ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-15568/20 от 22.04.2021 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-15568/2020

29 апреля 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2021 года.

Постановление в полном объеме изготовлено апреля 2021 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Т.А. Солохиной,

судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н.Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Владхорека»,

апелляционное производство № 05АП-1890/2021

на решение от 11.02.2021

судьи А.А. Фокиной

по делу № А51-15568/2020 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Владхорека» (ИНН 2540223171, ОГРН 1162536082290)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Приморскому краю

о признании незаконными решений об отказе в предоставлении субсидии, выраженного в сообщениях №1548997 от 06.07.2020 и №1548823 от 06.07.2020,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Владхорека»:

Михайлюк В.А. по доверенности от 27.09.2018, сроком действия на 3 года, паспорт, копия диплома (регистрационный номер 10121 от 10.06.2004);     

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Приморскому краю: 

Москаленко А.А. по доверенности № 11-17/13 от 11.01.2021, сроком действия до 31.12.2021, паспорт, копия диплома (регистрационный номер 06-1704 от 06.07.2018);     

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Владхорека» (далее - заявитель, общество, ООО «Владхорека») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 14 по Приморскому краю (далее - МИФНС, налоговый орган, Инспекция) о признании незаконными решений об отказе в предоставлении субсидии, выраженного в сообщениях №1548997 от 06.07.2020 и №1548823 от 06.07.2020.

           Решением суда от 11.02.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

           Общество, не согласившись с вынесенным решением, подало апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

           В доводах жалобы настаивает на недопустимости формального подхода к оценке вида осуществления заявителем экономической деятельности при разрешении вопроса о праве на получение субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 №576. Формальная проверка соответствия лица, претендующего на получение субсидии, положениям указанного Постановления Правительства РФ привела к неправильному распределению мер государственной поддержки, что не соответствует ни обеспечиваемому рассматриваемой субсидией публичному интересу, ни частному интересу адресата субсидии. При этом Президент РФ, Председатель Правительства РФ обязали административные органы, налоговые органы, банки, местного самоуправления избегать формальных подходов при реализации мер поддержки малого и среднего бизнеса в пострадавших отраслях, тем более, когда речь идет о сохранении численности штата работников организаций и выплаты им заработной платы.

           По мнению общества, суд первой инстанции необоснованно не учел следующие факторы. Так, в уведомлении о начале осуществления предпринимательской деятельности ООО «Владхорека» от 03.11.2016г. указан вид деятельности - Услуги общественного питания (код 122100). В подаваемых заявителем в налоговый орган налоговых декларациях по ЕНВД для отдельных видов деятельности в графе «Код вида предпринимательской деятельности (010)» указан код «11»- оказание услуг общественно питания через объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей». Осуществление деятельности происходит в международном аэропорту Владивосток на арендованной по договору аренды территории с целевым назначением - размещение точки питания.

           Все указанные факты и представленные документы свидетельствуют о том, что основным видом деятельности общества, получаемого им дохода, являлась и является деятельность в сфере услуг общественного питания и попадающая под ОКВЭД 50.10.1.

           На основании приказа от 31.12.2014г. №742 Федеральной службы государственной статистики «О методических указаниях по определению основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (оквэд2) для формирования сводной официальной статистической информации»: если для одного из видов экономической деятельности значение критерия составит 50 и более процентов, то этот вид экономической деятельности следует считать основным. Налоговой инспекцией не оспаривается факт того, что более 50 % деятельности заявителя составляет деятельность по оказанию услуг общественного питания.

           Таким образом, вся совокупность представленных заявителем доказательств позволяет сделать вывод о том, что деятельность по оказанию услуг общественного питания, которой соответствует ОКВЭД -50.10.1, является основной деятельностью, осуществляемой ООО «Владхорека».

           Само по себе указание во втором абзаце пункта 1 Правил №576 на то, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020г. не отменяет обязанность налогового органа осуществлять проверку заявления на предмет выполнения условий для включения в реестр, указанных в пункте 3 Правил № 576.

           В обоснование своей позиции общество ссылается на судебную практику.

           В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал.

           Представитель налогового органа на доводы жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит оставить решение суда без изменения.

           Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266 - 270 АПК РФ.

           Из материалов дела судом установлено, что при регистрации ООО «Владхорека» основным видом деятельности указан ОКВЭД 47.25 «Торговля розничная напитками в специализированных магазинах», в качестве дополнительного вида деятельности указана «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживание» (ОКВЭД 50.10.1).

           По состоянию на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Владхорека» значится «Торговля розничная напитками в специализированных магазинах» (ОКВЭД 47.25), в качестве дополнительных видов деятельности заявлены «Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах» (ОКВЭД 47.19), «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» (ОКВЭД 56.10), «Подача напитков» (ОКВЭД 56.30).

           29.04.2020 в ЕГРЮЛ на основании заявления общества внесены сведения об изменении основного вида деятельности общества на «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания» ОКВЭД 56.10.1 (решение о государственной регистрации № 8407А).

           30.06.2020 ООО «Владхорека», полагая, что является субъектом малого предпринимательства, наиболее пострадавшим от распространения новой коронавирусной инфекции, обратилось в ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока с заявлениями № 1 и № 2 о получении субсидии за апрель и май 2020 года, которые были представлены в электронном виде по ТКС по форме из Приложения №2 к Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576.

           Налоговый орган сообщениями от 06.07.2020 №№  1548997, 1548823 отказал обществу в предоставлении субсидии в связи с выводом о том, что общество ведет деятельность в отрасли, не относящейся к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства от 03.04.2020 № 434.

           Не согласившись с названными решениями инспекции, заявитель 30.10.2020 обратился с жалобой в Управление ФНС по Приморскому краю, которое приняло жалобу к производству, рассмотрело её по существу и отказало в ее удовлетворении, о чём общество извещено письмом от 23.11.2020 № 13-09/47869@.

           Не согласившись с решениями инспекции от 06.07.2020 №№ 1548997, 1548823 об отказе в предоставлении субсидии, полагая, что они нарушают права общества в предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствуют ему в получении предусмотренных законом преференций, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

           Исследовав представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Кодекса правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

           Порядок предоставления субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям и физическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

           Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе категории и (или) критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий, цели, условия и порядок предоставления субсидий (подпункты 1 и 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ).

           Субсидии не являются безусловно гарантированными выплатами из средств бюджета, они подлежат выплате только лишь при полном соблюдении установленных законом требований к их оформлению.

           Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее – Правила №576).

           В абзаце 2 пункта 1 Правил № 576 указано, что в целях названных Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.

           Согласно пункту 3 Правил №576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются, в том числе, включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (подпункт «б»); отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 Правил № 576 (подпункт «в»).

           При определении наличия права общества на получение субсидии в соответствии с Правилами №576 определяющим критерием является информация о коде ОКВЭД, содержащаяся в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, а не фактическое осуществление деятельности в соответствующей отрасли.

           В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил №576 налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил №576, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.

           Налоговый орган в случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 Правил №576, в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия, формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления (пункт 6 Правил № 576).

           Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей» предусматривает ведение единого государственного реестра юридических лиц, в котором содержатся сведения о юридическом лице, включая коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (подпункт «п» пункта 1 статьи 5).

           При этом коды видов деятельности по ОКВЭД организации и индивидуальные предприниматели определяют самостоятельно. При их изменении организации и индивидуальные предприниматели должны сообщать об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения в соответствии с подпунктом «п» пункта 1, подпунктом «о» пункта 2, пунктом 5 статьи 5 Федерального закона №129-ФЗ.

           Для определения основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, используется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.        

           Виду экономической деятельности «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания» соответствует код ОКВЭД 56.10.1, который включён в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждённый Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.

           Из материалов дела следует, что согласно данным ЕГРЮЛ, ООО «ВладХорека» на 1 марта 2020 года осуществляло основной вид деятельности в соответствии с ОКВЭД - 47.25, не включённым в Перечень.

           При таких обстоятельствах, оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) и переноса срока по уплате налога, страховых взносов, а также предоставления субсидии не возникает. Изменения в части применяемого налогоплательщиком основного вида деятельности (56.10.1 - Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания), включённого в перечень пострадавших отраслей экономики, внесены в ЕГРЮЛ на основании заявления общества от 29.04.2020.

           Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ООО «ВладХорека», включённое в реестр субъектов МСП, по состоянию на 01.03.2020 не относилось к предприятиям, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434.

           В случае, если осуществляемый юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) вид деятельности по коду ОКВЭД не является основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года, устанавливается невыполнение требований абзаца второго пункта 1 Правил, что исключает возможность получения субсидии.

           Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о том, что сообщение об отказе в предоставлении субсидии соответствует нормам действующего законодательства, суд апелляционной инстанции исходит из того, что положения Правил №576 не подразумевают расширительного толкования либо установления фактически осуществляемого вида деятельности лица, обратившегося с заявлением о предоставлении субсидии, в связи с чем доводы жалобы о формальном подходе налогового органа признаются необоснованными.

           Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции  о том, что отказы ИФНС России по Фрунзенскому району г. Владивостока в предоставлении субсидии, выраженные в сообщениях №1548997 от 06.07.2020 и №1548823 от 06.07.2020 соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской, иной экономической деятельности, что в совокупности является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

           При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

           Доводы жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

           Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.02.2021  по делу №А51-15568/2020  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Т.А. Солохина

Судьи

Л.А. Бессчасная

Е.Л. Сидорович