ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-16581/2021 от 18.03.2022 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело

№ А51-16581/2021

18 марта 2022 года

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

судьи Т.А. Солохиной,

рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Восточная Стивидорная Компания»,

апелляционное производство № 05АП-373/2022

на решение от 10.12.2021

судьи В.В. Краснова

по делу № А51-16581/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восточная Стивидорная Компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Находкинской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10714000-588/2021 от 31.08.2021, прекращении производства по делу об административном правонарушении; отмене представления № 24-16/10435 от 31.08.2021,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Восточная Стивидорная Компания» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Находкинской таможне об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10714000-588/2021 от 31.08.2021, прекращении производства по делу об административном правонарушении; отмене представления № 24-16/10435 от 31.08.2021.

В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.12.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано

Не согласившись с указанным судебным актом, общество обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь в обоснование жалобы на то, что невозможно обеспечить корректный учет товара, находящегося на временном хранении, в случае, если в отчете ДО-1 будут указаны характеристики одного объекта (объект временного хранения), а в отчете ДО-2 другой объект (объект декларирования). Отчетность предоставлена в срок, сведения заполнены в соответствии с приказом № 444.

Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.

Из материалов дела коллегия установила следующее.

Приказом Находкинской таможни от 28.04.2020 № 176 «О создании постоянной зоны таможенного контроля в морском грузовом постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Восточный» на территории ООО «ВСК» создана постоянная зона таможенного контроля (далее - ПЗТК). Для помещения товаров на временное хранение Находкинской таможней ООО «ВСК» выдано генеральное разрешение на временное хранение товаров № 10702070/050721/0201361.

01.07.2021 в порт Восточный Российской Федерации на борту теплохода «CONTSHIP ERA» по коносаменту №TA1PU3513300 от 22.06.2021 в контейнере TRHU5105810 прибыл товар - сушеный чеснок, в количестве 1 040 грузовых мест, весом брутто 26 040 кг.

Отправителем товара является компания «SHANGHAI SPICE FOOD СО. LTD.» (Китай), получателем товара - ООО «КОМИНТРЕЙД».

Названный товар 01.07.2021 помещен на временное хранение в ПЗТК ООО «ВСК», о чем свидетельствует отчет о принятии товаров на хранение по форме ДО-1 № 41616 от 02.07.2021, предоставленный ООО «ВСК» в таможенный пост Морской порт Восточный Находкинской таможни.

07.07.2021 товары, ввезенные по коносаменту №TA1PU3513300 от 22.06.2021, выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления по декларации на товары № 10702070/050721/0201361.

Таможенным постом Морской порт Восточный 07.07.2021 в адрес ООО «ВСК» направлено уведомление № 10714040/07072170076428 о выпуске товара, заявленного в ДТ №10702070/050721/0201361, которое содержит информацию о товаре, идентичную сведениям, заявленным в ДТ, в том числе о фактурной стоимости товара (39 930 USD), коде товара (0712909000), наименование товара (чеснок сушенный, измельченный и резанный, не подвергнутый дальнейшей обработке, для пищевой промышленности (не для розничной продажи), не содержит ГМО).

13.07.2021 товары в контейнере TRHU5105810 выданы с территории ПЗТК ООО «ВСК».

В тот же день ООО «ВСК» представило в таможенный пост Морской порт Восточный Находкинской таможни отчет о выдаче товаров с СВХ по форме ДО-2 № 87713 от 13.07.2021.

В указанном отчете графа 6 «Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС», графа 10 «Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах», графа 11 «Буквенный код валюты», 16 «Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах», 21 «Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных) или коммерческих документах» не заполнены, а наименование товара в графе 5 «Наименование товара» не соответствует наименованию товара, указанному в уведомлении № 10714040/070721/0076428 и в ДТ № 10702070/050721/0201361.

В графе 17 «Основания выдачи товара со склада» отчета по форме ДО-2 от 13.07.2021 № 87713 ООО «ВСК» указаны как ДТ № 10702070/050721/0201361, так и уведомление №10714040/070721/0076428.

Таможня, заключив? что общество имело возможность заполнить отчет по форме ДО-2 не только на основании отчета ДО-1, но и исходя из сведений, содержащихся в уведомлении, которое является разрешением на выдачу товаров и содержит информацию о (наименовании товара, код товара, количество грузовых мест и т.д.), однако, представленный отчет частично не заполнен (пустые графы), наименование товара не соответствует наименованию, указанному в ДТ и в уведомлении, составила в отношении ООО «ВСК» протокол об административном правонарушении от 04.08.2021 № 10714000-588/2021 по статье 16.15 КоАП РФ.

Постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 31.08.2021 № 10714000-588/2021 общество признано виновным в совершении правонарушения по статье 16.15 КоАП РФ, в качестве наказания на ООО «ВСК» наложен административный штраф в размере 7 000 руб.

Не согласившись с постановлением, считая, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ООО «ВСК» обратилось в суд с заявлением.

Повторно исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям

По правилам части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованности оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный срок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 16.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или нарушение срока представления в таможенный орган отчетности в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения.

Объектом данного нарушения является порядок таможенного контроля в силу положений пунктов 1 и 2 статьи 18 ТК ЕАЭС, а именно порядок представления отчетности, а также порядок и сроки представления отчетности в таможенный орган, который обязывает владельцев СВХ (лиц, осуществляющих временное хранение товаров в ином месте временного хранения) предоставлять достоверную отчетность о хранящихся товарах в таможенный орган по формам и в сроки установленные приказом ФТС России от 18.03.2019 № 444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их заполнения, а также порядка и сроков представления отчетности».

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, образует, в том числе, противоправное деяние, выразившееся в представлении в таможенный орган отчетности по установленной форме, содержащей недостоверные сведения о наименовании товара, о стоимости и валюте товара, помещенного на склад.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, является лицо, осуществляющее временное хранение товаров, на которого таможенным законодательством возложена обязанность ведения учета и представления отчетности таможенному органу.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной.

Согласно пункту 1 статьи 18 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, уполномоченные экономические операторы и лица, владеющие и (или) пользующиеся иностранными товарами, а также товарами Союза, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны и таможенную процедуру свободного склада, обязаны представлять таможенным органам отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах.

Владелец склада временного хранения обязан вести учет товаров, находящихся на складе временного хранения, и представлять таможенным органам отчетность о таких товарах, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств-членов (статья 414 ТК ЕАЭС).

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 5 к приказу ФТС России от 18.03.2019 № 444 владельцы складов временного хранения и лица, получившие разрешения на временное хранение в местах временного хранения товаров, указанных в пункте 2 приложения № 4 к настоящему приказу, обязаны вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять таможенному посту, в регионе деятельности которого функционирует СВХ (иное место временного хранения товаров), отчеты об их хранении в электронном виде по следующим формам: ДО-1 - отчет о принятии товаров на временное хранение; ДО-2 - отчет о выдаче товаров с СВХ (иного места временного хранения).

Отчетность по формам ДО-1, ДО-2 и ДО-3 представляется лицами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, по структуре и в форматах, определенных альбомом форматов электронных форм документов, предназначенных для организации взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанным в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФТС России от 24 января 2008 г. № 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет», и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации, главного бухгалтера либо лица, ими уполномоченного (пункт 3).

Отчет по форме ДО-2 представляется владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) таможенному посту не позднее рабочего дня, следующего за днем вывоза товаров с территории СВХ (иного места, временного хранения) (пункт 4).

Заполнение отчета по форме ДО-2 включает в себя заполнение владельцем СВХ (лицом, получившим разрешение на временное хранение в местах, временного хранения товаров) всех предусмотренных данным отчетом граф с указанием в них сведений о товарах, помещенных под таможенную процедуру либо выданных с территории СВХ (иного места временного хранения, указанного в пункте 2 приложения № 4 к Приказу № 444) – пункт 6.

Графы «Наименование товара», «Код товара (не менее первых четырех знаков) в соответствии с ГС или ТН ВЭД ЕАЭС», «Складской номер товара», «Количество грузовых мест», «Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м.) (либо в дополнительных единицах измерения)», «Вес товара брутто (в кг) или объем товара (в куб. м), исключая контейнеры и другое транспортное оборудование», «Стоимость товара в валюте, указанной в транспортных (перевозочных.) или коммерческих документах» и «Буквенный код валюты» заполняются на основании сведений, содержащихся в отчетности по форме ДО-1, документах, указанных в пункте 9 приложения № 1 к Приказу № 444, а также с учетом сведений, указанных в уведомлении, предусмотренном пунктом 12 приложения № 1 к Приказу № 444, что следует из абзаца 4 пункта 6 приложения № 5 к Приказу № 444.

Согласно пункту 12 приложения № 1 к Приказу № 444 таможенный пост, осуществляющий контроль за функционированием СВХ (иного места временного хранения), на котором размещены подлежащие выдаче и вывозу товары, в течение 1 часа с момента оформления документов в соответствии с целями, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, направляет владельцу СВХ (лицу, получившему разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров) уведомление, являющееся разрешением на выдачу товаров (части, товаров) с СВХ (иного места временного хранения) и имеющее регистрационный номер и содержащее информацию о факте оформления, реквизитах указанных документов, а также сведения о товарах, подлежащих выдаче (наименование товаров, код товара, количество грузовых мест, вес брутто/нетто, стоимость товаров, буквенный код валюты, номер транспортного (коммерческого) документа, порядковые номера декларируемых товаров) (далее - уведомление).

В данном случае полученное ООО «ВСК» уведомление № 10714040/07072170076428 о выпуске товара, заявленного в ДТ № 10702070/050721/0201361, содержало полную информацию о товаре, идентичную сведениям, заявленным: в ДТ, в том числе о фактурной стоимости товара (39 930 USD), коде товара (0712909000), наименование товара (чеснок сушенный, измельченный и резанный, не подвергнутый дальнейшей обработке, для пищевой промышленности (не для розничной продажи), не содержит ГМО), что позволяло заполнить соответствующие графы отчета ДО-2 № 87713 от 13.07.2021 не только на основании сведений, указанных в отчете ДО-1 на этот товар, но также используя сведения из уведомления № 10714040/07072170076428 о выпуске товара, заявленного в ДТ №10702070/050721/0201361, как это прямо закреплено в абзаце 4 пункта 6 приложения № 5 к Приказу № 444. Однако как установлено судом первой инстанции отчет ДО-2 № 87713 от 13.07.2021 в графах 6, 10, 11, 16, 21 ООО «ВСК» не заполнен, наименование товара в графе 5 не соответствует сведениям, указанным в направленном в адрес ООО «ВСК» уведомлении № 10714040/070721/0076428 о выпуске товаров по ДТ и в выпущенной таможенным органом ДТ № 10702070/050721 /0201361.

Учитывая изложенное выше коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о представление ООО «ВСК» отчетности, содержащей недостоверные сведения, что образует объективную сторону правонарушения по статьей 16.15 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина в действиях общества установлена таможенным органом обоснованно и отсутствуют обстоятельства, которые бы объективно препятствовали обществу соблюсти требования таможенного законодательства и представить отчёт по форме ДО-2, содержащие достоверные сведения.

В данном случае нарушение таможенных правил не вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, так как лицом не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей перед государством.

Заявитель осуществляет профессиональную деятельность по хранению товаров, поступивших на таможенную территорию Евразийского экономического союза. Однако, несмотря на это, общество допустило нарушение в виде представления таможенному органу недостоверных сведений.

Поскольку заявителем не приняты достаточные меры для соблюдения установленных законодательством Российской Федерации норм и правил таможенного законодательства, то в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ он признается виновным в совершении вменяемых ему административных правонарушений.

Учитывая изложенное в действиях общества, выразившихся в представлении в таможенный орган отчетности, содержащей недостоверные сведения, имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.15 КоАП РФ, а у таможенного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности в порядке статьи 16.15 КоАП РФ по событию представления недостоверной отчетности по форме ДО-2.

Таможенным органом были соблюдены требования законодательства об извещении общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела и не нарушены нормы статей 28.2, 28.5 КоАП РФ.

Существенных нарушений к процедуре привлечения общества к административной ответственности суд не установил.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, таможней также соблюден.

Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, законодателем установлено, что административное наказание выполняет превентивную роль, назначается для предупреждения правонарушений, но не имеет своей целью наказать правонарушителя как можно строже.

Санкция статьи 16.15 КоАП РФ предусматривает наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Размер штрафа в спорном постановлении определен должностным лицом, рассматривавшим дело об административном правонарушении, в размере 7 000 руб., соответствующем санкции с учетом наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность (повторность совершения правонарушения). Таким образом, по верному суждению суда первой инстанции, таможней учтены характер совершенного административного правонарушения, все обстоятельства указанного дела, степень вины заявителя.

Учитывая, что суд первой инстанции не усмотрел оснований для квалификации совершенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного, поскольку в спорном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения таможенных норм и правил, отсутствуют основания для признания правонарушения по статье 16.15 КоАП РФ малозначительным и освобождения общества от административной ответственности, поскольку такое освобождение не будет оправдывать установленной законом цели, поскольку объявление лицу устного замечания не обеспечит адекватную защиту охраняемым отношениям.

Основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ также отсутствуют.

Учитывая изложенное выше суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, прекратив производство по делу в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.12.2021 по делу №А51-16581/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Судья

Т.А. Солохина