогообложения неправильно, поскольку, как следует из материалов дела,  спорные  суммы поступили от администрации муниципального образования Кавалеровский район за конфеты «Птичье молоко» ко Дню Победы, ОАО «Дальэнерго» за молоко для своих  работников, то есть не для дальнейшей перепродажи, что исключает квалификацию выручки, поступившей от указанных контрагентов как поступившую от осуществления оптовой торговли.

По определению суда  налоговый орган произвел расчет налогов, исходя из документальных доказательств осуществления Предпринимателем оптовой торговли. Расчет коллегией проверен.

Довод Предпринимателя о том, что указанные доказательства не являются доказательствами ведения оптовой торговли коллегия отклоняет, поскольку из расходных накладных и из карточки расчетов видно, что товар был приобретен у ИП ФИО1,  а не у другого лица, как утверждает представитель Предпринимателя.

Расчет налогов был произведен Налоговым  органом в соответствии с нижеследующими нормами.

В соответствии с пунктом 9 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации расходы организаций в случае невозможности их разделения между видами деятельности определяются пропорционально доле доходов от деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в общем доходе организаций по всем видам деятельности.

Поскольку в проверяемом периоде предпринимателем не был организован раздельный учет доходов и расходов в отношении применяемых им режимов налогообложения, налоговый орган правильно осуществил расчет процента удельного веса доходов, полученных от оптовой реализации товаров в целом  в общем объеме доходов за эти спорные налоговые периоды.  

Вместе с тем инспекцией, исходя из доли доходов, приходящихся на общеустановленную систему налогообложения, был произведен и перерасчет расходов, поскольку, как установлено судом, налогоплательщиком в налоговых декларациях по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу в состав расходов, связанных с оптовой торговлей, подлежащей общему режиму налогообложения, были также включены и расходы, относящиеся к деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход.

При этом если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 166 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 – 159 и 162 Налогового кодекса Российской Федерации исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Таким образом, Налоговым органом сделаны правильные выводы о занижении предпринимателем налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, НДС, правомерно доначислены данные налоги и пени, применены штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако суммы налогов следовало рассчитать исходя из размера дохода,  подтвержденного документально.

Учитывая изложенное выше,  решение   Налогового органа подлежит признанию  недействительным в части (с учетом  представленного расчета) доначисления   Налога на доходы физических лиц в сумме 108.204 руб., единого социального налога в сумме 67.670 руб., НДС в сумме -  532.895 руб. 47 коп., пеней и штрафов, приходящиеся на указанные суммы налогов.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от  02 июня 2010 года  по делу № А51-15271/2009 изменить.

Признать  недействительным решение  Межрайонной ИФНС России № 5 по Приморскому краю  от 14 октября 2008 года № 30в части доначисления   Налога на доходы физических лиц в сумме 108.204 руб., единого социального налога в сумме 67.670 руб., НДС в сумме -  532.895 руб. 47 коп., пеней и штрафов, приходящиеся на указанные суммы налогов.

В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Приморскому краю, расположенной по адресу: <...>, в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей за подачу апелляционной жалобы.

Выдать исполнительный лист.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий:

Т.А. Солохина

Судьи:

О.Ю. Еремеева

Е.Л. Сидорович