Пятый арбитражный апелляционный суд
ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001
http://5aas.arbitr.ru/
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток Дело | № А51-17182/2021 |
мая 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено мая 2022 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью ТД «Русторг»,
апелляционное производство № 05АП-1869/2022
на решение от 15.02.2022
судьи Н.А. Беспаловой
по делу № А51-17182/2021 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью ТД «Русторг» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Владивостокской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене решений о классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС по ДТ № 10702070/240521/0148475 от 11.07.2021 № РКТ10702070-21/002326;
№ РКТ-10702070-21/002327; № РКТ-10702070-21/002328
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью ТД «Русторг»:
ФИО1 по доверенности от 01.06.2021, сроком действия до 31.05.2022, паспорт;
ФИО2 по доверенности от 07.02.2022, сроком действия на 3 года, паспорт, диплом (регистрационный номер 1067);
от Владивостокской таможни:
ФИО3 по доверенности от 26.11.2021, сроком действия до 25.11.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 2059),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ТД «Русторг» (далее – заявитель, общество, ООО ТД «Русторг») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Владивостокской таможне (далее – ответчик, таможня, таможенный орган) о признании незаконными и отмене решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС по ДТ № 10702070/240521/0148475 от 11.07.2021 № РКТ-10702070-21/002326, № РКТ-10702070-21/002327, № РКТ-10702070-21/002328.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 15.02.2022 в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО ТД «Русторг» обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
В подтверждение своей позиции апеллянт ссылается на предварительные решения о классификации товаров от 16.08.2018 №№ RU/10300/18/0077 - RU/10300/18/0082 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, принятые Южным таможенным управлением ФТС России, согласно которым код спорного товара определен как код 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, с указанием сведений о товаре «Шины пневматические резиновые новые (модель, размер, индекс нагрузки, индекс скорости) торговой марки SAILUN предназначены для эксплуатации на транспортных средствах и машинах, используемых в строительстве, горном деле или промышленности. Шины имеют рисунок протектора повышенной проходимости, состоящей из грунтозацепов, разделенных выемками; протектор имеет специальную конструкцию, улучшающую сцепление в условиях бездорожья и обладающую свойствами самоочистки», а также на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2020 по делу № А53- 36639/2019.
Апеллянт указывает, что таможенным органом не учтено, что индекс скорости не является определяющим критерием для целей таможенной классификации; таким критерием является область использования шин, а спорные шины предназначены для использования в горной промышленности, на что указывает маркировка «off-road» (внедорожные).
Как считает заявитель, совокупностью представленных в дело доказательств подтверждается, что спорный товар обладает особыми характеристиками, присущими шинам, применяемым для работ в сложных условиях, таких как горное дело, строительство и промышленность, в связи с чем должны быть отнесены в товарную подсубпозицию по коду 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таможенный орган с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Владивостокская таможня, ссылаясь на запрос производителю, его ответ и каталог шин, указывает, что шины модели S917, S911 действительно описаны как шины, спроектированные для работ в сложных условиях, между тем в каталоге производителя имеют маркировку «ON/OFF ROAD», изготовлены для грузовых автомобилей и могут быть использованы для перевозки грузов не только по дорогам общего пользования, но и в условиях бездорожья, однако данные обстоятельства не свидетельствуют об области применения указанных шин как исключительно для карьерных самосвалов.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ООО «ТД «Русторг» во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни подана декларация на товары (далее - ДТ) № 10702070/240521/0148475, в которой с целью помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления задекларирован товар «Шины пневматические резиновые новые, торговой марки SAILUN, предназначены для эксплуатации на транспортных средствах и машинах, используемых в строительстве, горном деле или промышленности. Шины имеют рисунок протектора повышенной проходимости, состоящий из грунтозацепов, разделенных выемками, протектор имеет специальную конструкцию улучшающую сцепление в условиях бездорожья и обладающую свойствами самоочистки», различных модификаций S917 и S911 с различными размерами, индексами скорости и нагрузки.
В графе 33 указанной ДТ в отношении товара декларантом заявлен классификационный код 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС («Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле и промышленности», ставка ввозной таможенной пошлины - 5%, НДС - 20%).
По результатам таможенного контроля с учетом заключения таможенного эксперта ЭКС-ЦЭКТУ от 22.06.2021 № 12410080/0015633 Владивостокской таможней по ДТ № 10702070/240521/0148475 приняты решения №№ РКТ-1070070-21/002326, РКТ-10702070-21/002327, РКТ10702070-21/002328 о классификации товаров в субпозиции 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС («Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: - с индексом нагрузки более 121», ставка ввозной таможенной пошлины - 10%, НДС - 20%). Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
ООО ТД «Русторг», не согласившись с решениями таможни о классификации товаров от 11.07.2021 № РКТ-10702070-21/002326, № РКТ-10702070- 21/002327, № РКТ-10702070-21/002328 обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу общества - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таможенный кодекс ЕАЭС устанавливает, что товары подлежат декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной форме с использованием таможенной декларации (статья 104 ТК ЕАЭС).
Согласно статье 106 ТК ЕАЭС товары подлежат декларированию при их перемещении через таможенную границу. В декларации на товары указываются основные сведения, в том числе сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
С момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (статья 111 ТК ЕАЭС).
В силу положений статьи 20 ТК ЕАЭС товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров, при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
В соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 (г. Брюссель) классификация товаров по ТН ВЭД, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации.
Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), который содержит Основные правила интерпретации (далее - ОПИ).
В частности ОПИ 1 установлено, что для юридических целей классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6).
Таким образом, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 утверждено Положение о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров (далее - Положение). Разделом 3 Положения определен порядок применения Основных правил интерпретации ТН ВЭД.
Согласно названной норме ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне (пункт 5 Положения).
Из пункта 6 Положения следует, что ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
В силу пункта 7 Положения при классификации товара определена последовательность действий до достижения необходимого уровня классификации.
При классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).
Положениями статьи 3 Гармонизированной системы описания и кодирования товаров вменена обязанность, использовать все товарные позиции и субпозиции вышеназванной Гармонизированной системы, а также относящиеся к ним цифровые коды без каких-либо дополнений или изменений.
В основу систематизации в товарных позициях положены три основных принципа: материал, из которого изготовлен товар, химический состав и назначение товара. Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Таким образом, товар должен быть классифицирован в той товарной позиции, текст которой включает описание данного товара в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, или функции, которую этот товар выполняет.
Для целей правильного определения классификационного кода ТН ВЭД ТС товара, задекларированного заявителем, необходимо установление основных свойств, характеристик, функционального назначения и области применения товара.
В связи с этим в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» разъяснено, что суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Как следует из материалов дела, общество осуществило ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товара, в графе 31 спорной ДТ указало наименование и характеристики товара – Шины пневматические резиновые новые S917 13R22.5 156/150G торговой марки SAILUN. Предназначены для эксплуатации на транспортных средствах и машинах, используемых в строительстве, горном деле или промышленности. Шины имеют рисунок протектора повышенной проходимости, состоящей из грунтозацепов, разделенных выемками, протектор имеет специальную конструкцию, улучшающую сцепление в условиях бездорожья и обладающую свойствами самоочистки. В графе 33 спорной ДТ обществом указан код товара: 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС («Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле и промышленности», ставка ввозной таможенной пошлины - 5%, НДС - 20%).
При этом, по результатам проведенной проверки при вынесении оспариваемых решений по классификации товаров таможенный орган изменил заявленный обществом классификационный код по ввезенному товару на код 4011 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС («Шины и покрышки пневматические резиновые новые: - для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов: - с индексом нагрузки более 121», ставка ввозной таможенной пошлины - 10%, НДС - 20%).
Таким образом, спор между обществом и таможенным органом возник относительно классификации товаров на уровне разных товарных субпозиций. Таким образом, для целей классификации подлежат сравнению следующие товарные субпозиции:
- 80 000 0 («...: - для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности») – заявлено обществом,
- 20 900 0 («...:- для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов:») – определено таможенным органом.
В соответствии с Общими положениями Пояснений к единой ТН ВЭД ЕЭАС (Том II, Разделы VI - VIII, Группы 29-43) (Далее – Пояснений) к коду 4011 «Шины и покрышки пневматические резиновые новые» ТН ВЭД ЕАЭС включаются шины и покрышки, которые могут быть предназначены для любого типа транспортного средства или летательного аппарата, игрушек с колесами, машин разного типа, артиллерийских орудий и т.д. Они могут использоваться как с камерами, так и без них.
Для правильной классификации спорного товара необходимо установить область применения шин – для моторных транспортных средств для перевозки грузов или для иных транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.
К транспортным средствам для перевозки грузов относятся все грузовые автомобили (включая автомобили-самосвалы), предназначенные для перевозки грузов вне зависимости от условий использования – по дорогам общего пользования, в условиях бездорожья, в смешанных условиях.
При таких условиях, как верно указал арбитражный суд, условия использования шин – по дорогам общего пользования («ON ROAD»), по бездорожью («OFF ROAD») – не являются классификационным признаком для целей таможенной классификации.
Делая указанный вывод, коллегия суда также учитывает ответ производителя -Компании SAILUN GROUP СО., LTD (вх. таможни от 29.07.2020 № 17721), что все шины изготовлены для грузовых автомобилей, и что шины могут использоваться на автомобилях для грузовой перевозки товаров (могут быть использованы для перевозки грузов).
В свою очередь ни из представленного производителем Каталога грузовых шин 2017, ни из ответа производителя не следует, что спорные шины могут быть использованы исключительно в карьерных самосвалах либо в иных специальных машинах, используемых в строительстве, горном деле или промышленности.
Доводы апеллянта об обратном отклоняются, как не подтвержденные документально.
Спорные шины модели S917 размером 315/80R22.5 156/150G, 13R22.5 156/150G, 12.00R24 160/157F, модели S911 размером 12.00R20 158/155F, являются радиальными грузовыми шинами, предназначенными для автомобилей для перевозки грузов как по дорогам общего пользования, так и бездорожью, в том числе для эксплуатации в сложных условиях (смешанные условия эксплуатации), что не исключает возможность движения такого грузового транспорта по дорогам общего пользования.
Согласно представленному заявителем сертификата соответствия № ЕАЭС RU C-CN.HX27.B.01537/20 серии RU № 0247434, спорный товар соответствует требованиям Технического регламента ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств».
Разделом 4 ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение» транспортным средствам, предназначенным для перевозки грузов, имеющим максимальную массу не более 3,5 тн, имеющим максимальную массу свыше 3,5 тн, но не более 12 тн, и имеющим максимальную массу более 12 тн, присвоены категории N1, N2, N3 соответственно.
Пункт 2 раздела 1 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» определяет объекты технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего технического регламента: колесные транспортные средства категорий L, M, N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования (далее - транспортные средства), а также шасси; компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.
Объекты технического регулирования устанавливаются согласно приложению № 1, согласно которому в Перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС 018/2011, отнесены транспортные средства категории N, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси, в том числе категорий N1, N2, N3, транспортные средства повышенной проходимости (категории G), специальные и специализированные транспортные средства, изготовленные на базе (шасси) транспортных средств категории G, в том числе специальные и специализированные транспортные средства, в отношении которых предъявляются дополнительные требования безопасности (например, Автолесовозы, Автосамосвалы и прицепы (полуприцепы)-самосвалы, Пожарные автомобили, Транспортные средства для аварийно-спасательных служб и милиции (полиции), Транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог, Транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин, и т.п.), а также компоненты транспортных средств такие, как Шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей и их прицепов, автобусов и троллейбусов.
При этом, действие ТР ТС 018/2011 не распространяется на внедорожные большегрузные транспортные средства, а также на компоненты, предназначенные только для комплектации транспортных средств, указанных в подпунктах 1 - 5, 7 и 8 пункта 3 настоящего технического регламента (раздела 1 ТР ТС 018/2011).
Подтверждение соответствия проводится аккредитованными органами по сертификации, включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, в отношении компонентов, поставляемых как сменные (запасные) части для находящихся в эксплуатации транспортных средств, и осуществляется в формах декларирования соответствия или обязательной сертификации.
Подтверждение соответствия проводится по Правилам ООН, Глобальным техническим правилам ООН, а в случае их отсутствия - по стандартам, включенным в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
Как установлено судом и не опровергнуто обществом, сертификатом соответствия № ЕАЭС RU C-CN.HX27.B.01537/20 серии RU № 0247434 подтверждается, что спорные шины являются компонентами транспортных средств, оказывающими влияние на безопасность транспортных средств, и объектами технического регулирования по ТР ТС 018/2011 как компоненты для транспортных средств категории N. На основании чего, в ходе проверки выполнения требований к типам компонентов транспортных средств перед их выпуском в обращение органом по сертификации установлено их соответствие требованиям ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств».
Как отмечено судом первой инстанции, обращаясь за получением сертификата соответствия, заявитель самостоятельно указал коды шин 4011 20 900 0 (для автобусов или моторных транспортных средств для перевозки грузов) ТН ВЭД ЕАЭС.
Из названного сертификата соответствия также усматривается, что сертификат в строке «дополнительная информация» имеет ссылку на Правила ООН № 54 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения пневматических шин транспортных средств неиндивидуального пользования и их прицепов» (далее - Правила ЕЭК ООН № 54).
На Правила ЕЭК ООН № 54 ссылаются также статьи 2, 3, пункты 5.1, 5.4 статьи 5 ГОСТ 5513-97 «Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия»; в частности, пункт 5.1 ГОСТ 5513-97 устанавливает, что шины должны отвечать требованиям Правил № 54 ЕЭК ООН, а подпункт «н» пункта 5.4 ГОСТ 5513-97 требует нанесения на покрышке маркировки, включающей знак официального утверждения «Е» с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат соответствия требованиям Правил № 54 ЕЭК ООН.
Правила ЕЭК ООН № 54 распространяются на шины, предназначенные для транспортных средств категорий М3, N3, 03, 04, обозначенных индексами категории скорости не менее 80 км/час и с индексом несущей способности более 121 (с учетом последующих поправок), то есть и на шины для грузового транспорта (пункт 1).
Правилами ЕЭК ООН № 54 предусмотрено, что тип пневматической шины - это категория пневматических шин, не имеющих между собой существенных различий, в частности в отношении следующих характеристик: предприятие-изготовитель; обозначение размера шины; категория использования (нормальная, специальная, зимняя); конструкция (диагональная, радиальная); категория скорости; индекс несущей способности; поперечное сечение шины (подпункт 2.1)
Согласно подпунктам 5.4, 5.4.1, 5.4,2 Правил ЕЭК ООН № 54 на каждой шине, соответствующей типу пневматической шины, официально утвержденному на основании настоящих Правил, должен четко проставляться международный знак официального утверждения, состоящий из: круга, в котором проставлена буква Е, за которой следует отличительный номер страны, предоставившей официальное утверждение (сноска : 4 - Нидерланды), и номера официального утверждения.
Согласно Правилам ЕЭК ООН № 54, знак «Е4 в круге» является знаком официального утверждения в Нидерландах типа пневматической шины, предназначенной для транспортных средств категорий М3, N3, 03, 04, то есть в том числе шин для транспортных средств для перевозки грузов (грузовых автомобилей).
На сайте Росаккредитации расположена информация о действующем сертификате соответствия № ЕАЭС RU C-CN.HX27.B.01537/20 серии № 0247434, который имеет ссылку на сообщение об официальном утверждении типа шин «E4», выданных Министерством транспорта, общественных работ и водного хозяйства Нидерландов, что с учётом вышеизложенного также подтверждает соответствие спорных шин типам шин для грузового транспорта (транспортных средств для перевозки грузов).
При этом, ни положения ТР ТС 018/2011, ни Правила ЕЭК ООН №54 не распространяются ни на карьерные самосвалы, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования, ни на иную спецтехнику, не предназначенную для перевозки грузов.
Более того, в представленных при декларировании спорных товаров экспортных декларациях в графе «товар» также содержатся сведения о заявленном коде товаров ТН ВЭД 4011 20 009 0.
Согласно материалам дела, обществом на этапе таможенного декларирования среди прочих электронных документов представлена экспортная декларация Китая № 425820210000359200, которая в графе «товар» содержит сведения о заявленном коде ТН ВЭД 4011 20 009 0.
В соответствии с Гармонизированной системой, которую Китай использует в рамках своей собственной системы классификации товаров (Тарифы на импорт и экспорт товаров), а с 01.08.2018 Китай пользуется 13-тизначным кодом, первые 6 цифр которого классифицируют товар согласно ГС.
Таким образом, на уровне товарной субпозиции в экспортных декларациях экспортируемые шины данной партии идентифицированы таможенными органами Китая на основании представленных ему поставщиком документов как радиальные грузовые, классифицируемые в субпозиции 4011 20 (для моторных транспортных средств для перевозки грузов).
Исходя из вышеизложенного, апелляционная коллегия соглашается с позицией арбитражного суда о правомерности отнесения таможенным органом спорного товара в товарную подсубпозицию 4011 20 900 0 ТН ВЭД. Иные субпозиции рассматриваться не должны, поскольку шины для транспортных средств для перевозки грузов (в том числе для самосвалов) поименованы именно в субпозиции 4011 20. В рамках данной субпозиции выделяются подсубпозиции: 4011 20 100 0 «-- с индексом нагрузки не более 121» и 4011 20 900 0 «-- с индексом нагрузки более 121».
Производителем шин определена область использования спорных шин для перевозки грузов грузовыми автомобилями, а материалы дела не содержат доказательств того, что спорные шины не могут использоваться на дорогах общего пользования.
Апелляционный суд отклоняет ссылку общества на обозначение «POR» - для бездорожья на ввезенных шинах как основание для их однозначного отнесения к подсубпозиции 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, поскольку указанное обозначение может быть нанесено и на шины транспортных средств, используемых для перевозки грузов, указанных в подсубпозиции 4011 20 900 0.
Повторно заявленный довод общества о наличии оснований для внесения изменений в части кода ТН ВЭД ЕАЭС со ссылкой на действующие предварительные решения ЮТУ о классификации товаров от 16.08.2018 №№ RU/10300/18/0077 - RU/10300/18/0082 и решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.06.2020 по делу № А53-36639/2019 правомерно отклонен судом первой инстанции и отклоняется судебной коллегией силу следующего.
По смыслу части 2 статьи 69 АПК РФ от доказывания по преюдиции могут освобождаться лишь фактические обстоятельства, установленные судом по иному делу, правовые же выводы суда подобным значением не обладают.
В соответствии с частью 1 статьи 21 ТК ЕАЭС по заявлению лиц таможенные органы могут осуществлять классификацию товаров до их таможенного декларирования путем принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - предварительные решения о классификации товаров) и решений о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.
Частью 4 статьи 21 ТК ЕАЭС предусмотрено, что предварительные решения о классификации товаров применяются на территории государства-члена, таможенные органы которого приняли такие предварительные решения о классификации товаров, а в случае, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, - также на территориях иных государств-членов. При таможенном декларировании товаров сведения о кодах товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности указываются в декларациях на товары в соответствии с принятыми предварительными решениями о классификации товаров.
Порядок принятия предварительного решения о классификации товара предусмотрен статьями 24 – 27 ТК ЕАЭС.
Согласно части 1 статьи 24 ТК ЕАЭС предварительное решение о классификации товара принимается таможенным органом на основании заявления лица (далее в настоящей главе - заявитель), поданного в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.
В соответствии с частью 2 статьи 24 ТК ЕАЭС заявление о принятии предварительного решения о классификации товара должно содержать полное коммерческое наименование, фирменное наименование (товарный знак), основные технические и коммерческие характеристики товара и иную информацию, позволяющую однозначно классифицировать товар. При необходимости представляются пробы и (или) образцы товара, фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий и другие документы, необходимые для принятия предварительного решения о классификации товара.
В случае если представленных заявителем сведений недостаточно для принятия предварительного решения о классификации товара, таможенный орган не позднее 30 календарных дней со дня регистрации в таможенном органе заявления о принятии предварительного решения о классификации товара направляет заявителю запрос о необходимости представления дополнительной информации. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлен менее продолжительный срок для направления такого запроса (часть 3 статьи 24 ТК ЕАЭС).
Предварительное решение о классификации товара действует в течение 3 лет со дня его принятия, если законодательством государств-членов о таможенном регулировании не установлен более продолжительный срок действия предварительного решения о классификации товара (часть 2 статьи 25 ТК ЕАЭС).
Согласно части 5 статьи 23 ТК ЕАЭС форма предварительного решения о классификации товара, порядок ее заполнения и внесения в такое предварительное решение о классификации товара изменений (дополнений) определяются Комиссией.
Форма предварительного решения утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.04.2018 № 58 «Об утверждении формы предварительного решения о классификации товара, порядка ее заполнения и внесения изменений (дополнений) в такое предварительное решение».
На территории Российской Федерации предварительные решения принимаются ФТС России и уполномоченными ею таможенными органами.
Из материалов дела следует, что согласно предварительным решениям от 16.08.2018 №№RU/10300/18/0077 - RU/10300/18/0082 спорный товар классифицирован в подсубпозиции 4011 80 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Вместе с тем предварительное решение применяется при соответствии (идентичности) фактически ввозимого товара сведениям, указанным в графе 7 данного решения.
Таким образом, предварительное решение не применяется для цели классификации товара, если таможенным органом, производящим таможенный контроль, выявлены несоответствия товара и (или) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в иных документах, представляемых при декларировании товара, сведениям, указанным в предварительном решении и влияющим на классификацию товара.
В указанном случае таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара.
Таможенным органом по результатам проведенной проверки, инициированной заявителем путем подачи заявления о внесении изменений в ДТ №10702070/240521/0148475, установлено несоответствие спорного ввозимого товара сведениям, указанным в графе 7 предварительных решений от 16.08.2018 №№RU/10300/18/0077 - RU/10300/18/0082, соответственно, ввозимый товар не является тем товаром с теми характеристиками (в том числе и по описанию в графе 7 предварительного решения), который был заявлен декларантом и рассмотрен таможенным органом при оформлении предварительного решения.
Таким образом, оснований для применения предварительных решений от 16.08.2018 №№RU/10300/18/0077 - RU/10300/18/0082 в отношении ввозимого товара в рассматриваемом случае не имеется
Поскольку оспариваемое решение таможни соответствует подпункту 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, суд первой инстанции обоснованно, в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал ООО ТД «Русторг» в удовлетворении требований о признании незаконными решений от 11.07.2021 № РКТ-10702070-21/002326, № РКТ-10702070-21/002327, № РКТ-10702070-21/002328 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС по ДТ № 10702070/240521/0148475.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при ее рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных, по мнению суда апелляционной инстанции, выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену либо изменение обжалуемого судебного акта.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
Ссылки заявителя жалобы на судебную практику также отклоняются, поскольку судебные акты арбитражных судов, на которые ссылается заявитель, приняты с учетом иных обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 15.02.2022 по делу
№А51-17182/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий | Е.Л. Сидорович |
Судьи | Л.А. Бессчасная Т.А. Солохина |