Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело
№ А51-16725/2021
08 июня 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2022 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Велес»,
апелляционное производство № 05АП-3106/2022,
на решение от 20.04.2022
судьи Н.А. Беспаловой
по делу № А51-16725/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Велес» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене постановление о привлечении к административной ответственности от 17.08.2021 № 10702000- 1566/2021,
при участии:
от Владивостокской таможни: ФИО1 по доверенности от 26.08.2021, сроком действия до 26.08.2022:
от общества с ограниченной ответственностью «Велес»: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Велес» (далее – заявитель, декларант, общество, ООО «Велес») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее – таможня, таможенный орган,) о признании незаконным и отмене постановление о привлечении к административной ответственности от 17.08.2021 № 10702000-1566/2021.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 20.04.2022 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что сторонами согласована поставка партии товаров на таможенную территорию ЕАЭС на условиях FCA, квалифицирующий признак которого заключается в том, что покупатель оплачивает транспортные расходы на доставку товара, а также принимает риск утраты или повреждения товара в момент передачи товара перевозчику на станцию отправления. Полагает, что структура таможенной стоимости напрямую зависит и формируется базисом поставки Инкотермс 2010. Общество настаивает на необходимости применения при рассмотрении настоящего спора пункта 16 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 191 (далее - Правила № 191) о цене, указывая, что у договоров поставки и договоров на организацию перевозки товара от станции отправления до станции назначения имелись самостоятельные (разные) цели, то есть данные расходы не могут рассматриваться как часть цены товара. Также приводит ссылки на судебную практику. Считает, что таможенный орган не доказал наличие в действиях общества вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилось, заявлений, ходатайств не представило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу без его участия по имеющимся в материалах дела документам.
Таможенный орган по тексту представленного в материалы дела письменного отзыва, поддержанного представителем в судебном заседании, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, и им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Между ООО «Велес» (продавец) и иностранной компанией JIAMUSI FUCHENG TRADING CO., LTD, Китай (покупатель) заключен контракт от 07.11.2016 № 02-11/16, согласно условий которого, продавец продает, а покупатель покупает товар «фанерный кряж» в соответствии со спецификацией и условиями, предусмотренными в приложениях к контракту. Ориентировочный объем поставки составляет 30 000 м3. Общая сумма контракта составляет сумму стоимостей всех партий товара, поставленных по данному контракту.
Условия поставки товара согласованы сторонами: FCA - ст. Люкшудья, ст. Чур, ст. Игра, ст. Ижевск, ст. Воткинск, ст. Кама, ст. Чернушка, ст. Сайгатка, ст. Спасск-Дальний, ст. Сибирцево ДВЖД, ст. Уссурийск, ст. Артем-Приморский, ст. Гродеково. Грузоотправитель - ООО «Спецстрой», ООО «Спецторг», ООО «Форест-Стар», ООО «ГарантТрансСервис».
В соответствии с пунктом 6 контракта, продавец после погрузки и таможенного оформления высылает покупателю железнодорожную накладную, инвойс, спецификацию.
Согласно условиям вышеуказанного контракта, цена за единицу товара устанавливается в долларах США и отражена в приложениях к контракту. Цена товара включает в себя упаковку маркировку, таможенное оформление и доставку в соответствии с условиями поставки. Общая сумма контракта составляет сумму стоимостей всех партий товара, поставленных по контракту.
В рамках контракта от 07.11.2016 № 02-11/16 сторонами согласована поставка партии товаров - лесоматериал на условиях FCA – станция Артем-Приморский и ООО «Велес» выставлен покупателю инвойс от 19.11.2019 № 321F за лесоматериал на сумму
6 021 долларов США.
Общество в Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владивостокской таможни подана ДТ № 10702070/081219/0258777 (далее – ДТ) с целью помещения товара «лесоматериалы круглые - бревна березовые (BETULA SPP), необработанные консервантом, с неудаленной корой и заболонью, небрусованные» под таможенную процедуру «экспорт».
Товар классифицирован декларантом в подсубпозиции 4403 95 000 1 согласно Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, ставка вывозной таможенной пошлины составила 7%.
В роли грузоотправителя указано ООО «ГарантТрансСервис».
Таможенная стоимость заявлена по методу по стоимости сделки с вывозимыми товарами и составила – 383 649,09 руб., сумма вывозной таможенной пошлины
26 855,44 руб.
За основу для определения таможенной стоимости декларантом взята цена, подлежащая уплате за товар при его продаже для вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, установленная в приложениях к контракту и в коммерческом инвойсе.
Для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости при декларировании декларантом представлены следующие документы: внешнеторговый контракт с дополнением, инвойс, международная железнодорожная накладная, информационное письмо о транспортных расходах, контракт ТЭО, счет-фактура ТЭО.
Товар выпущен таможней согласно заявленной таможенной процедуре.
Пермской таможней в отношении ООО «Велес» в период с 14.08.2020 по 07.12.2020 проведена камеральная таможенная проверка по вопросу достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях, в части контроля таможенной стоимости, в том числе по спорной ДТ.
По итогам камеральной проверки составлен акт от 07.12.2020 № 1041100/210/071220/А000015, в котором таможенным органом сделан вывод о том, что при декларировании товаров обществом определены и заявлены в ДТ № 10702070/081219/0258777 недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, а именно, в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за вывозимые товары не включены расходы за услуги, связанные с организацией перевозки товаров в нарушение требований, предусмотренных Правилами 191, а также Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2019 № 1694.
Данный вывод таможенный орган мотивировал тем, что расходы иностранного покупателя, понесенные в рамках контракта на предоставление подвижного состава, осуществлены в пользу общества, непосредственно связаны с экспортируемыми товарами, фактически являются одной из составляющих платежей за товары и подлежат включению в таможенную стоимость экспортируемого товара, поскольку установлено, что ООО «Велес» кроме контракта от 07.11.2016 № 02-11/16 на поставку лесоматериалов, заключенного с иностранным контрагентом в лице покупателя - JIAMUSI FUCHENG TRADING CO., LTD, Китай, заключен в лице исполнителя контракт от 07.11.2016 № 02-11Т/16 на предоставление подвижного состава с иностранной компанией JIAMUSI FUCHENG TRADING CO., LTD, Китай в лице заказчика.
В соответствии с условиями данного контракта исполнитель обязуется за вознаграждение и за счет заказчика выполнять определенные контрактами услуги, связанные с организацией перевозки грузов в собственном, арендованном или принадлежащем исполнителю на ином законном основании подвижном составе по территории стран СНГ по направлениям и в объемах, указанных в приложениях к контракту, а заказчик обязуется принять вагоны самостоятельно либо с привлечением третьих лиц, осуществить самостоятельно или обеспечить их погрузку/выгрузку третьими лицами, оформить или обеспечить оформление вагонов после их использования, а также оплатить оказанные услуги и платежи в порядке и на условиях, предусмотренных контрактами.
Исходя из анализа условий контракта от 07.11.2016 № 02-11/16 на поставку лесоматериалов, вышеуказанного контракта от 07.11.2016 № 02-11Т/16 и приложения к нему, а также полученных в ходе проверки документов, подтверждающих оказание и оплату услуг ООО «Велес» по предоставлению железнодорожных вагонов, услуги по экспедированию, перевозке груза; провозной платы, железнодорожного тарифа, таможней установлено, что на основании контракта на предоставление подвижного состава от 07.11.2016 № 02-11Т/16 поставка лесоматериалов по ДТ № 10702070/081219/0258777 осуществлялась железнодорожным транспортом в вагоне № 92661362 с оформлением железнодорожной накладной № 28274371 и счет-фактуры на услуги по организации перевозки железнодорожного вагона от 19.11.2019 № 321 F/T, выставленной JIAMUSI FUCHENG TRADING CO., LTD, акта выполненных работ с указанием номера вагона от 01.12.2019 № 78 F/T на сумму 3 010,50 долларов США и данные расходы иностранного покупателя по контракту от 07.11.2016 № 02-11/16 следует квалифицировать как одну из составляющих платежей за товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу, для их включения в структуру стоимости сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами вне зависимости от того, оговорены ли расходы за организацию перевозки в заключенном контракте в виде отдельного приложения либо отдельным договором, поскольку при анализе контракта на поставку лесоматериалов и контракта на предоставление подвижного состава установлено, что УНК на данные контракты открыты одновременно в одном банке с одной экономической целью, исходя из чего сделан вывод, что поступающая валютная выручка за вывезенный товар от покупателя в пользу продавца целенаправленно разделена двумя документами банковского учета.
Установив, что сумма документально подтвержденных расходов ООО «Велес», понесенных по доставке лесоматериалов, задекларированных в рамках контракта от 07.11.2016 № 02-11/16 по ДТ № 10702070/081219/0258777 , составляет 3 010,50 долларов США (191 824,54 руб.), которые оплачены инопартнером по контракту от 07.11.2016 № 02-11Т/16, таможенным органом сделан вывод о занижении таможенной стоимости товара по спорной ДТ, поскольку данная сумма, понесенная ООО «Велес» по доставке лесоматериалов и возмещаемая иностранным контрагентом в соответствии с контрактом на предоставление подвижного состава, должна быть включена в таможенную стоимость задекларированных товаров.
Таможенная стоимость товаров, задекларированных в спорной ДТ, увеличилась с 383 649,09 руб. до 575 473,63 руб.
По результатам проведения камеральной таможенной проверки таможней произведено доначисление таможенных платежей и 08.02.2021 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10702070/081219/0258777, проведена корректировка таможенной стоимости.
Заявление недостоверных сведений о таможенной стоимости повлекло неуплату вывозной таможенной пошлины в размере 13 427,72 руб., рассчитанной по формуле
191 824,54 руб. * 7 % (ставка вывозной таможенной пошлины).
Усмотрев в действиях общества признаки, указывающие на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившиеся в заявлении недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ № 10702070/081219/0258777, которые послужили основанием для занижения размера подлежащей уплате таможенной пошлины, уполномоченным должностным лицом Пермской таможни 09.06.2021 составлен протокол об административном правонарушении № 10411000-509/2021.
Сопроводительным письмом от 10.06.2021 № 03-01-10/09820 Пермской таможней в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ и в рамках Приказа ФТС России от 24.04.2007 № 525 «Об утверждении Инструкции о порядке передачи дел об административных правонарушениях на рассмотрение в другой таможенный орган Российской Федерации» Владивостокской таможне на рассмотрение передано, в том числе дело об административном правонарушении № 10411000-509/2021, возбужденное 09.06.2021 по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ в отношении ООО «Велес».
Рассмотрев протокол об административном правонарушении от 09.06.2021 № 10411000-509/2021 и другие материалы административного дела, уполномоченным должностным лицом таможенного органа 17.08.2021 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 107020000-1566/2021, которым ООО «Велес» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере одной второй суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, что составляет
6 713,86 руб., без конфискации предметов административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере внешнеэкономической деятельности, последнее оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, об отсутствии объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом требований таможенного законодательства, за нарушение которых оно было привлечено к административной ответственности, и процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
По правилам части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованности оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный срок привлечения к ответственности, не истек ли срок давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, либо об их наименовании, описании, о стране происхождения, об их таможенной стоимости, либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Объектом правонарушения, предусмотренного названной нормой права, является установленный порядок декларирования и таможенного оформления товара, а объективную сторону данного правонарушения составляет заявление недостоверных сведений, то есть неполной и (или) недостоверной информации о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Из разъяснений пункта 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» следует, что частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров недостоверных сведений о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. При применении данной нормы судам необходимо иметь в виду, что под ее действие подпадают и случаи, когда освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера явилось следствием неполного указания декларантом в таможенной декларации сведений о товаре.
Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения составляют противоправные действия, направленные на заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах, послуживших основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов либо занижения их размера.
Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица - декларанты и юридические лица - таможенные представители и их должностные лица.
Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума ВАС РФ от 08.11.2013 № 79 «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства», в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.
Как подтверждается материалами дела, во Владивостокский таможенный пост Владивостокской таможни обществом 08.12.2019 была подана ДТ № 10702070/081219/0258777.
Таким образом, ООО «Велес», будучи декларантом, заявляющим таможенному органу сведения о товаре, является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Порядок и условия таможенного декларирования товаров регулируются нормами Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
По правилам пункта 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС.
Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме (пункт 3 статьи 104 ТК ЕАЭС).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пункт 9 статьи 111 ТК ЕАЭС).
Контроль таможенной стоимости товаров в силу положений статьи 313 ТК ЕАЭС осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров.
На основании статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию союза, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или третьему лицу в пользу продавца ввозимые товары.
Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2 статьи 105 ТК ЕАЭС).
В период до 22.01.2020 порядок определения таможенной стоимости был установлен Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 191.
Согласно пункту 7 Правил № 191 основой определения таможенной стоимости оцениваемых (вывозимых) товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном пунктом 11 Правил.
Пунктом 11 Правил № 191 определено, что таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил Пунктом 16 Правил № 191 установлено, что ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (выводимые) товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме.
В отношении указанной нормы Правил № 191, Верховный суд Российской Федерации в решении от 10.07.2019 по делу № АКПИ19-376 указал, что в пункте 16 дается определение понятия цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за оцениваемые (вывозимые) товары, что корреспондирует положениям пункта 3 статьи 40 ТК ЕАЭС, предусматривающем, что дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Как следует из материалов дела в ходе таможенного контроля установлено, что общество в день заключения внешнеэкономического контракта на поставку лесоматериала от 07.11.2016 № 02-11/16, был заключен с JIAMUSI FUCHENG TRADING CO., LTD, Китай контракт на предоставление подвижного состава контракт от 07.11.2016 № 02-11Т/16, согласно условий которого, общество взяло на себя обязательства по организации перевозки груза от станции отправления до станции назначения Гродеково.
Из акта камеральной таможенной проверки от 07.12.2020 № 1041100/210/071220/А000015 следует, что, поскольку расходы иностранного покупателя по контракту от 07.11.2016 № 02-11/16, понесенные в рамках контракта на предоставление подвижного состава от 07.11.2016 № 02-11Т/16, осуществлены непосредственно ООО «Велес» и связаны с экспортируемыми товарами по ДТ № 10702070/081219/0258777, то такие расходы иностранного покупателя следует квалифицировать как одну из составляющих платежей за товары, осуществленных и подлежащих осуществлению непосредственно продавцу, что согласуется с пунктом 16 Правил № 191, то есть должны быть включены в таможенную стоимость экспортируемого товара.
Исходя из полученных в ходе камеральной таможенной проверки данных, свидетельствующих о том, что при таможенном декларировании товаров ООО «Велес», согласованных к поставке по контракту от 07.11.2016 № 02-11/16 таможня установила, что в спорной ДТ заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров путем не включения расходов на услуги, связанные с организацией перевозки товаров, возмещение которых осуществлено продавцу покупателем, а также факт неуплаты таможенных пошлин в отношении указанных товаров в связи с занижением таможенной стоимости товаров.
По тексту апелляционной жалобы заявителем повторно заявлен довод о том, что согласно условиям внешнеторгового контракта цена товара по спорной ДТ включает в себя упаковку, маркировку, таможенное оформление и доставку товара в соответствии с условиями поставки FCA - станция Спасск-Дальний, оговоренными в приложении к контракту и данные условия поставки, общество как продавец выполнило, передав товар покупателю на указанной станции отправления и иных условий, в частности таких, что продавец доставит товар, например DAP - граница КНР, внешнеторговый контракт не содержит.
Как усматривается из материалов дела, по условиям, согласованной поставки по спорной ДТ с учетом положений внешнеторгового контракта, устанавливающих условия поставки FCA - станции отправления (отгрузки), у ООО «Велес» нет обязанности заключать договор, связанный с перевозкой товара.
Согласно сборнику международных торговых обычаев - Инкотермс 2010 термин «Франко перевозчик» (FCA) означает, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке, когда он в обусловленном месте в установленную дату или в оговоренный срок предоставил товар, прошедший таможенную очистку, в распоряжение перевозчика. При этом под словом «перевозчик» понимается любое лицо, которое на основании договора перевозки обязуется выполнить или обеспечить перевозку товара по железной дороге, автомобильным, воздушным, морским, внутренним водным транспортом или в смешанной перевозке.
В соответствии с условиями поставки «Франко перевозчик» (FCA) продавец обязан нести все риски утраты или повреждения товара до момента передачи его перевозчику в установленном месте. С момента, когда товар передан перевозчику в обусловленном месте, все риски утраты или повреждения товара, а также относящиеся к товару расходы обязан нести покупатель.
Однако, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, Правила Инкотермс 2010, определяют условия поставки, но не устанавливают порядок и условия формирования таможенной стоимости товаров для целей исчисления таможенных пошлин, налогов. В рамках гражданско-правовых отношений стороны внешнеторговой сделки могут заключать сделки на любых условиях, не противоречащих закону, однако это не снимает, в данном случае, с российской компании, возложенной на нее обязанности по соблюдению императивных норм таможенного законодательства.
При этом судом установлено, что обществом был заключен договор с иностранным покупателем на предоставление подвижного состава, в соответствии с которыми, ООО «Велес» взяло на себя обязательства по организации перевозки груза от станций отправления до станции назначения - в данном случае граница перехода Гродеково.
Исходя из условий данных контрактов, заключенных обществом с иностранной компанией в лице как покупателем и заказчиком, в отношении одной и той же партии товара ООО «Велес» формирует партию товара на станции отгрузки и далее обеспечивает подачу вагона под погрузку, осуществляет погрузку товара в вагон. Товар считается сданным продавцом и принятым покупателем по факту оформления таможенных документов (пункт 1 приемка товара, контракт на поставку). Далее организовывает перевозку груза до ст. Гродеково в рамках контракта на предоставление подвижного состава. После получения товара на ст. Гродеково покупатель высылает ООО «Велес» железнодорожную накладную с отметкой о получении товара в рамках контракта на поставку.
В ходе камеральной таможенной проверки, в том числе из полученных от ООО «Форест-Стар» документов и сведений, таможней установлено, что поставляемый по внешнеторговому контракту лесоматериал ООО «Велес» закупает у российских поставщиков уже погруженный в железнодорожные вагоны (подвижной состав), которые предоставлены обществу на основании агентского договора, заключенного с ООО «Форест-Стар», которое является грузоотправителем товара по спорной ДТ, а также фактически осуществило перевозку товара до станции назначения (граница перехода ст. Гродеково), поэтому сведения о номере ж/д вагона, железнодорожной накладной общество получает от указанного перевозчика.
Иностранный покупатель по внешнеторговому контракту уведомляется о готовности товара к перевозке, после подачи подвижного состава и погрузки товара в ж/д вагоны обществом производится таможенное декларирование товара, в декларации на товары указываются грузоперевозчик, сведения о номере ж/д вагоне, объеме груза и номере ж/д накладной для международных перевозок. После выпуска товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой общество передает пакет документов грузоотправителю, который оформляет вагон к перевозке на станции отправления и передает его для дальнейшей перевозки до станции назначения.
Следовательно, общество в целях организации поставки лесоматериала на экспорт заранее предусмотрело, что лес будет закупаться уже погруженный в вагонах, для чего были заключены отдельные агентские договоры на предоставление подвижного состава, в том числе с ООО «Форест-Стар» (грузоотправитель), которое обеспечило подачу вагонов для погрузки товара по ДТ № 10702070/081219/0258777 на согласованную станцию отправления и осуществило дальнейшую перевозку груза до границы.
Согласно полученным в ходе камеральной таможенной проверки документам, оплата за услуги, связанные с организацией ООО «Велес» перевозки товаров по ДТ, № 10702070/081219/0258777 осуществлялась за счет покупателя компании JIAMUSI FUCHENG TRADING CO., LTD. Указанные действия общества судом определены как услуги по организации доставки груза иностранному покупателю, заинтересованному получить данный груз на станции назначения (граница) и оплаченные последним в рамках заключенного с ним контракта от 07.11.2016 № 02-11Т/16 на предоставление подвижного состава.
В рассматриваемом случае, таможенным органом приведены достаточные доказательства в обоснование того, что указанные контракты от 07.11.2016 № 02-11/16 и от 07.11.2016 № 02-11Т/16 составляют целостную цепочку действий в отношении товара по ДТ № 10702070/081219/0258777, взаимосвязанных между собой и преследующих одну цель - доставку товара иностранному покупателю до границы. В связи с тем, что доставку товаров организовывает продавец, а сумму затрат на нее возмещает покупатель, то транспортные издержки соответственно увеличивают стоимость сделки, на что обоснованно указано таможенным органом.
При таких обстоятельствах, расходы иностранного покупателя следует квалифицировать как одну из составляющих платежей за товар по пункту 16 Правил № 191, несмотря на указание в ДТ № 10702070/081219/0258777 на условия поставки FCA, поскольку в действительности организацией перевозки занимался продавец - ООО «Велес» и за это получил денежное вознаграждение от иностранного покупателя.
С учетом изложенного вывод таможни, поддержанный судом первой инстанции, о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, соответствует нормам права и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что общество имело возможность для выполнения возложенных на него обязанностей по соблюдению требований статей 20, 106 ТК ЕАЭС, каких-либо объективных препятствий к соблюдению заявителем требований таможенного законодательства судом не установлено.
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины общества в совершенном правонарушении.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства апелляционный суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции также не установлено, поскольку заявитель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении, то есть не был лишен гарантированных ему КоАП РФ прав участвовать при производстве по делу, заявлять свои возражения.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания таможней не пропущен.
Основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции не усмотрены, оснований для иных выводов у апелляционного суда не имеется, поскольку существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае состоит в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, оценить допущенное обществом правонарушение как малозначительное не представляется возможным. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Проверка размера наложенного на общество административного штрафа показала, что он назначен в пределах санкции части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в сумме
6 713,86 руб., рассчитанной в размере одной второй суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов по ДТ № 10702070/081219/0258777, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
По убеждению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае обществу назначено справедливое и соразмерное административное наказание с учетом характера правонарушения и степени вины правонарушителя. Доказательства чрезмерности назначенного штрафа в деле отсутствуют.
В силу части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 211 АПК РФ отказал обществу в признании незаконным и отмене постановления таможенного органа от 17.08.2021 по делу об административном правонарушении
№ 10702000-1566/2021.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Ссылки общества на иную судебную практику, апелляционным судом не принимаются во внимание, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы на основании части 4 статьи 208 АПК РФ судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2022 по делу
№А51-16725/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
О.Ю. Еремеева
Судьи
А.В. Гончарова
С.В. Понуровская