ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-16208/18 от 28.05.2019 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

тел.: (423) 221-09-01, факс (423) 221-09-98

http://5aas.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                  Дело

№ А51-16208/2018

29 мая 2019 года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2019 года.

Постановление в полном объеме изготовлено мая 2019 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего В.В. Верещагиной,

судей Т.А. Аппаковой, Е.Н. Номоконовой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края,

апелляционное производство № 05АП-2893/2019

на решение от 19.03.2019

судьи М.Н. Гарбуза

по делу № А51-16208/2018 Арбитражного суда Приморского края

по иску акционерного общества «Горнорудная компания «АИР»

(ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Приморскому краю в лице Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края

(ИНН <***>, ОГРН <***>),

Администрации Приморского края

о взыскании 202 377 рублей 49 копеек

третье лицо: Департамент Финансов Приморского края,

при участии: лица, участвующие в деле, не явились,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Горнорудная компания «АИР» (далее – истец, Общество) обратилось в суд с исковым заявлением к Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края (далее – ответчик, Департамент), Администрации Приморского края о взыскании 202 377 рублей 49 копеек задолженности по выплате субсидий.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Приморского края.

В ходе рассмотрения спора истец на основании статьи 49 АПК РФ заявил отказ от исковых требований, предъявленных к Администрации Приморского края, просил рассмотреть заявленные требования к Приморскому краю в лице Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.03.2019 производство по делу в части требований к Администрации Приморского края прекращено, требования к Приморскому краю в лице Департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края удовлетворены в заявленном размере.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, при неправильной оценке представленных в материалы дела доказательств.

В обоснование своей правовой позиции податель жалобы приводит доводы о том, что представленный истцом акт сверки взаиморасчетов за 2016 год не может являться доказательством имеющейся задолженности, поскольку из него невозможно определить, что задолженность образовалась за ноябрь 2016 года. Кроме того, в акте сверки не указаны реквизиты акта, период, за который проводится сверка, реквизиты документа, по которому проводится сверка. Также апеллянт настаивает на том, что в соответствии с Порядком №268-па, соглашением от 29.01.2016, приказом от 14.12.2016 №19-4034/3 обязательства Департамента по перечислению субсидии выполнены полностью в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Истец по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенного к материалам дела, выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

 В заседание арбитражного суда апелляционной инстанции надлежаще извещенные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили. Истцом заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, которое в соответствии со статьями 159, 184, 185, 258 АПК РФ рассмотрено апелляционным судом и удовлетворено. Коллегия, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу по существу в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271               АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, во исполнение Закона Приморского края от 19.06.2015 №640-КЗ «О льготном тарифе на тепловую энергию (мощность) на территории Приморского края и о внесении изменений в Закон Приморского края «О защите прав граждан в жилищно-коммунальной сфере», постановления Администрации Приморского края от 04.08.2015 №268-па «О порядке предоставления из краевого бюджета субсидий теплоснабажающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность)» (далее – Порядок) между АО «Горнорудная компания «АИР» и Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края заключено соглашение от 29.01.2016 (далее – соглашение).

Согласно пункту 1.1 соглашения Департамент предоставляет предприятию субсидию в 2016 году за счет средств краевого бюджета с целью компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность). Субсидии предоставляются предприятию, а предприятие обязуется принять указанную субсидию.

В соответствии с пунктами 2.1.1, 2.1.2 соглашения Департамент обязан осуществлять расчет субсидии на основании сведений о фактически отпущенной тепловой энергии, предъявленной к оплате населению и другим потребителям Приморского края, имеющим право на льготу в соответствии с Законом, предоставленных предприятием по форме согласно Приложению к Порядку. Перечислить предприятию субсидию на цели, указанные в пункте 1.1 соглашения.

Пунктом 2.2.4 соглашения предусмотрена обязанность предприятия ежемесячно предоставлять в департамент сведения о фактически отпущенной тепловой энергии, предъявляемой к оплате населению Приморского края по формам и в сроки, установленным Порядком.

Пунктом 3.1.1 соглашения предусмотрено, что предоставление субсидии осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью краевого бюджета, кассовым планом исполнения краевого бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных департаменту на эти цели в текущем финансовом году, на основании приказа департамента.

Во исполнение соглашения от 29.01.2016 Общество предоставило в Департамент сведения по формам, установленным Порядком, для получения субсидии с целью компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность) за ноябрь 2016 года.

Исходя из сведений, указанных в приложениях 2, 3, 4 к Порядку, предоставленных в Департамент, общее количество тепловой энергии, подлежащей возмещению, составляет 3 271,08 Гкал. Стоимостная разница от тарифа, установленного для АО «Горнорудная компания «АИР» постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 25.11.2015 №53/9 и льготного тарифа для населения, установленного постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 17.12.2015 №64/1, составляет 1 453,81 руб./Гкал (3 199,45-1745,64).

Таким образом, сумма субсидии за ноябрь 2016 года составляла согласно представленным документам АО «Горнорудная компания «АИР» в Департамент – 4 755 528 рублей 81 копейка (3 271,08*1 453,81).

14.12.2016 Департаментом вынесен приказ № 19-110/3 «О предоставлении из краевого бюджета субсидий теплоснабжающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность) за ноябрь 2016 года». Согласно расчету субсидий, приложенному к приказу департамента от 14.12.2016, размер субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств для АО «Горнорудная компания «АИР» на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию за ноябрь 2016 года, составил 4 553 151 рубль     32 копейки.

Платежным поручением от 16.12.2016 № 634068 субсидия в                   размере 4 553 151 рубля 32 копеек перечислена Обществу.

05.06.2018 Общество обратилось в Департамент с досудебной претензией, в которой указало на то, что у Департамента образовалась задолженность перед АО «Горнорудная компания «АИР» в размере                            202 377 рублей 49 копеек, что подтверждается подписанным обеими сторонами актом сверки.

В связи с отказом Департамента перечислись Обществу образовавшуюся задолженность, последнее обратилось в Арбитражный суд Приморского края с настоящим иском.

Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) деятельность по производству и передаче тепловой энергии является регулируемым видом деятельности в части вопроса о цене услуг по производству и передаче тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее - Закон № 210-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

В силу части 7 статьи 4 Закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, расположенных на территории муниципального образования.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов).

Введение предельных уровней тарифов, то есть предельного размера цены на соответствующую продукцию, направлено на противодействие монополизации и недобросовестной конкуренции, выступает государственной гарантией доступности теплоэнергетических ресурсов для потребителей, прежде всего для населения, препятствует экономически необоснованному росту тарифов на тепловую энергию, предполагает возможность установления льготных тарифов (части 13 - 15 статьи 10 Закона № 190-ФЗ) и тем самым призвано не допустить резкого ухудшения социального положения граждан.

Применение указанных мер в рамках тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты теплоснабжающей организации на производство тепловой энергии, и, соответственно, предопределяет необходимость возмещения в таких случаях теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» (далее - Постановление №87) разъяснено, что возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

В пункте 1 Постановления № 87 указано, что данным публично-правовым образованием должна быть установлена компенсация потерь ресурсоснабжающей организации, вызванных межтарифной разницей. Также необходимо учитывать, что если такие потери не были полностью или в части компенсированы, в том числе по причине того, что названная компенсация не предусмотрена или предусмотрена в недостаточном размере, для их взыскания в пользу ресурсоснабжающей организации за счет бюджета соответствующего публично-правового образования оспаривание акта об установлении тарифа не требуется.

В соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 04.08.2015 № 268-па «О порядке предоставления из краевого бюджета субсидий теплоснабажающим организациям на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате установления льготного тарифа на тепловую энергию (мощность)» (далее - Порядок), главным распорядителем средств субвенций является Департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края.

В пункте 6 Порядка установлено, что для принятия решения о предоставлении субсидии теплоснабжающая организация ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, в котором сложились выпадающие доходы, представляет в Департамент:

- сведения об объеме фактически отпущенной тепловой энергии (мощности) на коммунальную услугу по отоплению, предъявленной к оплате населению, по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку с приложением подтверждающего документа о согласовании указанных сведений органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, на территории которых теплоснабжающая организация оказывает такую услугу;

- сведения об объеме фактически отпущенной тепловой энергии (мощности) на коммунальную услугу по горячему водоснабжению (закрытая система горячего водоснабжения), предъявленной к оплате населению, по форме согласно приложению №3 к указанному Порядку с приложением подтверждающего документа о согласовании указанных сведений органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края, на территории которых теплоснабжающая организация оказывает такую услугу;

- сведения об объеме фактически отпущенной тепловой энергии (мощности) на коммунальную услугу по горячему водоснабжению (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) и (или) закрытая система горячего водоснабжения в части компонента на тепловую энергию), предъявленной к оплате населению, по форме согласно приложению №4 к указанному Порядку с приложением подтверждающего документа о согласовании указанных сведений органами местного самоуправления муниципального образования Приморского края, на территории которых теплоснабжающая организация оказывает такую услугу.

Из материалов дела усматривается, что Общество в срок, предусмотренный пунктом 6 Порядка, с целью получения субсидии за ноябрь 2016 года, представило в Департамент все необходимые документы, в частности:

- сведения об объеме фактически отпущенной тепловой энергии (мощности) на коммунальную услугу по отоплению, предъявленной к оплате населению, по форме согласно приложению № 2 к Порядку с приложением подтверждающего документа о согласовании указанных сведений с администрацией Востокского городского поселения;

- сведения об объеме фактически отпущенной тепловой энергии (мощности) на коммунальную услугу по горячему водоснабжению (закрытая система горячего водоснабжения), предъявленной к оплате населению, по форме согласно приложению № 3 к Порядку с приложением подтверждающего документа о согласовании указанных сведений с администрацией Востокского городского поселения;

- сведения об объеме фактически отпущенной тепловой энергии (мощности) на коммунальную услугу по горячему водоснабжению (закрытая система горячего водоснабжения в части компонента на тепловую энергию), предъявленной к оплате населению, по форме согласно приложению № 4 к Порядку с приложением подтверждающего документа о согласовании указанных сведений с администрацией Востокского городского поселения;

- акт сверки взаиморасчетов за 2016 год.

Согласно сведениям, указанным в приложениях 2, 3, 4 к Порядку, предоставленных в Департамент, общее количество тепловой энергии, подлежащей возмещению, составляет 3 271,08 Гкал.

Таким образом, стоимостная разница от тарифа, установленного для АО «Горнорудная компания «АИР» постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 25.11.2015 №53/9 и льготного тарифа для населения, установленного постановлением Департамента по тарифам Приморского края от 17.12.2015 №64/1, составляет 1 453,81 руб./Гкал (3 199,45-1 745,64).

Сумма субсидии за ноябрь 2016 года составляла согласно представленным документам АО «Горнорудная компания «АИР» в Департамент – 4 755 528 рублей 81 копейка (3 271,08*1 453,81).

Вместе с тем, фактически Обществу было компенсировано выпадающих доходов за ноябрь 2016 года в размере 4 553 151 рубля 32 копеек, что Департаментом не отрицается. Таким образом, размер недополученных Обществом субвенций на компенсацию выпадающих доходов составил                     202 377 рублей 49 копеек.

Установив, что Департамент не обеспечил полное возмещение экономически обоснованных затрат Общества, в связи с чем понесенные последним расходы являются в соответствии со статьями 15, 16, 1069 ГК РФ убытками, причиненными юридическому лицу в результате незаконного бездействия субъекта Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в полном объеме.

При этом судом обоснованно отклонен довод Департамента о том, что размер субсидии АО «Горнорудная компания «АИР» определен исходя из размера субсидии, доведенной Департаменту в пределах лимита, поскольку выполненный Департаментом расчет субсидии на сумму                                              4 553 151 рубля 32 копеек по АО «Горнорудная компания «АИР» не соответствует формуле, приведенной в пункте 7 Порядка.

Довод апелляционной жалобы о том, что акт сверки взаиморасчетов за 2016 год является недопустимым доказательством ввиду отсутствия в нем реквизитов акта, период, за который проводилась сверка, реквизиты документа, по которому проводится сверка, а также даты подписания акта судом апелляционной инстанции проверен и отклонен.

В соответствии с пунктом 2.1.5 соглашения от 29.01.2016 Департамент принял на себя обязательство ежегодно, в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным годом, производить сверку взаиморасчетов с предприятием по форме согласно приложению к заключенному соглашению.

Таким образом, представленный в материалы дела акт сверки за 2016 год составлен самим Департаментом, имеет подписи руководителей сторон и оттиски печати, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать о том, что данный акт не соответствует утвержденной сторонами форме.

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение вынесено в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.03.2019  по делу №А51-16208/2018  оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

В.В. Верещагина

Судьи

Т.А. Аппакова

Е.Н. Номоконова