ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-15876/2023 от 31.01.2024 АС Приморского края

129/2024-2281(2)







Пятый арбитражный апелляционный суд  ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001 

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-15876/2023  01 февраля 2024 года 

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2024 года. 

Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2024 года.  Пятый арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания К.А. Щёлкиным,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации  Ханкайского муниципального округа Приморского края, 

апелляционное производство № 05АП-4/2024
на решение от 13.12.2023
судьи М.С.Кирильченко
по делу № А51-15876/2023 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению администрации Ханкайского муниципального округа Приморского края  (ИНН 2530008859, ОГРН 1202500027223) 

к Министерству государственного финансового контроля Приморского края (ИНН  2540201724, ОГРН 1142540003858) 

о признании незаконным представления от 04.07.2023 № 11/6-ПП/2023,

третье лицо: индивидуальный предприниматель Кузнецов Максим Николаевич (ИНН  250103064941, ОГРНИП 319253600090653), 

при участии:

от администрации Ханкайского муниципального округа Приморского края -  представитель А.И. Цмакалов, по доверенности от 09.01.2024, сроком действия до  31.12.2024, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании (регистрационный  номер 919); 

от Министерства государственного финансового контроля Приморского края –  представитель не явился, 

от индивидуального предпринимателя Кузнецова Максима Николаевича – представитель  не явился, 

И.С. Земляная, служебное удостоверение - присутствует в качестве слушателя в  соответствии со статьей 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации. 

УСТАНОВИЛ:

Администрации Ханкайского муниципального округа Приморского края (далее-  заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд Приморского края с  требованием о признании незаконным представления Министерства государственного 


финансового контроля Приморского края (далее -Министерство) от 04.07.2023 № 11/6- ПП/2023. 

Решением суда от 13.12.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в  Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. 

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 13.12.2023,  Администрация просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об  удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы  заявитель указывает на неполное выяснение всех обстоятельств рассматриваемого дела, а  именно суд дал оценку нарушениям на сумму 328 360,87 руб., в то время как  оспариваемым представлением установлено требование на сумму 2 138 265,27 руб.  Указывает на устранение частично выявленных нарушений, что являлось основанием для  проведение внеплановой проверки с целью устранения выявленных разногласий. По  мнению заявителя, судом не дана надлежащая оценка акту проверки на предмет его  соответствия требованиям, установленным Федеральным стандартом внутреннего  государственного (муниципального) финансового контроля Проведение проверок,  ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного Постановлением  Правительства РФ от 17.08.2020 № 1235. 

Министерство государственного финансового контроля Приморского края по  мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение  суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на  законность и обоснованность судебного акта. 

В судебном заседании представитель администрации Ханкайского муниципального  округа Приморского края поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в  апелляционной жалобе, настаивал на отмене оспариваемого судебного акта. 

Министерство государственного финансового контроля Приморского края, ИП  Кузнецов М.Н., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи  с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела  апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным  судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

Министерством на основании приказа от 31.03.2023 № 59/45пр. «О назначении  плановой выездной проверки администрации Ханкайского муниципального округа  Приморского края» проведена плановая выездная проверка на тему «Обследование  соблюдения условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового  обеспечения которых являются бюджетные средства или средства, предоставленные из  бюджета публично-правового образования, в части муниципальных контрактов  (договоров), заключенных в рамках реализации национального проекта «Жилье и  городская среда» (далее соответственно - проверка, администрация, заказчик). 

В ходе проверки выявлено, что в нарушение пункта 1 часьт1 статьи 94  Федерального закона от 05.04.2012 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее -  Закон № 44-ФЗ), пунктов 5.2, 5.4 муниципального контракта от 01.10.2021   № 012060000322100005102 на выполнение работ по благоустройству общественной  территории: село Камень-Рыболов, адрес (описание местоположения): установлено  относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир нежилое  здание. Участок находится примерно в 39 м от ориентира по направлению на северо- запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, Ханкайский район, село Камень-Рыболов улица Октябрьская дом 6. Категория земель - земли населенных пунктов, 


разрешенное использование - Элементы благоустройства. Площадь 1817 кв.м. «Сквер»,  заказчиком приняты и оплачены работы и товары, не соответствующие условиям  контракта, что повлекло за собой дополнительное расходование средств краевого  бюджета на общую сумму 2 138 265,27 рублей. 

 По результатам проверки составлен Акт от 03.05.2023 № 6-ПП/2023, на который  администрацией представлены пояснения (возражения) от 22.05.2023 № 2786, от  31.05.2023 исх. № 2899. 

На основании пункта 6 Федерального стандарта внутреннего государственного  (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и  обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  23.07.2020 № 1095 (далее - Стандарт № 1095), данные пояснения (возражения)  министерством рассмотрены и в адрес администрации 04.07.2023 исх. № 59/682  направлено заключение по результатам рассмотрения пояснений (возражений) к акту  проверки. 

 По результатам проверки с учётом поступивших от администрации возражений  Министерством принято решение 04.07.2023 № 6-РПП/2023. 

Министерством государственного финансового контроля Приморского края по  результатам проверки с учётом поступивших от Администрации возражений вынесено  представление от 04.07.2023 № 6-РПП/2023, которым предписано в срок до 05.12.2023  принять меры по возврату и перечислению в доход краевого бюджета средств денежных  средств в размере 2 1382 65,27рублей. 

Администрация полагая, что представление от 04.07.2023 № 6-РПП/2023 не отвечает  требованиям закона и нарушает ее права, обратилась с рассматриваемым заявлением в  суд, решением которого в удовлетворении заявленных требований отказано. 

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268,  270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и  процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе,  суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции  законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по  следующим основаниям. 

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК  РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных  правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных  органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо  наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному  правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации  (далее - БК РФ) государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется  в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и  иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. 

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере  бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального  казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ). 

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному  (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного  (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования;  направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;  направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с  названным Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской  Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом  бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;  осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в 


порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях  (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ). 

На основании пунктов 1, 2 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения  бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых  актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного  (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или)  предписания. 

Под представлением в целях названного Кодекса понимается документ органа  государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать  обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в  течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях  бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых  актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их  устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений. 

В рассматриваемом случае проверка проведена и оспариваемое представление  вынесено Министерством в пределах предоставленных полномочий. 

При этом, доводы апеллянта о том, что проверка проведена с нарушениями являлся  предметом подробного исследования судом первой инстанции и был справедливо  отклонен на основании следующего. 

Правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований, а  также порядок оформления их результатов в рамках реализации органом внутреннего  государственного финансового контроля полномочий по осуществлению внутреннего  государственного финансового контроля установлены Федеральным стандартом  внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение  проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235. 

Правила реализации результатов проведения проверок установлены Федеральным  стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля  "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденным  Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095 (далее -  Федеральный стандарт № 1095). 

В соответствии с пунктом 9 Федерального стандарта документы, оформляемые при  назначении и проведении контрольного мероприятия, и их копии, подлежащие  направлению объекту контроля, копии актов и заключений вручаются руководителю  (уполномоченному представителю) объекта контроля либо направляются объекту  контроля с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате их  получения, в том числе с применением факсимильной связи и (или) автоматизированных  информационных систем, в следующие сроки: копия приказа (распоряжения) органа  контроля о назначении контрольного мероприятия - не позднее 24 часов до даты начала  контрольного мероприятия; запрос объекту контроля - не позднее дня, следующего за  днем его подписания; справка о завершении контрольных действий, предусмотренных  пунктом 19 стандарта, - не позднее последнего дня срока проведения контрольных  действий (даты окончания контрольных действий); иные документы - не позднее 3  рабочих дней со дня их подписания. 

Согласно пункту 10 Федерального стандарта решение о назначении планового  контрольного мероприятия принимается на основании плана контрольных мероприятий.  Пунктом 24 Федерального стандарта предусмотрено, что результаты контрольных  действий по фактическому изучению деятельности объекта контроля оформляются  соответствующими актами, формы которых могут быть установлены ведомственным  стандартом органа контроля. После проведения всех контрольных действий,  предусмотренных пунктом 19 стандарта, руководитель контрольного мероприятия  подготавливает и подписывает справку о завершении контрольных действий, 


предусмотренных пунктом 19 стандарта, и направляет ее объекту контроля в порядке,  предусмотренном пунктом стандарта. 

В рассматриваемом случае, проверка проведена Министерством в соответствии с  Планом контрольных мероприятий на 2023 на основании приказа от 31.03.2023 №  59/45пр. «О назначении плановой выездной проверки администрации Ханкайского  муниципального округа Приморского края». 

В ходе проверки выявлено, что в нарушение пункта 1 части 1 статьи 94  Федерального закона от 05.04.2012 № 44-ФЗ и условий пунктов 5.2 и 5.4 муниципального  контракта от 01.10.2021 № 012060000322100005102 на выполнение работ по  благоустройству общественной территории: село Камень-Рыболов, адрес (описание  местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами  участка. Ориентир нежилое здание. Участок находится примерно в 39 м от ориентира по  направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: Приморский край, Ханкайский  район, село Камень-Рыболов улица Октябрьская дом 6. Категория земель - земли  населенных пунктов, разрешенное использование - Элементы благоустройства. Площадь  1817 кв.м. «Сквер», заказчиком приняты и оплачены работы и товары, не  соответствующие условиям контракта, что повлекло за собой дополнительное  расходование средств краевого бюджета на общую сумму 2 138 265,27 рублей. 

В соответствии с пунктом 50 Стандарта № 1235 при составлении акта, заключения  обязательно должно быть описано каждое нарушение, указаны положения  законодательных и иных нормативных правовых актов, правовых актов, являющихся  основаниями предоставления бюджетных средств, которые нарушены, периоды, в  которых нарушение допущено, в чем выразилось нарушение, сумма нарушения (при  наличии). 

При этом, текст акта заключения не должен содержать информацию, не имеющую  отношения к теме контрольного мероприятия и выводов, сведений и информации, не  подтвержденных доказательствами, заверенными копиями документов, фото-,  видеозаписями и иными средствами фиксации (пункт 51 Стандарта № 1245). 

Согласно пункту 52 Стандарта № 1245 при изложении в акте, заключении  результатов контрольного мероприятия должны быть обеспечены изложение фактических  данных только на основе документов (информации, сведений), изученных членами  проверочной (ревизионной) группы, при наличии исчерпывающих ссылок на них, а также  фактических данных на основании контрольных действий по фактическому изучению  деятельности объекта контроля в рамках полномочий органа контроля. 

Выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения подтверждаются  соответствующими документами или их копиями, фото-, видео-, аудиозаписями и иными  материалами (пункт 54 Стандарта № 1235). 

По результатам проверки составлен Акт от 03.05.2023 № 6-ПП/2023, на который  администрацией представлены пояснения (возражения) от 22.05.2023 исх. № 2786, от  31.05.2023 исх. № 2899. 

На основании пункта 6 Федерального стандарта внутреннего государственного  (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и  обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от  23.07.2020 № 1095, данные пояснения (возражения) министерством рассмотрены и в адрес  администрации 04.07.2023 исх. № 59/682 направлено заключение по результатам  рассмотрения пояснений (возражений) к акту проверки (Приложение № 1). 

Таким образом, довод истца об отсутствии оценки министерством пояснений  (возражений) администрации не соответствует действительности. 

Довод заявителя о нарушении министерством Стандарта № 1095 в части не  направления объекту контроля решения, принятого по результатам рассмотрения акта  проверки, основан на ошибочном толковании нормативного правового акта. 

Стандарт № 1095 разработан в целях установления:


-правил реализации результатов проведения проверок, ревизий и обследований  (далее - контрольное мероприятие), в том числе предусматривающих требования к  содержанию представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер  принуждения органа внутреннего государственного (муниципального) финансового  контроля (далее - орган контроля); 

-порядка продления срока исполнения представления (предписания). 

В силу п. 4, п.6 Стандарта № 1095 акт проверки (ревизии), возражения объекта  контроля на акт проверки (ревизии) (при их наличии), а также иные материалы проверки  (ревизии) подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) органа  контроля в срок не более 50 рабочих дней со дня подписания акта, по результатам  которого принимается одно или несколько решений: 

о наличии или об отсутствии оснований для направления представления и (или)  предписания объекту контроля; 

о наличии или об отсутствии оснований для направления информации в  правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные  (муниципальные) органы; 

о наличии или об отсутствии оснований для назначения внеплановой выездной  проверки (ревизии) или внеплановой камеральной проверки (далее -повторная проверка  (ревизия), в том числе при наличии: 

письменных возражений от объекта контроля и представленных объектом контроля  дополнительных документов, относящихся к проверенному периоду, влияющих на  выводы по результатам проведения проверки (ревизии), с указанием причины  непредставления таких документов в ходе проверки (ревизии); 

признаков нарушений, которые не могут в полной мере быть подтверждены в рамках  проведенной проверки (ревизии); 

о наличии или об отсутствии оснований для направления в суд исков о признании  осуществленных закупок товаров, работ, услуг для осуществления государственных  (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с Гражданским кодексом  Российской Федерации. 

Решение по результатам проверки принято министерством 04.07.2023 № 6-РПП/2023  (Приложение № 2). 

Стандартом № 1095 для органа контроля не установлено требование о направлении  объекту контроля решения, принятого в соответствии с п.4 Стандарта № 1095. 

Внеплановая проверка проводится при наличии письменных возражений от объекта  контроля и представленных объектом контроля дополнительных документов,  относящихся к проверенному периоду, влияющих на выводы по результатам проведения  проверки (ревизии), с указанием причины непредставления таких документов в ходе  проверки (ревизии). 

Предоставленные объектом контроля возражения от 22.05.2023 № 2786 с  дополнительными документами рассмотрены министерством, при этом по п.2 выводов  Акта проверки от 03.05.2023 № 6-ПП/2023 возражения органом контроля приняты. 

В оставшейся части возражений объекта контроля министерством возражения не  приняты, о чем 04.07.2023 исх. № 59/682 администрации направлено заключение по  результатам рассмотрения пояснений и возражений к акту проверки. 

После проведения замеров и получения копии акта, объектом контроля до окончания  проверки не представлены документы, относящиеся к предмету проверки, и  подтверждающие факты отсутствия нарушений со стороны объекта контроля. При этом  при направлении возражений на акт проверки администрацией не указаны причины, по  которым данные документы не могли быть предоставлены в ходе проверки. 

На основании пункта 6 Федерального стандарта № 1095 данные пояснения  (возражения) министерством рассмотрены и в адрес администрации 04.07.2023 исх. №  59/682 направлено заключение по результатам рассмотрения пояснений (возражений) к 


акту проверки. Следовательно, довод об отсутствии оценки Министерством пояснений  (возражений) Администрации не соответствует действительности. 

По существу вмененных оспариваемым представлением нарушений, судебная  коллегия пришла к следующим выводам. 

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных  средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного  процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из  необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема  средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием  определенного бюджетом объема средств (результативности). 

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств определен в статье 38  БК РФ и означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств  доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их  использования. 

В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации  получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер  использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (часть 3). 

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд  в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров,  работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок,  предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок,  регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных  нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ). 

Пунктом 1 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта  включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и  направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия  заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским  законодательством и данным Федеральным законом, в том числе приемку поставленного  товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов  исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии  с данным Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов  выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта. 

Оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом  которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в  соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом  или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика  выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком  работ. При этом составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены  контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии  с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о  которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен  строительных ресурсов (часть 6.1 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ). 

В рассмотренном случае денежные средства, полученные Администрацией,  являются бюджетными средствами, при расходовании таких средств необходимо  соблюдение указанного принципа эффективного использования бюджетных средств с  целью защиты публичных интересов. 

Судом установлено, что Постановлением Администрации Приморского края от  30.12.2019 № 944-па утверждена государственная программа Приморского края  «Формирование современной городской среды муниципальных образований Приморского  края» на 2020 - 2027 годы». 


Между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Приморского края и  Администрацией Ханкайского муниципального округа 21.01.2022 заключено Соглашение  о предоставлении субсидии из бюджета Приморского края местному бюджету па  поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды №  05546000-1-2022-005 (далее - Соглашение). 

В целях решения вопросов местного значения и использовании предоставленных  средств субсидии по Соглашению, 01.10.2021 между Администрацией Ханкайского  муниципального округа и ИП Кудрявцевым Максимом, Николаевичем заключен  муниципальный контракт № 012060000322100005102 на выполнение работ по  благоустройству общественной территории в селе Камень-Рыболов на сумму 6967934,40  рублей. 

В ходе проверки в рамках контрольных мероприятий установлен факт нарушения  части 1 пункта 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, а именно приемка заказчиком товаров,  выполненных работ (их результаты), несоответствующих условиям контракта, что  повлекло за собой дополнительное расходование средств соответствующего бюджета на  сумму 1 821 913,07 руб. Действия заказчика по приемке и оплате выполненных работ и  материалов по актам КС-2 от 06.07.2022 № 1, от 12.09.2022 № 2, от 03.11.2022 № 3 не в  ценах контракта повлекли за собой неосновательное расходование бюджетных средств на  сумму 316 352 ,2 руб. 

Администрацией не представлено доказательств того, что им как муниципальным  заказчиком работы по контракту были приняты в соответствии с условиями. 

В нарушение п.5.2, п.5.4 контракта заказчиком приняты и оплачены непоставленные  товары и невыполненные работы, что повлекло за собой дополнительное расходование  средств краевого бюджета на общую сумму 2 138 265,27 рублей, в том числе: 

- при пересчете актов по ф.КС-2 от 06.07.2022 № 1; от 12.09.2022 № 2; от 14.1.2022   № 3 в соответствии с уровнем цен, предусмотренных контрактом, разница в стоимости  оплаченных работ составила 316 352,20 рублей; 

-по акту выполненных работ по ф.КС-2 от 14.10.2022 № 3 приняты и оплачены  материалы и работы по установке столбиков сигнальных дорожных «КОМПО-2» с  удерживающим устройством - предусмотрена установка столбиков сигнальных дорожных  в количестве 26 шт., фактически установлены 6 столбиков, дополнительное расходование  средств составило 6 610,99 рублей; 

-по акту выполненных работ по ф.КС-2 от 14.10.2022 № 3 приняты и оплачены  материалы и работы по установке дорожных знаков бесфундаментных в количестве 2 шт.,  фактически знаки не установлены, дополнительное расходование средств составило 12  275,16 рублей; 

- по акту выполненных работ по ф.КС-2 от 14.10.2022 № 3 приняты и оплачены  материалы и работы по нанесению разметки проезжей части, фактически работы не  выполнены, дополнительное расходование средств составило 804,20 рубля; 

по акту выполненных работ по ф.КС-2 от 14.10.2022 № 3 приняты и оплачены  материалы и работы по установке 8 скамей полукруглых 2,2 м, размеры 2800x1300x600  мм, фактически установлены 4 полукруглые скамьи длинной полукруга 4400 мм, высотой  980 мм и шириной сидения 500 мм, дополнительное расходование средств составило 323  979,20 рублей; 

- по акту выполненных работ по ф.КС-2 от 12.09.2022 № 2 приняты и оплачены  материалы и работы по устройству покрытий тротуаров из бетонной плитки типа  «Брусчатка»: рядовым или паркетным мощением в количестве 505,7 м2 и оплачен товар -  Брусчатка вибропрессованная двухслойная гладкая серая, толщиной 100 мм в количестве  514,845 м2, фактически выполнено устройство покрытий тротуаров из бетонной плитки  типа «Брусчатка»: рядовым или паркетным мощением в количестве 454,3 м2,  дополнительное расходование средств составило 148 533,40 рублей; 


- согласно акту выполненных работ по ф.КС-2 от 14.10.2022 № 3 приняты и  оплачены материалы и работы по установке панели распределительного щита  одностороннего обслуживания: диспетчерского управления уличным освещением ЩО-70- 1, фактически панель распределительного щита отсутствует, дополнительное  расходование средств составило 31 742,95 рублей; 

- согласно акту выполненных работ по ф.КС-2 от 12.09.2022 № 2 приняты и  оплачены материалы и работы по установке бортовых камней бетонных 305 метров;  камней бортовых БР 100.30.15, бетон В30 (М400), объем 0,043 мЗ -278 шт.; камней  железобетонных бортовых БР 300.45.18/бетон В30, объем 0,234 мЗ, расход арматуры 6,86  кг - 9 шт., фактически установлены камни бортовые БР 100.30.15 в количестве 67 шт.,  камни железобетонные бортовые БР 300.45.18 на объекте не установлены,  дополнительное расходование средств составило 478 684,94 рублей; 

- по акту выполненных работ по ф.КС-2 от 14.10.2022 № 3 принято и оплачено  устройство покрытий из гранитных малоразмерных плит - 44 кв. м., фактически на  объекте малоразмерные плиты не установлены, дополнительное расходование средств  составило 72 167,28 рублей; 

- по акту выполненных работ по ф.КС-2 от 06.07.2022 № 1 принято и оплачено  устройство круглой клумбы Д-7243мм, высотой 500 мм, толщиной 150 мм, на монолитном  бетонном фундаменте, на сетке арматурной сварной, с огрунтовкой поверхности, с  наружной облицовкой по бетонной поверхности фасадными керамическими цветными  плитками (типа «кабанчик») на цементном растворе, с устройством подстилающих и  выравнивающих слоев оснований из щебня, фактически клумба выполнена из бетонной  плитки типа «Брусчатка», на цементно-песчаном раствор, устройство бетонного  фундамента клумбы, клумба из монолитного бетона - отсутствуют, устройство  подстилающих и выравнивающих слоев из оснований щебня отсутствует, дополнительное  расходование средств составило 128 644,33 рублей; 

- согласно акту выполненных работ по ф.КС-2 от 14.10.2022 № 3 приняты  выполненные работы по устройству автостоянки размером 259 м2 и оплачены  сопутствующие материалы, исходя из указанной площади, фактически устройство  автостоянки выполнено площадью 210 м2, дополнительное расходование средств  составило 314 127,86 рублей; 

- по акту выполненных работ по ф.КС-2 от 14.10.2022 № 3 приняты выполненные  работы по устройству водосбросных сооружений с проезжей части из лотков в откосах  насыпи - 45 м, фактически на объекте установлено 40 лотков, у 29 из которых спилены  бортики. Гидроизоляция обмазочная отсутствует, металлические решетки не установлены,  дополнительное расходование средств составило 284 342,76 рублей. 

Указанные обстоятельства послужили основанием для направления Администрации  представления о принятии мер к возврату и перечислению в доход соответствующего  бюджета бюджетной системы Российской Федерации средств в сумме 2 138 265,27 руб. и  принятии мер по устранению причин и условий нарушений. 

Довод истца о недопустимости доказательств на основании акта проверки  министерства от 03.05.2023 № 6-ПП/2023 в связи с тем, что данный акт не содержит  сведения об измерительных приборах и методах проведения обмеров, является  необоснованным по следующим основаниям. 

Как указывалось выше порядок проведения контрольных мероприятий установлен  Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового  контроля «Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов»,  утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 №  1235. 

В силу пункта 18 Стандарта № 1235 в ходе контрольного мероприятия органом  контроля могут осуществляться контрольные действия. 


Согласно пункта 19 Стандарта № 1235 к контрольным действиям при проведении  контрольных мероприятий относятся, в том числе, контрольные действия по  фактическому изучению путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета,  контрольных обмеров и осуществления других действий по контролю, в том числе  исследований, испытаний, измерений и иных требующих специальных знаний (навыков)  контрольных действий. 

Под осмотром понимается визуальное обследование объектов (выполненных  объемов работ, помещений, основных средств, материальных запасов) в целях получения  информации по предмету и вопросам контрольного мероприятия с проведением при  необходимости фото- и видеофиксации результатов осмотра. 

Под контрольным обмером понимается совокупность форм и методов проведения  оценки и установления достоверности объемов выполненных работ (строительно- монтажных, ремонтных, реставрационных, пусконаладочных и прочих работ), а также  качества и количества фактически использованных материалов и установленного  оборудования. 

Разделом IV Стандарта № 1235 установлены требования к оформлению результатов  контрольного мероприятия, которые не содержат требования об указании в акте проверки  сведений об измерительных приборах и методах проведения обмеров. 

Кроме того, в силу пункта 56 Стандарта № 1235 приказом Минфина России от  30,12.2020 № 340н «Об утверждении форм документов, оформляемых органами  внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» утверждена  форма Акта проверки, которой также не предусмотрено указание в акте проверки  сведений об измерительных приборах и методах проведения обмеров. 

В ходе проверки замеры осуществлены с участием представителей администрации,  акт осмотра от 24.04.2023 с зафиксированными физическим значениями результатов  обмеров подписаны заместителем главы администрации Васильевым А.А. и и.о. Камень- Рыболовского территориального отдела администрации Ченского М.К. без замечаний.  Копия акта осмотра вручена 24.04.2023 заместителю главы администрации Васильеву  А.А. 

В пояснениях (возражениях) объекта контроля от 22.05.2023 исх. № 2786, от  31.05.2023 исх. № 2899 на акт проверки не имеется возражений в части отсутствия в акте  проверки сведений об измерительных приборах и методах проведения обмеров. 

Учитывая, что проверка была осуществлена Министерством в соответствии с  постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1235 "Об  утверждении федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального)  финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их  результатов", документы при проведении проверки объекта контроля были оформлены в  соответствии с данным Федеральным стандартом. 

При таких обстоятельствах, доводы Администрации о допущенных Министерством  нарушениях при проведении проверки, влекущих признание недействительными  результатов проверки своего подтверждения материалами дела не нашли. 

Письменных доказательств, подтверждающих позицию апеллянта в материалы дела  в порядке статей 9, 65 АПК РФ не представлено. 

Факт нарушения пункта 1 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ подтверждается  материалами проверки, мотивированных доводов об обратном апелляционная жалоба не  содержит. 

Ввиду установленных обстоятельств, вывод суда первой инстанции об  обоснованности выводов Министерства о неэффективном использовании  Администрацией бюджетных средств на сумму 2 138 265,27 рубля, связанное с не  достижением наилучшего результата, апелляционная коллегия находит правильными. 

По форме и содержанию представление соответствует требованиям действующего  законодательства, является четким и ясным, исполнимым. 


Приведенная в представлении формулировка не вызывает неопределенности,  двоякого понимания, направлена на понуждение Учреждения не допускать в будущем  подобных нарушений при распределении бюджетных средств и не свидетельствует о  невозможности исполнения представления. 

Оценив в совокупности установленные в ходе судебного разбирательства  обстоятельства, подтвержденные материалами дела, суд апелляционной инстанции  приходит к выводу о том, что оспариваемое представление выдано административным  органом в рамках предоставленных ему полномочий, соответствует положениям  действующего законодательства, в том числе по форме и содержанию, и не нарушает  права и законные интересы Учреждения в сфере осуществления деятельности, поскольку  возлагает на него законную обязанность, регламентированную действующим  законодательством в сфере бюджетного регулирования. 

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд  установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия  (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и  законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении  заявленного требования. 

При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в  удовлетворении требования. 

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов,  которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении  дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу,  влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой  инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными  и не могут служить основанием для отмены решения суда. 

Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что  обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в  нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле  доказательствам. 

Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению,  так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела. 

На основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ суд апелляционной инстанции  не относит на заявителя судебные расходы по государственной пошлине за подачу  апелляционной жалобы. 

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.12.2023 по делу № А5115876/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного  округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев. 

Председательствующий Л.А. Бессчасная 

Судьи А.В. Пяткова 

Е.Л. Сидорович