ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А51-17437/2021 от 11.05.2022 АС Приморского края

Пятый арбитражный апелляционный суд

ул. Светланская, 115, г. Владивосток, 690001

http://5aas.arbitr.ru/

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Владивосток                                                                               Дело

№ А51-17437/2021

мая 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено мая 2022 года .

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Е.Л. Сидорович,

судей Л.А. Бессчасной, Т.А. Солохиной,

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Восточная нефтехимическая компания»,

апелляционное производство № 05АП-2232/2022

на решение от 28.02.2022

судьи Ю.А. Тимофеевой

по делу № А51-17437/2021 Арбитражного суда Приморского края

по заявлению акционерного общества «Восточная нефтехимическая компания» (ИНН 2508058205, ОГРН 1022500696888)

к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Приморскому краю (ИНН 2508000438, ОГРН 1042501619522)

о признании недействительным решения от 05.04.2021 № 1067,

при участии в заседании:

от акционерного общества «Восточная нефтехимическая компания»:

Лачинова Е.С. по доверенности № 205/01 от 01.01.2022, сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом (регистрационный номер 11278);

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Приморскому краю:

Печенкина Е.Б. по доверенности от 10.01.2022, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, копия диплома (регистрационный номер 19572);  Михновец О.П. по доверенности от 27.09.2021, сроком действия на 1 год, служебное удостоверение, диплом (регистрационный номер 18510)

УСТАНОВИЛ:

акционерное общество «Восточная нефтехимическая компания» (далее – заявитель, общество, АО «ВНХК», налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Приморскому краю (далее – налоговый орган, инспекция, МИФНС №16 по ПК) от 05.04.2021 № 1067 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления страховых взносов за полугодие 2020 года.

Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.02.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 28.02.2022, общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований АО «ВНХК».

В обосновании доводов жалобы общество указывает на то, что выполнение его работниками трудовых обязанностей связано с исполнением Соглашения от 06.09.2017 № 1/Р-175 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее – Соглашение). Данные обстоятельства подтверждаются договорами подряда с Подрядчиком-Генпроектировщиком – АО «Ангарскнефтехимпроект» (АО «АНХП) на разработку проектной, рабочей документации и выполнение инженерных изысканий, на разработку предварительного технико-экономического обоснования (предТЭО) проекта генерации электроэнергии и теплоэнергии для нужд «Восточная нефтехимическая компания»; договоры с субъектами естественных монополий об осуществлении технологического присоединения и выданные ими технические условия; положительные заключения экспертиз, судебные акты и т.п. Несмотря на то, что некоторые из указанных договоров заключены заявителем, а технические условия выданы до получения обществом статуса резидента ТОСЭР, работа по ним продолжалась уже в рамках Соглашения, что подтверждается в том числе наименованием объектов строительства в Соглашении и планах-графиках к нему. Разработанная проектная документация на объекты в соответствии с условиями Соглашения была передана обществом Управляющей компании. АО «ВНХК» указывает, что сформированный штат сотрудников обеспечивает выполнение работ и оказание услуг по заключенным обществом в рамках реализации проекта договорам.

Как отмечает апеллянт, деятельность общества по подготовке проектной документации для последующего строительства является деятельностью резидента территории опережающего социально-экономического развития «Нефтехимический» (далее – ТОСЭР), указанной в пункте 4.1 Соглашения.

Таким образом, обществом соблюдено условие о связанности трудовых обязанностей работников с исполнением Соглашения об осуществлении деятельности. Подтверждением факта связанности трудовых обязанностей работников исключительно с реализацией инвестпроекта в период с момента получения АО «ВНХК» статуса резидента ТОСЭР до 2020 года включительно являются показания свидетелей - работников общества, как сокращенных, так и работающих в настоящее время, данные ими при допросах, проводимых инспекцией в рамках камеральных проверок расчетов по страховым взносам за 2019-2020 гг.

Апеллянт не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствует ведение обществом в проверяемом периоде деятельности, предусмотренной Соглашением. АО «ВНХК» считает, что арбитражным судом необоснованно сделан данный вывод, он не соответствует обстоятельствам дела и основан на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.

Общество считает, что ссылка арбитражного суда на проведенные налоговым органом допросы свидетелей Музычук Ю.Б. и Степановой А.Р. неиформативна, поскольку результаты допросов двух свидетелей некорректно экстраполировать на действия всех работников общества.

Также апеллянт указывает, что действующее налоговое законодательство не содержит в качестве препятствия для применения пониженных тарифов нахождение плательщика вне границ ТОСЭР, данное обстоятельство не имеет правового значения в целях применения тарифов страховых взносов.

По мнению апеллянта, для применения резидентом ТОСЭР пониженных тарифов страховых взносов требуется соблюдение двух условий: заключение работниками трудовых договоров с резидентом ТОСЭР; трудовые обязанности работников должны быть непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения. Апеллянт указывает, что каких-либо иных условий для применения спорной льготы, кроме описанных в статье 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), действующее законодательство о налогах и сборах не содержит.

АО «ВНХК» указывает, что с 01.03.2018 им были внесены изменения в заключенные трудовые договора, которые повлекли создание для работников фактически новых рабочих мест с иным, отличным от прежнего адресом места работы и статусом работодателя. Утвержденная дополнительными соглашениями от 01.03.2018 новая редакция трудовых договоров повлекла фактический пересмотр всех ранее имевшихся существенных условий договоров (в том числе, о статусе работодателя и месте осуществления трудовой деятельности (месте работы сотрудников)), в результате которого трудовые отношения сторон стали новыми, отличными от прежних, что соответствует требованиям пункта 10.1 статьи 427 НК РФ. Апеллянт обращает внимание, что с учетом внесенных Законом № 300-ФЗ в статью 427 НК РФ изменений путем дополнения ее пунктом 10.1, момент принятия работников в штат организации для целей применения указанного подхода значения не имеет, а имеет значение факт выполнения ими видов деятельности, направленных на выполнение Соглашения на момент вступления в силу новой редакции пункта 10.1 статьи 427 НК РФ (с 03.08.2018).

АО «ВНХК» обращает внимание, что факт получения обществом статуса резидента ТОСЭР не является основанием для расторжения действующих трудовых договоров с сотрудниками, поскольку работа по инвестпроекту АО «ВНХК» не прекращалась, а продолжается обществом до настоящего времени. Трудовым законодательством не предусмотрено расторжение трудового договора в случае, когда деятельность общества остается неизменной, а лишь меняются какие-либо условия данной деятельности, например ведение деятельности в статусе резидента ТОСЭР. Более того, необоснованное расторжение трудовых договоров влечет для работодателя ряд рисков: привлечение к административной ответственности за нарушение трудового законодательства, наступление материальной ответственности (возмещение в соответствии со статьями 234, 237 ТК РФ материального ущерба и морального вреда, причиненного работнику) и репутационные риски.

Таким образом, общество считает, что получив статус резидента ТОСЭР 08.09.2017, имеет право на применение пониженных тарифов страховых взносов, установленных подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ.

Инспекция, считает доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе несостоятельными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, а выводы суда первой инстанции, изложенные в оспариваемом решении, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.

МФНС №16 по ПК в отношении АО «ВНХК» проведена камеральная налоговая проверка расчета по страховым взносам за 6 месяцев 2020 года, по результатам которой составлен акт от 20.10.2020 № 1031.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки установлено, что на основании поручения Президента РФ от 20.06.2013 № Пр-1165 принято решение о реализации масштабного стратегического для экономики регионов Дальнего Востока и РФ инвестиционного проекта по созданию Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств ЗАО «Восточная нефтехимическая компания», направленного на выпуск моторных топлив качества не ниже Евро-5 и нефтехимической продукции с высокой добавленной стоимостью, создание новых рабочих мест, снятие социальной напряженности в Дальневосточном федеральном округе.

Во исполнение данного инвестпроекта между АО «ВНХК» и АО «Корпорация развития Дальнего Востока» заключено Соглашение от 06.09.2017 № 1/Р-175 об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития. АО «ВНХК» выдано свидетельство, удостоверяющее регистрацию в качестве резидента ТОСЭР «Нефтехимический» от 08.09.2017, в реестр резидентов ТОСЭР 08.09.2017 внесена запись регистрации № 25000000175.

Общество, посчитав, что деятельность АО «ВНХК» и всех его работников, начиная с 2013 года по настоящее время, связана с реализацией инвестпроекта и исполнением Соглашения, поскольку заявитель является резидентом ТОСЭР, то при выплате им вознаграждений по трудовым договорам были применены пониженные тарифы, установленные подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, для целей исчисления страховых взносов.

Налоговый орган, посчитав необоснованным применение пониженных тарифов страховых взносов, предусмотренных подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, в отношении выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных лиц - работников общества, так как заявителем не представлено доказательств осуществления трудовой деятельности вышеуказанных работников, связанной с реализацией Соглашения, а также принимая во внимание, что застрахованные лица, отраженные в спорном расчете, не являются лицами, принятыми на вновь созданные рабочие места (в том числе трудовые обязанности которых непосредственно связаны с исполнением Соглашения, а трудовые места созданы в результате исполнения указанного Соглашения), принял решение от 05.04.2021 № 1067 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данным решением обществу дополнительно начислено 5 399 432,24 руб., в том числе: страховые взносы в сумме 5 267 759,1 руб., из них на обязательное пенсионное страхование 3 768 247,64 руб.; на обязательное медицинское страхование - 1 211 248,11 руб. на обязательное социальное страхование – 288 263,35 руб., пени в размере 131 673,14 руб.

АО «ВНХК» не согласившись с принятым инспекцией решением, направило в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю апелляционную жалобу, по результатам которой решением от 05.07.2021 №13-09/26684@ требование налогоплательщика оставлено без удовлетворения.

Общество, полагая, что решение налогового органа от 05.04.2021 № 1067 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось с вышеуказанным заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, посчитал доказанными и подтвержденными совокупностью доказательств выводы налогового органа о том, что основания для применения пониженных тарифов страховых взносов, установленных подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, в рассматриваемом случае у заявителя отсутствуют ввиду невыполнения всех условий, позволяющих применять данные тарифы, в связи с чем доначисление заявителю страховых взносов, а также пени по оспариваемому решению является правомерным.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, коллегия апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является верным, соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По условиям положений статьи 23 НК РФ, плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации страховые взносы: вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 НК РФ и представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам.

Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ) в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

На основании пункта 1 статьи 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 425 НК РФ тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой. Размеры тарифов страховых взносов установлены пунктом 2 статьи 425 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ АО «ВНХК» является плательщиком страховых взносов.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно подпункту 12 пункту 1 статьи 427 НК РФ Пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Закон №473-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 473-ФЗ особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности для ТОСЭР устанавливается в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2 статьи 427 НК РФ, применяются плательщиками, указанными в пункте 1 настоящей статьи, при выполнении условий, предусмотренных пунктами 4 - 12 настоящей статьи (пункт 3 статьи 427 НК РФ) и являются одной из мер государственной поддержки резидентов СПВ, предусмотренных главой 4 Федерального закона от 13.07.2015 №212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (далее - Закон №212-ФЗ).

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпунктах 11 - 14 пункта 1 настоящей статьи, тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 6,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1,5 процента, на обязательное медицинское страхование - 0,1 процента.

Пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ (действующий с 03.08.2018 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 300-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 части первой и статьи 422 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») предусматривается применение пониженных тарифов страховых взносов резидентами территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) и резидентами свободного порта Владивосток (далее - СПВ) исключительно в отношении выплат физическим лицам, занятым на новых рабочих местах.

В целях пункта 10.1 статьи 427 НК РФ под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом территории опережающего социально-экономического развития при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Законом № 473-ФЗ или Закона № 212-ФЗ.

При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом территории опережающего социально-экономического развития и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

Из положений статьи 13 Закона № 473-ФЗ, приказа Минвостокразвития России от 02.04.2015 № 42 «Об утверждении формы заявки на заключение соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, примерной формы бизнес-плана, критериев и методики оценки заявки и бизнес-плана» следует, что одним из критериев, по которым управляющая компания оценивает заявку на заключение соглашения об осуществлении деятельности лица, намеревающегося приобрести статус резидента ТОСЭР, является количество создаваемых рабочих мест, связанных с реализацией проекта, предусмотренного бизнес-планом, с целью увеличения объема производства товаров (работ, услуг), а также создания новых производств, объектов инфраструктуры ТОСЭР. Если реализация проекта, предусмотренного бизнес-планом, не предполагает создания новых рабочих мест, бизнес-плану баллы не присваиваются и соответственно в отношении такого бизнес-плана может быть принято решение об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности.

Указанные в подпунктах 12 и 13 пункта 1 статьи 427 НК РФ плательщики применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 статьи 247 НК РФ, в течение десяти лет со дня получения ими статуса резидента ТОСЭР или статуса резидента СПВ начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен соответствующий статус.

Из анализа указанных норм права следует, что резидент ТОСЭР, в том числе получивший соответствующий статус до 03.08.2018, обязан после вступления в силу Закона № 300-ФЗ, то есть с 03.08.2018, применять пониженные тарифы страховых взносов исключительно в отношении выплат, начисляемых работающим только по трудовым договорам физическим лицам, занятым на новых рабочих местах, созданных для исполнения соглашения об осуществлении деятельности, указанным в заявке на заключение такого соглашения и предусмотренных впоследствии штатным расписанием резидента территории опережающего социально-экономического развития.

При этом для целей налогообложения плательщик обязан вести раздельный учет выплат, производимых физическим лицам в связи с деятельностью, предусмотренной данным соглашением, и иными видами деятельности, с целью применения к выплатам в их пользу различных тарифов, установленных, соответственно, статьями 427 и 426 НК РФ.

Налоговым кодексом РФ методика ведения налогоплательщиками раздельного учета доходов (расходов) в целях исчисления страховых взносов не установлена.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Учетная политика для целей налогообложения представляет собой выбранную налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (пункт 2 статьи 11 НК РФ).

Согласно материалам дела, АО «ВНХК» является резидентом ТОСЭР «Нефтехимический» на основании Соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития от 06.09.2017 № 1/Р-175, заключенного с акционерным обществом «Корпорация развития Дальнего Востока».

Пунктом 2.8. бизнес-плана проекта «Восточная нефтехимическая компания» установлено совокупное количество создаваемых рабочих мест - более 4420 рабочих мест.

В соответствии с пунктом 4.1 Соглашения об осуществлении деятельности инвестиционный проект реализуется АО «ВНХК» в соответствии с Планами-трафиками, прилагаемыми к настоящему Соглашению об осуществлении деятельности. Создание рабочих мест предусмотрено Планами-графиками реализации проектов №№ 1, 2, 4. 7, 8 начиная с 2022 года.

15.07.2020 АО «ВНХК» представлен расчет по страховым взносам за полугодие 2020 года, в котором применены пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ ко всей базе начисленных страховых взносов за полугодие 2020 года в отношении 85 работников.

Обществом представлено штатное расписание по состоянию на 01.04.2017, согласно которому в штате АО «ВНХК» на указанную дату предусмотрены должности сотрудников в количестве 103 штатных единицы.

Согласно материалам дела, после получения статуса резидента ТОСЭР наименование структурных подразделений и должностей в штатном расписании АО «ВНХК» не менялись, за исключением случаев введения в штатное расписание отдельных должностей вследствие изменения их наименования без фактического увеличения штатной численности.

Приказом от 10.04.2020 № 132 было утверждено штатное расписание на период с 14.04.2020, которым предусмотрены должности сотрудников в количестве 27 единиц, при этом наименование должностей и структурных подразделений в отношении 12 штатных единиц не изменились, то есть данные должности имелись в штатном расписании по состоянию на 01.04.2017. Кроме того, в штатное расписание с 14.04.2020 введены 15 единиц взамен выведенных должностей, то есть произведено перенаименование должностей, при этом должностные обязанности сотрудников по «вновь созданным» должностям были дополнены обязанностями сокращенных, сотрудников.

По результатам проведенного налоговой анализа штатной расстановки работников общества в проверяемом периоде установлено, что сотрудники, в отношении которых во втором квартале 2020 года применены пониженные тарифы страховых взносов, занимают должности, которые либо были предусмотрены штатным расписанием по состоянию на 01.04.2017, то есть до заключения Соглашения, либо должности, образованные в результате сокращения фактической численности сотрудников.

Таким образом, АО «ВНХК» после заключения Соглашения об осуществлении деятельности фактически новых рабочих мест не создало, а кроме того во 2 квартале 2020 года провело масштабное сокращение рабочих мест и перераспределение функционала между оставшимися работниками, что противоречит целям создания ТОСЭР. Как верно отмечено судом первой инстанции, ежеквартальный отчет общества перед АО «КРДВ» о создании новых рабочих мест не свидетельствует об их фактическом создании.

Доводы общества о том, что в Планы-графики не вносилась информация об уже созданных рабочих местах по причине утверждения Планов-графиков позже фактической даты создания новых, рабочих мест и позже даты заключения Соглашения об осуществлении деятельности, не соответствуют фактическим обстоятельствам, поскольку Планы-графики, утвержденные 19.09.2018, содержат информацию обо всех этапах реализации инвестиционного проекта, начиная с периода 3 квартала 2017 года, то есть с того периода, в котором было заключено Соглашение об осуществлении деятельности.

Коллегией также признается несостоятельным довод АО «ВНХК» о том, что изменение обществом адреса места нахождения и получение статуса резидента ТОСЭР, а также подписание дополнительных соглашений от 01.03.2018 к трудовым договорам, фактически повлекло создание для работников новых рабочих мест с иным, отличным от прежнего адресом места работы и статусом работодателя.

Из материалов дела и пояснений общества следует, что после получения статуса резидента ТОСЭР АО «ВНХК» 01.03.2018 заключило с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых местом осуществления трудовой деятельности работников определена территория ТОСЭР «Нефтехимический».

Однако после подписания 01.03.2018 дополнительных соглашений к трудовым договорам наименования должностей и трудовые функции работников не изменились, а рабочие места фактически располагались по адресу: г. Находка, Административный городок, как и до заключения Соглашения об осуществлении деятельности.

Как подтверждается камеральной налоговой проверкой, рабочие места сотрудников находились вне границ ТОСЭР «Нефтехимический». Данный факт также подтверждается представленными в материалы дела показаниями работников, полученными в ходе допросов, а также протоколом осмотра от 15.01.2020 №1, которым зафиксировано, что на территории ТОСЭР «Нефтехимический» отсутствуют какие-либо здания и сооружения.

Таким образом, обществом не соблюдены требования Закона №473-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 07.03.2017 № 272 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Нефтехимический» (далее - Постановление № 272).

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона № 473-ФЗ территория опережающего социально-экономического развития - это конкретно определенная часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, и (или) акватории водных объектов,

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона № 473-ФЗ резиденты ТОСЭР не вправе иметь филиалы и представительства за пределами ТОСЭР, Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, включающий в себя, в том числе особенности налогообложения, предусмотренные для резидентов ТОСЭР законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, устанавливается непосредственно для территории ТОСЭР.

Исходя из приведенных, правовых норм, резидент ТОСЭР не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на рабочих местах, находящихся вне границ ТОСЭР.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, судебной коллегией отклоняется довод общества о том, что действующее налоговое законодательство не содержит в качестве препятствия для применения пониженных тарифов нахождение плательщика вне границ ТОСЭР и не имеет правового значения в целях применения тарифов страховых взносов, поскольку положения пункта 10.1 статьи 427 НК РФ носят отсылочный характер и применяются во взаимосвязи в частности, с положениями Закона № 473-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено названным кодексом.

Трудовой кодекс Российской Федерации не относится к актам законодательства о налогах и сборах и имеет иные цели правового регулирования, установленное в нем определение трудовой функции работника, не должно рассматриваться как имеющие значение для исчисления страховых взносов при отсутствии на то прямого волеизъявления законодателя.

Таки образом, должности, имевшиеся в штатном расписании АО «ВНХК» до получения статуса резидента ТОСЭР, а также введенные в штатное расписание общества с 14.04.2020, не могут быть признаны новыми в целях применения пониженных тарифов страховых взносов, установленных пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ.

Доводы общества о том, что трудовые договоры, заключенные с работниками Кордюковым П.Н. и Петриченко О.В., Малярук Г.В., Веселовской Н.В. и Жеребцовой В.А. соответствуют критериям новых рабочих мест, признаются коллегией несостоятельными в силу следующего.

В соответствии с трудовым договором от 04.04.2019 Кордюков П.Н. принят на должность генерального директора, однако должность генерального директора не является вновь созданной, так как в случае увольнения одних работников и приема на их место новых работников новые рабочие места не создаются.

Также не является впервые созданным рабочим местом должность менеджера группы по управлению персоналом и социальным программам Петриченко О.В., так как в штатном расписании по состоянию на 01.04.2017 данная должность именовалась как руководитель группы по управлению персоналом и социальным программам. Переименование должности не повлекло за собой создание нового рабочего места, поскольку общее штатное количество единиц структурного подразделения группы по управлению персоналом и социальным программам АО «ВНХК» не изменилось и составило 3 человека.

Должности работников Малярук Г.В., Веселовской Н.В. и Жеребцовой В.А. не являются вновь созданными, так как были введены в штатное расписание вследствие изменения наименования должностей без фактического увеличения штатной численности.

Пунктом 1.2 Соглашения местом деятельности резидента ТОСЭР определено: тер. ТОР «Нефтехимический» на территории Партизанского муниципального района Приморского края. Дополнительным соглашением к трудовым договорам от 01.03.2018 внесены изменения в трудовые договоры сотрудников АО «ВНХК», в которых местом осуществления деятельности определено: Приморский край, Партизанский р-н, с. Новолитовск, территория ТОР «Нефтехимический».

Постановлением № 272 в редакции, действовавшей в спорный период, местоположение границ ТОСЭР «Нефтехимический» определено по границе кадастрового квартала 25:13:030202, по границам земельных участков с кадастровыми номерами по перечню согласно приложению № 1, а также по прямым линиям, соединяющим по порядку точки координат согласно приложению №2.

Также согласно пункту 3 Постановления № 272 особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на ТОСЭР «Нефтехимический» действует при осуществлении видов экономической деятельности, включенных в классы ОКВЭД по перечню согласно приложению № 3.

Камеральной налоговой проверкой установлено, что в проверяемом периоде общество не осуществляло виды деятельности, предусмотренные Постановлением № 272 и Соглашением.

Основной вид деятельности общества, указанный в ЕГРЮЛ - производство прочих химических органических основных веществ (ОКВЭД 20.14.7).

В ходе анализа выписок по операциям на расчетных счетах АО «ВНХК» установлено, что в проверяемом периоде общество фактически осуществляло виды деятельности, не предусмотренные Соглашением об осуществлении деятельности, а именно: оказывало услуги юридическим и физическим лицам по предоставлению в аренду квартир для проживания сотрудников организаций, предоставляло в субаренду производственные помещения.

Согласно банковской выписке за 2 квартал 2020 года поступления на счет АО «ВНХК» составили 76 800 тыс. руб., списание составило 78 544 тыс. руб. Основные поступления составляют займы от ПАО «НК Роснефть» - 41 300 тыс. руб. или 54%, поступления по виду платежа «аренда» составили 23 646 тыс. руб. или 31%. Поступившие денежные средства расходуются на выплату заработной платы, пособий, платежи в бюджет, оплату услуг банка, бухгалтерских услуг, услуг связи, охраны, на содержание и текущий ремонт помещений.

В соответствие с пунктом 3.3.9 Соглашения в случае одновременного осуществления деятельности, предусмотренной данным соглашением в рамках реализуемого инвестиционного проекта и иной деятельности, осуществляемой вне реализации инвестиционного проекта, на которую не распространяются меры государственной поддержки, резидент ТОСЭР обязан вести раздельный бухгалтерский учет (в том числе раздельный учет доходов и расходов) и раздельный учет рабочего времени и расчета с персоналом по оплате труда.

Указанный раздельный учет рабочего времени и расчета с персоналом по оплате труда в проверяемом периоде АО «ВНХК» не велся, что в совокупности с иными обстоятельствами, установленным налоговым органом, указывает на неправомерное применение обществом пониженных тарифов страховых взносов ко всем выплатам, производимым в пользу работников, учитывая факты осуществления иных видов деятельности, не предусмотренных Соглашением об осуществлении деятельности.

Ссылка общества на необходимость осуществления на стадии выполнения проектных работ иных видов деятельности, не предусмотренных Соглашением об осуществлении деятельности, не имеет правового значения, поскольку согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 07.03.2017 № 272 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Нефтехимический» особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на ТОСЭР «Нефтехимический» действует при осуществлении видов экономической деятельности, включенных в классы Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК. 029-2014 (КДЕС Ред. 2), по перечню согласно Приложению № 3 к данному Постановлению.

В апелляционной жалобе заявитель указывает, что в настоящее время деятельность общества заключается в разработке проектной документации для последующего строительства и выполнении согласовательных процедур, что, по мнению АО «ВНХК», является деятельностью резидента территории опережающего социально-экономического развития «Нефтехимический» (далее – ТОСЭР), указанной в пункте 4.1 Соглашения, а все сотрудники общества задействованы в выполнении работ и оказании услуг по заключенным в рамках реализации проекта договоров.

Также АО «ВНХК» указывает, что сформированный штат сотрудников обеспечивает выполнение работ и оказание услуг по заключенным обществом в рамках реализации проекта договорам, а ссылка арбитражного суда на проведенные налоговым органом допросы свидетелей Музычук Ю.Б. и Степановой А.Р. неиформативна, поскольку результаты допросов двух свидетелей некорректно экстраполировать на действия всех работников общества.

Однако АО «ВНХК» не представлено доказательств того, каким образом все сотрудники общества были задействованы в указанных подготовительных работах. Оснований полагать, что во время допросов работники общества Музычук Ю.Б. (протокол допроса от 16.09.2020 № 88) и Степанова А.Р. (протокол допроса от 11.09.2020 № 75)не верно поняли заданные им вопросы, не имеется. Наличие в должностных инструкциях указанных лиц обязанностей, связанных с реализацией инвестиционного проекта, не означает, что данные работники фактически исполняли указанные функции, при осуществлении АО «ВНХК» иных видов деятельности, не связанных с реализацией инвестиционного проекта.

Довод общества о том, что основанием для применения льготы являлся и тот факт, что вся деятельность общества, в том числе до заключения Соглашения, была направлена на реализацию инвестпроекта, коллегией отклоняется, поскольку плательщик страховых взносов, имеющий статус резидента ТОСЭР, вправе применять пониженные тарифы страховых взносов к выплатам и иным вознаграждениям, начисляемым в пользу физических лиц, трудовые обязанности которых непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, исключительно при соблюдении условий, предусмотренных статьей 427 НК РФ, к которым относится создание новых рабочих мест.

В рассматриваемом случае АО «ВНХК» не представило доказательств ни создания новых рабочих мест, ни осуществления деятельности, связанной с исполнением Соглашения.

Заключая с АО «КРДВ» Соглашение об осуществлении деятельности, АО «ВНХК» не могло не осознавать особый характер правоотношений, в которые вступает, и целевое значение предоставляемых резидентам ТОСЭР льгот и преференций - удовлетворение публично значимого интереса, заключающегося в ускоренном экономическом развитии территории ТОСЭР «Нефтехимический». Таким образом, общество, вступая на добровольной основе в подобные отношения, обязано исходить из того, что при этом предполагается не только приобретение им тех или иных прав и преимуществ, но и возложение на него определенных обязанностей перед Российской Федерацией.

Ввиду изложенного, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что АО «ВНХК» невыполнены требования, установленные подпунктом 12 пункта 1, пунктом 10.1 статьи 427 НК РФ, а именно:

 - отсутствует факт создания рабочих мест (трудовые договоры заключены с работниками общества до получения статуса резидента ТОСЭР, «новые» должности образованы в результате сокращения фактической численности сотрудников общества),

 - не исполнены трудовые обязанности работниками за пределами территории ТОСЭР,

 - отсутствует ведение в проверяемом периоде деятельности, предусмотренной Соглашением.

При таких условиях, основания для применения пониженных тарифов страховых взносов, установленных подпунктом 5 пункта 2 статьи 427 НК РФ, в рассматриваемом случае у общества отсутствуют, в связи с чем доначисление заявителю страховых взносов по оспариваемому решению является правомерным, о чем сделан верный вывод судом первой инстанции.

Апелляционный суд отмечает, что применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых при осуществлении деятельности резидентом ТОСЭР, не связанной с реализацией упомянутого соглашения, не соответствует цели создания ТОСЭР и не способствует экономической эффективности развития такой территории.

При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что применение пониженных тарифов страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых в рамках деятельности общества, не связанной с реализацией соглашений, лишает налоговую льготу целевой направленности, заложенной в законе о развитии экономики Дальнего Востока, в связи с чем подлежат отклонению доводы апеллянтов о применении пониженных тарифов страховых взносов ко всем рабочим местам организации, в том числе к тем, которые не имеют связи с заключаемыми резидентами ТОСЭР соглашениями, как ошибочные, основанные на неправильном толковании норм материального права, приводящие к неравенству между резидентами ТОСЭР в силу разнообразия проектов, которые могут предполагать как начало новой деятельности, так и модернизацию уже работающего производства, поскольку резиденты, реализующие новый проект и не ведущие до заключения соглашения деятельность, окажутся в неравном (худшем) положении с резидентами, уже осуществляющими деятельность и получающими льготы по производству, не связанному с вновь реализуемым проектом.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые ненормативные правовые акты, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя о признании недействительным решения от 05.04.2021 №1067 не являются обоснованными и не подлежат удовлетворению.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части.

Ссылки заявителя жалобы на судебную практику также отклоняются, поскольку судебные акты арбитражных судов, на которые ссылается заявитель, приняты с учетом иных обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.

Следовательно, основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на апеллянта.

Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.02.2022 по делу
№А51-17437/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий

Е.Л. Сидорович

Судьи

Л.А. Бессчасная

Т.А. Солохина