ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-16592/2021 от 11.04.2022 Пятого арбитражного апелляционного суда

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток Дело

№ А51-16592/2021

14 апреля 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2022 года.

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего О.Ю. Еремеевой,

судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,

при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Лойко,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Форест»,

апелляционное производство № 05АП-1575/2022

на решение от 07.02.2022

судьи Н.А.Тихомировой

по делу № А51-16592/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Форест»

(ИНН 2540247567, ОГРН 1182536034735)

к Управлению муниципальной собственности города Владивостока

(ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602)

о признании незаконным решения,

при участии:

от ООО «Форест»: Кузин А.Н. по доверенности от 28.06.2021, сроком действия до 27.06.2022; руководитель Слепченко Д.А.;

от УМС г. Владивостока: Карпенко В.О. по доверенности от 17.12.2021, сроком действия по 31.12.2022;

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Форест» (далее - заявитель, общество, ООО «Форест») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению муниципальной собственности города Владивостока (далее – управление. УМС) о признании незаконным решения, оформленного письмом №10769сп/28 от 09.09.2021.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО «Форест» обратилось с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд, согласно которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что заявитель планирует на испрашиваемом земельном участке строительство крематорного комплекса, включающего в себя места для проведения религиозных обрядов, ритуальные магазины и ритуальное производство. Общество не планирует заниматься деятельностью, связанной с захоронением и любого вида распоряжением останками умерших, в связи с чем судом неправильно к обстоятельствам настоящего дела применена норма пункта 2 статьи 25 Закона №8-ФЗ об организации похоронного дела только органами местного самоуправления. Полагает, что места погребения могут быть не только государственными, муниципальными, но и частными.

В судебном заседании представитель общества доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме.

УМС по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

ООО «Форест» является микропредприятием, с 10.11.2018 включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Земельный участок с кадастровым номером 25:28:030013:1195 площадью 60874 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ритуальная деятельность, историко-культурная деятельность, адрес: г. Владивосток, ул. Патрокол д. 33; здание с кадастровым номером 25:28:030013:1191, адрес: Владивосток, ул. Патрокл, д.33; сооружение с кадастровым номером 25:28:030013:962, адрес: г. Владивосток, гора Монастырская, вершина горы, на праве собственности принадлежат муниципальному образованию город Владивосток, о чем свидетельствуют сведения из Единого государственного реестра недвижимости.

21.07.2021 общество обратилось в УМС с заявлением о включении в перечень имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства земельного участка с кадастровым номером 25:28:030013:1195, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Патрокол д. 33, а также о предоставлении указанного земельного участка в аренду обществу на 49 лет без проведения торгов для размещения объекта капитального строительства колумбарного комплекса, с объектами капитального строительства под осуществление ритуальной и иной сопутствующей деятельности.

Также 30.07.2021 общество обратилось в УМС с заявлением о включении в перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке земельного участка с кадастровым номером 25:28:030013:1195, здания с кадастровым номером 25:28:030013:1191, сооружения с кадастровым номером 25:28:030013:962, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Патрокл, д.33, а также предоставлении в аренду сроком на 49 лет для размещения объекта капитального строительства колумбарного комплекса, с объектами капитального строительства под осуществление ритуальной и иной сопутствующей деятельности.

По результатам рассмотрения заявления администрация письмом от 11.08.2021 № 9774сп/28 отказала заявителю в связи с тем, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка – ритуальная деятельность, историко-культурная деятельность, а по принадлежности места погребения могут быть только государственные или муниципальные.

13.08.2021 общество повторно обратилось в УМС с заявлением о включении в перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке, как единого имущественного комплекса: земельного участка с кадастровым номером 25:28:030013:1195, здания с кадастровым номером 25:28:030013:1191, здания с кадастровым номером 25:28:030013:1190, сооружения с кадастровым номером 25:28:030013:962, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Патрокл, д.33, а также предоставлении в аренду сроком на 49 лет, с видом разрешенного использования – для размещения объекта крематория с дополнительными объектами под осуществление ритуальной и иной сопутствующей деятельности, за исключением деятельности по захоронению на территории имущественного комплекса.

УМС письмом от 09.09.2021 №10769сп/28 ответило отказом, повторно указав, что по принадлежности места погребения могут быть только государственные или муниципальные.

Не согласившись с указанным отказом, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, которое обжалуемым решением суда было оставлено без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.

Как следует из материалов дела, общество не имеет исключительных прав в отношении испрашиваемого имущества.

Общество в качестве оснований предоставления ему в аренду существующих объектов недвижимости и земельного участка на 49 лет без проведения торгов для размещения объекта капитального строительства колумбарного комплекса, с объектами капитального строительства под осуществление ритуальной и иной сопутствующей деятельности в аренду земельного участка ссылается на 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определение понятий субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки урегулированы Законом № 209-ФЗ.

На основании подпунктов 1, 3, 4 пункта 1 статьи 14 названного Закона основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

- заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

- равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;

- оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункта 1 статьи 18 Закона № 209-ФЗ оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).

В силу части 4 статьи 18 названного Закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением таких перечней государственным имуществом и муниципальным имуществом. Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также может быть отчуждено на возмездной основе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в случаях, указанных в подпунктах 6, 8 и 9 пункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

В указанные перечни не включаются земельные участки, предусмотренные подпунктами 1 - 10, 13 - 15, 18 и 19 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением земельных участков, предоставленных в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства.

Как установлено частью 4.1 статьи 18 Закона N 209-ФЗ, порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся сельскохозяйственными кооперативами или занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в эти перечни государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами. Порядок и условия предоставления в аренду земельных участков, включенных в указанные в части 4 настоящей статьи перечни, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.

В развитие указанных норм права Думой города Владивостока принят муниципальный правовой акт города Владивостока от 17.12.2009 № 197-МПА «Порядок формирования, ведения и опубликования Перечня муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке (далее - Порядок № 197-МПА, Перечень № 197-МПА).

По правилам пункта 1.2 названного Порядка перечень формируется в виде информационной базы данных, содержащей реестр объектов муниципального имущества, свободных от прав третьих лиц (за исключением права хозяйственного ведения, права оперативного управления, а также имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), с ежегодным до 1 ноября текущего года дополнением Перечня. При этом в Перечень включаются объекты муниципального имущества, которые могут быть использованы в целях предоставления их во владение и (или) пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, основанием для включения объекта муниципального имущества в перечень является принципиальная возможность использования такого объекта в предпринимательской деятельности, в том числе исходя из требований, установленных земельным законодательством в отношении порядка и условий предоставления земельных участков в аренду.

Общество вправе претендовать на государственную поддержку в виде долгосрочной аренды имущества, которое будет включено в перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц.

Однако из приведенных норм не следует, что имущественная поддержка заключается в предоставлении любого имущества, земельного участка, которые будут выбраны субъектом малого или среднего предпринимательства.

Кроме того, исходя из требований, установленных земельным законодательством в отношении порядка и условий предоставления земельных участков в аренду под строительство, следует, что для указанных целей существует специальная процедура предоставления земли, которая не соотносится с целями содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

Из чего следует, что в рамках процедуры оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства не может осуществляться предоставление земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства в обход предусмотренных законом специальных процедур.

Кроме того, суд учитывает, что доступность мест погребения неопределенному кругу лиц обеспечивают нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении).

В соответствии со статьей 3 Закона о погребении, погребением являются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Таким образом, процесс погребения путём предания тела огню состоит из двух последовательных этапов: кремации (сожжения тела) и захоронения урны с прахом. При отсутствии одного из элементов - захоронения урны с прахом, процесс погребения нельзя считать завершенным, а погребение состоявшимся.

В связи с чем, коллегия отклоняет довод заявителя о том, что им при размещении на испрашиваемом земельном участке крематория не планируется деятельность погребения, захоронения и любого вида распоряжения останками умерших.

Пунктом 1 статьи 4 Закона о погребении установлено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Согласно статье 5 Закона о погребении каждый человек имеет право на свободное волеизъявление, пожелание о достойном отношении к его телу после смерти, в частности, быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими.

На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 7 Закона о погребении).

По принадлежности места погребения могут быть государственными и муниципальными (пункт 2 статьи 15 Закона о погребении).

В силу пункта 1 статьи 24 Закона о погребении для предания тел умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведенных участках земли в соответствии с настоящим Федеральным законом сооружаются крематории. Крематории могут находиться в ведении органов местного самоуправления.

Порядок деятельности крематориев определяется органами местного самоуправления (пункт 2 статьи 24 Закона о погребении).

Статья 7 Закона Приморского края от 23.12.2005 № 332-КЗ «О погребении и похоронном деле в Приморском крае» предусматривает, что решение о создании мест погребения принимается Правительством Приморского края или органом местного самоуправления, на территории которого они создаются, за исключением случаев, установленных Федеральным законом (пункт 1).Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения осуществляется в соответствии с генеральным планом развития населенных пунктов Приморского края при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом (пункт 2).

На основании изложенного, коллегия считает законным довод управления о том, что по принадлежности места погребения могут быть только государственные или муниципальные.

Из материалов дела усматривается, что общество обратилось в управление с заявлением о включении в перечень имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства земельного участка с кадастровым номером 25:28:030013:1195, расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Патрокол д. 33, а также о предоставлении указанного земельного участка в аренду обществу на 49 лет без проведения торгов с видом разрешенного использования для размещения объекта крематория с дополнительными объектами под осуществление ритуальной и иной сопутствующей деятельности, за исключением деятельности по захоронению на территории имущественного комплекса.

Как указано выше местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми крематориями для предания тел (останков) умерших огню.

Кроме того, из вышеуказанных норм следует, что решение о создании мест погребения является прерогативой Правительства Приморского края или органа местного самоуправления, на территории которого они создаются. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения осуществляется в соответствии с генеральным планом развития населенных пунктов Приморского края при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21.07.2021 вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 25:28:030013:1195 является ритуальная деятельность, историко-культурная деятельность.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 10.11.2020 № П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Согласно указанному Классификатору описание вида разрешенного использования земельного участка с кодом вида разрешенного использования земельного участка 12.1 (ритуальная деятельность) включает в себя: размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений; осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения.

Пунктом 2.1.4 «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» установлено, что ритуальные услуги: результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений.

Пунктом 2.5.4 «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» установлено, что крематорий - это объект похоронного назначения, предназначенный для предания останков умерших или погибших огню, сожжения биологических материалов.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления мест погребения, в том числе строительство крематориев, в рамках заявительного порядка по процедуре оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе без учета требований, установленных земельным законодательством в отношении порядка и условий предоставления земельных участков в аренду под строительство.

Делая указанный вывод, суд апелляционной инстанции учитывает, что по смыслу действующего правового регулирования формирование перечня муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, является прерогативой органа местного самоуправления, не обусловленного заявлением субъекта малого и среднего предпринимательства о включении конкретного объекта недвижимого имущества в такой перечень.

Право субъекта малого и среднего предпринимательства по своей инициативе направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества установлено только Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который к спорной ситуации не применим.

В свою очередь ни Земельный кодекс РФ, ни Закон № 209-ФЗ, ни Порядок № 197-МПА не устанавливают право субъекта малого и среднего предпринимательства по своей инициативе формировать перечень, муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, в то время как действующие положения Закона № 135-ФЗ предусматривают право определенной категории субъектов на получение прав в отношении определенных категорий объектов - муниципального имущества, включенного в перечень, в виде преференции, не предполагающей проведение конкурсных процедур.

По правилам пункта 9 части 1 статьи 17.1 Закона № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в порядке, установленном главой 5 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 13 части 1 статьи 19 Закона № 135-ФЗ государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно муниципальной программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке на 2020 - 2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Владивостока от 13.09.2019 № 3331, одной из мер государственного регулирования в сфере реализации муниципальной программы является оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в городе Владивостоке в виде передачи во владение и (или) в пользование муниципального имущества на льготных условиях.

Имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывается в соответствии с Порядком оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Владивостока и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке, указанным в приложении № 11 к муниципальной программе (далее - Порядок № 3331).

Согласно пункту 1.3 данного Порядка муниципальное имущество, предоставляемое в качестве имущественной поддержки, должно быть включено в Перечень муниципального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Владивостоке, утвержденный решением Думы города Владивостока от 16.07.2010 № 517.

На основании пункта 2.8 Порядка № 3331 при поступлении только одного заявления субъекта малого и среднего предпринимательства, физического лица, применяющего специальный налоговый режим, об оказании имущественной поддержки в виде предоставления объекта муниципального имущества, включенного в Перечень, договор на имущество заключается в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона № 135-ФЗ путем предоставления муниципальной преференции в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Такая муниципальная преференция предоставляется субъекту малого и среднего предпринимательства, соответствующему условиям, предусмотренным частью 1 статьи 4 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», при наличии положительного решения Координационного совета о возможности предоставления заявителю имущественной поддержки и без предварительного согласия антимонопольного органа в соответствии с пунктом 4 статьи 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В случае если на дату принятия решения о предоставлении имущественной поддержки поступило два и более заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства, физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, на оказание имущественной поддержки в виде предоставления в аренду конкретного объекта муниципального имущества, договор аренды на такое имущество заключается по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договора аренды (пункт 2.9 Порядка № 3331).

Совокупный анализ данных норм права показывает, что, действительно, действующие положения Закона № 135-ФЗ, Порядка № 3331 предусматривают право определенной категории субъектов на получение прав в отношении определенных категорий объектов - муниципального имущества, включенного в перечень, в виде преференции, не предполагающей проведение конкурсных процедур.

Между тем реализация данного права не может осуществляться в нарушение принципа равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах, что напрямую следует из статьи 14 Закона № 209-ФЗ.

Соответственно обращение субъекта малого или среднего предпринимательства за имущественной поддержкой в виде предоставления в аренду объектов недвижимости, не включенных в перечень муниципального имущества, не может служить безусловным основанием для предоставления этих объектов в аренду без проведения торгов, поскольку ограничивает равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к реализации своих прав через установленные преференции.

В этой связи управление обоснованно отказало обществу в удовлетворении его заявления о включении объектов недвижимости в перечень и о предоставлении его в аренду по указанному мотиву.

При таких обстоятельствах коллегия суда считает, что оспариваемое решение было принято УМС при наличии к тому правовых оснований и не привело к нарушению прав и законных интересов общества, тем более, что оспариваемым решением не были созданы препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку возможность реализации выбранного способа предоставления объектов недвижимости заявителем нормативно не обоснована.

При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемый отказ в целом не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы общества, в связи с чем требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

В целом доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.

Нормы права применены судом первой инстанции правильно.

Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины за ее подачу в сумме 1 500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относится судебной коллегией на заявителя.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.02.2022 по делу №А51-16592/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

О.Ю. Еремеева

Судьи

А.В. Гончарова

С.В. Понуровская