Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-15501/2020 |
апреля 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено апреля 2022 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1,
апелляционное производство № 05АП-1799/2022
на решение от 16.02.2022
судьи Нестеренко Л.П.
по делу № А51-15501/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Министерству сельского хозяйства Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: ФГБУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория»; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,
об оспаривании решения, выраженного в письме от 06.08.2020 № 25/4374,
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО1: ФИО2 по доверенности от 14.09.2020, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом (регистрационный номер 4579);
от Министерства сельского хозяйства Приморского края: ФИО3 по доверенности от 02.08.2021, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 2099/ЮФ-0535);
от ФГБУ «Приморская межобластная ветеринарная лаборатория», Министерства сельского хозяйства Российской Федерации: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Министерства сельского хозяйства Приморского края об отказе во включении в перечень получателей субсидий, выраженного в письме Министра сельского хозяйства от 06.08.2020 № 25/4374, об обязании Министерства сельского хозяйства Приморского края включить Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является ФИО1, в перечень получателей субсидий (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в определении от 08.12.2020).
Решением суда от 16 февраля 2022 года в удовлетворении требований было отказано.
Не согласившись с судебным актом, ФИО1 обжаловал его в апелляционном порядке.
Ссылаясь на то, что законодательство и судебная практика разделяет понятия «условие» и «критерий», указывает, что в п.п. «г» п.6 Постановления правительства РФ от 05.02. 2020 № 86 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на стимулирование увеличения производства масличных культур" норма внесения удобрений определена как «условие» предоставления субсидии, а в постановлении правительства Приморского края от 10.06.2020 № 520-пп ««Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным отраслям растениеводства и животноводства Приморского края» как «критерий» для предоставления субсидии, что противоречит Постановлению № 86, считает, что соответствующий нормативный акт Приморского края не может применяться к заявителю и к отчетному периоду 2019 года, так как это условие появилось лишь в 2020 году и лишает возможности заявителя возможности выполнить неизвестное на тот момент условие.
Как считает заявитель, именно в связи с тем, что выполнение условия зависит от воли сельхозпроизводителя, а соответствие критерию от его воли не зависит, подмена условия критерием позволило придать нормативному акту обратную силу, то есть применить данный Порядок к отчетному 2019 году и к заявителю и отказать в предоставлении субсидии, чем нарушены его права.
Министерство сельского хозяйства Приморского края против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей отнесена к одному из основных направлений государственной аграрной политики, в числе мер реализации которой названо предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ).
В целях реализации полномочий, предусмотренных пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Правительством Российской Федерации было принято постановление от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (действовавшим в период возникновения рассматриваемых обстоятельств).
Данным Постановлением утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно указанному постановлению органу государственной власти субъекта Российской Федерации, участвующему в реализации на территории Российской Федерации государственной аграрной политики, предоставлено право самостоятельно принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития сельского хозяйства, устанавливать порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого являются, в том числе, субсидии из федерального бюджета.
Направления и условия оказания государственной поддержки развития сельского хозяйства Приморского края в целях формирования и регулирования продовольственного рынка и обеспечения населения качественным продовольствием местного производства установлены законом Приморского края от 30 мая 2007 года № 78-КЗ «О развитии сельского хозяйства в Приморском крае».
В соответствии со статьей 14 Закона Приморского края от 30.05.2007 № 78-КЗ целью государственной поддержки растениеводства является увеличение объемов производства приоритетных сельскохозяйственных культур. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих приоритетные сельскохозяйственные культуры в Приморском крае, предусматривает: субсидирование части расходов на производство приоритетных сельскохозяйственных культур; субсидирование части расходов на мероприятия по обеспечению повышения плодородия почв, предусмотренные статьей 19 настоящего Закона; предоставление иных мер государственной поддержки растениеводства в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Администрации Приморского края от 27.12.2019 № 933-па утверждена Государственная программа Приморского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2020 - 2027 годы, в составе которой предусмотрены отдельные подпрограммы, одна из которых - Подпрограмма № 3 «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства».
В целях реализации мероприятий названных государственных программ Постановлением Правительства Приморского края от 10.06.2020 № 520-пп утвержден Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства Приморского края.
Из пункта 1 следует, что данный Порядок определяет цели, условия и правила предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям Приморского края (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства Приморского края, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета (далее - субсидии), категорию и критерии отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих право на получение субсидий, а также порядок возврата субсидий в краевой бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Пункт 6 Порядка предусматривает, что в отношении субсидий на развитие отрасли растениеводства субсидии предоставляются:
6.1. На возмещение части затрат, связанных со стимулированием увеличения производства масличных культур.
Общие критерии отбора субъектов сельскохозяйственной деятельности для предоставления субсидий определены в пункте 3 Порядка.
Для предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных со стимулированием производства масличных культур, кроме критериев отбора, указанных в пункте 3 данного Порядка, дополнительными критериями являются:
наличие в текущем году посевных площадей под соей и (или) рапсом;
использование семян, сорта и гибриды которых внесены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по конкретному региону допуска, а также при условии, что сортовые и посевные качества таких семян соответствуют ГОСТ Р 52325-2005 при производстве конкретного вида продукции растениеводства (соя, рапс);
внесение удобрений, используемых при производстве бобов соевых и (или) семян рапса, в объеме, утверждаемым приказом министерства;
с 2021 года - наличие договоров страхования посевных площадей (урожая сои и (или) рапса) после осуществления их сева (посадки) в текущем финансовом году, с указанием в договоре сельскохозяйственного страхования риска утраты (гибели) объекта страхования одного из следующих страховых случаев: паводок, половодье, наводнение, подтопление, град, крупный град, сильный ливень, сильный и (или) продолжительный дождь, переувлажнение почвы.
Постановлением Правительства Приморского края от 09.07.2020 № 606-пп «О внесении изменений в постановлением Правительства Приморского края от 10.06.2020 № 520-пп «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства Приморского края» в данный Порядок внесены изменения, в частности абзац шестой подпункта 6.1 пункта 6 изложен в следующей редакции: «внесение удобрений, используемых при производстве бобов соевых и (или) семян рапса, в объеме, указанном в Сведениях о внесении минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями Приморского края согласно приложению № 4 к этому Порядку, но не менее объема, установленного министерством в приложении № 4 к настоящему Порядку».
Порядок дополнен приложением № 4 «Сведения о внесении минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями Приморского края», где установлено, что минимальная доза внесения минеральных удобрений в отчетном году по действующему веществу при возделывании сои на почвах со средней обеспеченностью макроэлементами – № 25P30K25 кг и (или) не менее № 20P30K22 кг при наличии в севообороте предшественника - кукурузы, картофеля, овощных культур с минимальным внесением под данные предшествующие культуры № 60P60K60 кг по действующему веществу.
Как следует из материалов дела, глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 обратился в Министерство сельского хозяйства Приморского края с заявлением о включении его в перечень получателей субсидии на возмещение части затрат, связанных со стимулированием увеличения производства масличных культур с приложением пакета документов.
Основанием отказа включения заявителя в перечень получателей субсидии явился вывод Министерства сельского хозяйства Приморского края о несоответствии претендента на получение субсидии критерию по внесению удобрений, используемых при производстве бобов соевых и (или) семян рапса, в объеме, установленном министерством в приложении № 4 к Порядку.
В соответствии с представленными заявителем документами на предоставление субсидии, в том числе со сведениями о внесении минеральных удобрений в 2019 году (Приложение 4), под посев сои площадью 900 га было внесено 134 тонны минеральных удобрений (аммофос с действующим веществом N12P52K0), что в переводе на действующее вещество составило N 17,87 Р 77,42 К 0,00.
Расчет дозы внесенных минеральных удобрений в действующем веществе:
134 000 кг минеральных удобрений / 900 гектар (посевная площадь сои) х 12% (процент содержания действующего вещества N) = N 17,86
134 000 кг минеральных удобрений / 900 гектар (посевная площадь сои) х 52% (процент содержания действующего вещества Р) - Р 77,42.
Таким образом, доза внесения минеральных удобрений при возделывании сои в 2019 году, указанная в представленных индивидуальным предпринимателем в документах на выплату субсидии, не соответствовала нормам, установленным Порядком № 520-пп.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Министерства имелись основания отказа включения заявителя в перечень получателей субсидии.
Довод заявителя о том, что такой критерий отбора субъектов сельскохозяйственной деятельности для предоставления субсидии как объем внесения удобрений, используемых при производстве бобов соевых и (или) семян рапса, в указанных обстоятельствах не мог быть применен, так как в Постановлении Правительства РФ от 05.02.2020 № 86 норма внесения удобрений определена как условие для предоставления субсидии, был также правомерно отклонен судом первой инстанции.
Как указывалось выше, согласно общих положений, изложенных в постановлении Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» органу государственной власти субъекта Российской Федерации, участвующему в реализации на территории Российской Федерации государственной аграрной политики, предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе определять дополнительные критерии предоставления субсидий.
Отнесение объема внесения удобрений, используемых при производстве бобов соевых и (или) семян рапса, к критериям отбора субъектов сельскохозяйственной деятельности для предоставления субсидии, а не к условиям, не выходит за рамки полномочий соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации, является его правом.
При этом судом учтено, что вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 02.03.2021 оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 26.08.2021, по административному делу № 3а-25/2021, по административному исковому заявлению ИП ФИО4 Крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 к Правительству Приморского края о признании недействующими с момента принятия:
абзаца 3 подпункта 6.1 пункта 6 Порядка представления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным отраслям растениеводства и животноводства Приморского края, утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 10.06.2020 № 520-пп, в части слова «критериями»;
абзаца 6 подпункта 6.1 пункта 6 Порядка представления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным отраслям растениеводства и животноводства Приморского края, утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 10.06.2020 № 520-пп, в редакции Постановления Правительства Приморского края от 09.07.2020 № 606-пп;
Приложения № 4 к Порядку представления субсидий из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат, связанных с поддержкой сельскохозяйственного производства по отдельным отраслям растениеводства и животноводства Приморского края, утвержденного Постановлением Правительства Приморского края от 10.06.2020 № 520-пп, в редакции Постановления Правительства Приморского края от 09.07.2020 № 606-пп, в части слов «в отчетном году» и в части указания единицы измерения минимальной дозы внесения минеральных удобрений предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Согласно выводам суда общей юрисдикции установление в Порядке № 520-пп дополнительных критериев отбора субъектов сельскохозяйственной деятельности для предоставления субсидии, в том числе указание объема внесения удобрений, используемых при производстве бобов соевых и (или) семян рапса, в качестве такого дополнительного критерия, не противоречит положениям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.
Как правильно отметил суд, в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
В связи с изложенным, утверждение заявителя, что при применении Порядка № 520-пп норму внесения удобрений следует рассматривать как условие предоставления субсидии, а не в качестве критерия, основано на ошибочном понимании норм права, поскольку согласно пункту 3 указанного нормативного акта Приморского края внесение удобрений в определенном объеме определено как дополнительный критерий для предоставления субсидии на возмещение части затрат, связанных со стимулированием производства масличных культур.
Таким образом, поскольку показатели внесенных минеральных удобрений при возделывании сои в 2019 году, отображенные в представленных предпринимателем документах, не соответствовали нормам, установленным Порядком № 520-пп, а правовая оценка данному Порядку как нормативному правовому акту на его соответствие закону дана вступившим в законную силу судебным актом по делу № 3а-25/2021, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое в рамках настоящего дела решение Министерства не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно отказал ФИО1 в удовлетворении требований.
Апелляционный суд не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса оснований для отмены решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.02.2022 по делу №А51-15501/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Е.Л. Сидорович |
Судьи | Л.А. Бессчасная Т.А. Солохина |