ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-15314/16 от 15.12.2016 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-15314/2016

21 декабря 2016 года

Резолютивная часть постановления оглашена 15 декабря 2016 года.

Постановление в полном объеме изготовлено декабря 2016 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Н.Н. Анисимовой,

судей А.В. Гончаровой, И.С. Чижикова,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,          

апелляционное производство № 05АП-8541/2016

на решение от 16.09.2016

судьи Н.А. Тихомировой

по делу № А51-15314/2016 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Остин» (ИНН 7728551510, ОГРН 1057747320003)

к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333)

о признании незаконным решения от 02.04.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в декларации на товары №10714040/250216/0006908,

при участии: стороны не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Остин» (далее - заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 02.04.2016 о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ №10714040/250216/0006908.

          Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.09.2016 заявленные требования удовлетворены на том основании, что корректировка таможней заявленной декларантом таможенной стоимости являлась неправомерной.

          Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 16.09.2016, таможня просит его отменить как незаконное и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что представленные декларантом документы не подтверждают правильность выбранного метода определения таможенной стоимости, а заявленные сведения о таможенной стоимости являются недостоверными и документально не подтвержденными. В частности поясняет, что декларантом не были представлены запрошенные в рамках дополнительной проверки оригиналы товаросопроводительных документов, а также банковские платежные документы по оплате спорной партии товара. Также ссылается на непредставление декларантом документов по оплате транспортных расходов. Учитывая изложенное, таможня считает, что правомерно в силу пункта 4 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) приняла решение о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной декларации.

          Общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу таможни - не подлежащей удовлетворению.

          Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились, заявлений, ходатайств не представили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу без участия представителей лиц, участвующих в деле.

          Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.

          В феврале 2016 года во исполнение внешнеторгового контракта №OSN/105/BD/SS16 от 18.05.2015, заключенного между заявителем и компанией «Graphics Textiles Limited», на таможенную территорию таможенного союза в Россию ввезены товары – различные трикотажные изделия, общей стоимостью 5329,92 долл. США.

          В целях таможенного оформления указанного товара общество подало в таможню декларацию на товары №10714040/250216/0006908, определив таможенную стоимость по первому методу определения таможенной стоимости «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».

          По результатам проведенного контроля заявленной обществом таможенной стоимости таможенным органом 26.02.2016 было принято решение о проведении дополнительной проверки, которое содержало в себе уведомление об обнаружении признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, а также запрос о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

          Во исполнение указанного решения декларант представил дополнительные документы и письменные пояснения о невозможности представления иных документов.

          Посчитав, что сведения, использованные обществом при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможня 02.04.2016 приняла решение о корректировке таможенной стоимости. В результате произведенной корректировки таможенной стоимости ввезенного товара увеличилась сумма начисленных таможенных платежей.

          Не согласившись с указанным решением таможенного органа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, декларант обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

          Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

          Пунктом 1 статьи 64 ТК ТС установлено, что таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

          Порядок определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза, регламентирован Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза» (далее – Соглашение об определении таможенной стоимости, Соглашение).

          Согласно пункту 1 статьи 2 названного Соглашения основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.

          Как установлено пунктом 1 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 названного Соглашения, при любом из условий, названных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.

          Ценой фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).         

          В силу положений статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2); заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4).

          Статьей 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров. Принятое таможенным органом решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должно содержать обоснование и срок его исполнения.

          Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее – Решение №376).

          По правилам пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.

          Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, установлен Приложением 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением №376.

          Из материалов дела усматривается, что при таможенном оформлении ввезенного товара обществом вместе с ДТ №10714040/250216/0006908 посредством системы электронного декларирования представлены в таможенный орган учредительные документы, контракт №OSN/105/BD/SS16 от 18.05.2015, спецификации №OSN/105/BD/SS16/BOK/CL051/R/CK/09 от 16.09.2015, №OSN/105/BD/SS16/BOM/CL051/R/CK/09 от 11.09.2015, №OSN/105/BD/SS16/GOK/CL051/R/CK/09 от 16.09.2015, №OSN/105/BD/SS16/GOM/BS042/R/CK/09 от 30.11.2015, №OSN/105/BD/SS16/GOM/CL051/R/CK/09 от 11.09.2015, №OSN/105/BD/SS16/MOS/CL051/R/CK/09 от 16.09.2015, инвойс №GTL/2550/15 от 15.12.2015, договор транспортной экспедиции №OST16/4354-PAN от 30.12.2015, счет на оплату №843535640 от 20.02.2016, страховой полис, разбивку коносамента, разбивку фрахта, прайс-лист, экспортную декларацию, заявление на перевод, заявление на аккредитив, и иные документы согласно описи.

          Кроме того, в ходе дополнительной проверки декларант представил прайс-лист GTL/2550/15, экспортную декларацию страны отправления с переводом, заявление на аккредитив №345 от 23.06.2015, копию ДТ №10129020/080216/0000925, отчет по проводкам, калькуляцию продажной стоимости ввезенного товара для реализации на внутреннем рынке по инвойсу, приложения к договору ТЭО, акт №7193 от 24.02.2016, поручение на перевозку груза №843535640 от 16.01.2016, письменные пояснения о невозможности представить иные запрошенные документы.

          Анализ указанных документов показывает, что согласно спецификациям №OSN/105/BD/SS16/BOK/CL051/R/CK/09 от 16.09.2015, №OSN/105/BD/SS16/BOM/CL051/R/CK/09 от 11.09.2015, №OSN/105/BD/SS16/GOK/CL051/R/CK/09 от 16.09.2015, №OSN/105/BD/SS16/GOM/BS042/R/CK/09 от 30.11.2015, №OSN/105/BD/SS16/GOM/CL051/R/CK/09 от 11.09.2015, №OSN/105/BD/SS16/MOS/CL051/R/CK/09 от 16.09.2015 и инвойсу №GTL/2550/15 от 15.12.2015 стороны договорились о количестве и общей стоимости поставляемого товара на сумму 5329,92 долл. США, оплата которого была произведена заявлением на аккредитив №345 от 23.06.2015.

          В этой связи указанная обществом в графах 22, 42 спорной декларации стоимость товаров совпадает с ценой, указанной в коммерческих документах, и, как следствие, с ценой, фактически уплаченной продавцу, согласно формулировке статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости.

          Положения контракта, спецификаций и инвойса подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки. Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений таможней суду не представлено.

          Факт перемещения указанного в декларации товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается. Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила.

          Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, указанные в пункте 1 статьи 4 Соглашения, таможенным органом, не установлены.

          Кроме того, в целях определения таможенной стоимости товаров на основании пункта 3 статьи 5 Соглашения об определении таможенной стоимости обществом, учитывая условие поставки FOB CHITTAGONG, BANGLADESH, были произведены дополнительные начисления на сумму транспортных расходов, лицензионных платежей и страхования в общем 15576,74 руб., что нашло отражение в ДТС-1.

          При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что документы, представленные декларантом в таможенный орган, содержат достоверные и достаточные сведения, подтверждающие заявленную декларантом таможенную стоимость ввезенного товара. Следовательно, оснований сомневаться в условиях поставки товара и в особенностях, составляющих его стоимость, у таможенного органа не было.

          По правилам статьи 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.

          Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Постановления от 12.05.2016 №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВС РФ от 12.05.2016 №18), при применении пункта 4 статьи 65 ТК ТС судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.

          Выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости (пункт 7 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 №18).

          Как следует из решения от 02.04.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной ДТ, настаивая на том, что заявленная таможенная стоимость не основана на достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможня ссылается на непредставлении заявителем в ходе дополнительной проверки оригиналов коммерческих, товаросопроводительных документов.

          Не принимая указанный довод таможни, суд апелляционной инстанции учитывает, что таможенное оформление товаров осуществлялось посредством системы электронного декларирования, в связи с чем таможне были представлены формализованные электронные копии документов, что соответствует пункту 5 статьи 183 ТК ТС.

          При этом таможенный орган не обосновал необходимость предоставления декларантом оригиналов таких документов. Сам по себе факт непредставления оригиналов документов не свидетельствует о недостоверности сведений о заявленной таможенной стоимости и не подтверждении стоимости сделки либо о фиктивном характере внешнеэкономических договорных отношений.

          Одновременно суд апелляционной инстанции учитывает, что в ходе дополнительной проверки общество письменно объяснило причины невозможности представить оригиналы документов, что было оставлено таможней без внимания.

          Ссылка таможенного органа на непредставление декларантом банковских платежных документов судебной коллегией отклоняется, исходя из следующего.

          В соответствии с пунктом 3.1 контракта №OSN/105/BD/SS16 от 18.05.2015 оплата 100% от общей суммы подлежащего поставке товара по договору должна осуществляться в долларах США путем открытия/увеличения безотзывного неподтвержденного аккредитива или банковским переводом в долларах на банковский счет производителя. Заказчик будет осуществлять оплату банковским переводом только в случае поставки авиатранспортом на условиях FCA и в случае поставки морским транспортом на условиях FOB с местом назначения Китай.

          Из материалов дела усматривается, что поставка спорного товара осуществлена на условиях FOB CHITTAGONG, BANGLADESH, соответственно, в рассматриваемом случае оплата товара банковским переводом не предусмотрена.

          В свою очередь имеющееся в материалах дела заявление на аккредитив №345 от 23.06.2015 подтверждает оплату товара, заявленного в ДТ №10714040/250216/0006908, что не противоречит пункту 3.1 внешнеторгового контракта.

          В этой связи вывод таможенного органа об отсутствии в документах, представленных к таможенному оформлению, условий оплаты спорной поставки товара подлежит отклонению как противоречащий материалам дела.

          Что касается указания таможни на непредставление обществом в ходе таможенного контроля платежного документа об оплате транспортных расходов, то судебной коллегией установлено следующее.

          Как подтверждается материалами дела, в подтверждение понесенных обществом транспортных расходов последним в ходе таможенного оформления были представлены договор транспортной экспедиции №OSТ16/4354-PAN от 30.12.2015, счет на оплату №843535640 от 20.02.2016, акт №7193 от 24.02.2016.

          Пунктом 3.3 указанного договора транспортной экспедиции установлено, что клиент обязуется оплатить счета экспедитора не позднее 21 календарного дня с даты выставления счета.

          Как следует из материалов дела, счет №843535640 выставлен 20.02.2016, соответственно, на дату подачи ДТ №10714040/250216/0006908 оплата транспортных расходов произведена не была.

          Учитывая изложенное, названный документ на момент проведения дополнительной проверки отсутствовал в распоряжении декларанта в силу объективных причин, и его непредставление не противоречит Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением №376.

          В свою очередь непредставление доказательств оплаты транспортных расходов к таможенному оформлению не свидетельствует об отсутствии документального подтверждения структуры заявленной таможенной стоимости, так как касается гражданско-правовых отношений между декларантом и экспедитором по вопросу исполнения условий оплаты соответствующего договора. Более того, размер понесенных расходов по перевозке товара подтвержден иными документами.

          В этой связи вывод таможенного органа о невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости в отношении спорного товара нормативно и документально необоснован.

          Давая оценку доводу таможни о том, что по результатам проведения сравнительного анализа уровень таможенной стоимости однородных товаров превысил индекс таможенной стоимости по спорной декларации, судебная коллегия исходит из разъяснений Пленума ВС РФ, приведенных в пункте 5 Постановления от 12.05.2016 №18, согласно которым примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.

          В спорной ситуации материалами дела наличие каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта №OSN/105/BD/SS16 от 18.05.2015, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможней не доказано, равно как не представлены доказательства невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, указанные в пункте 1 статьи 4 Соглашения.

          В свою очередь выявление с использованием системы управления рисками рисков недостоверного декларирования таможенной стоимости по правилам пункта 1 статьи 69 ТК ТС и подпункта 1 пункта 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением №376, является основанием для проведения дополнительной проверки, но не названо в нормативных правовых актах в качестве основания для корректировки заявленной таможенной стоимости.

          Таким образом, учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, заявленные в спорной ДТ основаны на недостоверной и документально неподтвержденной информации, и таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих применению обществом первого метода определения таможенной стоимости, в то время как декларант надлежаще оформленными документами подтвердил правильность определения им таможенной стоимости товара по спорной декларации по первоначально заявленному методу, судебная коллегия поддерживает вывод арбитражного суда о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости ввезенного товара.

          Оспариваемое решение повлекло за собой увеличение размера таможенных платежей, чем нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

          При изложенных обстоятельствах решение таможни от 02.04.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в ДТ №10714040/250216/0006908, является незаконным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворил заявленные обществом требования.

          В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

          Таким образом, решение арбитражного суда по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

          Соответственно оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

          На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции не относит на таможенный орган судебные расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы.

          Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

          Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.09.2016 по делу №А51-15314/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

          Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Н.Н. Анисимова

Судьи

А.В. Гончарова

И.С. Чижиков